3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Травмы у детей

Тяжелые травмы у детей

При каких обстоятельствах дети обычно получают травмы? Что такое тяжелая травма? Что делать и чего ни в коем случае делать нельзя, если на ваших глазах ребенок получил тяжелое повреждение?

Как часто и в каких ситуациях дети в Москве получают травмы?

Согласно исследованиям, которые ежегодно проводятся сотрудниками НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, в среднем в Москве 340-350 тысяч детей ежегодно получают травмы различной степени тяжести, госпитализируются – порядка 65 тысяч детей, и почти 15 тысяч из них – с черепно-мозговой травмой. 3-5% детей из госпитализированных – это дети с тяжелыми травмами, которые требуют длительного лечения, многоэтапной реабилитации в течение года после получения. Еще 10-15 % — это дети со средней тяжестью травмы, которые также нуждаются в реабилитационной помощи.

Подавляющее большинство травм дети получают в быту, в естественной для них обстановке: дома, в школе, во дворе, причем этот вид травматизма ежегодно растет. К счастью, противоположная динамика наблюдается в отношении травм в результате ДТП – количество детей, пострадавших на дороге, сокращается от года к году (сейчас примерно 15% всех детских травм – травмы в ДТП). Очень часто травмы, полученные детьми в ДТП, связаны с банальной халатностью родителей: неправильно пристегнули ребенка, забыли пристегнуть или не укрепили автокресло.

При каких обстоятельствах дети обычно получают самые тяжелые травмы?

К очень тяжелым последствиям практически всегда приводит падение с высоты (кататравма). В последние годы участились случаи выпадения детей из окон, особенно в теплое время года. Мы связываем эту проблему с использованием незакрепленных москитных сеток, которые для детей являются мнимым препятствием. В основном от москитных сеток страдают маленькие дети от двух до пяти лет. Для подросткового возраста характерны кататравмы, связанные с экстремальными хобби. Жертвами падений становятся и так называемые руферы (молодежная субкультура, подразумевающая интерес к высотным зданиям, стремление забраться на крышу и сделать оттуда эффектные фото), паркурщики. В отдельную категорию можно выделить детей-подростков, которые увлекаются катанием на крышах электричек. Попадая под высоковольтное напряжение, они падают с электрички на ходу и в результате поступают в стационар не только с тяжелейшей черепно-мозговой травмой или травмой позвоночника, но и с множественными ожогами.

Наконец, типичные ситуации, когда дети и подростки получают травмы, связаны с экстремальным спортом: скейтбордом, роликами, BMX. Здесь зачастую ключевую роль играет отсутствие необходимых средств защиты (наколенники, шлемы).

Верно ли, что чаще всего дети получают наиболее тяжелые травмы, когда оказываются без присмотра взрослых?

Официальной статистики по этому вопросу нет, но мы в институте изучали эту проблему и установили, что только в 12% случаев ребенок во время получения травмы был один, находясь без присмотра взрослых. Как правило, во время получения травмы ребенок был в окружении либо сверстников, либо взрослых (родителей, учителей и т.д.). Отдельно стоит сказать о подростках, которые необдуманно совершают опасные, рисковые действия. Как правило, гормональный фон у подростков очень нестабилен, а критическое отношение к ситуации еще не сформировалось. Детям нужны яркие эмоции, хочется произвести впечатление на сверстников, при этом оценивать риски они пока не способны.

Мы категорически против того, чтобы в каждом печальном случае искать виноватых: в жизни случаются ситуации, когда попросту невозможно отреагировать достаточно быстро.

Какие травмы у детей считаются самыми тяжелыми?

Есть три типа травм, которые классифицируются как самые тяжелые, не только по уровню угрозы для жизни и здоровья, но и по их негативным последствиям:

· Травма позвоночника с повреждением спинного мозга (спинальная травма). Влечет за собой обездвиживание, потерю мобильности; дети остаются инвалидами на всю жизнь. Последствия травмы различаются в зависимости от локализации повреждения. Например, если спинной мозг поврежден на уровне шейного отдела, то обездвиженными останутся и руки, и ноги; при повреждении в поясничном отделе пострадает только нижняя часть тела.

· Черепно-мозговые травмы. Обширные кровоизлияния, тяжелые ушибы головного мозга, гематомы, переломы костей черепа. Высок процент инвалидизации, очень долог и трудоемок процесс восстановления. В отличие от спинальной травмы, черепно-мозговая — чревата для пациента не только двигательной дисфункцией, но и нарушением когнитивных способностей, а порой и сознания. В данном случае, исход заболевания во многом зависит от своевременности и полноты оказания реанимационной, специализированной хирургической и реабилитационной помощи.

· Скелетные травмы. Крупные и/или множественные переломы костей с повреждением мягких тканей, в том числе – костей таза. При правильной и последовательной реабилитации можно ожидать полного восстановления. Тем не менее, после таких травм дети нуждаются в длительном лечении и многоэтапной реабилитации.

Что делать, если на ваших глазах ребенок получил тяжелую травму спины, головы или серьезный перелом?

Лучшее, что вы можете сделать, это как можно скорее вызвать «скорую помощь». Если ребенок – ваш знакомый и поблизости нет его родителей, позвоните им, сообщите о случившемся: на этапе госпитализации потребуется их личное присутствие.

Если ребенок находится в сознании, постарайтесь успокоить его, поговорить с ним, попросите его не двигаться.

А вот чего делать нельзя в данной ситуации?

1. Ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно переместить ребенка. Любое неосторожное движение может оказаться для него роковым. Даже если ребенок находится на проезжей части, лучше всего поставить заграждение – но не пытаться переносить пострадавшего на обочину.

2. Нельзя давать ребенку какие-либо медикаменты, даже обезболивающие. Не совершайте никаких манипуляций, если у вас нет медицинского образования – не пытайтесь сами накладывать шину, вправлять суставы и т.д. Все, что вы можете и должны сделать – остановить кровотечение, если оно есть, наложив давящую повязку из любого чистого материала.

3. Не спешите самостоятельно везти ребенка в больницу. Это крайняя мера, которая применима только в том случае, если приезда «скорой помощи» придется ждать критически долго. Но в таких случаях надо организовать перевозку в крайне щадящем режиме, не сгибать пациента, при переноске в машину обязательно подложите ему под спину твердую плоскую основу.

Три железных аргумента в пользу того, чтобы дождаться «Скорой помощи»:

· Врачи «Скорой помощи» знают, куда везти пострадавшего. Пациента доставят в специализированную клинику, в зависимости от вида и степени повреждения. Служба Скорой помощи находится в контакте с этими клиниками – а значит, врачей предупредят заранее о том, что к ним везут тяжелого пациента. В частности, НИИ Неотложной детской хирургии и травматологии в полной мере ориентирован на оказание помощи детям с тяжелой травмой: в нем функционирует три городских центра — центр неотложной нейрохирургии, центр ран и раневых инфекций и центр сочетанных травм.

· При транспортировке ребенка не будет совершено ошибок. Только врачи «скорой помощи» после первичного осмотра знают, как правильно подвинуть, переместить ребенка, получившего травму, как положить на носилки и т.д. К тому же, машина «скорой помощи» доставит пациента в больницу в максимально короткие сроки.

· Ребенку начнут оказывать помощь уже по дороге. Машины «Скорой помощи» оборудованы всеми необходимым для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.

Детский травматизм и его профилактика

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах. Слово « травма» (переводится как рана) повреждение в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды.

Детский травматизм — одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще травмы возникают дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления и отравления.

Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление.

Чаще травмы бывают у детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Травмы у мальчиков бывают чаще(73,3%) , чем у девочек. Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше трех лет. От травм и несчастных случаев умирает больше детей, чем от детских инфекций. В России ежегодно от транспортных наездов погибает около 10000 детей, тонет до 3500 детей в год. Ежегодно обращаются в травматические пункты свыше 500000 детей с различными травмами. В возникновении повреждений имеют значение анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и психическое развитие, недостаточность житейских навыков.

Чаще смертельные исходы (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе. 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15 % — двигательную заторможенность.

1.Беспечность взрослых — когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм.

В 78,9% случаев дети получали травмы дома.

2.Халатность взрослых — невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.

3.Недисциплинированность детей ( более25% случаев).

4. Несчастные случаи — непредвиденные события, когда никто не виноват(2%).

5.Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.

6.Самоубийства(5%)-чаще подростки 10-15 лет.

7.Прочие причины(10% случаев)

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70-75%. Бытовые травмы снижаются в школьном возрасте. Уличный нетранспортный травматизм обусловлен несоблюдением детьми правил дорожного движения. Уличная транспортная травма является самой тяжелой.

Школьный травматизм: среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены, в основном, нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения спортивных упражнений.

Существует еще одна классификация по характеру повреждений: Утопления и другие виды асфиксий;

Травмы от воздействия температурных факторов(ожоги, обморожения);

Отравления (лекарства из аптечки);

Повреждение электрическим током;

Прочие (укусы животных, инородные тела, жестокость)

Профилактика детского травматизма

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:

1. Устранение травмоопасных ситуаций;

2.Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности.

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

— находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;

— ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;

— на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком — вас могут вытолкнуть под колеса;

— при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

Как уберечь детей от ожогов?

— нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;

Читать еще:  Ювенильный идиопатический артрит юиа у детей

— ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из- под пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;

Важно помнить правила поведения на воде:

— дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на учителей физкультуры, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.

Травмы у малышей

Наши детки – непоседы и смельчаки, как только они начинают двигаться, они так и норовят оползти до края дивана, пеленального стола или кроватки. Нет ни одного ребенка, который бы хотя бы раз в жизни не падал, просто падения бывают разными – опасными и не очень, с травмами и без них. родителям важно знать, откуда и как может упасть крошка и уметь оценить состояние ребенка, оказать адекватный объем помощи и знать. куда и в каких случаях нужно обращаться.

Как они падают?

Родители почему-то считают, что раз ребенок не ходит и не ползает, значит, он не может упасть, и беспечно оставляют его на пеленальном столике, диване или крае кровати. Запомните, уважаемые папы и мамы. Малыш может упасть даже в месячном возрасте, за счет хаотичного движения ручек и ножек он может оттолкнуться от опоры и соскользнуть по пеленке или клеенке. Никогда даже на секунду не оставляйте ребенка одного с самого рождения, выработайте у себя условный рефлекс – никуда не отходить от ребенка, лежащего на высокой поверхности!
Статистика падений детишек первых лет жизни разнообразна – они падают из колясок и люлек, с пеленальных столов, кроватей, диванов, ходунков, прыгунков и стульев для кормления. Иногда родители не думают, что кроха может упасть, и просто не успевают среагировать и подхватить ребенка.
Любые серьезные травмы ребенка раннего возраста, к нашему большому сожалению, связаны с нашей, родительской беспечностью и недосмотром. Всегда стоит помнить, в три месяца малыш может перевернуться на бочок, в 6-7 месяцев поползти, а в 7-9месяцев встать и перевеситься через край дивана или кровати. Падение малыша непредсказуемо – поэтому, надо очень пристально следить за малышами и не допускать несчастных случаев.

Падения дома и на улице.

В доме лидерами по числу падений являются стульчики для кормления, когда мама посадила кроху и отвернулась готовить ему пюре или кашку. Малышу скучно, он легко выворачивается даже из застегнутых ремней и пытается вылезть из стула.
На втором месте стоят столы для пеленания, даже если у них есть бортики. Малыши достаточно активны и бортик не является для них серьезной преградой. Столы обычно достаточно высокие, поэтому эти падения очень серьезны.
Третье место за колясками, в основном это сидячие коляски или трансформеры, сидеть в них крошка уже умеет, а вот вылезать с них правильно – еще нет. Если мама чуть отвлеклась, а кроха не был пристегнут ремнями, он может упасть.
Часто дети падают с кровати или дивана родителей, когда буквально на минуточку родители выходят из комнаты или отворачиваются. Малыш мог ползти или просто активно двигаться и таким образом переместиться на край, а оттуда упасть. В первые 2-3 месяца многие родители опрометчиво оставляют так малышей, надеясь, что они никуда не денутся.
Особенно опасными в плане травматизма являются новомодные прыгунки и ходунки, от них у детей формируются одни из самых тяжелых травм. Дети первого года за счет недоразвития мозжечковых центров еще не умеют удерживать равновесие, в процессе обучения хождению они учатся координировать свое тело правильно. А эти приспособления дают искаженную картину пространства и ощущение устойчивости. Дети перевешиваются через края ходунков, пытаясь вылезти, зацепляются колесами за неровности пола, падают в ходунках с лестниц. В прыгунах дет ударяются головой о косяки дверей, выпадают из креплений или падают, когда срывается или лопается крепление (особенно у дешевых или некачественных изделий).
На улице лидерами падений являются лестницы, где шла мама или папа с малышом на руках, особо опасны походы в гололед, вход и выход из общественного транспорта, а также – состояние опьянения родителей.

Особенности травм детей в разном возрасте.

Малыши грудного возраста чаще всего получают при падении черепно-мозговые травмы. Это обусловлено тем, что головка у них гораздо тяжелее всего тела, при падении она перевешивает и дети падают, прежде всего, ударяясь головой. Конечно, череп малыша имеет роднички и открытые швы, и до определенного момента смягчает удары, защищая мозг, однако, испытывать ребенка на прочность не стоит.
Дети постарше обычно из-за меняющейся пропорциональности тела получают травмы иного рода – к ранениям головы они добавляют травмы конечностей, раны, порезы, переломы, кровотечения.
Примерно до 3-4 месяцев малыш относительно спокоен и его двигательная активность не столь выражена. Однако, это не повод расслабляться — он тоже требует постоянного присмотра. А вот к 3-5 месяцам, когда большинство малышей уже умеют переворачиваться с боку на бок, они становятся очень активными и быстрыми. Оставлять их на диване или кровати без присмотра просто недопустимо. Для такого малыша опасным является падение с высоты даже 40-50 см, особенно если он ударится головкой. Это может привести к сотрясению, ушибу головного мозга и трещинам костей черепа, все зависит от той поверхности, на которую он будет падать. Повреждения внутренних органов и костей встречаются крайне редко.
Годовалые малыши начинают ходить, что приводит к падениям с высоты собственного роста. В задачу родителей с первыми шагами малыша будет входить подстраховка его от травм, но ни в коем случае не ограничение его свободы и движений. Надо показать ребенку, где может быть опасность и научить его правильно слезать с дивана, стула или из коляски. Первое время оградите малыша от препятствий на его пути, закройте углы и уберите из-под ног все препятствия. Наиболее опасны для детей этого возраста падения назад с высоты 80-100 см, то есть высоты своего роста.
У детей в возрасте от 2-3 лет, которые умеют активно бегать, прыгать и скакать, характер травм меняется. Они обычно падают с горок, качелей и других конструкций на детских площадках. Обычно это высота 1-3 метра, что очень опасно в плане переломов, травм головы, спины и живота. Поэтому, бдительность родителей должна быть удвоена, научите ребенка спускаться и подниматься по лестницам. Правильно лазать по конструкциям и научите их правильно прыгать.

Если он все-таки упал?

Иногда, не смотря на се наши меры предосторожности, дети падают, что же делать родителям? Самое основное – это не паниковать, большинство падений кроме небольшой шишки, громкого плача и испуга ребенка никаких последствий не вызывают. Если же вам кажется, что травма у ребенка серьезная, не стоит кидаться в истерики, нужно взять себя в руки, чтобы своевременно и правильно оказывать помощь ребенку.
Нужно помнить, что симптомы легких травм появляются в пределах 1-2 часов, тяжелые травмы могут иметь отсроченный во времени период проявлений. Необходимо запомнить, что надо внимательно следить за состоянием ребенка в критические часы – первый и третий часы, а затем 12 и 24 часа после травмы. Если ребенку более 2 лет, ночью после травмы будите его каждые 2-3 часа и задавайте простые вопросы. Это поможет адекватно оценить состояние сознания ребенка.
В первые минуты после падения необходимо отбросить от себя мысли о том, что ребенок смертельно травмирован или, наоборот, что это ерундовое падение. Трезво и объективно оцените состояние ребенка. Прежде всего, обращаем внимание на то, есть ли отек в мягких тканях (шишка), нет ли у него гематомы (скопление крови под кожей), ссадин, порезов или кровотечения. К месту ушиба можно приложить холод (тряпку, смоченную холодной водой или лед в полотенце). Если из ранки идет кровь, приложите к ней кусок чистой сухой ткани или бинта и прижмите. Если ранка кровоточит, ткань пропитывается кровью или кровотечение не останавливается 10-15 минут – вызывайте врача или отвозите ребенка в травмпункт.
Успокойте плачущего малыша и внимательно оцените, как ведет себя ребенок, нет ли у него заторможенности или возбуждения, адекватен ли он, отвечает ли на вопросы?

Срочно «скорую»!

Есть комплекс очень тревожных симптомов, которые говорят о возможности тяжелой травмы и требуют немедленного вызова скорой помощи и направления в стационар. Прежде всего, надо посмотреть ребенку в глаза, оценить состояние зрачков, если они разного размера, резко расширены или сужены – это очень опасно. Необходимо измерить ребенку пульс – он должен быть для детей до года не мене 110-120 ударов в минуту. Для детей с года не менее 100 ударов.
До приезда скорой помощи уложите ребенка, обеспечив ему покой, однако, старайтесь, чтоб около 1-2 часов он не спал, чтобы оценить его состояние, иначе можно недооценить тяжесть. Если ребенок потерял сознание или его рвет, положите его аккуратно набок, чтоб рвотные массы не попали в дыхательную систему.
Однако, если есть подозрения на травмы спины и позвоночника (падение с высоты на спину), трогать ребенка нельзя, это может повлечь за собой смещение отломков костей и дополнительное повреждение.
Опасным является потеря сознания, даже на очень короткое время, замедление пульса, вялость, зевота. Резкий плач, отказ от еды, тошнота и рвота, срыгивания, странности поведения, которых не было ранее. Все эти симптомы являются поводом как минимум проконсультироваться с травматологом или неврологом.

Травмы головы.

Это одни из самых опасных травм, наряду с травмами позвоночника. Головной и спинной мозг – это жизнеобеспечивающие органы, от них зависит вся работа организма. Череп малыша устроен особым образом, на нем есть роднички и швы, но он очень хрупок, повреждение мозга при ударе выше, чем у взрослого. За счет швов кости могут легко смещаться, а непоседливость малыша в комбинации с его нескоординированностью и сниженным чувством страха могут привести к беде. Кроме того, дети не умеют правильно падать и часто не подставляют для страховки руки, ударяются головой.
Черепно-мозговая травма у детей – это один из серьезных диагнозов, который возникает при падении и ударе головой. Не всегда просто выявить момент травмы, особенно если ребенка оставляли с старшими детьми, родными, няней, они могли это скрывать от родителей, боясь наказания или других проблем. Старшие дети зачастую сами умалчивают о травме, кроме того, иногда бывают травмы без наличия удара головой. Одним из примеров является «синдром встряхнутого ребенка», он бывает при грубом обращении с детьми, прыжках с высоты, под действием резких ускорений или торможений.
Итак, разделим все травмы головы по тяжести.
Самым легким считается ушиб мягких тканей или в обывательском понятии «шишка». При этом мозговая ткань никак не страдает, а на месте удара образуется отек тканей и ссадина. Если «шишка» большая, покажите ребенка травматологу – иногда под маской отека могут скрываться трещины костей черепа.
Если травмируется мозг – это называют черепно-мозговой травмой. Если при этом нарушена целостность тканей головы (кожи и кости черепа) это открытая травма, при этом, если повреждена еще и мозговая оболочка – это проникающее ранение головы. Это вызывает угрозу еще и инфекции мозга, что утяжелит прогнозы.
Закрытая ЧМТ – это травмы с минимальными повреждениями мягких тканей и нет травмы костей. Обычно такие травмы чаще всего бывают у детей. Эти травмы делят по степени тяжести на три группы:
– легкую степень (сотрясение головного мозга),
— средней тяжести (ушиб головного мозга)
— и тяжелой степени (сдавление мозга, перелом основания черепа, тяжелые ушибы мозга).

Читать еще:  Щелочная минеральная вода названия при подагре суставы

Проявления и диагностика.

К большой нашей радости средней тяжести и тяжелые травмы бывают редко, их распознают быстро и обычно уже в скорой помощи. А вот о сотрясениях хочется поговорить особо – они бывают достаточно часто. Сотрясение головного мозга проявляется кратковременной потерей сознания, появляется рвота, у малышей первых месяцев жизни многократно, дети бледнеют, потливы, они вялые. Обычно малыш начинает отказываться от еды, жалуется на головные боли или шум в ушах.
Опасными и требующими немеленого вызова «скорой» являются — носовое кровотечение после травмы головы, отключение сознания на любое время, нарушения дыхания и сердечного ритма, истечение светлой жидкости с уха, появление синяков вокруг глаз.
В стационаре ребенку проведут УЗИ головы (если не закрыт родничок), рентген. Если нужно и томограмму с набором других исследований, вплоть до пункции. Это позволит точно поставить диагноз и провести лечение, которое назначит врач.

06.03.2012
Автор:Алена Парецкая, педиатр, консультант
Копирование этой статьи запрещено.

5 самых частых летних травм у детей: памятка для родителей

Наступает самая долгожданная детская пора — лето. Именно в этот период дети большую часть времени проводят на улице, а значит, увы, часто падают и травмируются.

Юрий Константинович Глазков, травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук, действительный член ESSKA, AAOS, АСТАОР, АТОР, обладатель премии «Хрустальный Лотос» в номинации «Лучший спортивный травматолог — 2018», рассказал «Летидору», какие травмы дети получают в летний период чаще всего и что делать родителям в каждой конкретной ситуации.

Юрий Константинович Глазков

Дети травмируются в теплое время года очень часто. Приблизительно каждый десятый ребенок в весенне-летний период обращается за медицинской помощью к травматологу.

У детей преобладают уличные травмы — на их долю приходится около 37%. На втором месте — бытовые травмы (31%). Дальше идут травмы школьные (11%) и спортивные (7%).

Поговорим о том, какие повреждения чаще всего получают дети летом.

Поверхностные травмы

Большинство детей получают лишь незначительные повреждения: это ссадины, царапины, ушибы мягких тканей. Число таких травм официально составляет около 40%. Неофициально их доля гораздо выше, ведь фиксируются только те случаи, с которыми ребенок обращается к врачу.

Памятка для родителей. Если ребенок просто сбил коленку — промыть и обработать антисептическим раствором (например, перекисью водорода). При получении ушиба нужно приложить холод, чтобы уменьшить синяк и отечность тканей. Если боль сильная или сохраняется в течение нескольких часов после травмы, нужно показаться врачу.

Переломы костей ног или рук

Переломы составляют 20% от всех причин обращений к врачу-травматологу.

Самая многострадальная кость — лучевая (одна из двух костей предплечья, от локтя до запястья). Ее ребенок ломает, когда падает с высоты на руки. Например, при падении с велосипеда.

Памятка для родителей. Переломы костей у детей не всегда можно обнаружить. Потому что они ломаются по типу «зеленой ветки» — без смещения, так как кость удерживается на надкостнице.

Заподозрить перелом можно по сильному отеку, который всегда формируется на месте травмы. Ребенок жалуется на сильную боль. При малейшем подозрении на перелом следует обратиться к врачу и сделать рентген. Доктор должен наложить гипсовую повязку, чтобы обеспечить правильное срастание костей.

Вывихи и растяжения

Доля этих травм — около 15%. Чаще всего происходит вывих плечевого сустава, поскольку он наиболее подвижный и, как следствие, самый нестабильный среди всех суставов.

А вот связки чаще страдают на нижних конечностях. Это связки колена и голеностопного сустава. Такие травмы дети получают обычно, занимаясь спортом.

Памятка для родителей. Не стоит пытаться вправить вывих самостоятельно: вы лишь навредите ребенку и причините ему боль.

При растяжении или разрыве связок ребенок ощущает сильную боль в момент травмы. Затем поврежденная конечность отекает. Может развиваться ее нестабильность. К поврежденному месту нужно приложить холод, затем желательно обратиться к врачу. Иногда связки разрываются полностью, что требует хирургического лечения, хотя зачастую удается обойтись и консервативными методами.

Бывают рваные, колотые, резаные и другие, они составляют в среднем 11% в структуре детского травматизма.

Раны требуют обязательной медицинской помощи. Хирург должен обработать и ушить ее. В противном случае возможны инфекционные осложнения и формирование крупных рубцов.

Памятка для родителей. Необходимо наложить тугую повязку, чтобы остановить кровотечение. К ране можно приложить ватный тампон или забинтовать ее, но перед этим обязательно нужно наложить мазь, чтобы избежать присыхания.

Черепно-мозговые травмы

Их доля составляет около 5% от всех детских травм.

Такие травмы представляют серьезную угрозу здоровью ребенка. Чаще всего дело ограничивается сотрясением мозга. Но бывают тяжелые травмы с ушибом мозга и переломами костей черепа. Некоторые случаи заканчиваются летально.

Памятка для родителей. При получении тяжелой черепно-мозговой травмы нужно сразу вызвать скорую помощь.

Чтобы избежать травм, старайтесь контролировать поведение своих детей. Если же предотвратить повреждения не удалось, обратитесь к врачу для проведения диагностики и оказания медицинской помощи.

6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Читать еще:  Рассекающий остеохондроз таранной кости

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Травмы у детей

Содержание:

Начиная с момента, когда ребенок научился передвигаться самостоятельно, будь то ползание или хождение, родителям необходимо проявлять особую внимательность и терпение к малышу. Маленькие дети — непоседы, их стремление познать окружающий мир настолько велико, что нередко случаются травмы. Их причины и характер очень разнятся.

Виды травм у детей

Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся виды травм у ребенка.

Травмы головы

Большой процент детской смертности напрямую связан с повреждениями черепа и их последствиями.

опасноИз-за тяжелых травм головы может серьезно пострадать развивающийся у маленького ребенка головной мозг. Последствиями сотрясений мозга может быть нарушение физического и эмоционального развития.

Самыми тяжелыми являются случаи, когда малыш теряет сознание. Ребенок может приходить в чувство, а затем снова «отключаться». В этом случае возникает необходимость в срочной госпитализации. В большинстве своем, повреждения головы у детей не наносят весомый вред здоровью и протекают в легкой форме. Если травмированный в сознании, необходимо обратить внимание на следующие симптомы:

  • состояние ребенка: сонливость или возбуждение;
  • затрудненное дыхание;
  • расширенные зрачки;
  • рвота.

Если обнаружен какой-либо из этих признаков, требуется неотложное обращение к врачу.

Ушибы

К ним относят всевозможные повреждения тканей и сосудов с образованием кровоподтеков, появляющихся при ударе о твердый тупой предмет. Для ушибов характерны следующие симптомы:

  • боль появляется во время удара или вскоре после него, она обычно небольшая;
  • функция поврежденного участка проявляется лишь в скованности движений;
  • отеки появляются сразу после удара, синяки — через несколько часов при поверхностной травме, а при повреждении глубоких тканей — через пару дней.

опасноУшибы живота, грудной клетки и головы могут быть чрезвычайно опасными и сопровождаться скрытыми травмами — в этих ситуациях необходимо немедленно обращаться за помощью к врачу.

Первая помощь заключается в уменьшении кровоизлияния и облегчении болевого синдрома: наложение давящей повязки и охлаждение места ушиба.

Переломы

Перелом — повреждение кости, сопровождающееся нарушением ее целостности. Переломы разделяют на открытые и закрытые.

  • При открытом переломе нарушается целостность кожного покрова и из образовавшейся раны нередко виден обломок кости.
  • Закрытый перелом характеризуется смещением кости, припухлостью в месте повреждения и укорочением конечности из-за сокращения мышц.

Также существуют неполные переломы, так называемые трещины костей, которые можно выявить, сделав рентген.

При оказании первой помощи важно не допустить смещения сломанных костей или их обломков, чтобы не повредить большие кровеносные сосуды или не задеть нервные окончания. Сначала нужно определить травмированный участок, дать обезболивающие препараты, поврежденную часть тела обездвиживают наложением шины. При открытом переломе цель помощи заключается также в предотвращении повторного заражения раны — для этого накладывается асептическая повязка. Пострадавший с такой травмой должен быть немедленно доставлен в медицинское учреждение.

важноГлавными симптомами, характерными для переломов, являются острые болезненные ощущения, неестественная подвижность костей, припухлость или кровоподтек, а также изменение формы кости.

Вывих

Типичная травма для детей 2-3-летнего возраста. Такие повреждения возникают по причине недостаточной развитости детских суставов. Вывихи сопровождаются болевыми ощущениями с нарушением функций сустава. Такие повреждения бывают полными (когда суставы не соприкасаются) и неполными (кости частично соприкасаются), закрытыми (с сохранением целостности кожного покрова) и открытыми (когда появляется рана).

Симптомы:

  • резкая боль;
  • привычные движения в суставе невозможны;
  • деформация сустава, изменение его очертаний;
  • удлинение или укорочение конечности.

Первая помощь направлена на задержание распространения отечности и уменьшения боли. К травмированному суставу прикладывают холод и фиксируют конечность. Не рекомендуется самостоятельное вправление вывихов.

Открытая травма с повреждением целостности кожи и мягких тканей или слизистых оболочек. Из-за разнообразия предметов, вызвавших травму, их делят на:

Симптомы: болезненные ощущения в момент ранения, расхождение краев раны и кровотечение (КТ). В зависимости от типа сосудов, различают венозные, артериальные и капиллярные кровотечения.

опасноНаиболее опасными для жизни являются артериальные кровотечения. Сопровождаются они пульсирующим потоком крови ярко-алого цвета.

  • Венозные КТ наступают при повреждении крупных вен и сопровождаются спокойным течением крови темно-вишневого цвета.
  • Капиллярное КТ характеризуется повреждением мелких кровеносных сосудов. Проходит такое кровотечение самопроизвольно. В этом случае важно избежать вторичного заражения раны.
  • Электротравма

    Самыми частыми причинами такого рода травм являются аварии, неумелое использование электрических приборов, пренебрежение техникой безопасности.

    Симптомы: прежде всего, при поражении током страдает нервная система ребенка. Различают 3 степени тяжести поражения электричеством.

    • Легкое поражение отличается усталостью, испугом, а иногда и обмороком. Эти состояния, как правило, быстро проходят.
    • Средняя степень характеризуется длительной потерей сознания, бледностью, прекращением дыхания, судорогами и сердечной недостаточностью. После прихода в сознание ребенок вялый, сонливый, у него болит голова, учащенное дыхание и пульс, иногда отмечаются параличи.
    • В случае тяжелого поражения ребенок находится в состоянии «мнимой» смерти — кажется, что он мертв, а обнаружить дыхание можно только при помощи зеркала.

    Первая помощь при электротравмах направлена на прекращение действия тока на пациента.

    1. Можно выдернуть вилку из розетки, выключить рубильник и т.д.
    2. При контакте с оголенным проводом надо оттянуть пострадавшего или откинуть провод от ребенка.
    3. Если малыш находится в сознании, его необходимо госпитализировать для оказания дальнейшей помощи.
    4. Обычно, кроме теплого питья, успокоительных препаратов и согревания, никаких других средств не требуется.
    5. Если у малыша отсутствуют признаки жизни, то ему делают искусственное дыхание и массаж сердца, дают понюхать нашатырный спирт.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector