0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика и описание проблемы

Проблемы и их характеристика.

Существует несколько подходов к определению понятия «проблема»

Во-первых, проблема понимается, как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоленияэтого расхождения. Такого рода проблемы возникают когда цели деятельности организации не достигнуты. Такие проблемы называют проблемами функционирования.

Во-вторых, проблема может рассматриваться как потенциальная возможность. В этом случае она означает расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Чаще всего они связаны с не использованием потенциала организации в полной мере — это проблемы развития.

Распознание и формулирование проблемы занимает важное место в методологии организации ПРУР. Проблема определяет выбор методов исследования, подведения результатов. Проблема – это преграда, противоречие, которое несет в себе элементы новых, неизвестных ранее изменений. Не следует путать понятия проблема и задача. Решение первой всегда требует творческого подхода, решение задачи предполагает знание алгоритма ее разрешения.

Проблему как предмет исследования характеризуют такие параметры: реальность, актуальность, ресурсообеспеченность, ценность предполагаемого результата.

Чтобы ее решить необходимо ее сначала определить, т. е. «увидеть» возникшее противоречие. Определение – это сложная процедура, состоящая из нескольких фраз, основными являются:

— выявление проблемы, т. е. определение ее симптомов (первых признаков, сформулированных на этапе описания ситуации), что позволяет установить наличие проблемы, но не причины ее возникновения, поэтому необходима вторая фаза – диагноз проблемы, т.е. установление причин ее возникновения; диагностика базируется на сборе и анализе информации о факторах, послуживших причиной появления проблемы и выделения среди них управляемых, воздействуя на которые можно решить проблему. Основным инструментом диагностики выступает причинно-следственный анализ; несмотря на очевидность различий понятий «симптомы», «причины», «последствия», в практике управленческой деятельности довольно часто они подменяются друг другом, что приводит не к решению проблемы, а к усугублению и тиражированию.

Решение выявленной проблемы предполагает установление причинно-следственной цепи, иерархию причин и следствий, которая ведет «назад» от следствия к причине до той точки, в которой можно предпринять действие, помогающее устранить исходные причины. Сложность и важность анализа при использовании процедурыпричинной цепи заключается в необходимости постоянно фиксировать местоположение фактов, концептуальных суждений в причинной цепи. Ясно и четко определить проблему означает уже начать ее решать.

Важным этапом исследования проблемы является ее распозна-вание, связанное с осуществлением следующих операций:

· — формулирование проблемы, включающее постановку центрального вопроса; фиксацию того противоречия, которое составляет основу проблемы и описание предположительных последствий. Различают два типа формулирования проблемы: субъективные и объективные. Проблемы первого типа фиксируют в терминах потребностей данного субъекта управления, отражают факт их неудовлетворенности. Проблемы второго типа отражают недостаточность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы;

· — построение проблемы, базирующееся на методе декомпозиции и изучении ее внутренней структуры. Внутреннюю структуру составляют такие элементы, как предмет, субъект, связи и цель решения. Предмет характеризует возникшее главное противоречие, которое отражается в вопросе : «В чем сущность проблемы?» Объект проблемы отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?». Субъект – тот, кто связан с проблемой. Связи характеризуют ограничения и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблема?» Цель решения проблемы выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»;

· — оценка проблемы, связанная с выявлением условий решения проблемы, соотнесения потребностей и возможностей при ее решении, ее классификация;

· — обоснование проблемы, т.е. установление взаимосвязей с другими проблемами организации.

Для изучения проблемы, выяснения ее особенностей необходимо придерживаться следующей последовательности:

· — разделение проблемы на части;

· — выделение основных и второстепенных характеристик проблемы;

· — установление причинно-следственных характеристик проблемы;

· — прогнозирование и анализ требуемых действий;

· — разработка рекомендаций к действиям.

При исследовании проблемы следует рассмотреть ряд аспектов, касающихся масштаба проблемы, ее повторяемости, времени реагирования, уровня и вида риска, ресурсообеспеченности, охвата, ее уникальности.

Следующей характеристикой методологии исследования проблемы является ее постановка. Различают несколько уровней постановки проблемы:

· — низший — характеризуется интуитивным восприятием руководи-теля о противоречиях в системе управления;

· — средний — описание в соответствии с принятыми правилами;

· — высший — заключается в ее отработке в соответствии с целью и стратегией организации, поиске новых форм.

Итак, основными методологическими принципами исследования проблемы при организации ПРУР являются принципы выявления противоречия, принципы оценки и принципы распознавания.

Принципы оценивания позволяют получить адекватную оценку реальной действительности, ситуации, проблемы, результатов. К ним относятся следующие:

· — принцип целевого назначения (цель оценки может быть поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций);

· — принцип разнообразия, полноты и системности;

· — принцип критериальной определенности;

· — принцип количественной определенности оценки;

· — принцип сочетания оценки состояния и изменений;

Всегда возникает необходимость отождествления, сравнения, определения класса проблем, принадлежности к определенной типологической группе, т.е. в классификации, которая может быть построена по следующим признакам:

· — по степени структуризации: хорошо структурированные, слабо структурированные, неструктурированные ;

· — по содержанию: экономические, организационные, социально-психологические, политические, технические и др.;

· — по классности: прямые и обратные;

· — по уровню решения: общесистемные, подсистемные, элементные;

· — по срочности решения: самые важные, важные средней срочности, важные, но не срочные, не заслуживающие внимания, накапливаемые;

· — по назначению: теоретические и поведенческие, связанные с реализацией решения;

· — по отношению к организации: внешние, внутренние, стыковые (проблемы взаимодействия внутренней и внешней среды);

· — по фактору предвидения: планируемые и не планируемые;

· — по способам решения: интенсивно решаемые и экстенсивно решаемые;

· — по времени: долгосрочные, краткосрочные (следует различать время развития проблемы и время ее решения);

· — по направлению воздействия: прямые и косвенные.

При анализе проблемы важное значение занимает определение на какой стадии жизненного цикла она находится, от этого будет зависеть качество разрабатываемых решений.

Если проблема находится на стадии зарождения, ее масштаб полностью не известен, принимаемое решение будет действовать по упреждению. Однако подобные проблемы, считающиеся решенными, могут привести к появлению других проблем, причем достаточно масштабных.

В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управленческую деятельность и вызывает массу негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием и приниматься в «режиме тушения пожара».

В период стабилизации развития проблемы, когда известны масштаб и последствия проблемы, решение будет приниматься в режиме реального времени.

Понятие проблемы и проблемной ситуации

Обшая характеристика проблемы как системы

Системный анализ и синтез проблемы

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАВЫ ВЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

• раскрыть сущность проблемы как системы и этапы решения проблемы;

• определить цель и порядок формулирования проблемы;

• охарактеризовать процесс формирования целей;

• описать этапы структуризации проблемы;

• раскрыть сущность выявления и выбора альтернатив решения проблемы;

• описать порядок принятия решения в зависимости от наличия информации, а также порядок выбора оптимальных решений

¨ понятие проблемы и проблемной ситуации

¨ представление проблемы как системы

¨ этапы решения проблемы

Проблема (от греч. problema — задача) в широком смысле — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, либо противоречивая ситуация, возникающая из-за противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Вся история познания представляет, по существу, историю преодоления познавательных проблем, которые социальная практика непрерывно ставила перед человечеством. Вся история человечества и индивида связана с преодолением затруднений средствами интеллекта, т.е. с решением проблем.

По существу, проблема есть ситуация несоответствия желаемого и существующего.

Советский психолог А. Рубинштейн писал: «Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» (цит. по [4.18]).

Итак, проблемные ситуации возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду.

Преграда может быть самой различной природы: это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимрсть произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели или сделать выбор между несколькими объектами и т.п. Во всех этих случаях возникает ситуация, которую принято называть проблемной. Проблемная ситуация это «разрыв» в деятельности, «рассогласование» между целями и возможностями субъекта, т.е. условия, порождающие проблему. Проблемная ситуация — условия, порождающие проблему.

Условия появления проблемы — это объективно возникающие противоречия между теми или иными действиями, в частности из-за незнания способов их выполнения; между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью.

Типичные проблемные ситуации:

¨ результаты деятельности не соответствуют желанным целям;

¨ ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы;

¨ в практической деятельности обнаруживаются факты, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений;

¨ одна из частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или другими областями жизни в пределах данной отрасли знаний.

Классификация проблем

В настоящее время единой («устойчивой») классификации проблем не существует. Нередко к проблемам относят лишь очень крупные научные и хозяйственные проблемы. В работе В.М. Добкина [4.8] под проблемами понимаются все те вопросы деятельности предприятий, институтов и отраслей, обоснованное решение которых требует проработки, выявления и сравнения нескольких возможных вариантов.

Исходя из представленного выше широкого определения проблем выделяют две их категории: стабилизации и развития.

Проблемами стабилизации называются такие, решение которых направлено на предотвращение, устранение или компенсацию возмущений, нарушающих текущую деятельность системы. К решению проблем стабилизации относится также совокупность мер, которые без изменения основных характеристик системы корректируют процессы текущей деятельности. При этом учитываются изменяющиеся условия протекания установившегося производственного процесса (в том числе возникающие дополнительные возможности использования ресурсов) и колебания потребности в продукции, в том числе ее различных сортовых разновидностей.

На уровне предприятия, подотрасли и отрасли решение этих проблем обозначают термином «управление производством», понимая под ним совокупность мер по управлению основным и вспомогательным производствами, материально-техническим снабжением и сбытом, а также по их текущему планированию.

Проблемами развития и совершенствования систем называют такие, ешение которых направлено на повышение эффективности функционирования за счет изменения характеристик объекта управления или системы управления объектом. Решение этих проблем можно рассматривать как совокупность мер по переводу системы из исходного состояния в новое, отличающееся от прежнего лучшими техническими характеристиками, лучшей организацией. Это обеспечивает более высокую эффективность системы. На решение проблем развития и совершенствования систем направлено перспективное планирование, управление научно-исследовательскими и опытными работами, проектирование, капитальное строительство, обеспечение технического и организационного прогресса, в том числе внедрение новой техники, планирование и реализация организационно-технических мероприятий, весь комплекс работ по совершенствованию планирования и управления.

А.Г. Венделин [4.6] выделяет две категории проблем: проблемы улучшения деятельности и проблемы нахождения принципиально нового решения.

Сталкиваясь с необходимостью улучшения какого-либо вида деятельности, мы прежде всего пытаемся определить саму проблему, ищем то звено, элемент или подсистему, которые не отвечают предъявляемым к ним требованиям, вызывают «ненормальности» в работе.

При подходе к решению проблемы, как к созданию чего-то принципиально нового, процесс решения становится значительно сложнее. Здесь нельзя ограничиться описанием ситуации. Решающее значение приобретает учет действия объективных законов социального и экономического развития, определение тенденции этого развития в рассматриваемой области. Определив направление развития, выделяют сами проблемы, подлежащие рассмотрению. Как видим, несмотря на различные названия, категории проблем, рассматриваемые в работах [4.6] и [4.8] по своей сути совпадают. Совсем Другой подход классификации проблем предлагается в работе Дж. Клира [4.10]. 3 качестве классификационных признаков используются степень фор- 1ал изации, характер проявления и степень связанности проблем.

По степени формализации проблемы подразделяются следующим образом:

¨ неструктурированные (описание на качественном уровне и решение эвристическими методами на основе опыта и интуиции);

¨ слабоструктурированные (качественное и количественное описание частично формализована предметная область), для решения которых и предназначен системный подход;

Читать еще:  Снимки мрт позвоночника при грыже особенности изображений

¨ структурированные (обычно решаются методами исследования операций).

По характеру проявления проблемы подразделяются на повторяющиеся, аналогичные, новые и уникальные.

По степени связанности выделяют комплексные и автономные проблемы.

Следующий вид классификации проблем (см. например [4.12]) связывают с уровнем решения, выделяя четыре уровня проблем и решений.

Первый уровень рутинные проблемы, рутинные решения. На этом уровне руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий предсказуемо. Функция руководителя в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Второй уровень — селективные проблемы, инициативные решения. На этом уровне требуется доля инициативы и свободы.

Руководитель оценивает достоинства нескольких возможных решений и старается выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме.

Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью того, что оно окажется приемлемым и эффективным.

Третий уровень адаптационные проблемы, новое решение известной проблемы.

На этом уровне руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Имеются набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.

Четвертый уровень инновационные проблемы, новое решение неизвестной проблемы — сложной, требующей совершенно нового подхода. Наиболее современные и трудные проблемы могут потребовать для своего решения создания новой отрасли науки или технологии.

С.Л.Оптнер [4.14] делит проблемы на качественные, количественные, шанные (количественно-качественные) и слабоструктурированные (наличие качественного и количественного описания и частично формализована предметная область).

Количественные проблемы выражаются в числах или в таких символах, которые в конце концов могут быть выражены в числовых оценках. Особенности количественных проблем: точность, надежность решения, строгость и управляемость.

Точность — возможность с помощью методов статистики и вычислительных машин воспроизвести структуру проблемы и установить ее численные значения и их диапазон.

Надежность решения — установление доверительных интервалов или вероятности осуществления решения.

Строгость — зеркальное отражение надежности (установление критических значений величин элементов проблемы).

Управляемость — способность быстро реагировать на изменения показателей (параметров) системы и манипулировать ими.

Качественные проблемы описываются качественными характеристиками, свойствами (связаны с детальным перечислением будущих или плохо определенных ресурсов и их свойств или характеристик).

Качественные проблемы относятся к разряду неструктурированных или очень слабо структурированных. Кроме того, качественные проблемы не могут быть легко выражены в их логических компонентах. В решении этих проблем главную роль играют суждение, интуиция, опыт, а иногда просто осторожность или безрассудность.

Проблемы, обладающие и качественными, и количественными сторонами, называются смешанными, или количественно-качественными проблемами.

В условиях делового мира, который представляет собой множество организационных и эргатических систем, действует большое количество сложных, слабоорганизованных входных воздействий. Они составляют смешанный, неясный и неизмеримый фон внешней среды (мораль, дух коллектива, кооперирование и т.д.).

Для делового мира характерно большое число входов. Они имеют преходящие состояния и отношения. Обстановке, в которой воспринимаются входы или выходы, не придана структура, позволяющая реагировать на всякий и каждый элемент данных. На каждом уровне организации существует относительно немного конкретных лиц, воспринимающих смешанные или обобщенные входы, а еще меньше людей, способных интерпретировать причины возникновения хаотических выходов организации. Смешанные проблемы могут иметь как количественные, так и качественные аспекты.

Наиболее трудны как раз те проблемы, которые связывают организацию (целостность) с окружающей средой. Основная операция при решении такой проблемы — выделение (идентификация) системы. Это операция, в основном, качественная и заключается в определении связей элементов (т.е. структуры) и их свойств. Количественные оценки могут быть произведены только после определения свойств. Ошибки при выделении системы могут быть двух типов: объединение необъединимого и разделение неразделимого.

При планировании исследований и разработок, при определении политики относительно продукции или рынка, при диверсификации и приобретении значение математических методов невелико. Эти проблемы вообще относятся к компетенции самого верхнего уровня руководства.

В дополнение к проблемам, стоящим перед высшим руководством, существует множество качественных проблем в каждом отделе любой компании (ведомства), которые разрешаются с помощью суждений. Суждение определяется как выполняемая человеком операция, включающая сравнение и различие. Суждение является средством, с помощью которого формулируется знание, оценки и отношения.

Слабоструктурированная проблема — это такая проблема, состав элементов которой и их связи известны только частично. Возможны различные ситуации, порождающие слабоструктурированные проблемы. Например, если некоторые новые возможности уже сложились, но еще не осознаны, неизбежно возникают слабоструктурированные проблемы.

Одна из задач, возникающая при решении таких проблем, состоит в том, чтобы выделить полезные, ценные элементы эвристического процесса. Другая задача состоит в отыскании подходящих способов определения наличия высокого риска возможного способа действий. Конечно, изобретения или творческие предложения, которые могут повлиять на результат эвристического решения проблемы, не должны быть оставлены в стороне.

Обобщая различные способы классификации проблем, можно привести их к следующим трем видам:

¨ оперативные проблемы проблемы, решение которых направлено на предотвращение, устранение или компенсацию возмущений, нарушающих текущую деятельность системы. Это структурированные проблемы. Решение этих проблем связано с количественной их оценкой, наличием хорошо отработанных альтернативных наборов действий в той или другой ситуации;

¨ проблемы совершенствования и развития систем проблемы, решение которых направлено на повышение эффективности функционирования за счет изменения характеристик объекта управления или системы управления объектом, а также внедрения новых идей. Это слабо структурированные проблемы, решение которых является объектом исследования системного анализа и синтеза;

¨ инновационные проблемы проблемы, решение которых связано с выработкой новых идей и внедрением нововведений. Это очень слабо структурированные (или неструктурированные) проблемы. Решение этих проблем связано с порождением новых идей и применением эвристических методов на основе опыта и интуиции.

Объектом нашего дальнейшего изучения будут проблемы совершенствования и развития систем, а также инновационные проблемы.

Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 12682 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Раздел «Описание проблемы, на решение которой направлен проект»

«Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем».

Большая советская энциклопедия,

из-ние 3-е, М.: «Советская энциклопедия»,

В разделе: «Описание проблемы, на решение которой направлен проект» необходимо точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь решить с помощью проекта и описать ситуацию, побудившую Вас приступить к разработке проекта.

Во время работы над данным разделом проектной заявки мы предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:

— Описываемая проблема должна отражать объективную ситуацию, т.е. проблемы вне Вашей организации — из жизни Ваших клиентов, местных жителей, города или страны.Помните: отсутствие у Вас денег — это не проблема!

— Старайтесь писать в расчете на человека, впервые в жизни слышащего о такой проблеме. Никогда не употребляйте никаких терминов, не разъяснив попутно их значения. Помните, что постановка проблемы — не аналитическая научная статья! Сознательноисключайте все специальные термины, понятные лишь специалистам. Избегайте наукообразных оборотов. Ваша задача убедить читателя, а не повысить его образовательный уровень.

— Продемонстрируйте дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно местных) и обзорные научные работы, но не увлекайтесь: лучше всего привести несколько наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию, а таблицы и схемы приберечь для приложения.

— Будьте реалистичны! Не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода и в рамках одного проекта.

Рекомендация:

Попробуйте описать данный раздел заявки по следующей схеме: «причины проблемы – проблема – следствия проблемы».

Критерии оценки раздела «Описание проблемы Вашего населенного пункта,

На решение которой направлен проект»

— Описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта.

— Ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект.

— Демонстрирует, насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай).

— Показывает, насколько связана с целями и задачами организации-заявителя?

— Показывает разумность масштаба работ — не делаются попытки решить все мировые проблемы сразу.

— Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, цитатами из ключевых литературных источников (1-5) и мнениями экспертов.

— Проблема сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя.

— Раздел не содержит голословных утверждений.

— Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).

Материалы из книги Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. «Как просить деньги», М., Из-во Центра охраны дикой природы, 2003

Раздел «Цели и задачи»

Раздел «Цели и задачи» представляет собой последовательное перечисление цели и задач в конкретной и сжатой форме.

Во время работы над данным разделом проектной заявки мы предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:

— Если вы хорошо «поработали над проблемой, на решение которой направлен ваш проект», то формулировка цели и задач не должна вызвать у вас затруднений. Достаточно помнить, что, по сути, цель – это «перевернутая проблема», а задачи напрямую вытекают из сформулированных вами причин возникновения этой проблемы и являются «шагами на пути к достижению цели проекта».

· Цели должны быть конкретными и измеримыми.

· Цели должны быть сориентированы во времени.

· Цель должна быть достижимой.

· Цели должны быть взаимно поддерживающими.

— Задачи — конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе «Постановка проблемы». Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться данные о степени полезности проекта.

— По опыту, чаще всего в социальных проектах можно выделить несколько категорий задач:

Организационные— Формирование группы… тренеров, добровольцев, педагогический отряд, сайт, базу данных и т.п. — Привлечение дополнительных ресурсов и т.п.
Учебные— Повышение квалификации … группы добровольцев, педагогов и т.п. — Освоение (передача) технологии …
Методические— Разработка и выпуск… методическое пособие и т.п. — Разработка… программы, учебного модуля и т.п. — Практическое освоение технологии…
Информационные— Повышение уровня информированности о … — Привлечение внимание общественности к…
Координационные— Координация усилий организаций, заинтересованных …
Наверное, список можно продолжить… Подумайте, какие еще задачи могут быть?

— Проект не должен иметь много задач… Обычно их бывает от 3 до 5. Главное, что задачи должны быть из разных категорий… Например: организационная + информационная + учебная…

Критерии оценки раздела «Цели и задачи проекта»:

1) описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель — общий итог. Задачи — конкретные шаги по достижению цели.

2) из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.

3) насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.

4) по каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача.

6) цели в принципе достижимы, и результаты поддаются измерению.

7) из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта.

8) указывается срок достижения целей.

9) язык ясен и четок.

10) постановку задач авторы не путают с методами их решения.


Материалы из книги Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. «Как просить деньги», М., Из-во Центра охраны дикой природы, 2003

Пример формулирования и взаимосвязи разделов «Описание проблемы, на решение которой направлен проект» и «Цели и задачи»:

Раздел «Описание проблемы, на решение которой направлен проект»Раздел «Цели и задачи»
Следствия проблемы
Частые случаи нарушения прав детей и подростков и замалчивание этих ситуаций.
Частые случаи правонарушений среди подростков, в том числе проявлений национальной и других форм нетерпимости в подростковой среде.
Проблема:Цель
Низкий уровень правовой грамотности школьников, что выражается в незнании своих гражданских прав и обязанностей, неумении их отстаивать в трудных ситуациях.Повышение уровня правовой грамотности школьников г. Самары
Причины:Задачи
Недостаточно информации: не рассказывают в семье, недостаточно рассказывают в школе, нет доступных информационных ресурсов, посвященных этой проблеме;Распространение знаний о правах человека среди школьников и их родителей; знакомство с документами, регламентирующими отношения детей и подростков с представителями органов власти, педагогами и родителями.
Формальное отношение к правовому воспитанию в школе: направленность существующих программ на передачу знаний, но не на формирование навыков;Развитие навыков защиты подростками своих прав с помощью правовых игр, моделирующих жизненные ситуации.
Недостатки в подготовке педагогов-предметников и классных руководителей: — формальное отношение к правовому воспитанию в школе; — нехватка информации; — отсутствие у педагогов выбора программ специализированных учебных курсов; — нехватка у педагогов времени и желания на разработку собственных программ и методик.Повышение уровня педагогического и профессионального мастерства специалистов по работе с детьми.
Читать еще:  Упражнения бутримова при шейном остеохондрозе особенности

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?

КАК ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ?

Этот вопрос очень важен, поскольку неправильно сформулированные проблемы могут привести к очень общим заключениям или к очевидным выводам. Основываясь на таких формулировках, будет невозможно провести анализ.

Так какой же должна быть формулировка проблемы?

1. Проблема должна быть существующей[1] – не той, «которая предположительно у нас появится после прохождения этапа X», а той, которая есть уже сейчас. На следующем этапе работы предлагаемая проблема будет переформулирована в гипотетическую цель, условия для достижения которой сейчас отсутствуют, а внешние условия могут измениться, и запланированная таким образом работа окажется ненужной.

В качестве иллюстрации вспомним детское стихотворение про рыбака [2], который, собираясь на рыбалку, попытался предусмотреть все осложнения, которые могли бы возникнуть в процессе ловли рыбы, и взял с собой массу ненужные вещей (кровать, самовар) и в придачу собаку,

«чтоб все охраняла». В результате лодка перевернулась, а коллеги, неделю вылавливавшие из реки вещи, объясняли незадачливому организатору проекта: «Послушай, чудак, ты, кто угодно, но не рыбак. Ведь для хорошего для рыбака удочка только нужна и река!»

2. Формулировка должна быть конкретной и реальной: лучше избегать общих слов и постараться дать понять заинтересованным сторонам, почему сложившаяся ситуация вас не устраивает и что вы намерены (и действительно можете) изменить.

Например, формулировка «низкий уровень жизни целевой группы» – не самая удачная для постановки проблемы. Если вы действуете в масштабе страны и распределяете бюджетные средства так, чтобы этот самый уровень жизни повысился по всем показателям – то это просто замечательно! А если ваша задача – «на общественных началах» вырастить поле картошки и раздать урожай малообеспеченным семьям, проживающим в вашем районе, то в такой ситуации формулировка «представители целевой группы плохо обеспечены продуктами питания» звучит, конечно, скромнее, но зато соответствует действительным возможностям по решению проблемы. Также неправильно формулировать проблему «целевая группа голодает»: в таком виде это простая констатация факта. К тому же, не совсем ясно, как будет устраняться причина голода.

– Не стоит использовать формулировки вида «нет чего-то» или «отсутствие чего-то» этим вы даете понять, что вам важнее не решение проблемы, а получение материальных ценностей.

Сами по себе слова «нет», «отсутствие» не являются запретными – нецелесообразно лишь их употребление в контексте «нет инструмента». Если слово «нет» участники обсуждения пытаются заменить словами «недостаточно чего-то (инструмента)», «отсутствие чего- то», эти попытки ведущий должен пресекать.

Формулировки типа «нет денег», «нет компьютера», «нет транспорта» являются некорректными. Тем не менее, формулировка «нехватка времени» вполне приемлема, потому что время не является инструментом, используемым для достижения цели. Опять же, «нет еды» – приемлемая формулировка, в отличие от «нет автомобиля».

Если же наличие какого-то инструмента – действительно необходимое условие для решения проблемы, ведущий должен побудить аудиторию переформулировать проблему. Наводящим вопросом может быть такой: «Какая проблема решится с появлением этого инструмента?»

3. Избегайте слишком общих, глобальных проблем («бездуховность общества», «глобальное потепление» и т.п.).

4. В формулировке должна присутствовать только одна проблема. Распознать тот факт, что формулировка содержит в себе несколько проблем, можно по словам «потому что…» или «для того, чтобы.».

Пример: «Дети не хотят играть во дворе, потому что там нет детской площадки» надо разбить на две проблемы: «дети не хотят играть во дворе» и «во дворе нет детской площадки».

5. Избегайте излишней детализации. Не стоит записывать проблемы каждого из многочисленных членов целевой группы – наш проект в какой-то мере универсален (направлен на всю группу) и долгосрочен.

6. Проблемы не должны дублироваться. Если две проблемы близки по смыслу, их надо объединить вместе либо, если участники обсуждения не согласны, уточнять формулировку до тех пор, пока не станет очевидным различие между проблемами. Следить за отсутствием «дубликатов» – обязанность ведущего.

Пример: Две проблемы: «Дети летом предоставлены сами себе» и «Летом детьми никто не занимается». Если участники не соглашаются объединить проблему в одну, то стоит предложить переформулировать их в «равнодушное отношение к происходящему во дворе со стороны прохожих и жителей дома» и «родители не уделяют должного внимания ребенку в семье».

Качественно провести этап формулирования проблем помогут ответы на следующие вопросы:

• В чем состоит проблема с точки зрения целевой группы?

• Почему необходимо осуществление планируемой деятельности с точки зрения целевой группы?

• В чем состоят причины возникновения проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

• Какие могут быть последствия существования проблемы с точки зрения каждой из заинтересованных сторон?

• Почему целевая группа не может решить проблему самостоятельно? Что мешает это сделать? Почему необходима помощь? Какой она должна быть?

• Какие организации уже занимались этой проблемой?

Роль ведущего. Не только на этом, но и на остальных этапах анализа ведущий должен периодически напоминать группе участников о той цели, ради которой они собрались: «Мы – это те люди, которые лучше всех знают основную проблему, поэтому именно мы можем все вместе, усилиями всей группы ее описать». Если это не так, то мы допустили ошибку на этапе анализа заинтересованных сторон, и составленный перечень надо срочно пересмотреть.

Если в процессе обсуждения окажется, что надо добавить одну или более «забытых» заинтересованных сторон – сделайте это незамедлительно: это повлияет на ход анализа только положительным образом.

Однако стоит постараться избежать ситуации, когда большая часть собравшихся имеет отдаленное представление об основной проблеме (зато с ними приятно пообщаться), и вы медленно, но верно понимаете, что в перечне заинтересованных сторон надо заменить большую часть.

Часто участники обсуждения «зависают» на одной из проблем, утверждая, что ее решение невозможно либо, наоборот, вместо того, чтобы предложить формулировку проблемы (например, «отсутствие условий для игр детей»), предлагает в той или иной форме варианты ее решения («нет детской площадки», «надо поставить детскую площадку»). Ведущий должен побудить участников переформулировать эти утверждения, задавая вопросы вида «Какую проблему это решит?» либо, в самом худшем случае, отдельно фиксировать такие утверждения для того, чтобы позже к ним вернуться и еще раз попытаться переформулировать их или использовать при определении других проблем.

Если проблем высказано слишком мало, надо идти по пути детализации проблем (естественно, в разумных пределах).

Теперь вернемся к участникам обсуждения. Они описывают стоящие перед ними проблемы, которые, возможно, решит либо, наоборот, обострит планируемая деятельность. Сейчас участники должны учитывать только свои собственные интересы либо интересы сторон, которые они представляют. Напомним, что все проблемы записываются на карточках (одна проблема на одну карточку) и крепятся около соответствующих заинтересованных сторон либо связей на Схеме анализа заинтересованных сторон. В процессе сформулированные проблемы обсуждаются, корректируются (в случае необходимости), группируются однотипные проблемы.

Затем карточки снимаются и размещаются на подготовленном пространстве – на стене, полу или большом листе бумаги.

В случае с нашим примером, список проблем может быть таким:

• Дети не могут играть во дворе дома.

• Родителям приходится далеко ходить с детьми.

• Дети уходят далеко от дома.

• Детей тяжело контролировать.

• Во дворе негде играть.

• Во дворе запарковано много машин.

• Во дворе ездит много машин.

• Детям опасно играть во дворе.

• Двор загрязнен строительным и бытовым мусором.

• Нет зеленых насаждений.

• Детская площадка быстро пришла в негодность.

• Играть на площадке опасно.

• Поступает много жалоб в ЖЭС на то, что детям негде играть.

• Подростки собираются в подъездах.

• Подростки мусорят в подъездах.

• Двор загрязнен собаками.

• Двор загрязнен алкоголиками.

• В подъездах темно.

• Подростки бьют лампочки.

• Кто-то выкручивает лампочки в подъездах.

• В темный подъезд страшно заходить.

• Участковому поступают многочисленные жалобы на подростков.

А вот как будут выглядеть карточки с формулировками проблем, сгруппированные в соответствии со Схемой анализа заинтересованных сторон (Рисунок 3) относительно каждой из групп интересов:

Рисунок 4. Пример размещения проблем на схеме анализа заинтересованных сторон

Теперь, когда все проблемы сформулированы, можно перейти к этапу анализа – построения причинно-следственных связей и «дерева проблем».

Похожие главы из других книг

Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему

Аутсорсинг и офшоринг: не тот ответ не на ту проблему Мы считаем, что применение бережливого подхода может дать превосходные результаты. Вместо того чтобы оценивать работу по затратам на исправление одной и той же постоянно возникающей ошибки, сторонники бережливого

Взгляд без эмоций на эмоциональную проблему

Взгляд без эмоций на эмоциональную проблему Наших патриотов мучил и мучает вопрос объединения с Украиной, — причём главный аргумент этому объединению видится им в общих восточнославянских и исторических корнях. Очевидно, ничего кроме братания народов такой подход

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Иногда для того, чтобы найти новый способ решения проблемы, нужно посмотреть на нее с новой и в чем-то, может быть, непривычной точки зрения. Например, несмотря на то, что любой предприниматель начинает бизнес в первую очередь для того, чтобы

Сформулируйте проблему

Сформулируйте проблему Всякий раз, когда у кого-нибудь из членов команды возникает вопрос, на который он хотел бы получить отклик, подготовка презентации вопроса до встречи помогает предотвратить непоследовательное или неполное объяснение проблемы. Кроме того, группа

Делать то, что правильно, потому что это правильно

Делать то, что правильно, потому что это правильно Сознательный бизнес придерживается простого, но эффективного правила: верные действия во имя правильных целей обычно со временем приводят к хорошим результатам. Если мы слишком «лелеем результат», как говорил Будда,

Как сформулировать задачу?

Как сформулировать задачу? Задача формулируется исходя из шести компонентов:1. Субъект действия: кто должен выполнять задачу;2. Само действие: что субъект должен делать для ее выполнения;3. Итог действия: ожидаемый результат;4. Сроки выполнения;5. Информация

Включаемся в работу и изучаем проблему

Включаемся в работу и изучаем проблему Включайся в работуПо-настоящему рабочая атмосфера возникает, когда люди начинают обсуждать цель встречи. Нужно погрузиться в новую информацию, перетасовать идеи. На деле никто не увидит систематики в рабочем материале до тех пор,

Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое предложение

Задание 5. Сформулировать миссию компании и уникальное торговое

Решите проблему, а не создавайте новую

Решите проблему, а не создавайте новую Работа продавца состоит в том, чтобы решать проблемы. Но когда вы не можете заключить сделку после того, как продемонстрировали все достоинства вашего товара, то тем самым только создаете новую проблему. В таких случаях рекомендую

Шаг 1. признайте и примите проблему

Шаг 1. признайте и примите проблему Признайте существование проблемы и примите это как факт. Сформулируйте ее как можно точнее и комплексно, как она того требует. Определите вызвавшие ее причины и отделите их от человека, который причастен к проблеме. Проясните скрытые

Читать еще:  Что находится с правой стороны живота

Решаем проблему в три приема

Решаем проблему в три приема

Способность внятно сформулировать ви дение будущего – отличительная черта Стива Джобса

Способность внятно сформулировать видение будущего – отличительная черта Стива Джобса Способен ли лидер сформулировать увлекательное, динамичное и притягательное видение будущего? Что еще важнее, способен ли он это сделать, когда вокруг все рушится? В частности, в

9.1. Три взгляда на проблему

9.1. Три взгляда на проблему Любую проблему можно рассмотреть в трех плоскостях: объективной, отношенческой и экономической.Проблема объективна всякий раз, когда трудноразрешимая задача встает перед субъектом, словно стена, готовая обрушиться на него, и он не может

Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии

Коуч просит клиента сформулировать, в чем заключалась для него польза сессии ? Какова была для вас ценность этой сессии? Что вы извлекли для себя из нашей

Обрисуй проблему

Обрисуй проблему ЦЕЛЬ ИГРЫКаждый день мы расставляем по приоритетам проблем, с которыми приходится сталкиваться. Неопределенные или неправильно понимаемые проблемы с трудом проходят внутренние фильтры, определяющие, что важно, а что не очень. И как следствие, остаются

Смотрите на проблему шире

Смотрите на проблему шире Другими словами, в любой ситуации пытайтесь воспринимать общую картину и осознавать роль других людей в ней. Чтобы взглянуть на проблему шире, перестаньте фокусироваться на одной части и, принимая решение, учитывайте всю доступную информацию,

Понятие проблемы, ее структура и описание

Исходным пунктом всякого исследования является уточнение содержания или обоснование проблемы исследования. Здесь важно не только осмыслить изучаемую проблему, но и ограничить круг вопросов, подлежащих исследованию. Практика разработки исследований показывает, что можно «утонуть» в большом количестве второстепенных вопросов, упустив при этом главные. Четкая формулировка проблем исследования сужает направления поиска, экономя силы на проведение исследования.

Проблема исследования — это форма научного отображения или сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение. Характер противоречия, лежащего в основе проблемы, предопределяет тип исследования: теоретическое или прикладное (возможно проведение комплексных теоретико-прикладных исследований).

В свою очередь, проблемная ситуация — это состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития, т.е. реальное противоречие в развитии социального организма.

Социальная проблема — это несоответствие между существующим и необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по его преодолению (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Схема социальной проблемы

Таким образом, в качестве проблемной ситуации могут выступать конфликтные ситуации, отличающиеся острым разногласием участников; трудности в реализации намеченных целей, преодолении недостатков, в создании более оптимальных, эффективных форм и методов работы.

Проблема исследования всегда субъективна, так как она определяется конкретными личностями (исследователями, практиками-исследователями). В отличие от проблемы исследования проблемная ситуация — объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой. Для исследователя проблемная ситуация имеет две стороны: гносеологическую (с точки зрения познавательного процесса) и предметную.

В гносеологическом смысле проблемная ситуация — это знание о незнании или несоответствие, противоречие между знанием о необходимости решить проблему и незнанием, какие меры предпринять и какие действия нужно для этого совершить (это может быть незнание причин резко увеличившейся рождаемости детей с нарушенной психикой, роста преступности на бытовой почве, текучести кадров на производстве и т.д.). Решить проблему — это значит получить новое знание, объясняющее то или иное явление или процесс, выявить факторы, с помощью которых впоследствии можно будет воздействовать на развитие интересующего исследователя явления в желаемом направлении, т.е. получить возможность решить существующие социальные противоречия, причины которых были не совсем понятны сначала.

Предметная сторона проблемы — это явления и процессы, вызывающие беспокойство: социальная дезорганизация, противоречия или конфликты, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы населения, социальных институтов. С одной стороны, это угрожает стабильности общества, но с другой — является фактором социальных изменений и потому заслуживает особого внимания. Иными словами, предметная сторона проблемы — это то, что заслуживает внимания исследователя и выступает предметом его исследования.

Решение предметной стороны проблемной ситуации обычно лежит в плоскости накопленных знаний, но требует иных подходов с учетом определенных условий, научных теорий. В том случае, если их не удается решить на основе уже накопленных знаний, то естественно возникает необходимость в научном поиске новых, еще не известных социальных закономерностей, в получении дополнительной информации, которую можно было бы использовать для разрешения практических социальных проблем.

Предметная и гносеологическая стороны проблемы тесно взаимосвязаны. В самом легком случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие которой невозможно использовать уже имеющиеся знания для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях обнаруживаются такие социальные процессы и явления, природа которых теоретически еще не была конкретизирована, а следовательно, не существовало соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной. И наконец, бывают случаи, когда проблема осознается, но не всегда становится предметом анализа и целенаправленных действий. Для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям общественных сил, организаций, движений.

Чтобы обосновать проблему исследования, нужно перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую предстоит исследовать. Формулировка проблемы начинается с некоторой общей постановки вопроса, а затем уточняется (конкретизируется). Процедуры перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы излагается в табл. 5.1.

Процедуры перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы

Установить реальное существование данной проблемы

Выявить наличие количественных или качественных показателей, характеризующих данную проблему. Уточнить их достоверность

Выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа

Использовать известные данные статистики и учета как информационную базу для рассмотрения неизвестных элементов

Правильно определить направление исследовательского поиска

Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты

Попытаться найти готовый способ решения проблемы

Обратиться к специальной литературе по изучаемому предмету, провести беседы с экспертами, практиками, обладающими ценной информацией по изучаемой проблеме

При формулировании проблемы исследования необходимо учитывать особенности объекта и предмета исследования. Рассмотрим примерную структуру описания проблемы, в которой должны быть учтены указанные в табл. 5.2 характеристики.

Примерная структура описания проблемы

Сущность или содержание проблемы

Назовите проблему, установите, с какими стандартами можно сравнить ее показатели, и на каком основании

Организационное и физическое нахождение проблемы

Где была выявлена проблема, насколько широко она распространена в этом пространстве, какие структуры затронула?

Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (известной группе лиц)? Какие люди затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

Абсолютная и относительная величина проблемы

Насколько важна проблема в абсолютных величинах (каков объем потерь от проблемы)? Насколько важна она в относительном выражении: как она влияет на организации, в которых обнаружена, и на людей, которые сю затронуты; насколько она важна для людей, и что можно получить от ее решения?

С какого времени существует данная проблема. Наблюдалась ли она однократно, многократно или возникает периодически?

Проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?

Таким образом, предварительный анализ проблемной ситуации позволяет четко сформулировать проблему исследования. Нередко бывает, что полученная формулировка значительно отличается от первоначальной, поэтому на оперативном этапе происходит уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях и формулирование проблем.

Характеристики проблем

Лекция 3

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. Характеристики проблем

2. Критерии и оценки по критериям

4. Задание для самостоятельной работы

Под принятием решений понимается особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий [1].

Варианты действий, если их больше одного, принято называть альтернативами. Таким образом, решение – это выбор альтернативы. Если существует только один вариант действий, то выбирать не из чего, альтернатив нет и нет необходимости принимать решение.

Для подавляющего большинства человеческих решений нельзя точно рассчитать и оценить их последствия. Можно лишь предполагать, что определенный вариант решения приведет к наилучшему результату. Однако такое предположение может оказаться ошибочным, потому что никто не может заглянуть в будущее и знать все наверняка [1].

) Справка. «Пусть никто не думает, будто можно всегда принимать безошибочные решения, напротив, всякие решения сомнительны; ибо в порядке вещей, что, стараясь избежать одной неприятности, попадаешь в другую. Мудрость заключается только в том, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо» [Никколо Макиавелли. Государь. – 1513 г.].

) Справка. Несколько примечательных законов Мэрфи:

Первый закон.Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается.

1. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше.

2. Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, всегда найдется пятая.

3. Предоставленные самим себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.

Второй закон.Когда дела идут хорошо, что-то должно испортиться в самом ближайшем будущем.

1. Когда дела идут хуже некуда, в самом ближайшем будущем они пойдут еще хуже.

2. Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит вы чего-то не заметили.

Третий закон. Любые предложения люди понимают иначе, чем тот, кто их вносит.

Следствие. Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет все неправильно.

Выбор альтернативы (решение) может быть осуществлен только на основании имеющихся у ЛПР некоторых показателей привлекательности. Эти показатели называются признаками, факторами, атрибутами или критериями оценки альтернатив.

Характеристики проблем

Деятельность по управлению любой организацией складывается из непрерывной цепочки решений тех или иных проблем.

Проблема – это несоответствие между существующим и требуемым (целевым) состоянием системы при данном состоянии среды в рассматриваемый момент времени [2]. То есть, это некоторое неустойчивое положение, которое характеризуется разностью между действительным и желаемым состояниями объекта. В силу своей неустойчивости проблемы всегда побуждают к принятию решения с целью выхода в равновесное состояние.

Каждая проблема может быть охарактеризована:

· затратами на их реализацию,

· моделью, объединяющей цели, альтернативы и затраты,

· критериями выбора наилучшей альтернативы.

Перечисленные составляющие проблемы взаимосвязаны, а совокупность этих связей представляет собой структуру проблемы. В зависимости от того, насколько ясно выражена структура проблемы, различают:

· хорошо структуризованные,

· слабоструктуризованные и проблемы

Хорошо структуризованные, или количественно сформулированные проблемы – те, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки [1]. Типичные проблемы исследования операций[1] являются хорошо структуризованными.

Слабоструктуризованные, или смешанные проблемы – те, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать [1]. Например, к слабоструктуризованным проблемам относятся многокритериальные задачи, в которых можно определить основные переменные, установить связи между ними, т.е. построить модель, адекватно отражающую ситуацию, но зависимости между критериями отсутствуют (нет объективной информации). Решение возможно, но тогда требуется учесть субъективные предпочтения ЛПР.

Неструктуризованные проблемы – те, в которых известен только перечень основных параметров, но количественные связи между ними установить нельзя (нет необходимой информации), а иногда ясно лишь, что изменение параметра в определенных пределах сказывается на решении [1]. Типичными неструктуризованными проблемами являются проблема выбора профессии, проблема выбора места работы, учебы и многие другие проблемы выбора.

Слабоструктуризованные и неструктуризованные проблемы исследуются в рамках научного направления, называемого принятием решений при многих критериях [1].

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector