1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Степени выраженности заболевания

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при проведении МСЭ

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

3.09.2012г мой сын в очередной раз обратился для проведения государственной услуги по медико-социальной экспертизе (далее – МСЭ) в бюро № 5 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области (далее – НСО). На комиссиях МСЭ специалистами Бюро № 5, Состава № 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО ему было отказано в признании необходимости мер социальной помощи, защиты и реабилитации (в признании его инвалидом) при наличии сложного комплекса заболеваний: (перечень заболеваний).

Раздел III приказа Минздравсоцразвития РФ № 295н от 11.04.2011г «Об утверждении Административного регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (далее – «Регламент») определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы в целях повышения качества предоставления государственной услуги и создания комфортных условий для ее получения.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений и методов их определения.

Во-первых, в актах освидетельствования и решениях Бюро №5, Составов № 4 и 2 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области не определены п.п. 10.2-10.13 степень выраженности расстройств функций организма, вызванных сложным комплексом заболеваний (перечень заболеваний) , симптомы нарушений просто описаны в актах.

К основным видам нарушений функций организма человека в соответствии с п. 3, 4 приказа Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23.12.2009 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее — «Приказа № 1013н») относятся:

— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

— нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

— нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

— нарушения функций кровообращения,….. обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

Нарушение функций организма определяется при комплексной оценке различных показателей и характеризуется четырьмя степенями их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения,

2 степень — умеренные нарушения,

3 степень — выраженные нарушения,

4 степень — значительно выраженные нарушения.

На основании п. 7 «Приказа 1013н» степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Акты освидетельствования МСЭ содержат информацию только по п. 10.1 об анализе нарушений организма (незначительные нарушения) по психическим функциям на основе применения следующих объективных методик: «10 слов Лурии», «Таблица Щульца, методика исключения предметов, проективная методика Люшера.

В актах отсутствует анализ других нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13, указанных в п. 3 «Приказа № 1013н», определение каких-либо показателей этих нарушений при комплексе заболеваний (перечень заболеваний) , исходя из оценки отклонения от нормы биологического развития здорового человека.

В актах не указаны методы, которые применялись для определения количественного и качественного уровня показателей выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) каких-либо нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 (кроме нарушения психических функций — п. 10.1), связанными с заболеваниями (перечень заболеваний).

НАПРИМЕР, при описании в актах симптомов (жалоб) нарушений функций организма: (перечень симптомов заболеваний) НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ какими нарушениями эти симптомы являются (незначительными, умеренными, выраженными), исходя из каких норм определяется их отклонения при (перечень заболеваний), с использованием каких объективных методов.

В актах отсутствует описание существующих норм (в частности, норм наличия (симптом заболевания), норм количества (симптомы заболевания), норм наличия (симптом заболевание), соответствующих биологическому развитию (возрасту 26 лет) человека, и шкалы оценки (незначительные, умеренные, выраженные) отклонений функций организма, от этих норм.

Во-вторых, на основании п. 56 «Регламента» по заявлению сына не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного потенциала и прогноза. В направлении (форма № 088/у-06) Поликлиники №…. эти показатели определены как низкий и сомнительный. В 2011 г Поликлиника №…. в направлении на МСЭ также указывала, что реабилитационный потенциал и прогноз «неопределенный и сомнительный». В актах МСЭ в 2011г реабилитационный потенциал и прогноз замененны на «благоприятный». В 2011г мой сын повторно перенес (заболевание) в тяжелой форме и по данным КТ головного мозга у него имеются новые очаги и новообразования вторичного характера, которые влияют на состояние его здоровья.

Возникает вопрос, как на комиссиях МСЭ определяют целесообразность и необходимость гражданина в проведении реабилитации и мер социальной защиты и разрабатывают индивидуальные программы реабилитации (ИПР) без определения реабилитационного потенциала и прогноза развития заболеваний?

Согласно «Регламента» на заседание Состава № 2 ГБ МСЭ руководитель ГБ МСЭ может пригласить с правом совещательного голоса специалиста службы занятости. По заявлению сына специалист не был приглашен на комиссию МСЭ. Он был направлен в центр занятости на проведение подбора профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям, но в направлении в центр занятости специалисты МСЭ не указали ни заболевания, ни противопоказания по ним. Поэтому в заключении центра занятости определен перечень профессий без учета заболеваний и противопоказаний по ним. Об этом сын направил письмо в ГБ МСЭ. Эта претензия об определении перечня профессий без учета противопоказаний по заболеваниям оставлена без внимания. В свою очередь, центр занятости на подобную претензию отреагировал и направил сыну письмо с приглашением на повторное проведение подбора профессий с учетом приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2012.

Повторный подбор профессий определил, что, несмотря на среднее специальное образование (менеджер), сыну рекомендована профессиональная деятельность в сфере специальностей, не требующих квалификации, по профессиям фасовщик, маркировщик, упаковщик. При этом не определен режим работы (полный или неполный рабочий день), уровень напряженности и объем выполняемых работ.

«Приказ № 1013н» определяет, что способность к трудовой деятельности (в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы) 1 степени – это способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Нарушены требования к порядку процедуры представления государственной услуги по проведению МСЭ: не определение реабилитационного потенциала и прогноза при установлении необходимости в мерах социальной помощи, защиты и реабилитации; определение способности к трудовой деятельности и подбору профессий без учета противопоказаний по заболеваниям; не определена степень выраженности нарушения функций организма п.п.10.2-10.13 в связи с заболеваниями (перечень заболеваний); не указаны показатели, на основании которых может быть определена степень выраженности нарушений; не указаны методы, с использованием которых могут быть определены показатели и степень выраженности нарушений функций организма.

В третьих, в течение 2009-2012г Поликлиника № ….. при заполнении формы № 088/у-06 направления на МСЭ не отслеживала динамику состояния здоровья сына с учетом сложного комплекса заболеваний (перечень заболеваний). В феврале 2011г в направлении на МСЭ указано, что последний приступ был в 2007 году, несмотря на то, что в Поликлинику №…. сын предоставил копии вызовов скорой помощи в 2010 г, кроме этого, в 2010 г у него было 75 приступов.

Заключения Бюро № 5, Составов 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО не являются комплексной оценкой различных показателей нарушений функций организма, не содержат информацию о степени выраженности расстройств функций организма, связанных комплексом заболеваний (перечень заболеваний) исходя из существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. В настоящее время сын не может работать в связи с частыми проявлениями вышеуказанных симптомов, не получает в Поликлинике № …. по месту жительства какого-либо лечения, способствующего его социальной адаптации и реабилитации.

Ответ ГБ МСЭ по НСО на многочисленные обращения не содержит ответы по существу на все поставленные вопросы; вовремя не предоставлена копия акта освидетельствования Составом № 2; не даны разъяснения решений МСЭ Состава 4 и 2 исходя из существующих норм и методов определения нарушений функций организма при комплексе заболеваний; не объяснено, почему не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного прогноза и потенциала; повторно не определен перечень профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям и степень способности к трудовой деятельности.

Нарушена процедура проведения государственной услуги в соответствии с «Регламентом» и нормативными актами – не определены (п.п.10.2-10.12) степень выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) нарушений функций организма в связи с заболеваниями; не определены реабилитационный потенциал и прогноз заболеваний; определена способность к трудовой деятельности с учетом противопоказаний по заболеваниям (перечень заболеваний).

Не определены существующие нормы, соответствующие определенному периоду (возрасту) биологического развития человека; не определены степень ограничений жизнедеятельности в результате заболеваний исходя из оценки отклонений от этих существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту 26 лет) биологического развития.

Не даны ответы по существу на все вопросы обращений, касающихся информации о состоянии здоровья, методах обследования, степени нарушения функций организма в результате сложного комплекса заболеваний.

Копия акта освидетельствования Составом № 2 ГБ МСЭ по НСО предоставлена только через два месяца, после направления судом в адрес ГБ МСЭ по НСО копии искового заявления.

В целях обеспечения прозрачности, объективности решений МСЭ и повышения качества и эффективности медико-социальных экспертных услуг , определения количественной оценки степени выраженности заболеваний, приводящих к нарушению функций организма и ограничениям основных категорий жизнедеятельности различной степени было направлено в суд исковое заявление о признании решения ГБ МСЭ по НСО незаконным в связи с несоблюдением требований проведения МСЭ.

Суд принял исковое заявление. 21 января 2013г состоится первое предварительное заседание……….

Просто гражданин, который через 4 года инвалидности отказалась от унизительной процедуры очередного освидетельствования в 5 раз, т.к. через полгода выхожу на пенсию по старости….

Читать еще:  Чем опасен радикулит поясничного отдела

P . S . Но этого не может сделать мой сын в 26 лет, больной с рождения, не имеющий ни квалифицированной медицинской помощи, ни должного диспансерного учета и реабилитации, чтобы вылечиться, ни права на социальную защиту и реабилитацию.

Степени нарушений функций организма

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Показатели инвалидности, являясь важным — медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus – слабый, немощный. Инвалидомпринято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойки расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты.

Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность. Что же такое социальная недостаточность? Социальная недостаточностьэто социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

3.1. Основные причины инвалидности:

1. Инвалидность вследствие общего заболевания является наиболее частой причиной инвалидности за исключением случаев, непосредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудовым увечьем, военной травмой и др.

2. Инвалидность в связи с трудовым увечьем устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

3. Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.

4. Инвалидность с детства:лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается статус «ребенок-инвалид»; при достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливается «инвалидность с детства».

5. Инвалидность у бывших военнослужащих устанавливается при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обязанностей.

6. Инвалидность вследствие радиационных катастроф устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

· нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);

· нарушение органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);

· висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;

· нарушения, связанные с причинами общего характера.

· На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:

1-я степень – незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень – умеренно выраженные нарушения функций;

3 степень – выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т.е. к полной, либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность являются:

· способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;

· способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;

· способность к обучению, т.е. способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);

· способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

· способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

· способность контроля за своим поведение, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8996 — | 7653 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Степени нарушений функций организма

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Показатели инвалидности, являясь важным — медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus – слабый, немощный. Инвалидомпринято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойки расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты.

Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность. Что же такое социальная недостаточность? Социальная недостаточностьэто социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

3.1. Основные причины инвалидности:

1. Инвалидность вследствие общего заболевания является наиболее частой причиной инвалидности за исключением случаев, непосредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудовым увечьем, военной травмой и др.

2. Инвалидность в связи с трудовым увечьем устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

3. Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.

4. Инвалидность с детства:лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается статус «ребенок-инвалид»; при достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливается «инвалидность с детства».

5. Инвалидность у бывших военнослужащих устанавливается при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обязанностей.

6. Инвалидность вследствие радиационных катастроф устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

· нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);

· нарушение органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);

· висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;

· нарушения, связанные с причинами общего характера.

· На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:

1-я степень – незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень – умеренно выраженные нарушения функций;

3 степень – выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т.е. к полной, либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность являются:

· способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;

· способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;

· способность к обучению, т.е. способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);

· способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

· способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

· способность контроля за своим поведение, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8996 — | 7653 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Нормативная правовая база при ЧМТ. Медико-социальная экспертиза

Нормативная правовая база и основные понятия

В течение последних 10 лет изменилась нормативная правовая база, которая служит основанием для по­строения системы социальной защиты населения РФ.

Если экспертиза временной нетрудоспособнос­ти является первой составляющей медицинской экспертизы, то в соответствии с «Основами зако­нодательства РФ об охране здоровья граждан» ме­дико-социальная экспертиза является второй со­ставляющей медицинской экспертизы и «устанав­ливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан; определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан».

Порядок проведения МСЭ определяется следую­щими нормативными правовыми актами: Постанов­лением Правительства РФ от 13.08.96 № 965 «О по­рядке признания граждан инвалидами» и «Пример­ным положением об учреждениях государственной службы МСЭ», а также Постановлением Министер­ства труда и социального развития РФ и Минздрава РФ от 29.01.97 №1/30 «Об утверждении классифи­кации и временных критериев, используемых при осуществлении меди ко-социальной экспертизы».

Читать еще:  Степени заболевания ↑

С перечисленными документами должны быть хорошо знакомы не только врачи бюро МСЭ, но и врачи ЛПУ, так как именно они оказывают паци­ентам медицинскую помощь и одновременно вы­нуждены решать вопрос о необходимости их соци­альной защиты.

Критерии направления больных на медико-социальную экспертизу

В настоящее время в значительной степени изме­нились подходы к определению больным той или иной группы инвалидности. До вступления в силу названных документов при решении воп­роса об установлении группы инвалидности врачи «ВТЭК» руководствовались одним критерием — «возможностью выполнения больным работы по своей основной профессии».

В настоящее время следует подходить к оценке состояния трудоспособности больного дифферен­цированно. Для работающих по-прежнему основ­ным критерием является возможность продолже­ния своей профессиональной деятельности. Для неработающих, особенно пенсионного возраста, в основу экспертного решения будут положены прин­ципиально новые критерии — критерии ограниче­ния жизнедеятельности.

Ограничение жизнедеятельности — это откло­нение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, обще­ние, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

Классификация нарушений функций организма по степени выраженности

Прежде чем оценивать степени ограничения жиз­недеятельности, необходимо уточнить, какие фун­кции организма нарушены и в какой степени.

Решение этого вопроса проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социаль­ного развития РФ и МЗ РФ от 29.01.97 № 1/30 «Об утверждении классификации и временных крите­риев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», в котором предусмотре­ны 4 степени выраженности нарушений функций организма. При этом учитываются нарушения сле­дующих основных функций человека:

— нарушения психических функций (воспри­ятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмо­ций, воли);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слу­ха, обоняния, осязания);

— нарушения стато-динамической функции;

— нарушения функций кровообращения, ды­хания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Нарушение здоровья, проявляющееся расстрой­ством функции важнейших жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной системы, органа зрения, системы кровообращения и т.д.) приводит к ограничению жизнедеятельности раз­ной степени выраженности, к социальной недо­статочности больного и нуждаемости его в соци­альной защите.

Классификация ограничения жизнедеятельности по степени выраженности

Прежде чем решить вопрос, приводят ли имеющи­еся у больного нарушения функций к необходи­мость определения группы инвалидности, следует уточнить имеющую у него степень обнаруживаемо­го ограничения жизнедеятельности в момент ос­видетельствования .

В соответствии с изложенным в предыдущем подразделе Постановления Министерства труда РФ и Министерства здравоохранения РФ в экспер­тной практике пользуются классификацией ограни­чения жизнедеятельности по степени выраженности:

1 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самообслужива­нию и полная зависимость от других лиц.

2. Ограничение способности к самостоятельному пе­ редвижению:

1 степень — способность к самостоятельному пе­редвижению при более длительной затрате време­ни, подробности выполнения и сокращении рассто­яний;

2 степень — способность к самостоятельному пе­редвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.

3. Ограничение способности к обучению

1 степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специ­ального режима учебного процесса и (или) с ис­пользованием вспомогательных средств, с помо­щью других лиц (кроме обучающего персонала);

2 степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специаль­ным программам в домашних условиях;

3 степень — неспособность к обучению.

1 степень — способность к выполнению трудо­вой деятельности при условии снижения квалифи­кации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень — способность к выполнению трудо­вой деятельности в специально созданных услови­ях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего мес­та, с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к выполнению тру­довой деятельности.

5. Ограничение способности к ориентации:

1 степень — способность к ориентации с ис­пользованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к ориентации, требу­ющая помощи других лиц;

3 степень — неспособность к ориентации (дезо­риентация).

6. Ограничение способности к общению:

1 степень — способность к общению, характе­ризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информа­ции;

2 степень — способность к общению с исполь­зованием вспомогательных средств и (или) помо­щью других лиц;

3 степень — неспособность к общению.

7 .Ограничение способности контролировать свое по­ведение:

1 степень — частичное снижение способности контролировать свое поведение;

2 степень — способность частично или полнос­тью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение.

Критерии определения групп инвалидности

С учетом выявленных функциональных нарушений, ограничений жизнедеятельности разработаны и используются в практике следующие критерии оп­ределения групп инвалидности.

Первая группа инвалидности определяется лицам, у которых возникла социальная недостаточность, тре­бующая социальной зашиты или вследствие нару­шения здоровья со стойкими, значительно выражен­ными расстройствами функций организма, обуслов­ленными последствиями ЧМТ и приводящие к рез­ко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способность к самообслуживанию 3 степени (неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц);

— способность к передвижению 3 степени (не­способность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц);

— способность к ориентации 3 степени (неспо­собность к ориентации — дезориентация);

— способность к общению 3 степени (неспо­собность к общению);

— неспособность контролировать свое поведе­ние 3 степени (неспособность контролировать свое поведение).

Вторая группа инвалидности определяется ли­цам, у которых возникла социальная недостаточ­ность, требующая социальной защиты или помо­щи вследствие нарушения функции здоровья, обус­ловленная ЧМТ и приводящая к выраженному ог­раничению одной из следующих категорий жизне­деятельности либо их сочетанию:

— способность к самообслуживанию второй сте­пени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с по­мощью других лиц);

— способность к передвижению второй степе­ни (способность к самостоятельному передвиже­нию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц);

— способность к трудовой деятельности третьей, второй степени (неспособность к трудовой деятельности, способность к выполнению трудовой дея­тельности в специально созданных условиях с ис­пользованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц);

— способность к обучению третьей, второй сте­пени (неспособность к обучению, способность к обучению только в специальных учебных заведе­ниях или по специальным программам в домаш­них условиях);

— способность к ориентации второй степени (способность к ориентации, требующая помощи других лиц);

— способность к общению второй степени (спо­собность к общению с использованием вспомога­тельных средств и (или) с помощью других лиц.

Ограничение способности к обучению 2 и 3 степени может быть основанием для установле­ния второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других ка­тегорий жизнедеятельности, за исключением уча­щихся, у которых ограничение только способно­сти к обучению 2—3 степени может обусловить необходимость установления второй группы ин­валидности.

Третья группа инвалидности определяется ли­цам, у которых возникла социальная недостаточ­ность, требующая социальной защиты или помо­щи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительным или умеренно выраженным рас­стройством функции организма, обусловленным последствиями ЧМТ, приводящим к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из сле­дующих категорий или их сочетанию:

— способность к самообслуживанию первой сте­пени (способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств);

— способность к передвижению первой сте­пени (способность к самостоятельному передви­жению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстоя­ний);

— способность к обучению первой степени (способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспо­могательных средств, с помощью других лиц (кро­ме обучающего персонала));

— способность к трудовой деятельности первой степени (способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятель­ности, невозможности выполнения работы по своей профессии);

— способность к ориентации первой степени (способность к ориентации при условии использо­вания вспомогательных средств);

— способность к общению первой степени (спо­собность к общению, характеризующаяся сниже­нием скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации).

Ограничение способности к общению 1 степе­ни и способности к обучению 1 степени может быть основанием для установления третьей группы ин­валидности преимущественно при сочетании с ограничением одной или нескольких других катего­рий жизнедеятельности.

Для более свободного оперирования понятиями ограничения жизнедеятельности и использования их при определении групп инвалидности предлагаем пользоваться таблицей, разработанной методичес­ким отделом главного бюро МСЭ г.Москвы.

А.Н. Коновалов, Л.Б. Лихтерман, А.А. Потапов

7.1. Классификация нарушений основных функций организма человека

1. Нарушение психологических функций: восприятия, внимания, мышления,

речи, эмоций, воли;

2. Нарушение сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания;

3. Нарушение статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений;

4. Нарушение функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,

обмена веществ и энергии, внутренней секреции;

5. Нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования.

6. Нарушения, обусловленные физическими уродствами: внешнее уродство (деформации лица, головы, туловища, конечностей), аномальные отверстия выделительных трактов (пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного), нарушение размеров тела.

7.2.Классификация основных категорий жизнедеятельности

1. Cпособность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, осуществлять личную гигиену;

Cпособность к самостоятельному передвижению – способность передвигаться в пространстве, преодолевать препятствие, сохранять равновесие тела;

Cпособность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.

6. Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации

Читать еще:  Что делать если болит плечо правой или левой руки

Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально – правовых норм.

7.3.Классификация нарушений функции организма по степени выраженности

1 степень – незначительные или умеренные нарушения функций;

2 степень – выраженные нарушения функций;

3 степень – значительно выраженные нарушения функций.

7.4.Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности включает в себя:

— способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

— способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

— способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

— способность к мотивации труда;

— способность соблюдать рабочий график;

— способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы.

При Iстепени ограничения способности к трудовой деятельности гражданин не может продолжать работу по основной профессии, но может выполнять другие виды работ более низкой квалификации в обычных условиях труда:

— при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

— при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

Группа инвалидности

Содержание

Классификация групп инвалидности

Группы инвалидности – это классификация по признакам степени выраженности нарушения функции организма и степени ограничений жизнедеятельности.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид«. (Рис. 1)

Группы инвалидности — Рис. 1

Степень стойкого нарушения функции организма является отправной точкой для установления группы инвалидности. (Рис. 2)

Группы инвалидности — Рис. 2

Вышеназванная взаимосвязь исходя из законов логики очевидна: чем больше нарушения здоровья, тем выше ограничения жизнедеятельности и необходимость в их замещении и компенсации мерами социальной защиты (Рис.3)

Группы инвалидности — Рис. 3

Категории жизнедеятельности и степени их выраженности

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Группы инвалидности — Рис. 4

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Степени ограничения способности к самообслуживанию

Классификации степени выраженности ограничений жизнедеятельности человека

Группы инвалидности — Рис. 5. Минимальной степени выраженности ограничений жизнедеятельности соответствует 1 степень, максимальной 3 степень.

Способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

Классификация степеней ограничения способности к самообслуживанию

Группы инвалидности — Рис. 6. Классификация ограничения способности к самообслуживанию

Степени ограничения способности к самостоятельному передвижению

Способность к самостоятельному передвижению— способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

Классификация степеней ограничения способности к самостоятельному передвижению

Группы инвалидности — Рис. 7. Классификация ограничения способности к самостоятельному передвижению

Степени ограничения способности к ориентации

Способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения.

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности — Рис. 8. Классификация ограничения способности к ориентации

Степени ограничения способности к общению

Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности — Рис. 9. Классификация ограничения способности к общению

Степени ограничения способности контролировать свое поведение

Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

Классификация степеней ограничения способности контролировать свое поведение

Группы инвалидности — Рис. 10. Классификация ограничения способности контролировать свое поведение

Степени ограничения способности к обучению

Способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

Классификация степеней ограничения способности к обучению

Группы инвалидности — Рис. 11. Классификация ограничения способности к обучению

Степени ограничения способности к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

Классификация степеней ограничения способности к трудовой деятельности

Группы инвалидности — Рис. 12. Классификация ограничения способности к трудовой деятельности

Классифицирующие признаки групп инвалидности

Группа инвалидности123Ребенок–
инвалид
Степень расстройства функций организмаСтойкое, значительно выраженное
(4 степень)
Стойкое выраженное
(3 степень)
Стойкое, умеренно выраженное
(2 степень)
Не менее стойкого, умеренно выраженного
(2 степень)
Условия по количеству ограничений жизнедеятель-
ности
Наличие не менее одного ограниченияНаличие не менее одного ограниченияНаличие не менее двух ограничений, или ограничения способности к труду 1 степениНаличие не менее одного ограничения

Группы инвалидности — Рис. 14. Общие сроки установления инвалидности

Специальные сроки установления групп инвалидности

Специальные сроки установления группы инвалидности без срока переосвидетельствования:

категория ребенок–инвалид /возраст до 18 лет/;

взрослые с 18 лет устанавливаются при наличии соответствующих условий (рис.15-16).

Группы инвалидности — Рис. 15

  1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).
  2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.
  3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.
  4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.
  5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).
  6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).
  7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.
  8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).
  9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
  10. Полная слепоглухота.
  11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).
  12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ — III степени и коронарной недостаточностью III — IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ — III стадии).
  13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III — IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ — III степени.
  14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II — III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ — III степени.
  15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.
  16. Неустранимые каловые свищи, стомы.
  17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).
  18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.
  19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.
  20. Врожденные аномалии развития костно-мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования.
  21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия) и тяжелым расстройством функции тазовых органов.
  22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый.
  23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector