0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики учитывают физиологические особенности

Глава 1.0. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды

В отраслях наук о человеке существуют разнообразные возрастные периодизации. Периодизация строится на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности — специфические для определенной стадии жизни человека анатомо-физиологические и психические качества. Периодом принято считать промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс.

Каждому возрастному периоду характерны ярко выраженные, специфические особенности, характеризующие совокупность специфических закономерностей развития. Смена периодов происходит скачкообразно. Периоды ускоренного развития сменяются периодами замедления. Особенности развития ребенка в последующий период имеют количественные и качественные отличия от предыдущего. Знание особенностей возрастной периодизации необходимо для правильного построения индивидуальной программы физической реабилитации ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

В практике лечебной физической культуры используется классификация детского возраста принятая в 1965 г на Международном симпозиуме в Москве, в которой выделены семь периодов взросления и созревания, длительность которых колеблется от нескольких дней до нескольких лет.

I Период новорожденности — с рождения до 10 дней.

II Грудной возраст — 10 дней — 1 год.

III Раннее детство — 1-3 года.

IV Первое детство — 4-7 лет.

V Второе детство: мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет.

VI Подростковый возраст: мальчики 13-16 лет, девочки 12-15 лет.

VII Юношеский возраст: юноши 17-21 год, девушки 16-20 лет.

Период новорожденности и грудной возраст (1-й и 2-й периоды). Период новорожденности протекает без осложнений у большинства детей, родившихся у здоровых матерей. Такие дети легче адаптируются в постнатальном периоде к новым условиям внешней среды. К внешним признакам адаптации относятся:

· неустойчивость температуры тела новорожденного, которая выражается в наличии транзиторной лихорадки (на 3-4 дня). Температура повышается до 38-40 0 и удерживается несколько часов.

· физиологическая желтуха присутствует у 50% новорожденных.

· физиологическое снижение веса на 5-7% в первые 3-4 дня жизни ребенка, которое возвращается к исходному уровню к 10-11 дню.

В этом периоде все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Наличие пассивного иммунитета предохраняет новорожденного от острых вирусных инфекций (корь, скарлатина, краснуха и т.д.). Вместе с тем, дети восприимчивы к стафилококкам, сальмонеллам.

Длительность периода грудного возраста — 11 месяцев (до конца первого года жизни). Данный период характеризуется повышенной интенсивностью обменных процессов, которые протекают на фоне функциональной незрелости основных систем организма. Ослабевает пассивный иммунитет, а приобретенный иммунитет достаточно слаб, поэтому во второй половине года возрастает вероятность заболеваний вирусными инфекциями, острыми желудочно-кишечными болезнями, пневмонией, кожными заболеваниями, рахитом.

Ведущей деятельностью этого периода (Эльконин Д.Б.) является – непосредственно эмоциональное общение, личностное общение со взрослыми, внутри которого ребенок учится предметным действиям.

Период раннего детства или преддошкольный (3-й период). Период характеризуется заметным снижением энергии роста, но более быстрым созреванием центральной и периферической нервной системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. Совершенствуется речь. Быстро развивается психика. Расширяются границы эмоциональных проявлений: радости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свойственна лабильность. Продолжает созревать двигательный анализатор. Центральное звено двигательного анализатора расположено рядом с центром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей. Поэтому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами и др.) можно совершенствовать его речь, учить счету, формировать обобщающие функции мозга. Задержка созревания движений, повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различные игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навыки.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребенок сотрудничает со взрослым в освоении новых видов деятельности.

Период первого детство или дошкольный (4-й период). Период характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, органов и систем.

Большинство детей начинают посещать детские дошкольные учреждения. В контактах со сверстниками расширяется кругозор ребенка, его взаимодействие с окружающим миром. Продолжает укрепляться опорно-двигательный аппарат. Увеличивается объем активных движений. К концу периода начинается смена молочных зубов.

До 4 лет дети не могут сочетать четкие движения с ходьбой. Бег похож на семенящий шаг. Дети легко играют с мячом, но им еще трудно ловить его и посылать его. Внимание неустойчиво, ребенок быстро утомляется от однообразных движений.

К 5 годам улучшается координация движений, осваиваются прыжки.

К 6 годам дети бегают легко, исчезают боковые раскачивания. В этом возрасте часто развиваются инфекционные болезни, связанные с низким иммунитетом и возрастными контактами детей. К концу пребывания в детских садах увеличивается количество детей, часто болеющих или имеющих слабое физическое развитие.

Завершается период первым физиологическим вытяжением — значительным увеличением длины конечностей, отставание в развитии сердечно-сосудистой системы приводит к появлению в это время функционального изменения сердца.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребенок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной.

Период второго детства или младший школьный возраст (5-й период). Период длится до 11-12 лет и характеризуется равномерным процессом роста и развития. Ежегодная прибавка в росте составляет 5 см, в весе 2-3 кг. С позиции физиологов это один из наиболее скоростных периодов в развитии высшей нервной деятельности. Продолжает улучшаться память, повышается интеллект, концентрация внимания.

К этому возрасту закончил свое формирование позвоночник, но он остается подвижным и легко поддается негативным воздействиям. Требуется постоянный контроль за осанкой. Впервые проявляется половой диморфизм физического развития. У мальчиков формируется характерное мышечное сложение.

Совершенствуются кистевые и пальцевые движения, отмечается их легкость и естественность.

Период подросткового возраста или старший школьный возраст (6-й период).

Подростковый (переходный) возраст охватывает период у девочек с 12 до 15 лет, у мальчиков с 13 до 16 лет. Это один из самых трудных и ответственных периодов в жизненном цикле человека. Его основная особенность — половое созревание, связанное со сложными физическими и психическими состояниями ребенка. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми.

На этот период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемой пубертатным скачком роста: у мальчиков до 9,5 см/год, у девочек до 8 см. Затем скорость роста резко снижается и доходит до нуля.

Продолжают совершенствоваться функции основных систем организма.

У девочек в этот период наблюдается так называемые вегетативные вспышки и взрывы: возникают неожиданные сердцебиения, одышка, сосудистые расстройства; они часто жалуются на болевые ощущения в области сердца. Отмеченные явления — результат временного расстройства регуляции работы внутренних органов. По этой же причине у девочек отмечается и повышенная возбудимость: резкая смена настроения, склонность к слезам. Все отмеченные изменения в высшей нервной деятельности у мальчиков выражены меньше, чем у девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков значительно больше объем двигательной активности, что частично и смягчает отмеченные изменения.

В период наибольших «трудностей» для ребенка необходимо создать оптимальные условия для дальнейшего роста и развития, уменьшить по возможности патогенные воздействия.

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности.

Период юношеского возраста 17-21 год для юношей, 16-20 лет — для девушек (7-й период). Организм начинает переходить на взрослый уровень функционирования. Увеличиваются размеры тела в ширину; за исключением крупных трубчатых костей, завершается окостенение. По уровню суточных энерготрат юноши и девушки приближаются к мужчинам и женщинам. В этот период возрастает уровень этических, эстетических и интеллектуальных эмоций, самосознания. Особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с появляющимся чувством полового влечения. Дети по прежнему очень ранимы.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений.

Рациональный режим дня, оптимальная двигательная активность станут основой нормального функционирования разных систем организма, а своевременная коррекция (средства ЛФК) развивающихся отклонений в состоянии здоровья ребенку позволит переходить в каждый новый период жизни с определенным запасом прочности.

Главной особенностью физической реабилитации больных и ослабленных детей является то, что после болезни они страдают от гипокинезии, на фоне которой к страданиям патологическим добавляются нарушения физического, психического и моторного развития.

Средства физической реабилитации, используемые в детском возрасте, выглядят так: лечение положением, массаж, физические упражнения, естественные факторы природы, физиотерапия. ЛФК показана при абсолютном большинстве заболеваний, как общеразвивающая, общеукрепляющая и патогенетическая терапия. Противопоказания такие же, как у взрослых, но добавляются временные противопоказания по применению отдельных видов двигательных заданий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВА 2. СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

КЛАССИФИКАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА

Прежде, чем изучать безопасность человека, необходимо понять, что такое человек, что для него является опасным, вредным и почему это опасно и вредно.

Человек – сложнейшее биологическое существо, содержащее механические элементы, химические лаборатории, физиологические системы, нервные системы, психические характеристики – т.е. все то, что является особенным для каждого человека, но и общими для всех людей. В этом существе протекают сложнейшие химические и физические процессы, возникают, протекают и исчезают электрические сигналы, происходят превращения энергии и т.п.

При столь большой сложности человеческого организма придется рассматривать его по некоторым отдельным сторонам, для чего проведем некоторую, весьма условную классификацию характеристик.

Из всех характеристик человека выделим:

— психологические и психические характеристики;

Каждая группа характеристик важна и используется для рассмотрения безопасности, для задания требований по безопасности и проверки их выполнения. Всю сложность и многообразие процессов в человеке изучает медицина. Именно поэтому при изучении безопасности необходимо использовать ее результаты.

Вместе с тем необходимо помнить, что из медицины в безопасности необходимо именно то, что связано с возникновением опасности для человека, с развитием этой опасности, а также со всем тем, что может предотвратить, не допустить возникновения и развития опасности или защитить человека от этих опасностей.

Конечно, все характеристики взаимосвязаны между собой. Однако каждая группа характеристики используется в безопасности для вполне определенных целей, поэтому их изучение целенаправленно.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Геометрические размеры тела человека и его отдельных элементов составляют антропометрические характеристики. Это – рост человека, его вес, размер головы, шеи, высота до плеч, длина рук, ног, размер плеча, бедра, голени, кисти, стопы, размах рук, длина шага и другие.

Антропометрические характеристики для мужчин и женщин различны. Как мужчины, так и женщины различаются по всем характеристикам, поэтому определяются средние, «среднестатистические» характеристики, а также минимальные и максимальные их значения, т.е. математические ожидания и дисперсии характеристик. Это же относится и к весовым характеристикам, для которых необходимы как математические ожидания веса мужчин и женщин, так и их дисперсии.

Важными характеристиками являются углы зрения по вертикали и горизонтали. Другие угловые характеристики не столь важны для безопасности.

Все антропометрические характеристики человека необходимы для проектирования рабочих мест и включаемых в них рабочих зон. Проектирование рабочих мест относится к научной дисциплине «Эргономика». Однако то, что лежит в основе оценки эргономичности рабочего места, не в полной мере удовлетворяет требованиям безопасности. Для безопасности необходимо не только поддержание работоспособности и комфорта, но, в первую очередь, точное считывание показаний приборов, особенно – безошибочное отличие показаний от «опасных зон», безошибочное задействование органов управления как для рук, так и для ног. Все это возможно только при учете антропометрических характеристик человека. Именно поэтому при проектировании рабочего места приборы должны находиться прямо перед глазами, а органы управления, которые должны использоваться для прекращения опасности, необходимо выделять по месту расположения, по цвету и по размеру. Все это исключительно важно, так как в стрессовой ситуации опасности человек не имеет права на ошибку.

Читать еще:  Строение голеностопного сустава и стопы

Следует учитывать также, что необходимое усилие на орган управления для его перемещения, переключения также определяет, ногой или рукой оно должно осуществляться.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Весь человеческий организм базируется на скелете, который состоит из черепа, верхнего плечевого пояса, верхних конечностей, позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей (рис.2.1).

Суставы соединяют части скелета и позволяют им двигаться. Перемещение различных костей осуществляют связки и мышцы. Мышечный аппарат показан на рис. 2.2. Одновременно мышечный корсет предохраняет внутренние органы от повреждений, воспринимая на себя внешние воздействия.

Весь организм человека состоит из различных клеток. Клетка способна существовать за счет окислительно-восстановительных реакций, которые, в грубом приближении, протекают при доставке к клетке кровью кислорода и энергетических веществ и уносом из клетки кровью продуктов ее жизнедеятельности.

Обогащение кислородом крови осуществляет система дыхания (рис.2.3) Доставка крови к клеткам производится сердечно-сосудистой системой (рис.2.4), в которой сердце является мотор-насосом. По артериям и капиллярам кровь доставляется к клеткам, а по капиллярам и венам удаляется от них.

Энергетические вещества организм получает из пищеварительной системы (рис.2.5), где в желудке и тонком кишечнике производится преобразование пищи в необходимые для клеток энергетические вещества. Вещества, ненужные или даже вредные для организма, частично перерабатываются печенью, а в целом выводятся из организма выделительной системой.

Взаимосвязь между всеми системами осуществляет нервная система (рис. 2.6), ведущую роль в которой играют головной и спинной мозг. Нервные окончания расположены в каждом органе, поэтому человек способен ощущать его состояние в любое время.

Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Наталья Крутикова
Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста

Возраст 3-7 лет относится к дошкольному периоду, который очень важен в развитии ребенка, так как характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, всех органов и систем организма.

Динамика физического развития ребенка в дошкольном возрасте отличается неравномерностью. На 4-м и 5-м годах жизни рост ребенка несколько замедляется, ребенок за год вырастает на 4-6 см, а на протяжении последующего периода жизни возрасте 6-7 лет) прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в этом возрасте получило название «первого периода вытягивания». Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усиление функции гипофиза). За эти годы значительно меняются пропорции тела ребенка. К 7-ми годам у него заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки. Если рост ребенка отстает от нормы на 10%, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

рационально ли питается ваш ребенок;

хороший ли психологический климат в семье.

При отставании роста на 20% необходима консультация эндокринолога.

Прибавка массы тела детей к 4-м годам жизни, как и прибавки роста, несколько замедляются и составляют в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем снова отмечается более интенсивное увеличение массы тела: за 5-й год жизни ребенок прибавляет в среднем 2 кг, за 6-й -2,5 кг, за 7-й около 3,5 кг. К 6-7 годам масса тела ребенка удваивается по сравнению с его массой в годовалом возрасте. Если масса тела превышает норму на 10% с учетом отклонения, это считается ожирением и требует коррекции у специалистов. Если же масса тела ниже нормы в этом возрасте, это свидетельствует о неблагополучном физическом развитии и требует консультации с педиатром, рационализации режима питания.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно-мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса тела.

К 5-ти годам значительно увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, повышается их сила. Развитие и дифференцировка центральной нервной системы у дошкольников выражается в совершенствовании двигательных функций, развитии координации движений, уменьшается мышечный тонус, развивается чувство равновесия. Значительно развивается мускулатура, особенно на ногах. Более развитые дети могут отрывать обе ноги от земли, неплохо прыгать с разбега, но еще не умеют правильно использовать взмах рук; умеет стоять на одной ноге, ходить на пятках и на носках. В этом возрасте особенно легко дается гимнастика. Ребенка можно учить ходить на лыжах и кататься на коньках, на двухколесном велосипеде. Большинство детей в этом возрасте с удовольствием танцуют и тщательно под музыку выполняют различные движения.

После 4 лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок физически готов к начальному чтению. Головной мозг к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако следует учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, «отвечающее» за образное восприятие, эмоциональную сферу, тогда как левое «отвечающее» за речь, логическое мышление, еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, не уравновешены основные нервные процессы: преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Это проявляется в непосредственности и искренности ребенка и в ярко выраженной неуравновешенности и отвлекаемости. Характеризуя особенности развития детей 4-5 лет, следует обратить внимание на признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка:

• сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);

• походка – на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;

• позы — застывшие, скованные и однообразные;

• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;

• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, возможно гримасничание или подвижность лица;

• речь – невнятная, невыразительная, монотонная, возможны заикания.

Будьте внимательны, если у ребенка наблюдается хотя бы половина описанных признаков.

Побольше играйте с ребенком в игры, подарите ему заботу, внимание и любовь – он ждет их от вас, ему трудно. Сформируйте у вашего ребенка веру в свои силы и желание активно взаимодействовать с окружающим миром.

Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют определенные навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе. Сопротивляемость к заболеваниям у них значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного» периода достигает уровня взрослого человека. К 7-ми годам у ребенка прорезываются коренные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7-и годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым последствиям. В связи с постоянно нарастающей сенсибилизацией организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, ревматизм, и другие.

Дети дошкольного возраста часто болеют острыми респираторными заболеваниями, что связано с относительно низким иммунитетом в этом возрасте и возрастающими контактами с взрослыми и сверстниками. Особенно это заметно среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в которых приходится выделять группы часто и длительно болеющих (чдб) детей. Эта группа детей требует большого внимания и помощи в процессе адаптации к новым условиям, а также в укреплении и закаливании их организма.

«В здоровом теле — здоровый дух». Фотоотчет о спортивном празднике «Папа, мама, я — спортивная семья» Здоровье – важный фактор в развитии ребенка. В нашей группе большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. Ведь именно у детей.

Фитнес в жизни ребенка На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит большой путь физического и духовного развития. Появляясь на свет совершенно беспомощным.

Характеристика учащихся (физиологические особенности учащихся различных школьных возрастов)

Младший школьный возраст. При проведении начального отбора детей 7-8 лет для занятий гимнастикой необходимо учитывать физиологические особенности развития организма ребенка в этом возрасте.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма — функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр. С учетом количественных и качественных изменений в организме различают возрастные периоды.

В период первого детства у детей 7 лет продолжается созревание ЦНС. В этом возрасте имеет место абсолютное преобладание роли первой сигнальной системы в высшей нервной деятельности, объектом мышления может быть лишь то, что они видят, слышат, могут потрогать руками. Роль второй сигнальной системы возрастает постепенно, формирование отвлеченного словесного мышления происходит на протяжении многих лет. Характер взаимодействия сигнальных систем, т. е. степень функционального превалирования той или другой сигнальной системы на различных этапах развития деятельности мозга ребенка определяет особенности протекания у него познавательных процессов. [39,16]

Развитие физических качеств — силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и функциональным созреванием ЦНС, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных окончаний в мышцах к 7 годам, улучшаются процессы внутримышечной координации, что способствует повышению силовых проявлений.

Качество выносливости, зависящее от биоэнергетического потенциала организма и вегетативного обеспечения, в 7 лет развито слабо. Это обусловлено менее экономичным расходованием биоэнергетического потенциала, относительно быстрым достижением при двигательной активности максимальных величин сердечного ритма, дыхания, слабой переносимостью гипоксических состояний, неспособностью к образованию значительного вентиляционного и кислородного долга, возможностью быстрого наступления перенапряжения.

В период первого детства дети отличаются выраженной гибкостью. Без тренировок в онтогенезе данное качество постепенно подвергается обратному развитию.

Использование средств физической культуры увеличивает темпы прироста физических качеств. Особенности адаптации детей первого детства к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью ЦНС и инервационных механизмов, управляющих соматическими и вегетативными функциями.

Период второго детства у мальчиков охватывает возраст от 8 до 12 лет. Его начало совладает с завершением полуростового скачка (6-8 лет). В периоде второго детства замедляются темпы роста, прогрессирует созревание ЦНС, в связи с чем, совершенствуются формы реагирования организма на воздействия биологической и социальной среды. Дети 8 лет проявляют полную мобилизационную готовность к словесной инструкции.

Читать еще:  Структура дурального мешка

Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Дифференцировка двигательных нервных окончаний, прогрессирующая к 7-8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.

Параметры, характеризующие качество быстроты в период второго детства возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего развития. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.

В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет может достигнуть 70-73 мл/кг/мин У большинства мальчиков 8 лет за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4%. Достаточно высокий уровень динамической выносливости не согласуется с низкой статической выносливостью в этом возрасте.

У мальчиков 7-8 лет средний показатель высоты вертикального прыжка с места — 30 см; время отталкивания при вертикальном прыжке — 352 мс; прыжок в длину с места — 116 см; отжимание из упора лежа — 8-10 раз. Средний показатель в теппинг-тесте — максимально частое движение кистью за 10 секунд — 55 раз.

В период первого и второго детства ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период интенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга в 7 лет двигательные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации. [12,23]

Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологических свойств нервной системы.

Период первого детства является сенситивным для формирования основных локомоций и координационных механизмов, Чем больше двигательных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к условиям жизни.

Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.

Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек — в 11-12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом. [22,16]

Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах 18, 19.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)

Характеристика физиологических особенностей учеников 5 класса

В возрасте 10 – 11 лет наблюдается самая низкая интенсивность физического развития мальчиков: они подрастают лишь на 2-3 см в год и поправляются на 1-2 кг, а девочки их опережают. Частота пульса несколько снижается до 78-84 ударов в минуту. Начинается процесс фиксации позвоночника за счёт определенного соотношения его костей и хрящевых элементов, и завершится он примерно в 12 лет [11, с. 74].

В 10 лет молочные зубы полностью заменяются постоянными, поэтому риск образования кариозных зубов резко возрастает. Если уже есть один такой зуб, то в 16-17 лет их уже будет 5, если же 2, то — 7-8, а если их больше 6-ти, то 9-10.

Начиная с 10 – 11 лет продолжают активизироваться процессы, которые можно отнести к своеобразному предисловию полового созревания. Это, прежде всего, изменения пропорций тела с приближением их к типично мужским (увеличение яичек) и женским (безболезненное увеличение молочных желез); появление и развитие вторичных половых признаков; перестройка деятельности различных органов и систем организма и т.д. Именно эти изменения и лежат в основе всех других процессов, которые будут продолжаться в течение 4-6 лет [11, с. 76].

Некоторые вторичные половые признаки могут развиваться раньше или позже обычного срока. У некоторых мальчиков появление волос на лобке и даже под мышками, увеличение яичек может начаться уже к десяти годам. Оценивая эти явления, необходимо обращать внимание на общее состояние организма ребёнка.

У детей одиннадцати лет, наконец, наступает пора полного полового созревания — пубертатный период. В процессе полового созревания у мальчиков растет и меняется форма гортани. Наибольшие изменения происходят с основными хрящами, какие его образуют. Щитовидный хрящ приобретает характерные для мужчин гортанные выступления («кадык»): пластинки его сходятся не под прямым углом, как у девочек, а под острым.

Вследствие увеличения объема гортани и удлинения связи происходит модуляция голоса, примерно на одну октаву. Совершенно невозможно спрогнозировать, каким будет голос у мальчика после переходного периода.

Особого внимания у ребенка десяти-одиннадцати лет заслуживают изменения нервной системы.

Переходный возраст у детей. Ускоренный рост ребенка, его повышенная двигательная и нервно-психологическая активность ведут к усиленному обмену веществ, значительной напряженности в работе желез внутренней секреции и нервной системы.

Все это обусловливает чрезвычайную уязвимость, неустойчивость психики, различные отклонения в поведении. Чаще всего обращает на себя внимание изменения в отношении к учебе. Это выражается в равнодушии к урокам и оценкам, как следствие — портятся отношения с родителями и учителями, меняется круг общения ребёнка, появляются нежелательные знакомые. Причиной такого непредвиденного поведения, зачастую, является внутренний конфликт ребёнка, который начинает сталкиваться с различными социальными требованиями и новыми социальными ролями.

1.3. Особенности обучения учащихся 5-х классов на уроках по лёгкой атлетике

Дети с увлечением бегают, прыгают и метают мяч во время игр. Когда же преподаватель ведет обучение бегу, прыжкам и метаниям, то у учащихся нередко обнаруживается отсутствие должного внимания, неумение, а порой и нежелание действовать с необходимой энергией и собранностью. Почему дети энергично действуют в играх?

Это объясняется, прежде всего, тем, что во время игры учащиеся всегда стремятся к близким и конкретным целям — убежать и увернуться от водящего, поймать мяч и передать его игроку своей команды и т. д. Многократное достижение этих целей близких и конкретных в ходе игры в первую очередь и создает у учащихся радостное и активное состояние. Достижение целей в обучении бегу, прыжкам и метании требует длительной и упорной работы [5, с. 36].

Вполне понятно, что такие далёкие цели не привлекают в достаточной мере неподготовленных учащихся, не побуждают многих из них к должным умственным и физическим усилиям. Вот почему, обучая бегу, прыжкам и метанию надо последовательно, начиная с первых классов, приучать учащихся к достижению посредством физических усилий сначала близких, а в дальнейшем все более отдаленных целей.

В результате этого необходимо учитывать основные положения общего учебного процесса: физические упражнения, проводимые в виде игры, должны доставлять детям радость, только в этом случае они принесут весьма ощутимую пользу.

Упражнения подбираются так, чтобы при их выполнении ученики приобрели основные легкоатлетические навыки, предусмотренные учебными планами для различных возрастных групп учащихся.

В результате у учащихся вырабатываются привычки физической активности, т. е. привычки действовать целеустремленно, с полной энергией, производить большие физические усилия ради достижения поставленной цели. Давая учащимся вполне доступное задание (по степени трудности), необходимо убедительно его мотивировать:

* «Самый быстрый и ловкий выполнит это задание» — челночный бег 3 х 10 м;

* «Тот, кто обладает силой и прыгучестью, быстротой» выполнит дальше всех прыжок в длину с места [5, с. 41].

Ясно осознанная и привлекательная цель мобилизует ученика, побуждает его к активным действиям ради ее достижения. Поэтому преподавателю необходимо всегда заранее продумать, как и какие цели ставить перед учащимися на уроках физической культуры.

При этом необходимо учитывать особенности возраста и подготовленность учащихся.

Также необходимо поощрять старательных учеников похвалой, а отстающих побуждать к деятельности порицаниями, не забывая, однако, и хвалить при каждом проявлении с их стороны старания хорошо выполнить задание преподавателя, в результате чего учащиеся начнут серьезно относиться к урокам, понимать, что урок не игра, что здесь нужно не просто бегать, прыгать и т. д., но и учиться правильно выполнять эти действия.

Если учащийся во время бега, прыжка старается по указанию преподавателя дотронуться до мяча (или другого предмета) какой-либо частью тела, например, коленом при прыжке в длину, то предмет становится регулятором направления движений ученика.

Соприкосновение колена с мячом сигнализирует ученику, что он справился с заданием преподавателя, т. е. сильно произвел толчок одной ногой и энергично вынес бедро другой ноги вперед-вверх, благодаря чему и удалось достать коленом мяч. При неправильном выполнении упражнения колено не коснется мяча.

Если учащийся выполняет задание «бег по «узкому коридору», образованному двумя лежащими на земле канатами, линиями… и т. п., то при неправильной постановке стоп он заденет линию, «ограничитель движения», и поймет, что допустил ошибку.

Большинство игр, предусмотренных школьной программой, даётся для того, чтобы научить учащихся ловко действовать в коллективе, в непрестанно изменяющейся обстановке, согласовывать свои действия с действиями других играющих. В этом и заключается ценность игр.

Однако можно подобрать и такие игры, в которых учащиеся смогут успешно совершенствоваться в навыках, усвоенных на уроках при обучении бегу, прыжкам и метаниям [5, с. 97].

Читать еще:  Строение копчика у женщины и мужчины

К таким играм относятся те, в которых повторяемое действие (например, метание) выполняется каждым играющим несколько раз подряд, а также игры, где повторяемое действие выполняется с использованием ограничителей или регуляторов направления движений.

Например, игра «К своим флажкам!» с определенным заданием. Раздать играющим малые мячи и предложить метать их определенным образом, например, у стенки в цель, чтобы мяч, отскочив, попал в руки игроку или метание по баскетбольному щиту и т. п., до тех пор, пока не последует команда «К своим флажкам!» или всевозможные эстафеты с пробегом по узким коридорам, что заставит учащихся прямолинейно ставить ступни ног.

Нужно помнить, что соревнования на достижение высоких практических результатов в беге, прыжках, метаниях на дальность всегда на первых порах вызывают у новичков разлад движений, бег становится напряженным, движения прыжка и метания утрачивают правильную координацию.

Это происходит потому, что во время соревнования учащиеся действуют в состоянии очень большого, порой огромного возбуждения.

Нужно постепенно приучать занимающихся к рациональным действиям в состоянии все большего и большего возбуждения. Поэтому не следует преждевременно вводить в уроки соревнования бег на скорость, прыжки на результат и метание на дальность.

При обучении основным движениям бега, прыжкам, метанию преподаватели сталкиваются с упорной, длительной работой в обучении. Порой детям не хочется, да и трудно выполнять эти виды движений, так как это требует больших затрат сил и энергии. А результат виден не сразу. Монотонность выполнения этих движений ослабляет интерес к ним.

Дети с удовольствием играют, так как результат игры виден сразу, их привлекает процесс соревнования и игровых действий, им нужна победа, к ней они идут, видя близкую цель: бросить мяч игроку, попасть в ворота, увернуться от противника, победить командой.

Элементы соревнования — это доступные детям двигательные действия, связанные с повышением эмоций и сосредоточенности внимания и направленные на лучшее или более быстрое выполнение двигательного задания [13, с. 89].

Их увлекает сам процесс деятельности команд, которые подаются в игре, которые применяются лишь для эмоционального побуждения к выполнению движения, также возникает интерес к правильности выполнения движения, к результату.

Самостоятельно ученики замечают и объясняют причины ошибок и неудач, пытаются помериться силой и ловкостью со сверстниками. Усиливается проявление самостоятельности и творческой активности в двигательной деятельности.

Элементы индивидуального и коллективного соревнования вносят разнообразие, оживляют повторные движения и вносят интерес к правильности выполнения. Поэтому в обучении бегу, прыжкам и метанию необходимо создать условия для достижения цели.

Элементы соревнования типа «кто дальше прыгнет», «кто первый добежит» стимулируют выполнение скорости двигательной реакции, скорости отдельных движений, частоты их повторения, вызывая эмоциональный подъем, способствуют в конечном итоге воспитанию быстроты.

Соревнования типа «победит тот, кто первый выполнит задание», «кто не уронит мяч» воспитывают организованность и дисциплинированность. Воспитанию ловкости помогают двигательные задания, в которые включены требования к координации движений (прыгать, отбивать мяч и одновременно поворачиваться), к последовательности выполняемых движений (довести мяч до черты и бросить в корзину).

Задания типа «кто сумеет перебросить мяч товарищу через обруч» содействуют выполнению движений на ограниченной площади, воспитывают чувство пространства и совершенствуют способность поддерживать равновесие.

Выиграет тот, кто дольше не собьется», «кто сделает больше бросков», «кто выпрыгнет выше вверх» — такие задания побуждают учеников повторять движение большее количество раз, позволяют постепенно увеличивать физическую нагрузку, способствуют воспитанию выносливости.

Задания типа «кто дальше бросит мешочек с песком», «кто кого перетянет» стимулируют проявление кратковременных скоростно-силовых напряжений, преодоление веса собственного тела, увеличивают силу мышц.

Задание «Кто придумает новое упражнение» (например, прыжок в длину с места вперёд из исходного положения, стоя спиной в направлении прыжка) — такие элементы соревнования стимулируют творческую активность детей [13, с. 94].

Казалось бы, нет ничего проще бега. Каждый бегал, играя со сверстниками. Особенно с удовольствием бегают дети младшего школьного возраста. Они играют друг с другом в игры, где не обойтись без бега. Но одно дело просто бегать, совсем другое — бежать грамотно.

Освоение беговой техники можно начинать с игровых упражнений:

1) стоя на правой ноге, руки на поясе, сделать свободные загребающие движения левой ногой (затем повторить упражнения, поменяв ноги) — «Лошадка»;

2) стоя на месте, туловище наклонено слегка вперед. Согнуть руки в локтевых суставах и сделать несколько движений вперёд-назад (медленно, затем быстрей). Имитация движений рук на месте (т. к. многие дети и взрослые при беге выполняют движения руками поперек тела);

3) делать упор на то, как должны бежать дети не нужно. Они будут стараться выполнить все ваши рекомендации и в итоге это может вызвать скованность движений, перенапряжение мышц. Поэтому необходимо давать пробежки в легком темпе 20–30 м, добиваясь ритмичной работы рук и ног [16, с. 52].

Во время бега необходимо обратить внимание:

* на касание земли только носками (бежать надо так, словно дорожка раскалена). Приземление на полную стопу снижает силу отталкивания и соответственно скорость;

* на постановку ступни;

* на движение рук (они должны передвигаться ритмично по направлению бега, а не поперек и наискосок тела, они все время должны быть согнуты в локтях под одним углом);

* на то, что не нужно сжимать пальцы в кулаки — это сделает бег скованным;

* ослабить внешнее напряжение и мимику (не нужно стискивать зубы и напрягать рот — это мешает ритмичному дыханию) [16, с. 57].

Для развития скорости важна не только работа ног, но и правильная работа рук. Это помогает сохранить равновесие и помогает управлять темпом бега. Двигаясь вперед, рука, сильно согнутая в локтевом суставе, доходит до середины груди, а кисть ее не поднимается выше подбородка.

При этом рука увлекает за собой туловище, которое поворачивается вокруг вертикальной оси. Движения туловища и рук позволяют активнее вынести вперед бедро маховой ноги. При обратном движении руки локоть движется точно назад. Полусогнутые кисти рук расслаблены. Методику обучения учащихся 5-х классов на уроках по лёгкой атлетике нужно проводить новым педагогическим методом, сочетая обучение легкоатлетическим навыкам с игровыми методами.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ЧЕЛНОЧНОГО БЕГА У УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 698 | Нарушение авторских прав

Анатомо-физиологические особенности детей

Детский организм находится в стадии развития. Практически все его системы: дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, скелетно-мышечная, эндокринная и др., – пребывают в стадии неуклонного роста. В отличие от взрослого человека, малыш, ребенок, подросток имеет совершенно иные показатели, которые отличаются друг от друга с течением времени. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей необходимо учитывать при диагностике патологических состояний и заболеваний.

Отличия в строении и функционировании организма человека в период роста и созревания предопределяют разницу подходов в диагностике и лечении. Поэтому в медицине существует отдельная наука – педиатрия, которая подразделяется на несколько дисциплин:

  • Неонатология – занимается лечением новорожденных;
  • Медицина подросткового возраста – изучает период созревания человеческого организма.

Учитывая анатомо-физиологические особенности детей, практически все медицинские дисциплины имеют отдельную специализацию, как то детская хирургия, отоларингология, стоматология, неврология и так далее.

Наиболее наглядно просматриваются анатомо-физиологические особенности детей в фармакологии. Медицинские препараты, подходящие для лечения взрослых, не всегда полезны детям, поэтому они запрещены к применению в педиатрии в определенных возрастных периодах.

Анатомо-физиологические особенности развития детей

После рождения рост и вес ребенка увеличиваются почти в геометрической прогрессии. Так, на втором году жизни каждый месяц прибавляется по одному сантиметру и 200-250 г. К третьему году жизни увеличивается двигательная активность, которая требует большую часть энергии. В это время происходит созревание и формирование внутренних органов. Со стороны опорно-двигательного аппарата анатомо-физиологические особенности развития детей заключаются в достаточно быстром окостенении хрящевых тканей. В первую очередь окостенению подвергается надкостница, поэтому переломы у детей совершаются по типу «веточки», когда сломанная кость «висит» на целой надкостнице. Перелом у ребенка срастается гораздо быстрее, чем у взрослого. Рост скелета у человека продолжается до 21 года.

Анатомо-физиологические особенности детей в подростковом возрасте обуславливают такие состояния, которые хотя и не являются нормой, но не вызывают серьезных опасений за здоровье ребенка. В последнее время, в связи с акселерацией, скелет растет гораздо быстрее, чем несколько десятилетий назад. Учащаются случаи внезапных обморочных состояний у подростков, особенно мужского пола. Объяснением подобных случаев служат анатомо-физиологические особенности детей нынешнего времени. Когда происходит рост костной ткани – физиологическое возрастное вытяжение – сосуды «не успевают» прорастать в таком количестве, чтобы обеспечить кислородом и питанием мышечную ткань. Поскольку расход питательных веществ резко увеличивается, приток кислорода к головному мозгу сокращается, особенно в вертикальном положении тела. В результате ребенок падает в обморок. Если нечто подобное происходит у взрослого, это свидетельствует о серьёзной патологии.

Важную роль у ребенка в развитии тех или иных состояний имеют кожные покровы, площадь которых по отношению к внутренним органам намного больше, чем у взрослого человека. И тут анатомо-физиологические особенности детей порождают в большинстве случаев необоснованные страхи за здоровье ребенка. Дело в том, что подкожная клетчатка у ребенка развита недостаточно, так как процессы роста не предусматривают жировых отложений. Эта особенность дает почву для развития диатезов и судорог при лихорадочных состояниях.

В первые годы жизни нервно-мышечная система ребенка находится в состоянии гипертонуса, поэтому у малыша определяются сухожильные рефлексы, которые у взрослого считаются патологическими. Это также анатомо-физиологические особенности детей, которые не следует путать с заболеваниями нервной системы.

Пищеварительная система совершенствуется в течение нескольких лет. При питании ребенка учитывается способность желудочно-кишечного тракта к перевариванию тех или иных продуктов. Только прорезывания всех зубов свидетельствует о готовности к приему в пищу «взрослых» продуктов, которые требуют достаточного количества желчного сока и пищеварительных ферментов.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей

Возраст детей подразделяется на отдельные периоды жизни, и каждый из них имеет свои особенности, как в анатомии, так и в физиологии:

  • Младенчество (с рождения до одного года жизни). Наибольший интерес представляет развитие нервной системы, в частности, зрительного анализатора. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей таковы, что после рождения до второй недели жизни ребенок видит все предметы в перевернутом состоянии. Поэтому взгляд новорожденного «плавающий», так как ребенку сложно сфокусировать зрение, «сопоставить» внешнюю картинку со зрительным анализатором высшей нервной системы;
  • Ранний детский возраст (1-3 года). В этот период анатомо-физиологические особенности детей заключаются в изменении внутренней среды организма. Показатели анализов крови и мочи приводятся ближе к взрослым нормам. Начинают функционировать железы внутренней секреции. В этом возрасте определяются черты характера человека и врожденные заболевания;
  • Подростковый период. Анатомо-физиологические особенности детей в это время наиболее выражены в появлении вторичных половых признаков. Этот возраст характеризуется формированием абстрактного и аналитического мышления.

При оказании медицинской помощи всегда учитываются анатомо-физиологические особенности детей, используются совершенно иные подходы, инструменты и лекарственные средства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×