0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этиология и симптоматика

Определение, этиология, симптоматика дислалии

Дислалия

Дислалия – это нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Диагноз «дислалия» не ставят детям с задержкой психологического развития, умственно отсталым детям, детям с нарушением сенсорного развития и опорно-двигательного аппарата.

Выделяют биологические и социальные причины возникновения дислалии

К биологическим причинам функциональной дислалии относятся физическая ослабленность ребёнка, частые заболевания в период формирования речи. Воздействие данных факторов на центральную нервную систему ребёнка создаёт неблагоприятный фон для формирования и закрепления новых условных связей речевой функциональной системы, задерживает нормальное развитие звукопроизносительной стороны речи.

Социальными причинами функциональной дислалии могут являться неправильное воспитание речи ребёнка в семье; двуязычие в семье; педагогическая запущенность. Достаточно распространено возникновение функциональной дислалии в результате подражания неправильной речи окружающих детей и взрослых.

Причинами механической (органической) дислалии выступают биологические факторы, вызывающие разнообразные аномалии в строении артикуляционного аппарата.

Симптоматика дислалии проявляется в дефектах произношения только артикуляционно сложных согласных звуков; другие согласные и гласные звуки остаются сохранными. Нарушение не затрагивает также и просодическую сторону речи. Лексика, грамматический строй речи, связная речь при дислалии развиваются в соответствии с нормой; страдает лишь фонетико-фонематический уровень речевой системы в виде искажений отдельных фонем, их замен, смешений с близкими артикуляционно или акустическими фонемами, реже — в виде их отсутствия.

При заменах звуков оказываются несформированными умения органов артикуляции принимать определённые позиции вследствие того, что у ребёнка ещё не сформировались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. Если не сформированы акустические образцы, то замены будут по акустическому признаку между звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими парами, между свистящими и шипящими, сонорами «р» и «л», как имеющими определённое акустическое сходство. Если же не сформированы артикуляционные образцы, то ребёнок будет заменять звуки на близкие по месту или способу образования, но также более лёгкие в производстве. Заменяться будут свистящие и шипящие, альвеолярные соноры «р» — «л», но, в данном случае, по артикуляционному признаку; аффрикаты между собой; аффрикаты и их составляющие элементы; звуки, одинаковые по способу, но разные по месту образования и др. Артикуляторная база при заменах всегда оказывается редуцированной, неполной, поэтому ребёнок будет устойчиво заменять отсутствующий звук каким-либо субститутом (звуком-заменителем). Например, при отсутствии звука «ш» ребёнок заменяет его уклад артикуляционным укладом звука «с»; слова «Саша», «шапка» будут произноситься им как «Саса», «сапка».

При смешениях все артикуляционные позиции сформированы, изолировано все звуки могут быть нормированными, но вследствие неумения делать правильный артикуляционный выбор в свободной речи или в определённом фонетическом положении ребёнок допускает смешение звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам. Слова могут звучать по-разному: Саша, Шаша, Саса, Шаса.

При искажениях оказываются несформированными некоторые артикуляционные позиции, звук произносится в ненормированном для данного языка варианте по типу сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, каппацизма.

При отсутствии звука у ребёнка не сформировался артикуляционный уклад или по причине недоступности его образования на данном уровне развития звукопроизношения, или в результате того, что у ребёнка отсутствует акустический образец данного звука в его системе слухового восприятия речи. К примеру, если ребёнок не слышит в речи окружающих звук «л», то он не будет создавать его артикуляционный образ; в слове «лук» ребёнок упустит данный звук, произнося его как «ук».

Замены и смешения звуков указывают на нарушение фонематического слуха; искажение – дефект только фонетический; такой дефект произношения как отсутствие (элизия) диагностической нагрузки не имеет.

Любая форма дислалии предполагает только два возможных педагогических диагноза: фонетическое недоразвитие (ребёнок правильно различает сходные в акустическом и артикуляционном отношении фонемы, но артикуляционный, исполнительский аспект речи нарушен) и фонетико-фонематическое недоразвитие (имеются дефекты как восприятия и различения отдельных пар звуков, так и их производства).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИИ

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера

В этиологии дислексии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии «цепочка» детских инфекций, травмы головы).

Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи, с церебральными параличами, с нарушениями слуха, у умственно отсталых детей. Таким образом, дислексия чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

В основы классификаций дислексий были положены различные критерии: проявления, степень выраженности нарушений чтения (Р. Беккер), нарушения деятельности анализаторов, участвующих в акте чтения (О. А. Токарева), нарушение тех или иных психических функций (М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и др.), учет операций процесса чтения (Р. И. Лалаева).

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий.

1. Фонематическая дислексия связана с недоразвитие функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка. С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Первая форма — нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — шит. д.).

Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова, котрые могут иметь следующие проявления:

— пропуски согласных при стечении (марка — «мара»);

— вставки гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»);

— перестановки звуков (утка — «тука»);

— пропуск и вставки звуков при отсутствии стечения согласных в слове;

— пропуски, перестановки слогов (лопата — «лата», «лотапа»).

2. Семантическая дислексияпроявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения.

3. Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» — «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

4. Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3—5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

5. Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

6. Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (в — и, ж — х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б — л, л — к).

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ, ДИСЛЕКСИИ.

1) Формирование зрительного восприятия и узнавания.

— развитие предметного гнозиса. (Задания:- узнать контурные заштрихованные предметные изображения, наложенные фигуры. — закрасить одинаковые геометрические фигуры, — сравнить 2 предметных изобр-я, найти 2 различия)

-развитие букв-го гнозиса.(- соотнести букву, написанную рукописным шрифтом и печатную, — опред-ть буквы в неправильном положении, — добавить недостающий элемент буквы, — выделить буквы, наложенные друг на друга. Проводится работа по дифференциации цвета, формы, величины.)

2) Развитие зрительной памяти:( — чего не стало? – что изменилось? – запоминание букв, цифр, воспроизведение их, — графические диктанты.)

3) Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.(- развитие ориентировки в схеме тела,- ориентировка в окружающем пространстве,-работа по дифференциации предлогов. Предлоги соотносятся со схемами.)

Ковшиков предложил проводить работу по этапам:

1. отработка связи звука и буквы. Д. разъясняется, что все буквы кроме ъ,ь соответствуют определённым звукам и наоборот.

2.отрабатывается связь буквы с артикуляцией.

— л-д показывает артикуляцию рукой, — л-д обозначает часть артикуляции символом, а ученик соотносит этот символ с нужной буквой,

– обводить букву перед написанием пальцем, — написание буквы в воздухе, — нахождение буквы среди других и обведение её в воздухе. – подбор букв к картинкам. Обязательна работа над звуко-буквеным анализом.

Семантическая дислексия. Работа ведётся по 3 направлениям:

1–Развитие звуко-слогового синтеза. ПРИЁМ: — назвать слово, произнесённое по отдельным звук., по слогам, при этом длительность пауз постепенно увеличивается, — составить слово из слогов, данных в беспорядке.

2- работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. ПР-Ы: прочитать слово, показать соответствующую картинку, — прочитать слово и выполнить соответств-е действие, выбрать из текста предложения, соответ-е содержанию картинки, — найти в тексте ответ на данный вопрос.

3 – Словарная работа. — обозначение группы слов обобщающим словом, подбор опред-й к названию предмета, — подбор синонимов, антонимов, слов с противоположным действием.

I этап предварительый – работа над каждой смешиваемой буквой (зв).1 — уточнение артикуляции и акустического образа зв (букв) с опорой на зрительное, слуховое, тактильное воспр-е, кинестетич-е ощущения. ПР-Ы: объяснение артик-и лог-м, разбор артик-и перед зеркалом – рассматривание артик-х профилей.

II этап. Сопоставление смешиваемых зв. , установл-е их сходства и различия., — соотнесение зв. с соответ-ми букв., — чтение слоговых таблиц, — вставить в слова пропущ-е слоги, — написание диктантов слов, предлож-й, текста.

1) Формирование представлений о структуре предложения.(- назвать все слова предложения по порядку, — назвать слово, стоящее за словом, за предлогом, перед предлогом, из слов, заданных в беспорядке составить предложение, распространить предложение одним словом.)

2) усвоение согласования и управления слов: — согласование в роде; -заменить сущ-е местоимением, -составить предложение, определив род им. сущ-х, соотнести глагольное окончание с родом сущ-х. 3) формирование навыка глагольного управления: — дополнить словосочет-е недостающим словом, поставив его в нужный падеж.3) овладение предлогами с конкретно пространственным значением: — выполнение действий по инструкции, включающей предлоги, — соотнесение предлогов с условными обозначениями.

4) работа над развитием морфемного анализа и синтеза слов: — отобрать слова, с одинаковым корнем, — объяснить значение однокор-х слов, — разобрать слово по составу, образовать названия детёнышей, — образовать название относит-х прилагательных, записать их, — образ-е притяжательных прилагат-х, записать.

Читать еще:  Симптомы самые частые

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСГРАФИИ.

Развитие фонематического воспитания при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа:

На I этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение его на фоне слога; определение наличия и места в слове (начало, середина, конец); определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове); выделение его из предложения, текста.

На II этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

-развитие слогового анализа и синтеза:в процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.

-развитие фонематического анализа и синтеза:

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства я действия.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевой плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

Устранение аграмматической дисграфии:

При устранении аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Работа над предложением строится по следующему плану:

1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растет).

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространенные предложения из 3—4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (Девочка моет куклу); предложения типа: Бабушка дает ленту внучке; Девочка гладит платок утюгом; Дети катаются с горки: Солнце светит ярко. В дальнейшем даются более сложные предложения.

Устранения оптической дисграфии:

Работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса),

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

Этиология

I

Этиология (греч. aitia причина + logos учение)

1) учение о причинах и условиях возникновения болезней; 2) причина возникновения болезни или патологического состояния.

Важнейшим этапом в истории учения об Э. явилось открытие во второй половине 19 в. микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней человека. Значение этого открытия состояло в том, что впервые в качестве причин болезней человека вместо «злого духа», якобы вселяющегося в него, рассматривались конкретные объекты окружающего мира. Это разрушало вековые идеалистические представления о причинах и сущности патологических процессов, утверждая материалистический принцип причинно-следственных отношений в биологии и медицине. В дальнейшем представление о причинах болезней непрерывно расширялось за счет включения в их число новых патогенных факторов внешней и внутренней среды. В настоящее время в качестве таких факторов выделяют физические (травмы, термические воздействия, ионизирующее излучение, атмосферные влияния и др.), химические (например, кислоты, щелочи, различные яды), биологические (патогенные микробы, вирусы, различные эндогенные вещества) и социальные. Болезнь может быть обусловлена и дефицитом в окружающей среде или в организме веществ (факторов), необходимых для жизнедеятельности (голодание, гиповитаминозы, горная болезнь и др.).

С момента открытия патогенной роли микроорганизмов и до начала 20 в. этиологическим факторам придавали почти абсолютное значение в возникновении болезней, считая, что только отсутствием или наличием этих факторов определяется здоров человек или болен. В дальнейшем стало очевидным, что только наличием патогенного фактора не всегда определяется возникновение болезни, при этом важную роль играет и состояние организма. Так, в начале 20 в. сформировалось учение о реактивности организма, свидетельствующее о том, что на действие одного и того же фактора окружающей среды разные организмы реагируют неодинаково — одни бурно, другие очень слабо или совсем незаметно. Оказалось, что анатомо-физиологические особенности организма, его конституция, возраст, пол также могут существенно влиять на развитие болезней, причем некоторые особенности предрасполагают к одним болезням, в то время как иные — к другим. Стала очевидной роль наследственности в развитии различных инфекционных и неинфекционных болезней. Было установлено, что большое значение для возникновения болезней имеет отрицательное влияние на организм таких социально обусловленных факторов, как неполноценное питание, изнурительный труд, антисанитарные бытовые условия, безработица, инфляция, хронический алкоголизм, наркомания и др. Они играют важную роль в предрасположении организма ко многим болезням и обусловливают более тяжелое, чем обычно, их течение и исход. Существенное влияние на рост заболеваемости оказывают загрязнение окружающей среды, различные профессиональные вредности и др. В качестве патогенных факторов учитывают и специфические местные условия, которые являются объектом изучения географической патологии.

Таким образом, с начала 20 в. развитие представлений об Э. болезней человека шло по двум основным направлениям; с одной стороны, открывали причины болезней и на этой основе разрабатывали методы их лечения, с другой — выясняли новые условия, способствующие или, наоборот, препятствующие их развитию. Одни исследователи утверждали, что определяющее значение в развитии болезни имеет ее основная причина в то время как другие факторы существенной роли не играют. Соответственно такой постановке вопроса это направление получило название монокаузализма (греч. monos один + лат. causa причина). Сторонники противоположной точки зрения считали, что все определяется только совокупностью условий в данной конкретной обстановке, все эти условия равны и среди них нельзя выделить главное на которое можно было бы указать как на основную и единственную причину болезни. Это направление было названо кондиционализмом (лат. conditio условие). Обе точки зрения являются односторонними: монокаузализм не учитывает при наличии основной причины болезни несомненно важного значения и различных условий, в которых возникает болезнь, а кондиционализм полностью нивелирует столь же несомненное значение конкретной причины той или иной болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям и делая тем самым неопределенным и расплывчатым сам принцип причинности.

Причиной болезни следует считать фактор, без которого она не может возникнуть ни при каких условиях. Так, в отсутствие микроорганизмов не могут развиться вызываемые ими инфекционные болезни, как бы тяжелы ни были условия окружающей среды и какими бы особенностями не отличалась реактивность организма. Травмы также обусловлены действием конкретного повреждающего фактора. В ряде случаев одна и та же болезнь возникает под действием различных по своему характеру факторов окружающей среды. В этом случае говорят о полиэтиологичности данной болезни. Так, установлено, что причиной злокачественного роста могут быть ионизирующее излучение, действие химических канцерогенов, вирусы, нарушение гормонального баланса в организме и др. Однако следует учитывать, что у конкретного больного болезнь вызывается одним определенным фактором. В целом ряде случаев за термином «полиэтиологичность» скрывается не действительное разнообразие причин, вызывающих болезнь, а незнание ее Э., подменяемое различными гипотезами, предположениями, рассуждениями о так называемых факторах риска и др. Именно таким образом объясняют в настоящее время причины атеросклероза, язвенной болезни, холецистита и др. В подобных случаях следует учитывать, что понятие «полиэтиологичность» отражает лишь современное состояние вопроса и требует дальнейших исследований для точной идентификации действительных причин данного заболевания.

Центральное место в современном учении о причинах болезней человека занимает положение о том, что действие фактора, вызывающего болезнь, реализуется через взаимодействие с различными тканями, органами и физиологическими системами организма. При воздействии любых даже сильных патогенных раздражителей организм стремится сохранить постоянство своей внутренней среды, или Гомеостаз. Ответная реакция организма на действие того или иного болезнетворного фактора направлена прежде всего на нейтрализацию эффекта действия последнего. По выражению И.В. Давыдовского, «факторы внешней среды» постоянно «испытывают» приспособительные механизмы человека на «прочность», подвижность структур и физиологических корреляций, лежащих в основе здоровья. Приспособление, обусловливающее незаболевание, и должно служить исходным пунктом наших рассуждений». Проблема возникновения той или иной болезни человека, ее Э. не ограничивается идентификацией патогенного фактора как такового, а заключается в установлении всего многообразия взаимоотношений между этим фактором и организмом.

Нейтрализация действия патогенных факторов окружающей среды осуществляется организмом с помощью системы компенсаторных и защитных реакций. Эта система может полностью нейтрализовать действие патогенных факторов. Нередко болезнь проявляется в очень легкой, быстро проходящей форме, в таком случае говорят о ее абортивном течении. Если организму не удается быстро ликвидировать последствия патогенного воздействия, он с помощью защитно-компенсаторных процессов может длительное время купировать действие того или иного патогенного фактора. В результате этого болезнь, медленно прогрессирующая в своем морфологическом выражении, клинически не проявляется, а человек считается практически здоровым до тех пор, пока не наступит срыв компенсации и не возникнут соответствующие субъективные и объективные симптомы болезни. Именно такая последовательность явлений затрудняет раннюю диагностику, поскольку первые признаки заболевания нередко появляются лишь тогда, когда болезнь далеко зашла в своем развитии, причем, чем выше компенсаторно-приспособительные возможности организма, тем позже появляются первые клинические симптомы атеросклероза, опухоли язвенной болезни, цирроза печени и др.

Наряду с причинами болезней важную роль играют условия, при которых они возникают. Эти условия могут быть различными, но ни одно из них не может само по себе вызвать болезнь. В одних случаях причины болезни играют главную роль и сравнительно мало зависят от условий, в которых они действуют. Это имеет место при наличии экстремальных факторов среды, превышающих самую высокую степень сопротивляемости организма (тяжелая травма, ожог, особо опасные инфекции), хотя даже в этих случаях, в частности при эпидемиях самых опасных инфекций, смертельный исход наступает не всегда. Однако значительно чаще различные условия играют существенную роль, ослабляя или усиливая действия причинного фактора. Взаимоотношения между причиной и условиями болезни могут складываться таким образом, что последние полностью нейтрализуют ее основную причину и обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма: например, носитель возбудителя туберкулеза в подавляющем большинстве случаев годами остается практически здоровым человеком, многие пороки развития, будучи компенсированными, нередко всю жизнь клинически не проявляются. Условия окружающей и внутренней среды могут явиться поводом для возникновения болезни. Именно так появляются послеоперационные пневмонии, вирусные болезни после переохлаждения (аутоинфекция), обострение хронических процессов при переутомлении, нарушении диеты, отрицательных эмоциях и др.

Причины и условия развития болезней находятся в самых различных соотношениях. В связи с этим нередко трудно бывает определить, что является причиной данной болезни, а что условием, способствующим ее развитию. В подобных случаях для дифференциации причин болезней и условий, способствующих их возникновению, следует ориентироваться на этиологическую классификацию болезней и принцип нозологии (Нозология), т.е. исходить из того, что каждая болезнь человека характеризуется строго специфической для нее комбинацией этиологического фактора, патогенеза и клинико-анатомической картины. Поэтому основной причиной пневмонии всегда будет тот или иной вид микроорганизма, а переохлаждение, оперативное вмешательство, после которого возникло воспаление легких, застойные явления в легких, связанные с сердечной недостаточностью, и другие обстоятельства — лишь различными условиями и пусковыми факторами, способствующими активации аутоинфекции. Таким же образом, причиной ишемической болезни сердца является сочетание атеросклероза венечных артерий с нарушениями нейрогуморальной регуляции деятельности сердца, а наследственная отягощенность, переутомление, неблагоприятные социальные факторы — условиями, оказывающими нередко сильное влияние на указанные основные причины этой болезни. Т. о., условия, способствующие возникновению той или иной болезни, могут играть такую же существенную роль, как и ее причины. Это делает практически важным выяснение не только основного этиологического фактора данной нозологической формы, но и всех тех условий, которые, взаимодействуя с этим фактором, способствуют возникновению болезни или, наоборот, препятствуют ее развитию. Только при таком подходе может быть достигнута как эффективная терапия болезней человека, так и их профилактика.

Читать еще:  Трехлодыжечный перелом симптомы виды лечение и реабилитация

В теоретическом и особенно в практическом отношении очень важным является вопрос о дальнейшей судьбе этиологического фактора после того, как началась болезнь. Существует мнение, что этиологический фактор, «запустив» болезнь, теряет свое значение и в дальнейшем болезнь протекает на основе собственных закономерностей. Подобный вариант течения болезни возможен. Так, при ожоге, острой лучевой болезни, сквозном огнестрельном ранении этиологический фактор, воздействовав и вызвав патологический процесс, сразу же исчезает, а болезнь развивается на основе независимых от него причинно-следственных отношений. Однако в несравненно большем числе случаев инфекционных, вирусных, соматических болезней, многочисленных хронических отравлений, гиповитаминозов и других заболеваний этиологический фактор может длительно (годами) персистировать, исчезать, но потом вновь появиться, обусловливая рецидив. Т. о., смена причинно-следственных отношений, которая обязательно имеет место в течении той или иной болезни, может происходить как при отсутствии этиологического фактора, опустившего ее, так и в условиях продолжающегося влияния не только этого фактора, но и наслаивающихся на него эффектов действии вторичных, третичных и других причин, последовательно индуцирующих друг друга по мере развертывания патологического процесса. Каждая последующая причина не снимает и не отрицает предыдущую, а суммируется с ней, отягощая течение болезни новыми осложнениями.

Четкое представление о том, прекратил ли свое действие этиологический фактор или продолжает поддерживать течение патологического процесса, имеет принципиальное значение для определения лечебной тактики. В первом случае усилия врача должны быть сосредоточены на борьбе с последствиями патогенного воздействия, во втором — еще и на ликвидации продолжающей действовать причины болезни. При персистировании последней даже эффективные мероприятия против вызываемых ею изменений органов и тканей могут привести лишь к временному улучшению состояния больного. Именно на этой основе развиваются хронически протекающие болезни: в одних случаях врач ошибочно большее внимание уделяет борьбе с результатами действия этиологического фактора, чем с ним самим, в других это происходит потому, что отсутствует ясное представление о причине той иди иной болезни и методах ее ликвидации.

Важное теоретическое и практическое значение дальнейшей разработки проблемы Э. болезней человека определяется тем, что этиотропное лечение, направленное непосредственно против причины болезни и условий, способствующих ее развитию, может обеспечить полное выздоровление больного и предотвратить переход острого патологического процесса в затяжной рецидивирующий. Еще большее значение имеет знание Э. болезней для выработки высоко эффективных методов их профилактики.

II

Этиология (Этио- + греч. logos учение, наука)

1) учение о причинах и условиях возникновения болезней;

2) причина возникновения болезни или патологического состояния.

Этиология, симптоматика и классификация нарушений чтения

Среди нарушений чтения у детей исследователи выделяют специфические расстройства (дислексии), и неспецифические их варианты. Последние обычно возникают в связи с отставанием в умственном развитии или вследствие сенсорных дефектов (нарушения зрения или слуха). При этом степень выраженности отставания в чтении соответствует тяжести первичного расстройства. По мнению А.Н.Корнева [6], к неспецифическим расстройствам правомерно относить трудности в чтении, возникающие у детей с тяжелым и общим недоразвитием речи (например, при моторной алалии), которые выражены настолько, насколько ребенок отстает в речевом развитии.

Исследователи различают дислексию у детей и взрослых. Нарушение формирования навыка чтения у детей обусловлено недоразвитием высших психических функций. У взрослых распад навыка чтения происходит в результате органического поражения головного мозга, что является следствием нарушения высших психических функций.

Этиологию дислексии авторы связывают с влиянием следующих причин: вредными воздействиями или наследственными предрасположениями, задержка в формировании систем участвующих в процессе письма; нарушением психических процессов и операций, которые подготавливают процесс чтения, нарушением речи, или незаконченностью языкового развития.

Наиболее подробно этиология нарушения чтения рассмотрена в работах А.Н.Корнева [6]. По исследованиям автора, в основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения. Многочисленные нарушения чтения, по мнению исследователя, можно разделить на четыре группы:

A. Этиопатогенетическая ось (особенности этиологии и патогенеза):

  • 1. Конституциональная (наследственная) дислексия. Развивается на основе генетической предрасположенности и сопровождается повторными семейными случаями среди сибсов, родителей или прародителей. Это самая легкая форма.
  • 2. Энцефалопатическая дислексия. Возникает на резидуально-органической основе с соответствующими экзогенными этиологическими факторами и сопровождается психоорганической симптоматикой.
  • 3. Конституционально-энцефалопатическая дислексия.

Б. Психопатологическая ось (ведущий синдром):

  • 1. Синдром церебрастенического инфантилизма.
  • 2. Синдром органического инфантилизма:
    • а) невропатоподобный вариант;
    • б) собственно органический вариант.

B. Психологическая ось (ведущий синдром нарушения):

  • 1. «Дисфазический» вариант дислексии.
  • 2. «Дисгнозический» вариант дислексии.
  • 3. Смешанный вариант дислексии.

Г. Функциональная ось (степень дезаптации):

  • 1. Латентная дислексия.
  • 2. Выраженная дислексия.
  • 3. Алексия.

Современные исследования нарушений чтения показывают, что патогенетические механизмы нарушений чтения сложны и разнообразны. Пытаясь выявить механизмы дислексии, ученые проводят неврологические, электроэнцефалографические, аудиометрические, психологические, лингвистические исследования.

Неврологическое исследование не выявляет явной патологии у детей с дислексиями, однако часто выявляется некоторая неточность, недостаточная дифференцированность движений, чаще всего при выполнении произвольных, сознательно контролируемых движений, в то время как спонтанная непроизвольная моторика нормальна.

Электроэнцефалограммы у этих детей почти всегда нормальны. Аудиометрические исследования слуха показывают, что острота слуха нормальна, чаще всего аудиограммы без отклонений, в то же время отмечаются довольно часто предшествующие отиты.

Для наиболее полного понимания нарушений чтения необходимо рассмотреть классификацию дислексий. По проявлению выделяются две формы дислексии:

литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв,

и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов.

Однако это деление условно, так как обе формы можно встретить одновременно у одних и тех же детей.

Многие авторы (С. Борель-Мезонни, М. Е. Хватцев, Р. Беккер, О. А. Токарева и др.) предлагают классификации дислексии в зависимости от их патогенеза.

М. Е. Хватцев по нарушенным механизмам выделяет следующие виды дислексии:

  • — фонематические, — оптические,
  • — оптико-пространственные, — семантические
  • — мнестические.

Он считает, что у детей наблюдаются лишь фонематические и оптические дислексии. Другие формы бывают при органических поражениях головного мозга, при афазиях.

Фонематическая дислексия. При этой форме дислексии дети не могут научиться правильно читать в течение 2 — 4 лет. Одни с большим трудом усваивают отдельные буквы, но не могут сливать их в слоги, слова. Другие усваивают буквы без особых затруднений, но в процессе чтения слогов и слов делают большое количество ошибок. У этих детей «буква не является сигналом обобщенного звука речи (фонемы), а следовательно, не является и графемой (обобщенным графическим знаком)» [12 с. 385.]. Автор считает, что плохая связь звука и буквы обусловлена плохим фонематическим слухом. Звуки речи у этих детей нечеткие, нестойкие, они плохо их различают, особенно оппозиционные, сходные по звучанию. Поэтому буквы и усваиваются с большим трудом.

Оптическая дислексия заключается «в неузнавании букв как обобщенных графических знаков соответствующих фонем, т. е. буквы не осознаются как графемы» [12, с. 387.]. Таким образом, нарушение формирования представлений о связях фонемы с графемой отмечается и при фонематической, и при оптической дислексии. Не совсем четко показано различие механизмов нарушения связи между фонемой и графемой при этих двух формах дислексии.

Этиология и симптоматика

Несформированность какой-либо из операций процесса письма может вызвать дисграфию — частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением ВПФ.

Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия.

Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученые (М.Лами, К.Лонай, М.Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних и внешних факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения. Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушение письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.

В литературе отмечаются достаточно частые случаи семейной дислексии и дисграфии, те передающейся по наследству. Нейропсихолог Гордон в 1980 году сделан вывод, что лица, предрасположенные к дислексии и дисграфии, имеют особую полушарную организацию головного мозга, обусловленную, функциональной гиперактивностью правого полушария мозга. А. Н. Корнев в опубликованной им в 2003 году монографии сообщает, что, согласно его исследованиям, особая организация ВПФ у дислаликов и дисграфиков не подтвердилась. Еще меньшая связь обнаружилась между дислексией, дисграфией и явным (не скрытым) левшеством.[22]

В настоящее время единства взглядов по поводу этиологической роли индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии мозга и левшества в предрасположенности к дисграфии не существует. Нельзя говоритьо единых этиологических факторах, обусловливающих трудности овладения письмом поскольку дисграфия неоднородна, т.е. имеется достаточное разнообразие ее форм.

Р.И. Лалаева определяет следующие типы факторов, являющихся причинами дисграфии:

1. гипоксический, механизм которого связан с кислородной недостаточностью, нарушением кислородного обмена клеток мозга.

2. токсический связан с воздействием медикаментозных препаратов, болезней матери.

3. инфекционный: воздействие на зародыш и плод таких инфекций как краснуха, герпес, ветрянка (в период от 4 недель до 4 месяцев).

4. механический связан с повреждением мозга физического характера.

И.Н. Садовникова выделяет следующие причины, вызывающие дисграфию:

— задержка в формировании важных для письма функциональных систем, обусловленная вредными воздействиями или наследственной, генетической предрасположенностью, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов семьи. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе;

— нарушение устной речи органического генеза;

— трудности становления у ребенка функциональной ассиметрии полушарий;

— задержка в осознании ребенка схемы тела;

— нарушение восприятия пространства и времени, а также анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности. [40]

Наиболее подробно причины возникновения у детей нарушений письменной речи проанализированы А.Н. Корневым. В этиологии расстройств письменной речи автор выделяет три группы явлений:

1. Конституциональные предпосылки: индивидуальные особенности формирования функциональной специализации полушарий мозга, наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственников.

Читать еще:  Узи лучезапястного сустава показания и проведение

2. Энцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периоды пре-, пере — и постнатального развития. Повреждения на ранних этапах онтогенеза чаще вызывают аномалии развития подкорковых структур. Более позднее воздействие патологических факторов (роды и постнатальное развитие) в большей степени затрагивают высшие корковые отделы мозга. Воздействие вредных факторов приводит к отклонениям в развитии мозговых систем. Неравномерность развития мозговых структур отрицательно сказывается на формировании функциональных систем психики.[22]

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Так и зеркальное письмо зачастую бывают характерной особенностью левшей.

3. Неблагоприятные социальные и средовые факторы. К ним автор относит: несоответствие фактической зрелости с началом обучения грамоте. Не соотнесенные с возможностями ребенка объем и уровень требований в отношении грамотности; несоответствие методов и темпов обучения индивидуальным особенностям ребенка.

Этиология дисграфий является сложным переплетением причин, условий и предпосылок. Трудности в обучении возникают как результат сочетания трех групп явлений: биологической недостаточности определенных мозговых систем, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям.

В соответствии с определением термина «дисграфия» Р.И.Лалаева, Л.В.Венедиктова выделяют следующие особенности ошибок при дисграфии:

1. Ошибки при дисграфии являются стойкими. По внешнему проявлению они сходны с так называемыми физиологическими ошибками, но являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время.

2. Дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

3. Ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонетического принципа письма, т. е.ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции (ЛОПАДА — вместо ЛОПАТА, ДМ — вместо ДОМ).

4. Ошибки характеризуются как дисграфические в том случае, когда они наблюдаются у детей школьного возраста. [7]

У детей дошкольного возраста письмо сопровождается многочисленными ошибками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими. Однако у детей дошкольного возраста еще недостаточно сформированы многие психические функции, обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки являются закономерными, «физиологическими».

Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:

— искаженное написание букв;

— замены рукописных букв: а) графически сходных; б) обозначающих

фонетически сходные звуки;

— искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов;

— искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов;

— аграмматизмы на письме.

И.Н. Садовникова применяет принцип поуровневого анализа специфических ошибок. Это позволило выделить три группы специфических ошибок:

— ошибки на уровне буквы и слога;

— ошибки на уровне слова;

— ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Ошибки на уровне буквы и слога — это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок.

Ошибки звукового анализа.

Несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов. Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» — санки, «кичат» — кричат.

В последние годы, отмечает И.Н. Садовникова, у младших школьников стали обнаруживаться ошибки, которые нельзя отнести ни к одному из известных типов, а именно: в словах, начинающихся с прописной буквы, первая буква воспроизводится дважды, но во второй раз уже в виде строчной — Аавгуст, Рручей, Сскоро, Ггрибы,, Оосень, Рребята. Эти ошибки — результат механического закрепления графомоторных навыков, к которому привели первоклассников письменные упражнения в «Прописях», где предлагаются для письма образцы букв в следующем виде: Вв, Лл, Сс, Ии, Ёё, Хх, Ээ.

Ошибки фонематического восприятия.

В основе таких ошибок лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные (Д — Т — «тавно», «итут домой».3 — С — «кослик», «вазилёк». Б — П — «попеда», «бодарил»); лабиализованные гласные ( О — У — «звенит рочей», «сизый голобь», Ё — Ю — «клёква», «тюплый»); сонорные; свистящие и шипящие (С — Ш — «шиски», «восли»); аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов (Ч — Щ — «стущал», «роча»).

Смешение букв по кинетическому сходству.

У школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие еще связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой — с одной стороны, и графемой и кинемой — с другой.

Своеобразное искажение фонетического наполнения слов возникает в устной и письменной речи: персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение): согласный, а реже — гласный — заменяет вытесненную букву в слове.

Примеры персевераций в письме:

— в пределах слова: «магазим», «колхозниз», «за зашиной» (колхозник, машиной);

— в пределах словосочетания: «у деда Модоза»;

Примеры антиципации в письме:

— в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами».

— в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки». «У нас дома есть» — «У насть. «. «Жалобко замяукал котенок» — жалобно. «

Несовпадение норм устной и письменной речи вносит трудности в начальное обучение письму. Написание обнаруживает такой дефект анализа и синтеза слышимой речи, как нарушение индивидуализации слов: ребенок не сумел уловить и вычленить в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов либо к раздельному написанию частей слова. («и дут», «, «поп росил», «, «кдому, надерево»)

Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словообразования. (рука — «рукища», нога — «ногища»)

Несформированность языковых обобщений проявляется в уподоблении различных морфем («сильнеет греет солнышко», «взмахнул лопатый»).

Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. Недостаточный уровень языковых обобщений не позволяет порой школьникам уловить категориальные различия частей речи.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы.

Понятие о здоровье, повреждении и болезни. Определение понятий «этиология», «патогенез», «симптоматика», «течение», «осложнения» и «исходы» болезни. Профилактика болезни.

Понятие о здоровье, повреждении и болезни. Определение понятий «этиология», «патогенез», «симптоматика», «течение», «осложнения» и «исходы» болезни. Профилактика болезни.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
Повреждение (альтерация) – это изменение структуры клеток, межклеточного вещества, тканей и органов, которые сопровождаются нарушением их деятельности.
Болезнь — это особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности.
Этиология — учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней и патологических процессов. Причины бывают экзогенными (многочисленные внешние физические, химические, биологические и психогенные патогенные воздействия) и эндогенными (находящиеся в организме сапрофиты, нарушения обмена веществ, изменения регуляции функции различных систем организма)
Патогенез – учение об общих закономерностях развития, течения и исхода заболевания, раздел патологии, изучающий механизмы развития болезней.
Симптоматика — признак болезни. Бывают объективными и субъективными. Симптомы складываются из жалоб больного, а также результата его объективного обследования
Течение характерно для каждого типа заболевания.
Исходы – выздоровление, полное выздоровление, рецидив, затяжное течение с переходом в хроническую форму, смерть.
Осложнение – для каждой болезни своё.
Профилактика – широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, групп людей и всего населения. Различают первичную (включает различные социальные мероприятия, имеющие целью устранение непосредственных социальных причин и условий, вызывающих возникновение заболеваний), вторичную (заключается в раннем выявлении заболеваний, предупреждении прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений), групповую и личную.

Этиология болезни. Этиологические факторы, их виды. Условия, способствующие возникновению болезни

Этиология — учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней и патологических процессов. Причины бывают экзогенными (многочисленные внешние физические, химические, биологические и психогенные патогенные воздействия) и эндогенными (находящиеся в организме сапрофиты, нарушения обмена веществ, изменения регуляции функции различных систем организма)

Болезнетворные условия – это факторы, которые сами не вызывают определенные заболевания, но способствуют их возникновению. Сапрофиты в обычных условиях не вызывают заболевание, присутствуют у всех людей.

Патогенез и симптоматика болезни, их характеристика. Значение защитно-приспособительных реакций.

Патогенез – это раздел патологии, изучающий механизмы развития болезней, учение об общих закономерностях развития, течения и исхода заболеваний. Отражает сущность повреждений на разных уровнях жизнедеятельности и механизмы компенсаторно-приспособительных реакций при развитии болезней. Изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов болезни, т. е. тех изменений в организме, которые возникают в ответ на воздействие главного этиологического фактора и в дальнейшем играют роль причины в развитии болезни.

Патогенез заболевания начинается с какого-либо первичного повреждения или разрушительного процесса клеток в той или иной части организма.

Важным выражением каждой болезни являются реактивные изменения со стороны клеток, органов и систем, которые возникают всегда вторично, в ответ на повреждение, вызванное болезнетворными причинами. К ним относятся такие процессы, как воспаление, лихорадка, отек и др. Эти реактивные изменения в организме обозначаются как защитно-компенсаторные процессы

Характеристика паренхиматозных жировых и углеводных дистрофий

Характеристика стромально-сосудистых дистрофий

Характеристика смешанных дистрофий

Понятие о здоровье, повреждении и болезни. Определение понятий «этиология», «патогенез», «симптоматика», «течение», «осложнения» и «исходы» болезни. Профилактика болезни.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
Повреждение (альтерация) – это изменение структуры клеток, межклеточного вещества, тканей и органов, которые сопровождаются нарушением их деятельности.
Болезнь — это особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факторами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адаптации и снижением трудоспособности.
Этиология — учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней и патологических процессов. Причины бывают экзогенными (многочисленные внешние физические, химические, биологические и психогенные патогенные воздействия) и эндогенными (находящиеся в организме сапрофиты, нарушения обмена веществ, изменения регуляции функции различных систем организма)
Патогенез – учение об общих закономерностях развития, течения и исхода заболевания, раздел патологии, изучающий механизмы развития болезней.
Симптоматика — признак болезни. Бывают объективными и субъективными. Симптомы складываются из жалоб больного, а также результата его объективного обследования
Течение характерно для каждого типа заболевания.
Исходы – выздоровление, полное выздоровление, рецидив, затяжное течение с переходом в хроническую форму, смерть.
Осложнение – для каждой болезни своё.
Профилактика – широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, групп людей и всего населения. Различают первичную (включает различные социальные мероприятия, имеющие целью устранение непосредственных социальных причин и условий, вызывающих возникновение заболеваний), вторичную (заключается в раннем выявлении заболеваний, предупреждении прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений), групповую и личную.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector