1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Степени и разновидности заболевания

Основные виды болезней человека

На сегодняшний день существует множество видов болезней человека, и для того, чтобы ориентироваться в этом многообразии, патологии собрали в группы. Таким образом, ученые разделили недуги, учитывая различные признаки: путь заражения, возбудители, особенности возникновения, пораженные органы и системы, вид патологии и т. д. Исходя из этого, специалисты разделили патологии по МКБ-10, есть и общее деление, используемое врачами.

МКБ-10

На территории РФ установлен единый нормативный документ, по которому ведется учет заболеваемости, причин обращения к врачу – это МКБ-10. Принятая Международная классификация болезней внедрена в практику здравоохранения РФ в 1999 году приказом Минздрава от 27.05.1997 г. № 170. К 2018 году ВОЗом были внесены дополнения и изменения. Согласно планам Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году будет официально действовать МКБ-11.

Деление патологий по МКБ-10

В МКБ-10 включены следующие виды болезней:

  1. Инфекционные и паразитарные патологии.
  2. Новообразования.
  3. Патологии крови, органов кроветворения.
  4. Заболевания эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
  5. Психические болезни, нарушения поведения.
  6. Заболевания нервной системы.
  7. Заболевания глаз.
  8. Болезни уха.
  9. Патологии органов дыхания.
  10. Болезни пищеварительной системы.
  11. Кожные заболевания.
  12. Болезни костно-мышечной системы.
  13. Патологии мочеполовой системы.
  14. Беременность, роды, период после родов.
  15. Врожденные аномалии, деформации, хромосомные нарушения.
  16. Травмы, отравления.

К каждой группе относят множество самых разных патологий.

Основные категории патологий

Все существующие виды болезней также делят на следующие категории:

  1. Хирургические.
  2. Женские недуги.
  3. Болезни детей.
  4. Нервные.
  5. Психические.
  6. Внутренние.
  7. Стоматологические патологии.
  8. Глазные.
  9. Заболевания лор-органов.
  10. Кожные и венерические заболевания.

Это образное деление на виды болезней, которое не претендует на звание точного. Конечно, медицина не стоит на месте, каждый год открываются новые факты о тех или иных патологиях. Из-за этого их постоянно группируют по-новому. Даже список МКБ-10 был пересмотрен, в эту официальную классификацию внесены дополнения, изменения. Однако представленное выше деление недугов остается неизменным. В каждой категории есть деления на виды болезней человека по системам.

Категории болезней, учитывающие поражение системы

А какие виды болезней бывают с учетом пораженных систем? Как недуги делятся?Врачи выделяют следующие группы заболеваний:

  1. Болезни сердечно-сосудистой системы.
  2. Заболевания нервной системы.
  3. Болезни мужской мочеполовой системы.
  4. Болезни женской мочеполовой системы.
  5. Болезни желудочно-кишечного тракта.
  6. Болезни опорно-двигательного аппарата.
  7. Эндокринные заболевания.
  8. Кожные болезни.
  9. Патологии лор-органов.
  10. Болезни органов дыхания.
  11. Онкологические заболевания.

При таком виде деления болезней не выделяют отдельно инфекционные и другие виды патологий.

Деление по течению и уровню патологии

Классификация каждой болезни проводится по характеру течения. По этому критерию патологии делятся на острые и хронические болезни. Также заболевания делятся по уровню, на котором выявляются патологические изменения. По этому принципу деления выделяют следующие основные виды болезней: клеточные, органные, тканевые, молекулярные, хромосомные.

Виды заболеваний по этиологии и методу лечения

По этиологическим факторам все болезни делятся на следующие:

  1. Физические.
  2. Механические.
  3. Психогенные.
  4. Химические.
  5. Биологические.

Также все виды патологий делят по методу лечения. Данная классификация выделяет терапевтические, хирургические, гомеопатические и иные виды.

Нозологическое деление

Чаще всего деление патологий проводится по нозологическому методу. В основу данного принципа положена группировка патологических состояний по схожим (родственным) признакам. Однако даже эта методика полностью не может удовлетворить потребности практикующих врачей. К примеру, пневмония может быть отнесена к патологиям органов дыхания, инфекционным болезням и аллергии.

Инфекционные заболевания

Существует несколько видов инфекционных болезней:

По числу возбудителей, вызвавших недуги, выделяют моноинфекции и смешанные виды, или микстинфекции.

Другой вид классификации всех патологии заключается в способе проникновения инфекции. По этому критерию болезни делят на экзогенные (возникающие в результате проникновения возбудителей извне) и эндогенные. Последние представляют собой все виды болезней, которые вызываются условно-патогенными микроорганизмами. Чаще всего данный вид вызывает поражение миндалин, кишечника, бронхо-легочной системы, мочевыделительных путей, патологии кожи. Обычно эндогенные виды болезней возникают при снижении защитных сил организма, вызванном длительным приемом антибиотиков, плохой экологией и другими факторами.

По степени контагиозности инфекционные болезни делятся на:

  1. Неконтагиозные, т. е. незаразные. К этому виду относят такие патологии, как малярия, псевдотуберкулез, ботулизм и пр.
  2. Малоконтагиозные (бруцеллез, орнитоз и т. д.).
  3. Контагиозные (ОРВИ, грипп, брюшной тиф и прочие).
  4. Высококонтагиозные (холера, ветряная оспа).

Есть классификация болезней, учитывающая расположение возбудителя в организме, пути передачи и выделения возбудителя во внешнюю среду. По этому критерию выделяют следующие виды:

  1. Кишечные инфекции. Обычно заражение происходит через рот. Болезни распространяются фекально-оральным методом.
  2. Болезни дыхательных путей. Распространение патологии происходит воздушно-капельным путем.
  3. Трансмиссивные кровяные недуги. При данном виде болезней передача возбудителей происходит через блох, комаров, клещей и др.
  4. Нетрансмиссивные кровяные инфекции. Заражение происходит при переливании крови, плазмы, во время инъекций.
  5. Болезни наружные, возникающие при контакте.

Есть ряд других видов заболеваний, которые учитывают среду обитания возбудителя, тяжесть недугов, степень клинических проявлений, особенности течения.

Остеохондропатия: разновидности, степени заболевания и особенности лечения

Остеохондропатия – это группа длительно протекающих цикличных патологий, которые из-за нарушения питания костной ткани провоцируют развитие асептического некроза. В силу особенностей состояния, эти патологии способны вызвать достаточно серьезные проявления и осложнения.

Примечательно, что эта болезнь достаточно часто встречается у детей и подростков, хотя также может проявиться и у взрослых.

  • 1 Этиология заболевания
  • 2 Классификация, стадии
  • 3 Течение заболевания, симптомы
  • 4 Разновидности остеохондропатий
    • 4.1 Болезнь Пертеса
    • 4.2 Болезнь Остгут-Шлаттера
    • 4.3 Болезнь Келлера
    • 4.4 Болезнь Шинца
    • 4.5 Болезнь Шейермана-Мау
    • 4.6 Болезнь Кальве
    • 4.7 Хондропатии суставов
  • 5 Диагностика
  • 6 Особенности лечения
  • 7 Где лечат
  • 8 Осложнения, последствия
  • 9 Прогноз

Этиология заболевания

Остеохондропатия в классификации МКБ получила код М93. Заболевание поражает чаще всего нижние конечности. В процессе развития постепенно костные ткани разрушаются и замещаются другими. В итоге сустав деформируется. Болезнь относится к хроническим и имеет доброкачественный характер.

Патогенез в целом определить не удается, но при этом отмечают специалисты, что заболевание имеет наследственный характер. При этом существенно влияет на процесс гормональный дисбаланс, а также нарушение сообщения кровеносной системы и костных тканей, нервного сообщения.

Наиболее часто к группе риска также приписывают такие категории людей, как профессиональные спортсмены, а также те, кто часто травмирует суставы.

Классификация, стадии

Если говорить о классификации, то она делится по локализации:

  1. Остеохондропатия трубчатых костей. То есть наиболее часто проявляется в бедренной кости, а именно в ее головке, в 1-3 плюсневой кости, ключице, пальцах рук.
  2. Остеохондропатия коротких трубчатых костей. Проявляется в запястье, стопе, кисти, теле позвонка.
  3. Остеохондропатия в апофизах. Данная патология имеет свойство развиваться в бугре пяточной кости, бугристости большеберцовой кости, а также в апофизарных кольцах позвонков.
  4. Остеохондропатия в поверхностях суставов. Наиболее часто развивается в области локтевых, коленных и других суставов.

Течение заболевания, симптомы

Начиная с первой стадии, развивается некроз костных тканей. Продолжается он в среднем до нескольких месяцев. В процессе больного беспокоят умеренные или слабые боли в области поражения. Параллельно можно наблюдать нарушение функции конечности.

Если проводить пальпацию, то боль несколько усиливается. На рентгене рассмотреть какие-либо изменения на этом этапе не представляется возможным, лимфоузлы не увеличиваются.

Вторую стадию называют нередко «компрессионным переломом». Длится она около 2-6 месяцев (иногда дольше). В процессе кость проседает, а костные балки, подвергшиеся негативному воздействию, вклиниваются друг в друга. На рентгене можно увидеть гомогенное затемнение в области пораженного отдела. Также наблюдается исчезновение структурного рисунка. Если повреждается эпифиз, то его суставная щель расширяется, а сам он уменьшается.

Третья стадия получила название «фрагментация». Длится может как 6 месяцев, так и 3 года. омертвевшие ткани рассасываются и замещаются грануляционными с остеокластами. Высота кости постепенно уменьшается, отмечается на рентгенограмме беспорядочная фрагментация с чередованием светлых и темных участков.

Разновидности остеохондропатий

Учитывая, что остеохондропатия – это целая группа заболеваний, которые обладают длительным течением и цикличностью, каждое из них имеет свои особенности. При этом различные виды обычно относятся и к конкретной локализации, что также стоит учитывать, чтобы максимально правильно провести лечение.

Болезнь Пертеса

Это заболевание в полном варианте называется болезнью Легга-Кальве-Петерса. Поражается обычно мальчиков 4-9 лет. Преимущественно локализуется в области головки бедренной кости.

Предполагается, что патологии предшествует травма отдела, но данное условие не является обязательным.

На фото стадии болезни Пертеса

Болезнь Остгут-Шлаттера

Данная патология поражает бугристости большеберцовой кости. Чаще ею болеют мальчики возрастом 12-15 лет. В области поражения проявляется припухлость, боль, которая усиливается при стоянии на коленях, а также во время ходьбы по лестнице.

Болезнь Келлера

В целом данное заболевание делят на два типа. Один поражает 2 и 3 плюсневые кости в стопе. Проявляется преимущественно у девочек в юношеском возрасте (примерно в 10-15 лет). Развивается постепенно. В области поражения проявляются боли с некоторой периодичностью.

Второй проявляется в области ладьевидной кости стопы. Проявляется гораздо реже вышеперечисленных типов заболевания. Обычно начинает прогрессировать в возрасте 3-7 лет. Первое время могут без причины проявляться боли в области стопы, из-за чего проявляется хромота. Далее кожа краснеет и отекает.

Стадии развития болезни Келлера II типа

Болезнь Шинца

Это заболевание поражает бугор пяточной кости. Развивается достаточно редко и, как правило, в период 7-14 лет. Наиболее частые симптомы – отечность и боль в месте поражения.

Болезнь Шейермана-Мау

Это заболевание поражает апофизы позвонков. Считается достаточно распространенной болезнью, возникающей в подростковом периоде преимущественно у мальчиков. В процессе развивается кифоз в среднем и нижнем грудном отделе, делая спину круглой.

Примечательно, что боли если даже и проявляются, то очень слабо, а потому поводом для обращения становится именно косметический дефект.

Болезнь Кальве

Эта патология проявляется обычно на теле позвонка в период 4-7 лет. Ребенок может жаловаться без причины на ощущение утомления и боли в спине. Во время осмотра можно выявить выстояние остистого отростка, а также болезненность с четкой локализацией.

Истончение позвонка на рентгеновском снимке

Хондропатии суставов

Этот тип заболевания проявляется в период 10-25 лет. Причем страдают им преимущественно мужчины. Около 85% случаев приходится на коленный сустав. Участок некроза развивается на выпуклой суставной поверхности. Далее отмершая часть отделяется от тканей и образовывается суставная мышь.

Диагностика

Если говорить о диагностике, то она состоит из:

  • Обязательно пальпационного осмотра;
  • Выполнения определенных движений;
  • Проведения УЗИ, КТ, МРТ, рентгенограммы.

Тип исследования выбирается в зависимости от заболевания. При этом обязательно определяется тип патологии, чтобы провести максимально корректное лечение.

Особенности лечения

Лечение выбирается всегда комплексное. Хотя в наибольшей степени при такой патологии требуется больному покой и полная иммобилизация пораженного сустава. В ряде случаев может потребоваться стационарное лечение.

Среди методов, которые применяют для проведения терапии, выделяются:

  • Вытяжение суставов;
  • ЛФК;
  • Физиопроцедуры (особенно электрофорез с кальцием или фосфором);
  • Витаминотерапия;
  • Климатотерапия;
  • Парафиновые аппликации;
  • Массаж.

Где лечат

Если говорить о конкретных заведениях, где осуществляют лечение такого заболевания, как остеохондропатия, то выделяются:

  • Израильский центр Рамат-Авив;
  • Центр при униклинике Майнц в Германии;
  • Центр и Клиника при медкомплексе Шарите в Германии;
  • Университетская клиника г. Эссен в Германии;
  • Университетская клиника Дюссельдорфа;
  • Центральная клиника Бад Берка;
  • Ортопедический центр «Мюнхен — Харлахинг» в Германии;
  • Российский Лечебно-реабилитационный центр Минздрава РФ;
  • Клинический центр на Яузе в Москве.
Читать еще:  Что представляет собой данное заболевание

В целом по всему миру можно найти заведения, которые занимаются таким заболеванием. Но стоит обратить внимание, что некоторые из них специализируются на конкретном заболевании, потому до оформления заявки на лечение следует обговорить условия.

Осложнения, последствия

Учитывая специфику заболевания, оно способно приводить к ряду осложнений. в первую очередь следует учитывать, что без лечения, да и с таковым может развиться деформирующий артроз сустава. Но в первом случае риски существенно выше.

Учитывая, что болезнь приводит к укорочению сустава, а также к функциональному нарушению в конечности или отделе, то нередки случаи развития инвалидизации. В таких случаях уже приходится принимать решение о проведении операции.

В случае с мальчиками, при длительно протекающем заболевании необходимо будет обсудить с врачами, возьмут ли в армию.

Прогноз

В целом у патологии прогнозы относительно положительные. То есть болезнь имеет доброкачественное течение и за несколько лет проходит полный цикл с частичным восстановлением сустава. Для полного восстановления может потребоваться операция, особенно если пошли осложнения и произошло их укорочение и выпячивание остистого тела или изменение формы.

Подробнее о проявлениях остеохондропатии, смотрите в нашем видео:

Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

Факторы, определяющие наличие заболевания

Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.

Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

Генетические причины возникновения заболевания

Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

Экзогенная этиология заболевания

Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

Степени умственной отсталости

Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

Степени умственной недоразвитости делятся на:

  • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
  • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
  • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.

Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности. Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

Разновидности заболевания

Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

Идиотизм и имбецильность

Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики. Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно. Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

  • синдром Дауна;
  • болезнь Альцгеймера;
  • ДЦП;
  • гидроцефалия;
  • кретинизм;
  • заболевание Тея – Сакса и прочее.

Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

Даунизм

Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами. Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом. Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

Предупреждение умственной отсталости

Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

Умственная отсталость: генетические и средовые причины

Сайт рентгенологической и…не только литературы

сайт поможет советом в трудных ситуациях

Главные записи

Популярные статьи

Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

  • нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций)
  • нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, апалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.)
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
  • нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений)
  • висцеральные и метаболические нарушения (функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета)
  • нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)

На основе комплексной оценки различных параметров, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, с учетом их качественных и количественных значений выделяют ЧЕТЫРЕ степени их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения

2 степень — умеренные нарушения

3 степень — выраженные нарушения

4 степень — значительно выраженные нарушения Инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к

полной либо частичной утрате способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными категориями жизнедеятельности, которые ограни­чивает инвалидность, являются способность к:

У контролю за своим поведением

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности [1] :

> способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц

> способность к самостоятельному передвижению способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц

> способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц

> способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц

> способность контролировать свое поведение — неспособность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально- правовых и морально-этических норм:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

Читать еще:  Что собой представляет это заболевание

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

> способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень — неспособность к обучению

Наиболее важным в медико-социальной экспертизе является экспертиза способности человека к трудовой деятельности, при этом определяется:

  • способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
  • способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
  • способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
    • способность к мотивации труда;
    • способность соблюдать рабочий график;
  • способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

> при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

> при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при которых возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанное™ трудовой деятельности.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма устанавливают группу инвалидности. [2] Критерии установления групп инвалидности

Критерием для определения ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким, значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

> способности к самообслуживанию третьей степени;

> способности к передвижению третьей степени;

> способности к ориентации третьей степени;

> способности к общению третьей степени;

> способности контролировать свое поведение третьей степени.

Критерием для установления ВТОРОЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

> способности к самообслуживанию второй степени;

> способности к передвижению второй степени;

> способности к ориентации второй степени;

> способности к общению второй степени;

> способности контролировать свое поведение второй степени;

> способности к обучению третьей, второй степеней;

> способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.

Критерием для определения ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

> способности к самообслуживанию первой степени;

> способности к передвижению первой степени;

> способности к ориентации первой степени;

> способности к общению первой степени;

> способности контролировать свое поведение первой степени;

> способности к обучению первой степени.

Экспертиза детской инвалидности построена на современной концепции ВОЗ, полагающей, что поводом для назначения инвалидности является не сама болезнь или травма, а степень тяжести их последствий, которые проявляются в виде нарушений той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящих к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточ­ности.

Показаниями для установления инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных, приобретенных заболеваниях или после травм.

В соответствии с адаптированным вариантом «Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» к категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Медицинские показания для определения инвалидности у детей включают в себя три раздела:

> раздел 1 — перечень патологических состояний, приводящих к временному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при тяжелых, но обратимых расстройствах функций органов и систем и дающих право на установление инвалидности на срок от 6 месяцев до 2 лет;

> раздел 2 — патологические состояния, приводящие к частичному ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации ребенка при прогнозируемой возможности полного или частичного восстановления нарушенных функций органов и систем. Различают две группы патологических состояний: 2А — с правом установления инвалидности сроком от 2 до 5 лет, т. е. переосвидетельствование проводится каждые 2—5 лет; 2Б — с правом установления инвалидности сроком до 5 лет и более, т. е. переосвидетельствование проводится не ча­ще, чем через 5 лет;

> раздел 3 — патологические состояния, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности и к социальной дезадаптации ребенка при резко выраженных необратимых нарушениях функций органов и систем. Медицинское заключение по патологическим состояниям, регламентируемым разделом 3, оформляет­ся однократно до 16-летнего возраста.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

На основании экспертного решения МСЭ оформляется заключение в виде «Справки МСЭ», которая выдается инвалиду. В справке отмечается группа и причина инвалидности, трудовые рекомендации, срок очередного переосвидетельствования. Помимо справок, МСЭ в трехдневный срок направляет в учреждение извещение о принятом решении.

В тех случаях, когда освидетельствованный не согласен с принятым решением, он в течение месяца может подать письменное заявление председателю МСЭ или руководителю районного отдела социальной защиты.

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при проведении МСЭ

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

3.09.2012г мой сын в очередной раз обратился для проведения государственной услуги по медико-социальной экспертизе (далее – МСЭ) в бюро № 5 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области (далее – НСО). На комиссиях МСЭ специалистами Бюро № 5, Состава № 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО ему было отказано в признании необходимости мер социальной помощи, защиты и реабилитации (в признании его инвалидом) при наличии сложного комплекса заболеваний: (перечень заболеваний).

Раздел III приказа Минздравсоцразвития РФ № 295н от 11.04.2011г «Об утверждении Административного регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (далее – «Регламент») определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы в целях повышения качества предоставления государственной услуги и создания комфортных условий для ее получения.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений и методов их определения.

Во-первых, в актах освидетельствования и решениях Бюро №5, Составов № 4 и 2 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области не определены п.п. 10.2-10.13 степень выраженности расстройств функций организма, вызванных сложным комплексом заболеваний (перечень заболеваний) , симптомы нарушений просто описаны в актах.

К основным видам нарушений функций организма человека в соответствии с п. 3, 4 приказа Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23.12.2009 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее — «Приказа № 1013н») относятся:

— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

— нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

— нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

— нарушения функций кровообращения,….. обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

Нарушение функций организма определяется при комплексной оценке различных показателей и характеризуется четырьмя степенями их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения,

2 степень — умеренные нарушения,

3 степень — выраженные нарушения,

4 степень — значительно выраженные нарушения.

На основании п. 7 «Приказа 1013н» степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Акты освидетельствования МСЭ содержат информацию только по п. 10.1 об анализе нарушений организма (незначительные нарушения) по психическим функциям на основе применения следующих объективных методик: «10 слов Лурии», «Таблица Щульца, методика исключения предметов, проективная методика Люшера.

В актах отсутствует анализ других нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13, указанных в п. 3 «Приказа № 1013н», определение каких-либо показателей этих нарушений при комплексе заболеваний (перечень заболеваний) , исходя из оценки отклонения от нормы биологического развития здорового человека.

В актах не указаны методы, которые применялись для определения количественного и качественного уровня показателей выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) каких-либо нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 (кроме нарушения психических функций — п. 10.1), связанными с заболеваниями (перечень заболеваний).

НАПРИМЕР, при описании в актах симптомов (жалоб) нарушений функций организма: (перечень симптомов заболеваний) НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ какими нарушениями эти симптомы являются (незначительными, умеренными, выраженными), исходя из каких норм определяется их отклонения при (перечень заболеваний), с использованием каких объективных методов.

В актах отсутствует описание существующих норм (в частности, норм наличия (симптом заболевания), норм количества (симптомы заболевания), норм наличия (симптом заболевание), соответствующих биологическому развитию (возрасту 26 лет) человека, и шкалы оценки (незначительные, умеренные, выраженные) отклонений функций организма, от этих норм.

Читать еще:  Температура при растяжении связок голеностопного все про суставы

Во-вторых, на основании п. 56 «Регламента» по заявлению сына не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного потенциала и прогноза. В направлении (форма № 088/у-06) Поликлиники №…. эти показатели определены как низкий и сомнительный. В 2011 г Поликлиника №…. в направлении на МСЭ также указывала, что реабилитационный потенциал и прогноз «неопределенный и сомнительный». В актах МСЭ в 2011г реабилитационный потенциал и прогноз замененны на «благоприятный». В 2011г мой сын повторно перенес (заболевание) в тяжелой форме и по данным КТ головного мозга у него имеются новые очаги и новообразования вторичного характера, которые влияют на состояние его здоровья.

Возникает вопрос, как на комиссиях МСЭ определяют целесообразность и необходимость гражданина в проведении реабилитации и мер социальной защиты и разрабатывают индивидуальные программы реабилитации (ИПР) без определения реабилитационного потенциала и прогноза развития заболеваний?

Согласно «Регламента» на заседание Состава № 2 ГБ МСЭ руководитель ГБ МСЭ может пригласить с правом совещательного голоса специалиста службы занятости. По заявлению сына специалист не был приглашен на комиссию МСЭ. Он был направлен в центр занятости на проведение подбора профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям, но в направлении в центр занятости специалисты МСЭ не указали ни заболевания, ни противопоказания по ним. Поэтому в заключении центра занятости определен перечень профессий без учета заболеваний и противопоказаний по ним. Об этом сын направил письмо в ГБ МСЭ. Эта претензия об определении перечня профессий без учета противопоказаний по заболеваниям оставлена без внимания. В свою очередь, центр занятости на подобную претензию отреагировал и направил сыну письмо с приглашением на повторное проведение подбора профессий с учетом приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2012.

Повторный подбор профессий определил, что, несмотря на среднее специальное образование (менеджер), сыну рекомендована профессиональная деятельность в сфере специальностей, не требующих квалификации, по профессиям фасовщик, маркировщик, упаковщик. При этом не определен режим работы (полный или неполный рабочий день), уровень напряженности и объем выполняемых работ.

«Приказ № 1013н» определяет, что способность к трудовой деятельности (в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы) 1 степени – это способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Нарушены требования к порядку процедуры представления государственной услуги по проведению МСЭ: не определение реабилитационного потенциала и прогноза при установлении необходимости в мерах социальной помощи, защиты и реабилитации; определение способности к трудовой деятельности и подбору профессий без учета противопоказаний по заболеваниям; не определена степень выраженности нарушения функций организма п.п.10.2-10.13 в связи с заболеваниями (перечень заболеваний); не указаны показатели, на основании которых может быть определена степень выраженности нарушений; не указаны методы, с использованием которых могут быть определены показатели и степень выраженности нарушений функций организма.

В третьих, в течение 2009-2012г Поликлиника № ….. при заполнении формы № 088/у-06 направления на МСЭ не отслеживала динамику состояния здоровья сына с учетом сложного комплекса заболеваний (перечень заболеваний). В феврале 2011г в направлении на МСЭ указано, что последний приступ был в 2007 году, несмотря на то, что в Поликлинику №…. сын предоставил копии вызовов скорой помощи в 2010 г, кроме этого, в 2010 г у него было 75 приступов.

Заключения Бюро № 5, Составов 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО не являются комплексной оценкой различных показателей нарушений функций организма, не содержат информацию о степени выраженности расстройств функций организма, связанных комплексом заболеваний (перечень заболеваний) исходя из существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. В настоящее время сын не может работать в связи с частыми проявлениями вышеуказанных симптомов, не получает в Поликлинике № …. по месту жительства какого-либо лечения, способствующего его социальной адаптации и реабилитации.

Ответ ГБ МСЭ по НСО на многочисленные обращения не содержит ответы по существу на все поставленные вопросы; вовремя не предоставлена копия акта освидетельствования Составом № 2; не даны разъяснения решений МСЭ Состава 4 и 2 исходя из существующих норм и методов определения нарушений функций организма при комплексе заболеваний; не объяснено, почему не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного прогноза и потенциала; повторно не определен перечень профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям и степень способности к трудовой деятельности.

Нарушена процедура проведения государственной услуги в соответствии с «Регламентом» и нормативными актами – не определены (п.п.10.2-10.12) степень выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) нарушений функций организма в связи с заболеваниями; не определены реабилитационный потенциал и прогноз заболеваний; определена способность к трудовой деятельности с учетом противопоказаний по заболеваниям (перечень заболеваний).

Не определены существующие нормы, соответствующие определенному периоду (возрасту) биологического развития человека; не определены степень ограничений жизнедеятельности в результате заболеваний исходя из оценки отклонений от этих существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту 26 лет) биологического развития.

Не даны ответы по существу на все вопросы обращений, касающихся информации о состоянии здоровья, методах обследования, степени нарушения функций организма в результате сложного комплекса заболеваний.

Копия акта освидетельствования Составом № 2 ГБ МСЭ по НСО предоставлена только через два месяца, после направления судом в адрес ГБ МСЭ по НСО копии искового заявления.

В целях обеспечения прозрачности, объективности решений МСЭ и повышения качества и эффективности медико-социальных экспертных услуг , определения количественной оценки степени выраженности заболеваний, приводящих к нарушению функций организма и ограничениям основных категорий жизнедеятельности различной степени было направлено в суд исковое заявление о признании решения ГБ МСЭ по НСО незаконным в связи с несоблюдением требований проведения МСЭ.

Суд принял исковое заявление. 21 января 2013г состоится первое предварительное заседание……….

Просто гражданин, который через 4 года инвалидности отказалась от унизительной процедуры очередного освидетельствования в 5 раз, т.к. через полгода выхожу на пенсию по старости….

P . S . Но этого не может сделать мой сын в 26 лет, больной с рождения, не имеющий ни квалифицированной медицинской помощи, ни должного диспансерного учета и реабилитации, чтобы вылечиться, ни права на социальную защиту и реабилитацию.

Степени нарушений функций организма

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Показатели инвалидности, являясь важным — медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus – слабый, немощный. Инвалидомпринято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойки расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты.

Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность. Что же такое социальная недостаточность? Социальная недостаточностьэто социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

3.1. Основные причины инвалидности:

1. Инвалидность вследствие общего заболевания является наиболее частой причиной инвалидности за исключением случаев, непосредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудовым увечьем, военной травмой и др.

2. Инвалидность в связи с трудовым увечьем устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

3. Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.

4. Инвалидность с детства:лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается статус «ребенок-инвалид»; при достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливается «инвалидность с детства».

5. Инвалидность у бывших военнослужащих устанавливается при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обязанностей.

6. Инвалидность вследствие радиационных катастроф устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

· нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);

· нарушение органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);

· висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;

· нарушения, связанные с причинами общего характера.

· На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:

1-я степень – незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень – умеренно выраженные нарушения функций;

3 степень – выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т.е. к полной, либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность являются:

· способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;

· способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;

· способность к обучению, т.е. способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);

· способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

· способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

· способность контроля за своим поведение, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8579 — | 7423 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector