2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сущность болезни и классификация

Сущность болезни и классификация

Классификации болезней: острые и хронические, инфекционные и неинфекционные.
Болезнь как основополагающее понятие нозологии включает и другие явления:
а) повреждения;
б) патологическая реакция- неадекватная и биологически нецелесообразная, во многом бесполезная, часто кратковременная реакция организма на воздействие обычного или чрезвычайного раздражителя.
в) патологический процесс- болезненное изменение структуры и функций, возникающее при повреждении ткани, органа или системы, включающее определенное сочетание различных и общих патологических и компенсаторных реакций, возникающих в организме.
г)патологическое состояние- медленно развивающийся патологический процесс, его следствие, относительно стойкое отклонение от нормы, имеющее биологически отрицательное значение для организма.

Оглавление книги открыть закрыть

Предмет изучения анатомии, физиологии и патологии человека. Связь их с педагогикой, психологией, невропатологией и другими дисциплинами.
Онтогенез. Основные закономерности роста и развития организма человека. Периодизация онтогенеза
Внутриутроутробное развитие организма человека. Критические периоды внутриутробного развития
Постнатальный онтогенез. Физическое развитие и его оценка. Роль наследственных и средовых факторов в контроле над ростом. Акселерация и ретардация
Понятие конституция человека
Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития и их профилактика
Основные закономерности деятельности организма как целого- нейрогуморальная регуляция, саморегуляция, гомеостаз
Понятие о компенсации, ее механизмы
Понятие о реактивности и резистентности
Понятие «болезнь». Признаки болезни. Классификации болезней
Понятие «этиология». Причины и условия возникновения болезней.
Понятие «патогенез». Понятие о патологическом процессе и патологическом состоянии. Патологическое состояние как причина возникновения дефектов.
Периоды болезни. Исходы болезней. Понятие об осложнениях и рецидивах болезней. Факторы, влияющие на развитие болезни
МКБ и МКФ — цель, концепция
Понятие «воспаление». Причины и виды воспаления. Стадии воспаления
Понятие об опухоли. Общая характеристика, строение и виды опухолей
Этиология и патогенез опухолей
Понятие о структурно-функциональных блоках мозга (по А.Р. Лурия)
Функциональные системы П.К. Анохина
Учение И.П. Павлова об условном и безусловном рефлексе
Безусловное и условное торможение
Первая и вторая сигнальные системы
Понятие о железах внутренней секреции. Гормоны
Гипофиз, строение и функциональные особенности. Гормоны гипофиза
Эпифиз, физиология и патофизиология
Щитовидная железа, особенности строения и функциональное значение. Гормоны щитовидной железы
Околощитовидные железы, физиология и патофизиология
Вилочковая железа, ее функции
Надпочечники. Физиологическое действие гормонов мозгового и коркового слоя
Поджелудочная железа. Островковый аппарат поджелудочной железы
Половые железы, внутрисекреторная функция
Понятие о внутренней среде организма, ее значение
Эритроциты, их функциональное значение. Группы крови
Анемия, ее виды. Гемолитическая болезнь как причина нарушений психики, речи и двигательных расстройств
Лейкоциты, их функциональное значение
Тромбоциты, их функциональное значение
Объективные и субъективные признаки болезней
Понятие об иммунитете. Виды иммунитета
Понятие об иммунодефиците. Врожденный и приобретенный иммунодефицит.
Понятие об аллергии. Аллергены. Механизмы аллергических реакций
Значение системы кровообращения. Общая схема кровообращения. Кровяное давление и факторы, его обуславливающие
Фазы сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы крови
Свойства сердечной мышцы. Электрокардиография. Характеристика зубцов и отрезков электрокардиограммы
Проводящая система сердца. Понятие об аритмии и экстрасистолии
Пороки сердца. Причины и профилактика врожденных и приобретенных пороков сердца
Местные расстройства кровообращения
Значение системы дыхания. Общая схема дыхательной системы. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Этапы дыхания
Понятие и виды гипоксии. Структурно-функциональные нарушения при гипоксии
Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии
Проявления нарушений внешнего дыхания. Изменение частоты, глубины и периодичности дыхательных движений
Строение системы пищеварения. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта
Причины нарушения системы пищеварения. Нарушения аппетита. Нарушения секреторной и моторной функции пищеварительного тракта
Понятие об обмене веществ и энергии
Белковый обмен и его регуляция
Жировой и углеводный обмен, регуляция
Обмен воды и минеральных веществ, регуляции
Патология белкового обмена. Понятие об атрофии и дистрофии
Патология углеводного обмена
Патология жирового обмена. Ожирение, его виды, профилактика
Патология водно-солевого обмена
Понятие о терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляция
Понятие о гипо- и гипертермии, стадии развития
Лихорадка, ее причины. Стадии лихорадки
Общая схема системы мочеобразования и мочевыделения
Основные причины нарушения системы мочеобразования. Почечная недостаточность
Значение опорно-двигательного аппарата. Химический состав костей. Строение скелета головы, туловища, конечностей. Виды соединений костей. Строение сустава
Мышечная система. Основные группы мышц человека
Патология опорно-двигательного аппарата. Деформации черепа, позвоночника, конечностей

« назад Оглавление вперед »
Понятие о реактивности и резистентности &#0171 | &#0187 Понятие «этиология». Причины и условия возникновения болезней.

БОЛЕЗНЬ

ЗДОРОВЬЕ

Основные понятия нозологии: болезнь, норма, здоровье, патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.

В практической деятельности врача часто встречаются такие понятия, как нормальная температура тела, нормальное давление крови и т. д. При этом имеется в виду усредненный результат измерения тех или иных показателей в определенной популяции. Наиболее часто встречающиеся показатели считают нормой, а человека, показатели которого соответствуют норме, признают здоровым. Однако для этих показателей характерны значительные колебания в зависимости от условий окружающей среды, социально-бытовых условий, и поэтому они не всегда могут быть использованы для строго научного определения здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в 1946 г. приняла следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Конечно, это определение слишком общее и скорее отражает состояние, к которому следует стремиться. Здоровье — это прежде всего состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз). Здоровье выражается в том, что в ответ на действие повседневных раздражителей возникают адекватные реакции, которые по характеру и силе, времени и длительности свойственны большинству людей данной популяции. Заключение о здоровье или нормальном состоянии организма делают на основании антропометрических, физиологических и биохимических исследований. При оценке состояния здоровья человека имеют значение не только анатомо-физиологические критерии, но и социальные, прежде всего степень участия в трудовой и общественной деятельности.

БОЛЕЗНЬ – нарушение нормальной жизнедеятельности организма под влиянием патогенных факторов, характеризующееся ограничением приспособления его к внешней среде и снижением трудоспособности (последнее отражает социальный характер человека).

Это определение следует из положения, что нормальная жизнь есть результат постоянного приспособления организма к беспрерывно меняющимся условиям среды. При снижении этих возможностей болезнетворный фактор (чрезвычайный раздражитель) может вызвать такие изменения, которые ведут к нарушению главной функции человека — способности трудиться.

В болезни всегда существуют два противоположных процесса, два начала. Одно из этих начал И. П. Павлов назвал «физиологической мерой против болезни», а второе — «собственно патологическим, или поломом». Два начала болезни не существуют порознь, они мыслимы только в диалектическом единстве и борьбе. Например, при абсцессе (гнойное воспаление) мы наблюдаем признаки «полома» (гибель ограниченного участка ткани, боль), но тут же отмечаем и «меры против болезни», которые мобилизуют организм (эмиграция лейкоцитов, фагоцитоз, образование барьера вокруг очага и г. д.). При лихорадке наряду с высокой температурой тела, головной болью и другими явлениями, снижающими трудоспособность человека, наблюдаются более активная выработка антител, более энергичный фагоцитоз и т. д., т. е. «меры против болезни».

Даже при таком заболевании, как рак, когда, казалось бы, у организма нет никакой защиты, внимательный исследователь найдет ее. «Полом» и «мера против болезни» существуют неразрывно, и нет болезни, если нет этого единства. Полное отсутствие защитного механизма означает смерть. Полное отсутствие «полома» означает здоровье.

Из сказанного ясно, что болезнь есть единство двух противоположных тенденций (разрушительной и защитной), находящихся в постоянной борьбе. Эта борьба есть главное, что «создает» болезнь, придает ей определенную направленность, течение. Сложность заключается в том, что в процессе болезни иногда очень трудно отличить, что есть собственно болезнь и что есть защита. Умение различать их составляет едва ли не главную задачу врача. Применять ли жаропонижающие средства при лихорадке? Удалять ли миндалины при хроническом тонзиллите? Понижать ли артериальное давление при выраженном атеросклерозе? Правильную тактику врачу подскажет понимание болезни как единства и борьбы противоположностей. Нужно стремиться к тому, чтобы устранить «собственно патологическое» и в то же время стимулировать «защитное». Правда, это удается далеко не всегда. Часто лечебные мероприятия, направленные на подавление болезненного начала, в той или иной мере подавляют и защитные силы организма (например, радиотерапия при раке, побочные действия многих лекарственных средств).

В Берлине при входе в знаменитую больницу «Шарите» стоит памятник немецкому патологу Рудольфу Вирхову (1821 — 1902). Памятник привлекает внимание изображением основной идеи, выдвинутой великим ученым. Скульптор изобразил ее в виде двух борющихся фигур, одна из которых символизирует здоровье, другая — болезнь. Эта идея близка нашим сегодняшним представлениям о патогенезе болезни и понятна нам.

Болезнь человека и социальные факторы. Человек есть существо социальное, и потому его болезнь характеризуется целым рядом особенностей. Прежде всего это относится к причинам болезни. Для животного среда складывается из физических, химических и биологических факторов, для человека она обогащается, а вместе с тем и усложняется факторами социальными, причем их роль все возрастает.

Тревожные данные о росте сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов во всем мире свидетельствуют о важной роли изменяющихся условий труда и быта (напряженный ритм городской жизни). Обращает на себя внимание и увеличение числа «чисто человеческих» заболеваний (инфаркт миокарда, бронхиальная астма и т. д.).

Социальная сторона болезни определяется и тем, что болезнь нарушает трудовую деятельность человека или коллектива людей, причиняя материальный и моральный ущерб как данному человеку, так и обществу в целом.

Таким образом, болезни человека и животных имеют много общего (отсюда значение экспериментального моделирования болезней) и в то же время различного. Единство социального и биологического создает ту особую картину, которая характеризует болезнь человечка.

Человек зависит от природы, но не в меньшей степени природа зависит от человека. Это дает основание говорить об экологии человека. Прежде экология изучала лишь эволюционно сложившиеся процессы равновесия в природе (выживание, развитие, размножение). Теперь понятие «экология» без человека теряет свой смысл — настолько велико, значение вмешательства человека в природу. Отрицательные последствия этого вмешательства (загрязнение среды, дефицит кислорода, пресной воды) включаются в понятие «причины болезней».

Кроме того, понятие «экология человека» имеет и другой, еще более важный смысл. В нем заключены важнейшие проблемы и тенденции современности и прежде всего защита природы, охрана окружающей среды во имя здоровья человека.

Давая определение болезни, мы ищем критерии, которые были бы наиболее постоянны. Таким критерием по отношению к болезни человека является ограничение трудоспособности или потеря ее, т. е. нарушение самой важной социальной функции человека — трудоспособности.

У больного человека складываются новые отношения с окружающей средой. Жизнь продолжается, но она «стеснена», не свободна. «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?» (К. Маркс). С этим философским определением болезни перекликается определение С. П. Боткина: «Реакция организма на вредно действующие на него влияния внешней среды и составляет сущность болезни».

Принципы классификации болезней. В настоящее время насчитывается около тысячи болезней (нозологических форм). С течением времени их число меняется. Многие нозологические формы в настоящее время расчленяются. Некоторые болезни исчезают, другие появляются. Например, лучевая болезнь не существовала, пока не были применены рентгеновские лучи. Не было и космической медицины до начала эры космических полетов.

Классификация болезней основана на нескольких критериях.

1. Этиологическая классификация основывается на общности причины для группы заболеваний. Например, болезни инфекционные и неинфекционные. По этому принципу можно сгруппировать болезни, причиной которых является интоксикация (пищевая, профессиональная), генные и хромосомные мутации (наследственные болезни)и др.

2. Топографо-анатомическая классификация осуществляется по органному принципу: болезни сердца, почек, уха и т. д. Эта классификация не раз подвергалась серьезной критике на том основании, что органной болезни вообще не бывает: любое местное повреждение неизбежно вовлекает в реакцию весь организм. Тем не менее эта классификация распространена, так как она удобна практически. Кроме того, она отвечает современной тенденции в специализации врачебной помощи. Эта классификация сочетается с классификацией по функциональным системам: болезни системы крови, системы пищеварения, опорно-двигательного аппарата и т. д.

Читать еще:  Пупочная грыжа при беременности фото

3. Классификация болезней по возрасту и полу различает детские болезни (в частности, болезни новорожденных), болезни старческого возраста, В последнее время геронтология и гериатрия выделились в самостоятельные науки, значение которых возрастает в связи с увеличением продолжительности жизни населения и повышением числа больных пожилого возраста. Специальным разделом медицины является гинекология.

4. Экологическая классификация болезней исходит из условий обитания человека. Температура воздуха, атмосферное давление, солнечное освещение, чередование дня и ночи влияют на состояние здоровья населения определенных регионов (например, Крайний Север или тропики). Это краевая, или географическая, патология (малярия, серповидно-клеточная анемия и др.).

5. Классификация по общности патогенеза: аллергические, воспалительные болезни, опухоли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общее учение о болезнях

Существенный анализ основных учений и понятий нозологии. Особенность патологического процесса и состояния недуги. Сущность различных принципов классификации заболеваний. Характеристика латентного и продромального периодов, выраженной болезни и ее исхода.

РубрикаМедицина
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.06.2015
Размер файла16,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева

по основам ветеринарии

на тему: «Общее учение о болезнях»

Студентки 203 группы

Факультета зоотехнии и биологии

Нозология

Нозология (греч. ньупт (болезнь) + греч. льгпт (учение)) — учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Нозология отвечает на вопросы-что такое болезнь и чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.

Нозологию составляют следующие учения и понятия:

Этиология — учение о причине возникновения болезней;

Патогенез — механизмы возникновения и развития болезни;

Патоморфогенез — морфологические изменения, возникающие при развитии болезней;

Учение о номенклатуре и классификации болезней;

Теория диагноза, то есть идентификация болезней;

Патоморфоз — учение об изменчивости болезней под влиянием различных факторов.

Понятие «болезнь».

Болезнь — общая реакция организма на вредные воздействия внешней среды, сопровождающаяся расстройством жизнедеятельности, что нарушает нормальное соотношение между организмом и внешней средой.

При определении понятия «болезнь» необходимо учитывать и изменение хозяйственной ценности животного. Например, ожирение — болезненное явление, но ожирение свиньи, откармливаемой на сало, увеличивает ее хозяйственную ценность. Поэтому такое ожирение не считается болезнью. Ожирение же племенного хряка снижает его хозяйственную ценность как производителя, в этом случае ожирение будет рассматриваться как болезнь. Болезнь всегда складывается из совокупности функциональных, анатомических изменений и соответствующих им клинических проявлений. нозология патологический латентный болезнь

Сущностью болезни является нарушение регуляторных приспособлений, не наблюдаемое в здоровом организме.

Проявляется болезнь в форме патологического процесса и патологического состояния.

Патологический процесс — развивающееся изменение функции или строения частей организма в условиях их патологической регуляции (воспаление, регенерация, кровотечение).

Патологическое состояние — стойкое изменение, вызванное патологическим процессом (образование рубца на месте повреждения, разрастание соединительной ткани в атрофировавшихся органах). Патологический процесс не всегда вызывает патологическое состояние, так как возможно полное восстановление функции и строения пораженных частей тела. Патологическое состояние всегда бывает следствием патологического процесса, но, в свою очередь, может быть и причиной возникновения новых патологических процессов. Например, патологический процесс — воспаление эндокарда может вызвать патологическое состояние — стойкое сужение клапанных отверстий, или недостаточность клапанов сердца (порок). Это патологическое состояние клапанного аппарата вызывает патологические процессы в легких и в других органах.

Исход патологического состояния бывает различным: оно может оставаться на всю жизнь, иногда заканчивается неполным восстановлением органа или смертью животного.

Принципы классификации болезней.

Известно много классификаций болезней, основанных на разных принципах, причём с течением времени их число изменяется. Например не было космической медицины до начала эры космических полётов.

По причинному принципу различают болезни:

— наследственные и т.д.

По длительности и особенностям течения:

— острые (несколько дней-три недели);

— подострые (до 6 недель);

— хронические(месяцы или годы) .

По механизмам развития:

По системам, которые преимущественно поражаются:

— болезни сердечно-сосудистой системы, дыхания, почек, глазные и т.д.

По методам лечения:

По географическому принципу:

— эндемические, т.е. свойственные определённому региону.

Периоды болезни.

В течении каждой болезни различают четыре периода: латентный (скрытый), продромальный, выраженный и исход.

Латентный период.

Латентный период — период между началом воздействия на организм болезнетворного агента и- возникновением первых признаков болезни. Он может быть коротким или продолжительным. Например, при отравлении сильными ядами он длится всего несколько минут, а ожог, вызванный действием на ткань рентгеновских лучей, может проявиться лишь много месяцев спустя после облучения.

Продромальный период — время от появления первых признаков заболевания до полного их развития.

В одних случаях клинические признаки и продромальный период носят определенный характер, например, угнетенное или возбужденное состояние, плохой аппетит, снижение удоев, взъерошивание шерсти, незначительный подъем температуры, неохотное вставание и т. д. В других случаях явления продромального периода имеют типичный характер для данного заболевания. Поэтому их следует внимательно анализировать.

Период выраженной болезни.

Период выраженной болезни — время, когда все признаки заболевания отчетливо выражены. Он продолжается более или менее определенное время.

Во время болезни могут возникнуть осложнения. Осложнением болезни называется присоединение к ее основным проявлениям дополнительных изменений со стороны отдельных органов или систем организма, развитие которых не связано непосредственно с причиной болезни. Осложнения возможны как в разгар болезни, так и после исчезновения основных ее признаков.

Исход болезни.

Исход болезни может завершиться полным (неполным) выздоровлением животного или его гибелью. Это зависит от многих обстоятельств: состояния организма до заболевания; интенсивности и качества болезнетворного агента; условий, в которых находится заболевшее животное; своевременности и правильности лечебных мероприятий.

Полным выздоровлением принято считать такой исход болезни, когда исчезают все болезненные явления, патологическая регуляция сменяется физиологической, а также полностью восстанавливаются функции и строение пораженных тканей и органов. Однако всякая перенесенная болезнь оставляет тот или иной след в организме.

При неполном выздоровлении все явления болезни исчезают, но болезнь оставляет след в каком-либо органе. Например, многие инфекции вызывают иногда более или менее длительное ослабление сердечной деятельности вследствие повреждения мышцы сердца. Эти так называемые «остаточные явления» болезни в большинстве случаев нестойкие и нетяжелые и сравнительно быстро исчезают.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Болезнь как нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее под действием вредных для него факторов. Особенности латентного и продромального периодов. Причины, вызывающие болезнь. Сущность инкубационного периода инфекционных заболеваний.

презентация [1,8 M], добавлен 20.09.2015

Проблема определения болезни, ее главные признаки и критерии. Общее понятие о нозологии, трактовка понятия патологической реакции и процесса. Характеристика ремиссии, ее причины, признаки и продолжительность. Рецидив и осложнение в течении болезни.

реферат [24,0 K], добавлен 29.08.2011

Необратимые изменения (расширение, деформация) бронхов. Поражение бронхов при бронхоэктатической болезни. Осложнения различных заболеваний органов дыхания. Распространение патологического процесса. Хроническое воспаление и инфекция в дыхательных путях.

презентация [1,7 M], добавлен 11.12.2016

Болезни детского возраста и их диагностика. Наследственные болезни, передающиеся по аутосомно-рецессивному типу. Понятие о болезнях накопления. Наследственная гетерогенность многих тезаурисмозов. Продукты неполного расщепления при болезнях накопления.

курсовая работа [40,5 K], добавлен 24.06.2011

Определение ключевых понятий общей патологии и сущность теории причинности. Изучение патогенеза, типы и виды мутаций. Классификация наследственных болезней. Формула Хольцингера как качественная оценка вклада наследственного и средового факторов.

реферат [23,4 K], добавлен 11.05.2009

Анализ деятельности медицинских сестер при проведении сестринского процесса при паразитарных болезнях кожи. Причины роста паразитарных заболеваний в России. Проведение сестринского обследования. Проблемы пациента и его семьи. Организация помощи и ухода.

курсовая работа [1,8 M], добавлен 18.12.2014

Методы амбулаторного обследования и виды нозологии. Особенности клинического развития стоматологических заболеваний у детей. Практические рекомендации, использующиеся в стоматологической практике детского приема. Качества, которыми должен обладать врач.

презентация [1,6 M], добавлен 03.04.2017

Эпизоотологическое и санитарное состояние хозяйства содержания собаки. Клинические признаки патологического процесса и причины возникновения стрептококкоза. Анализ болезни курируемого животного, исследование состояния, диагноз и назначение лечения.

история болезни [34,2 K], добавлен 25.11.2011

Характеристика основных принципов и правил фитотерапии заболеваний желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Используемые лекарственные растения: подорожник большой, солодка гладкая, липа сердцевидная.

курсовая работа [70,7 K], добавлен 29.10.2013

Этиология и способствующие факторы возникновения гипертонической болезни, ее клиническая картина и особенность диагностики. Принципы лечения и профилактики заболевания, сущность патологии и осложнений. Характеристика этапов сестринского процесса.

курсовая работа [548,7 K], добавлен 21.11.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

1.1.2. Определение сущности болезни

Понимание болезни на разных этапах развития медицины

Представления человека о сущности болезни всегда зависели от общего взгляда людей на окружающую действительность, от их мировоззрения и уровня общей культуры.

Так, в результате широко распространенного в древнюю эпоху анимистического (от лат. cmima — душа) взгляда, одухотворяющего силы природы, возникло так называемое онтологическое (от греч.

ontos — сущее) представление о сущности болезни. Согласно этим взглядам, болезнь является следствием проникновения в организм злого духа. Исцеление же больного возможно лишь чтением молитв, заклинаниями, заговорами, якобы способствующими изгнанию из тела злого духа. С проявлениями «первобытного анимизма» мы встречаемся, к сожалению, и в наши дни. Достаточно вспомнить публичные (в том числе телевизионные) выступления современных «целителей», колдунов, шаманов, знахарей; массовые самоистязания изгоняющих из себя дьявола членов различного рода религиозных сект и др.

Первым, кто, хотя и в наивной форме, высказал материалистическое воззрение на сущность болезни, был ученик Пифагора — врач Алкмеон из Кротона (конец VI — начало V в. до н.э.). Им была создана так называемая пневматическая система медицины (пневматика), суть которой сводится к следующему: человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, наделяющего человека противоположными свойствами (силами), — «. влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и пр.». По Алкмеону, человек сохраняет здоровье, когда на головной и спинной мозг, кровь (место возникновения болезней) действует соразмерное смешение (symmetra krasis) этих сил, господство же (monarchia) любой одной из них приводит к болезни.

Гениальный греческий врач Гиппократ (около 460-377 гг. до н.э.) явился основоположником гуморального (от лат. humor — жидкость) направления в учении о болезни. Первоосновой всего живого он считал жидкость, которая в организме существует в четырех формах: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Нормальный состав этих жидкостей и их пропорциональное содержание (кразис) определяют состояние здоровья. Неправильное же их смешение, нарушение пропорции в их соотношении (дискразия) являются причинами болезней.

Основоположником солидарного (от лат. solidus — плотный) направления в учении о болезни считается римский ученый Асклепиад (128-56 гг. до н.э.). Согласно его воззрениям, тело человека состоит из бесчисленного количества атомов и образующихся между ними «пор». Отклонения объема «пор» от обычного, нормального состояния в сторону сужения (status staretus) или расширения (status laxus) приводят к возникновению заболевания.

Читать еще:  Этиопатогенез артроза плеча

Начало ятрохимическому направлению в учении о болезни было положено швейцарским химиком, биологом и врачом Парацель-

сом (1493-1541). По его учению, тело человека состоит из трех химических элементов — ртути, соли и серы. Свойствами этих веществ управляет особая духовная сила, высшее начало — архей. Когда в организм попадает чуждый ему дух (враждебный архей), баланс и свойства химических элементов нарушаются, возникает болезнь. Система взглядов Парацельса, как и многих других ученых-философов средневековья, представляет собой определенный компромисс между материализмом и идеализмом с преобладанием последнего. Но, с другой стороны, великого алхимика прошлого справедливо называют прародителем современной био- и патохимии.

Весьма прогрессивным было в свое время и анатомическое (органолокалистическое) направление в изучении сущности болезни, основоположником которого считается итальянский врач и анатом Д. Морганьи (1682-1771). В своем знаменитом трактате «О местонахождении и причинах болезней, выявленных анатомом» он впервые указал, что каждая болезнь имеет свою локализацию (locus morbi), связав таким образом сущность болезни со структурными изменениями в органах.

Было бы непростительной ошибкой предавать забвению первоначальные медицинские учения на том основании, что сейчас они не несут никакой практической пользы. Действительно, и гуморальное, и солидарное направления учения о болезни имели в свое время колоссальное прогрессивное значение, они явились, по сути, фундаментальной основой материалистического воззрения на сущность болезней (от гуморалистической теории болезней Карла Рокитанского до современной молекулярной патологии).

Первым строго научным учением о сущности болезни была теория целлюлярной патологии выдающегося немецкого патолога Рудольфа Вирхова (1821-1902) (рис. 1-1). В опубликованной им в 1858 г. книге «Целлюлярная патология» Р. Вирхов утверждал, что болезнь — это повреждение клеток, от которых «. зависит жизнь, здоровье, болезнь и смерть». Он полагал, что организм — это всего лишь

сообщество клеток («клеточная федера-

ция»), в котором каждая отдельная клетка принципиально равнозначна организму, а болезнь — это местный процесс или сумма изменений клеточных территорий.

Таким образом, взгляды: Р. Вирхова на роль местного и общего в развитии болезни были сугубо механистическими, он недооценивал роль нарушения регуляторных механизмов и защитноприспособительных процессов в возникновении и развитии болезней.

Тем не менее учение Р. Вирхова совершило настоящий переворот в медицине, поскольку с этого времени она начала постепенно превращаться из искусства в науку. И не случайно, отдавая дань гениальности Р. Вирхова, во всем мире медицину делят на медицину «довирховского» и «послевирховского» периода.

В то же время некоторые современники Р. Вирхова (Ю. Конгейм и др.), рассуждая о сущности болезни, утверждали, что в каждом конкретном случае должна быть проведена четкая грань между последствиями повреждающего действия патогенного фактора и изменениями, обусловленными развертыванием приспособительных реакций организма в ответ на это повреждение. Наиболее четко эта мысль была сформулирована И.П. Павловым (1849-1936): «И в общей медицине бывают затруднения, когда вы должны в картине болезни отличить, что в ней есть результат повреждения и что есть результат противодействия организма данному повреждению. Эти две категории явлений очень спутываются. Дело науки и талантливого врача разделить их и понять, что есть истинная болезнь и что есть физиологическая мера против болезни». По И.П. Павлову, болезнь имеет две стороны:

1. Повреждение структур и связанные с этим функциональные нарушения («полом»), т.е. то, о чем, собственно, говорил Р. Вирхов.

2. «Физиологическая мера против болезни» — развитие защитноприспособительных реакций, имеющих, как правило, рефлекторный характер и возникающих вследствие воздействия болезнетворного фактора на тканевые рецепторы.

Академик И.В. Давыдовский (1887-1968) и ряд его единомышленников (В.П. Петленко, А.Д. Степанов) явно переоценивали роль компенсаторно-приспособительных механизмов в развитии болезни и определяли болезнь только как приспособление и даже как фактор прогрессивной эволюции. Неправильность такого подхода очевидна, ибо, согласившись с точкой зрения И.В. Давыдовского,

логично поставить вопрос: «А нужно ли вообще лечить больного, если его заболевание — всего лишь приспособление?»

Современные взгляды на сущность болезни

Можно утверждать, что первичными и основными процессами в развитии каждой болезни являются повреждение, разрушение, дезорганизация структур и функций заболевшего организма. Все реактивные, защитные, компенсаторные, приспособительные процессы всегда являются вторичными, развивающимися вслед за повреждением при воздействии болезнетворных факторов на организм.

Следует подчеркнуть, что в процессе развития любой болезни приспособительные и компенсаторные процессы могут стать вредными для больного и тяжело отразиться на его состоянии. В качестве примера можно привести выделение мочевины слизистой оболочкой желудка и кожей (потовыми железами) при уремии, тяжелые лихорадки и другие состояния.

Ганс Селье подчеркивал, что перенапряжение приспособительных систем организма при болезни вредно и может ухудшить ее течение (см. раздел 4.1).

Таким образом, сущность болезни нельзя свести только к приспособлению, хотя приспособительные, компенсаторные процессы участвуют в жизни больного организма и являются обязательными для жизни здоровых существ во всех ее проявлениях.

Примером упрощенного толкования сущности болезни в плане молекулярной патологии можно назвать концепцию Ляйнуса Полинга о «больных молекулах». На самом деле нет больных молекул, а есть болезни, при которых появляются молекулы необычного для здорового организма состава и свойства. В широком смысле слова все болезни являются молекулярными, но закономерности молекулярных процессов опосредуются у животных в биологическом плане, а биологические процессы у человека — и в социальном.

У человека, как существа социального, важнейшим и обязательным звеном в поддержании здоровья и развитии болезни является опосредование биологических (физиологических) процессов социальными факторами. Значительное влияние на эти процессы оказывает трудовая деятельность человека, отличающая его от животных.

Важнейшая роль социальных факторов в развитии патологических процессов становится очевидной при изучении действия любых болезнетворных причин на организм человека. По суще-

ству, все они действуют на организм человека опосредованно через окружающие его социальные процессы.

Действительно, хорошо известно влияние социальных факторов на возникновение эпидемических процессов (например, внутрибольничные, водопроводные, военные, голодные эпидемии). Существует много профессий, социально опосредующих возможность возникновения различных заболеваний, предупреждение которых требует особых мер защиты и режима труда работающих. Тяжелой формой социального опосредования массовой гибели и заболеваемости людей являются войны. Действие на организм человека физических и химических болезнетворных факторов (тепло, холод, электроэнергия, ядовитые вещества и др.), за редким исключением (поражение молнией, отравление ядовитыми грибами, замерзание неподвижного человека на холоде и т.п.), также опосредовано социальными факторами — одеждой, жильем, электроприборами и пр. При этом целый ряд источников ионизирующей радиации, электроэнергии и др., способных вызвать в организме тяжелые повреждения, создан трудом человека. Возникающие в результате этого повреждения патологические процессы также являются социально опосредованными.

Важно подчеркнуть, что болезньэто качественно новый жизненный процесс, при котором хотя и сохраняются функции, присущие здоровому организму, но появляются новые изменения. Например, у здорового человека количество вновь образующихся клеток в организме строго равно числу погибших (в результате завершившегося жизненного цикла) клеток. У больных с опухолями появляется клон клеток, обладающих высоким потенциалом к размножению, но при этом сохраняются и нормально функционирующие клеточные системы. На уровне целого организма новое качество — это снижение приспособляемости и трудоспособности.

Резюмируя все вышеизложенное, можно дать следующее определение болезни: болезнь — это сложная общая реакция организма на повреждающее действие факторов внешней среды, это качественно новый жизненный процесс, сопровождающийся структурными, метаболическими и функциональными изменениями разрушительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к снижению приспособляемости организма к непрерывно меняющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности.

Принципы классификации болезней.

Раздел: № 1 «Общая патология».

Тема № 1. 1. « Патологии, как наука», «Общие закономерности возникновения, развития и течения болезни»

Инструкция для студентов.

1. Изучите тему: «Предмет, задачи и методы патологии» используя данное пособие.

2. Выучите термины из раздела №1. стр. 5-6 уч. пособие «Патология в терминах и понятиях » под ред. Н.И. Кувшиновой и Н.Я. Калининой.

3. Выполните задания в тестовой форме по теме занятия. Проконтролируйте правильность выполнения заданий по эталонам ответов (см. приложение № 1.)

4. Подготовьте ответы на вопросы устно

5. Составьте краткое сообщение об одном из выдающихся патологоанатомов

А.И. Абрикосове, А.И. Струкове, Н.И. Краевском и т. д. (см. приложение № 3.)

Теоретическая часть.

Патология

(греч. Pathos страдание, болезнь+ logos учение)-это наука, о закономерностях возникновения, течения и исхода болезней.Одновременно изучаются морфологические изменения (патологическая анатомия)и функциональные нарушения (патологическая физиология)при болезни на различных уровнях: на уровне организма, системы, органа, ткани, клетки, клеточной органеллы молекулы.

Различают общую и частную патологию.

Общая патологияизучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов болезней и защитные силы организма, направленные на восстановление нарушенных функций, т.е. даёт представление о типовых патологических процессах, формирует абстрактное представление о болезни (нозология – это учение о болезни) как о совокупности важнейших явлений, составляющих её сущность.

Частная патологияизучает закономерности возникновения и развития конкретных болезней.

Задачи патологии:

1.Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение заболевших

2.Раскрытие сущности болезни; выяснение наиболее общих закономерностей возникновения, течения и исхода заболевания;

3.Установление окончательного правильного диагноза и определение причины смерти;

4.Объяснение клинических проявлений болезни и причины не успешности лечения и реанимации;

5.Определение направления поиска принципов профилактики и лечения болезней.

Объект исследования патологоанатома: больной человек, труп, экспериментальное животное.

Методы исследования

Биопсия – это операция, при которой у живого человека берётся кусочек ткани и исследуется визуально и под микроскопом методами:

1. световой микроскопии или

2. электронной микроскопии.

На основании структурных изменений патологоанатомом ставит диагноз.

Цитологическое исследование – это исследование отдельных клеток из мазков с поверхности органа или при пункции больного органа.

Аутопсия (посмертная диагностика) – это вскрытие трупа, помогающее установить причину смерти.

Эксперимент– это моделирование болезней на животных.

Патология – это медико-биологическая наука, концентрирующая опыт биологических наук (биология, биохимия, анатомия, физиология, гистология, генетика, иммунология, вирусология) и клинических дисциплин ( терапия, хирургия, неврология, педиатрия). Для познания сущности патологических процессов патология использует данные клинического обследования. Применение новых методов исследования : эндоскопии, эхографии, компьютерной томографии и других позволяет визуально определять локализацию, размеры и даже характер патологического процесса, обогащает знания об общих закономерностях развития болезней человека и открывает пути развития прижизненной диагностики заболеваний.

Таким образом, патология является фундаментальной наукой, теорией и практикой медицины.

Здоровье и болезнь.

Жить можно в здоровье и в болезни. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Критерии здоровья: уравновешенность организма с окружающей средой, благодаря его способности как единого целого поддерживать гомеостаз, и сохранять трудоспособность.

Болезнь – это есть особая форма жизни в изменившихся условиях, сопровождающаяся нарушением регуляции и приспособляемости в повреждённом организме и снижением работоспособности. Болезнь отличается от патологической реакции, патологического состояния.

Патологическая реакция – это неадекватный и биологически нецелесообразный ответ организма на какое — либо воздействие. Например, кратковременное повышение АД после нервного напряжения, чего в норме не бывает.

Патологический процесс – это закономерно возникающая в организме последовательность реакций на повреждающее действие патогенного фактора, которые, в отличие от физиологических реакций, приводят к нарушению гомеостаза. При различных заболеваний встречаются одинаковые патологические процессы (чаще их комбинации), независимо от причины, индивидуальных особенностей организма, условий окружающей среды и т .д . Такие процессы называются типовымиили стереотипными. Например, отёк, дистрофия, гипоксия, лихорадка, аллергия и другое.

Патологическое состояние – это стойкое отклонение структуры и функции органа (ткани) от нормы, мало меняющееся во времени. Например, культя после ампутации конечности. Иногда патологическое состояние может привести к болезни. Например, при рубцовом сужении пищевода возникают болезни желудочно-кишечного тракта, так как нарушается пищеварение.

Читать еще:  Физические ограничения при позвоночной грыже

В познании сущности болезней следует выделять: причину болезни ( этиология), механизм развития и условия возникновения (патогеноз), закономерности течения, выздоровления, степень риска развития смертельных осложнений (исходы, прогноз)

Этиология

Этиология — учение о причинах и условиях возникновения болезней и принципах этиотропной профилактики и терапии. Повреждающий фактор, вызывающий при определенных условиях болезнь и определяющий его специфичность, называется этиологическим(причина). Без него невозможно развитие данного заболевания.

По происхождениювсе этиологические факторы делят на две группы:

I.Внешние или экзогенные (5 групп):

1) механические– обладающие большим запасом кинетической энергии, способные вызвать перелом, растяжение, размозжение и т.д.;

2) физические – электрические (ожоги, электрошок), ионизирующее излучение (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термические факторы (ожоги, отморожения);

3) химические —воздействие кислот, щелочей, ядов;

4) биологические — вирусы, бактерии, гельминты;

5) психогенные– точкой приложения этих факторов является кора головного мозга.

II. Внутренние, или эндогенные(наследственные и конституциональные факторы). Например, у предка под влиянием радиации изменился генетический аппарат (мутация). Мутантный ген передаётся из поколения в поколение, и наследник оказывается больным.

Болезнетворные условия – это факторы, которые сами по себе не вызывают определённое заболевание, но способствуют его возникновению. Условия бывают внутренние (наследственная предрасположенность, ранний или старческий возраст и другое) и внешние (переутомление, раннее перенесённые заболевания, нарушение питания и т. д) Например, сапрофиты, присутствующие у всех людей на коже слизистых, в обычных условиях заболевания не вызывают. Если под влиянием каких-либо условий (авитаминоз, ионизирующее облучение т. д ) снижается реактивность организма, то эти микроорганизмы становятся причиной патологии (фурункулез, стоматит т. д ). Существуют иблагоприятные условия (рациональное питание, хорошая физическая подготовка, хороший уход за больным ), которые способствуют более лёгкому течению заболевания и быстрому выздоровлению, а иногда нейтрализуют причину и тогда, например, носитель туберкулёзной палочки может оставаться практически здоровым человеком. Знание этиологии болезней необходимо для их профилактики и лечения.

Профилактика бывает первичная, когда профилактические меры направлены на причину заболевания, и вторичная – на условия уже возникшего заболевания.

Патогенез

Патогенез — учение о механизмах устойчивости, развития болезни, выздоровления, умирания и о принципах патогенетической профилактики и терапии, а также учение о наследственности, конституции и реактивности. Патогенез заболевания начинается с повреждения, которое сопровождается нарушением функции. Степень структурных изменений может быть различна: от невидимых глазу изменений до обширных и достаточно глубоких.

Механизмы патогенеза:

1.Прямоеповреждающее действие – механические, термические, химические факторы; 2.Гуморальное– через кровь, лимфу и межклеточную жидкость (распространение опухолевых клеток);

3.Нервно — рефлекторное – через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.

Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов, т .е . тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие этиологического фактора (на первичные повреждения) и в дальнейшем вызывают появление новых расстройств жизнедеятельности (вторичные повреждения), т . е . играют роль причины в развитии болезни. В патогенезе необходимо выделить главное звено, которое определяет развитие конкретного процесса. Например, при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия расширяется левое предсердие, возникает застой в лёгких, затем расширяется правый желудочек, возникает застой в большом круге кровообращения, ещё более усиливается гипоксия из-за сердечной недостаточности. Если своевременно устранить главное звено (оперативным путём ликвидировать сужение атриовентрикулярного отверстия), ликвидируются все указанные нарушения и наступает выздоровление. В противном случае нарушается гомеостаз и формируется порочный круг патогенеза.

Принципы классификации болезней.

1.Этиологическая классификация. Болезни сгруппированы по общности: инфекционные и неинфекционные, пищевые, токсические инфекции, профессиональные, наследственные болезни.

2. Топографо — анатомическая классификация. Учитывается пораженный орган: болезнь уха, сердца, почек, печени и т. д.

3.Классификация по возрасту и полу: болезни новорожденных (неонтология), детского

возраста (педиатрия), старческого возраста (геронтология), гинекология.

4. Экологическая классификация: болезни тропических стран (малярия, серповидно клеточная анемия), болезни крайнего севера (гиповитаминозы).

5. Классификация по общности патогенеза: аллергические заболевания, воспалительные, опухоли, шок, болезни адаптации.

6. Классификация по продолжительности заболевания: острые (до 14 дней), под острые (15 – 40 дней), хронические (свыше 40 дней).

Проявление болезни.

Симптом

Симптомы – признаки болезней, клинические проявления. Различают общие и местные, специфические и неспецифические симптомы.

Общие симптомы – признаки, характерные для всего организма: недомогание, потливость, повышение температуры.

Местные симптомы проявляются на коже (волдырь, ожог), на других участках организма.

Неспецифические признаки встречаются при многих болезнях (лихорадка, головная боль и др.). Специфические симптомы характерны для определенного заболевания (сыпь при скарлатине, «куриная слепота» при авитаминозе А).

Все симптомы подразделяются на субъективные и объективные. Субъективные симптомы возникают вследствие определенных ощущений больного человека, т. е. Субъекта (это головная боль, недомогание и др. патологические ощущения).

К объективным симптомам относят те, которые можно определить или подтвердить лабораторно, увидеть или прощупать (сыпь, изменение в крови, увеличение или изменение формы и величины органа).

Синдрм

Синдром– группа симптомов, характерная для определенной болезни

(нефротический, депрессивный, геморрагический синдромы). По выявлению какого-либо

синдрома можно судить о тех или иных нарушениях в организме, о дисфункциях органа или системы, что облегчает постановку диагноза заболевания.

Периоды течения болезни.

1. Латентный(инкубационный для инфекционных заболеваний) или предболезнь – от момента воздействия раздражения до появления симптомов болезни. В этот период организм мобилизует защитные механизмы и препятствует возникновению повреждений, приводящих к клиническим проявлениям болезни. При достаточных адаптационных возможностях гомеостаз сохраняется, и нарушенные функции восстанавливаются. При недостаточности приспособительных реакций организма, которые могут быть даже значительно усилены, развивается болезнь.

2.Продромальныйпериод проявляетсянеспецифическими, общие для многих болезней симптомы расстройства, прежде всего центральной нервной системы: недомогание, слабость, плохое настроение, усталость, головная боль и т. д.

3.Разгар болезни– появляются специфическиесимптомы болезни. В этот период развиваются наряду с повреждением и компенсаторные изменения в организме. Но могут возникать и осложнения – присоединение к основному заболеванию другого патологического процесса или другого заболевания, необязательных для данной болезни, но возникших в связи с ним.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 3129 | Нарушение авторских прав

часть. Введение и сущность проявления болезней

Вспомогательные классификации болезни и их значение

Современная классификация болезней основана на нескольких принципах. Основной является этиологическая классификация, подразделяющая болезни в зависимости от причин, их вызывающих, на две группы — инфекционные и неинфекционные.

Инфекционные болезни вызывают различные возбудители — патогены. Общий признак инфекционных болезней — их способность передаваться от одного растения к другому. Инфекционные болезни подразделяют на следующие группы:

микозы — болезни, вызываемые грибами. Многочисленная группа заболеваний с разнообразной симптоматикой и динамикой развития;

бактериозы — болезни, вызываемые бактериями. Бактериозы, как правило, связаны с поражением сосудистой системы, развиваются чаще всего по типу увядания, гнилей;

актиномикозы — заболевания, связанные с поражением растений актиномицетами — микроорганизмами, родственными бактериям. Характерный пример — обыкновенная парша картофеля. Распространены значительно реже, чем микозы и бактериозы;

вирозы — многочисленная группа болезней, вызываемых вирусами. Развиваются по типу карликовости, деформации, мозаик, желтух. У многолетних растений носят хронический характер;

вироидозы — болезни, вызываемые вироидами. Эта группа возбудителей, обнаруженная сравнительно недавно, отличается от вирусов отсутствием белкового компонента, повышенной агрессивностью и вирулентностью. Диагностика часто затруднена. Дают близкую к вирозам симптоматику. Пример вироидоза — готика картофеля;

микоплазмозы — возбудителями этой группы болезней являются микоплазмы — прокариоты, не имеющие, в отличие от бактерий, клеточной стенки и способные произвольно изменять форму и толщину, вытягиваясь в достаточно тонкие нити. Благодаря такой способности микоплазмы проходят через бактериальные фильтры и до сравнительно недавнего времени отождествлялись с вирусами;

болезни, вызываемые цветковыми паразитами.

Неинфекционные болезни возникают в результате неблагоприятных для растений условий вегетации и не способны передаваться от растения к растению. Классификация различает болезни, вызванные:

неблагоприятными метеорологическими условиями — пониженными и повышенными температурами, засухой, переувлажнением, градобитием и т.д.;

неблагоприятными почвенными условиями — реакцией среды, наличием токсичных для растений веществ, неоптимальным механическим составом, бесструктурностью и другими отклонениями от оптимума;

неблагоприятными условиями минерального питания — заболевания, тесно связанные с почвенными условиями, но выделяемые в отдельную группу в связи со спецификой этиологии и симптоматики. Связаны с голоданием растений в отношении различных элементов и входят в предмет изучения агрохимии;

применением пестицидов (ятрогенные). По существу, это инфекционные заболевания, но возникновение их всегда связано с применением пестицидов, причем применением вполне регламентированным, обоснованным и своевременным. Таким образом, инфекция при ятрогенных болезнях является побочным следствием применения пестицидов, косвенно изменяющих условия взаимоотношений растения и патогена;

лучевые — вызваны воздействием на растения проникающей радиации;

антропогенные — связаны с производственной деятельностью человека (промышленной и сельскохозяйственной), могут иметь химическую (отравления) и механическую (повреждения или раны) природу.

Существует и ряд вспомогательных классификаций, основанных на следующих параметрах:

По степени локализации болезни — местные (локальные) и общие (диффузные). Неинфекционные болезни — как правило, общие; инфекционные — как местные (ржавчины, мучнистые росы), так и общие (головневые, фитофтороз).

По продолжительности развития — острые (протекают в течение одного периода вегетации) и хронические (развиваются в течение нескольких лет, как правило, на многолетних растениях).

По способности поражать растения в определенной фазе развития — болезни всходов, болезни питомников (в садоводстве), болезни взрослых растений.

По поражаемым органам — болезни корней, болезни стеблей, болезни листьев и т.д.

По поражаемым группам культур — болезни хлебных злаков, болезни картофеля, болезни овощных культур, болезни плодовых и т.д.

Если для общей фитопатологии основной является первая (этиологическая) классификация, то для сельскохозяйственной — последняя.

В.А. Чулкиной и др. (1987) предложен принципиально новый подход к классификации болезней по способу передачи и распространения инфекции — эпифитотиологическая классификация. Согласно этой классификации все болезни объединены в четыре группы, каждая из которых включает несколько подгрупп.

Почвенные (корневые) инфекции. Ведущее значение в цикле развития возбудителя и заражении растений имеют почва и растительные остатки, где возбудители сохраняются в виде покоящихся структур. Выделяются почвенно-семенные инфекции (кила и черная ножка капусты, рак, порошистая и обыкновенная парша картофеля, корнеед свеклы, белая гниль донца лука и чеснока и др.); почвенно-воздушные (офиоболезная корневая гниль злаков); почвенно-воздушно-семенные (фузариозная и гельминтоспориозная корневая гниль злаков, белая гниль сельскохозяйственных культур, ризоктониоз и фомоз картофеля).

Воздушно-капельные (листостебельные) инфекции. Особенность заболеваний — сезонная передача возбудителей воздушными течениями и каплями дождя: воздушные (аэрогенно-пылевые) инфекции (ржавчины, мучнистые росы); капельно-воздушные (септориозы томатов, смородины, груши, антракнозы смородины, малины, винограда и др.); воздушно-семенные (сетчатая пятнистость ячменя, церкоспороз свеклы, угловатая пятнистость огурца и др.); капельно-семенные (аскохитоз гороха, септориоз злаков, пероноспорозы, бактериальный рак томатов и др.).

Семенные (матрикально-дочерние) инфекции. Особенность возбудителей — прямая их передача от маточных растений к дочерним через посевной и посадочный материал: типичные семенные инфекции (пыльная головня пшеницы, ячменя, овса, кукурузы и сорго, головня проса); контактно-семенные (твердая головня пшеницы, ячменя, ржи, овса).

Трансмиссивные инфекции. Особенность — сезонный характер передачи переносчиками, в основном вирусные инфекции: типичные трансмиссивные инфекции (русская мозаика, закукливание злаков, столбур томатов и картофеля, обыкновенная мозаика гороха, филлодия клевера, махровость смородины и др.); трансмиссивно-семенные (мозаика лука, капусты, полосчатая мозаика картофеля, желтуха свеклы и др.); трансмиссивно-контактные (бронзовость томатов, полосатая мозаика злаков, шарка, или оспа, слив); трансмиссивно-контактно-семенные (карликовая мозаика кукурузы, мозаика свеклы, мозаичное закручивание листьев картофеля).

Данная классификация имеет несомненное теоретическое и практическое значение, поскольку, с одной стороны, приводит в систему все многообразие путей распространения первичной и вторичной инфекции, с другой — позволяет сопоставить заболевания, не всегда имеющие общую этиологию, по степени опасности массовых вспышек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector