1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синонимы и трудности диагностики

Значение слова диагностика

Диагностика в словаре кроссвордиста

диагностика

1.Раздел медицины, изучающий методы и принципы распознавания болезней и постановки диагноза.

Большой современный толковый словарь русского языка

(( гр. dlagnostikos способный распознавать)
1) раздел медицины, изучающий признаки болезней, методы исследования больного и принципы установления диагноза;
2) установление и изучение признаков, характеризующих состояние машин, приборов, технических систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы;
3) физ. д. плазмы — совокупность методов исследования процессов в плазме и измерения её характеристик (плотности, температуры и др).

Новый словарь иностранных слов

ж.
1) Раздел медицины, в котором изучаются способы распознавания болезней.
2) Установление диагноза.
3) устар. То же, что: диагноз.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

жен. , греч. распознание, распознаванье; определение признаков и взаимных отликов произведений природы; знание примет: распознавание болезней, по припадкам и явлениям. Диагностический, к диагностике, распознанию относящ. Диагностик муж. распознатель; опытный на приметы.

1. раздел медицины, изучающий признаки болезней, методы исследования больного и принципы установления диагноза;

2. установление и изучение признаков, характеризующих состояние машин, приборов, технических систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы;

3. физ. д. плазмы — совокупность методов исследования процессов в плазме и измерения ее характеристик (плотности, температуры и др Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

установление диагноза Лабораторная д. Ранняя д. заболевания. диагностика Словарь русского языка Ожегова

(от греч. diagnostikos — способный распознавать), учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза.

Современный толковый словарь, БСЭ

диагностика ж.
1) Раздел медицины, в котором изучаются способы распознавания болезней.
2) Установление диагноза.
3) устар. То же, что: диагноз.

Толковый словарь Ефремовой

диагностики, ж. (мед.). Отрасль медицины, учение о методах диагноза.

Толковый словарь русского языка Ушакова

(греч. diagnostikos способный распознав iib)
1) раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний;
2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

( греч. diagnostikos – способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.

Толковый словарь психиатрических терминов

ПРЕДПРИЯТИЯЭКОНОМИЧЕСКАЯ — см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ : ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Словарь экономических терминов

ЭКОНОМИЧЕСКОЙСИСТЕМЫ — совокупность исследований для определения целей функционирования хозяйственного объекта (организации, предприятия) , способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения.

Словарь экономических терминов

(от греч. diagnostikos — способный распознавать) (медицинское), процесс распознавания болезни и обозначение её с использованием принятой медицинской терминологии, т. е. установление диагноза; наука о методах установления диагноза. Д. основывается на всестороннем и систематическом изучении больного, которое включает:
1) сбор анамнеза — целенаправленный расспрос о жалобах, истории заболевания и истории жизни больного;
2) объективное исследование состояния организма [осмотр, ощупывание ( пальпация ), выстукивание ( перкуссия ), выслушивание ( аускультация )], определение специальными приёмами остроты зрения, слуха, рефлексов, объёма движений в суставах и др.;
3) анализ результатов лабораторных исследований крови и различных выделений (кал, моча, мокрота, гной и др.); рентгенологические исследования; графические методы — запись на бумаге или фотоплёнке движений сердца (кардиография), сосудов (сфигмография) и др.; электродиагностические исследования (электрокардиография, электроэнцефалография и др.), эндоскопию — осмотр внутренних поверхностей некоторых органов (например, внутренней поверхности желудка, мочевого пузыря) при помощи специальных оптических приборов, биопсию — исследование небольших иссечённых у больного кусочков тканей или материала, полученного при проколе (пункции) специальной иглой костного мозга, лимфатических узлов и др. При некоторых заболеваниях существенные диагностические данные получают при помощи радиоактивных изотопов ( радиоизотопной диагностики ). Большое значение для Д. инфекционных и аллергических заболеваний имеют бактериологическое и серологические (с применением сывороток) методы. В более сложных случаях для установления диагноза иногда прибегают к пробной операции с целью непосредственного осмотра и изучения местных изменений. Как правило, для распознавания болезни необходимо обнаружение достаточно большого числа признаков болезни, их комбинаций, определение их выраженности и т.д. Поскольку различные заболевания могут иметь одни и те же признаки (например, головная боль, лихорадка, рвота и т.п.), для распознавания болезни проводят дифференциальную Д. Обычно исходным пунктом дифференциальной Д. служит выбор наиболее характерного, ведущего, достоверного (патогномоничного) признака; заболевание сравнивают со сходными в этом симптоме заболеваниями. Реже диагноз выясняется исключением похожих заболеваний. Чтобы избежать ошибок, связанных с недостаточным врачебным опытом, особенно при распознавании более редких заболеваний, с 50-х гг. 20 в. начали делать попытки установления диагноза с помощью вычислительных машин на основании выявленных врачом симптомов, значимость которых при различных заболеваниях заранее рассчитана. Препятствием развитию этого метода Д. являются трудности количественной оценки симптомов и несовершенство классификации болезней (см. Кибернетика медицинская ). В процессе установления диагноза выясняют причину болезни, сопутствующие заболевания и осложнения, оценивают выраженность расстройств деятельности систем организма (функциональная Д.), учитывают физиологические особенности больного. Т. о., диагноз должен отражать особенности, отличающие данного больного от других больных с таким же заболеванием. Ранний, точный и максимально конкретный диагноз облегчает проведение рационального и эффективного лечения и позволяет во многих случаях предсказать возможные варианты дальнейшего течения болезни. Патологоанатомическая (посмертная) Д. осуществляется специалистом-патологоанатомом и основывается на изучении данных вскрытия умершего, химического и микроскопического анализа тканей в сопоставлении с результатами прижизненного исследования. Патологоанатомическая Д. позволяет обнаружить и проанализировать неточности прижизненного диагноза; имеет значение в судебно-медицинской практике.Лит.: Осипов И. Н., Копнин П. В., Основные вопросы теории диагноза, 2 изд., Томск, 1962; Методические проблемы диагностики, [сб. статей], М., 1965; Бродмен К., Постановка диагноза при помощи вычислительной машины, в кн.: Электроника и кибернетика в биологии и медицине, пер. с англ., М., 1963, с.

361. Л. А. Михайлов.Д. в ветеринарии делится на общую и специальную. Задачи первой: предварительное ознакомление с больным животным (анамнез), определение его габитуса (внешнего вида), исследование кожи, кожных покровов и подкожной клетчатки, поверхностных лимфатических узлов, видимых слизистых оболочек, измерение температуры тела. К специальному Д. относят исследование внутренних органов, крови, мочи, содержимого желудка и кишечника, спинномозговой жидкости и т.д. Из клинических методов Д. применяют осмотр, пальпацию, перкуссию, зондирование, катетеризацию, рентгеноскопические и графические исследования (рентгеноскопия, рентгенография, сфигмография, электрокардиография и т.д.). При Д. инфекционных и инвазионных болезней широко применяют аллергические диагностические пробы (туберкулинизация, маллеинизация и др.). При Д. ряда инфекционных заболеваний (сибирская язва, бруцеллёз, туберкулёз, ботулизм, туляремия и др.) обязательна биопроба (заражение живых тканей и животных).Лит.: Клиническая диагностика внутренних болезней сельскохозяйственных животных, под ред. В. И. Зайцева, 2 изд., М.,

1964. В. И. Зайцев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

, исследование с целью определить причину болезни организма, неисправности механизма раздел медицины, изучающий методы и принципы распознавания болезней и постановки диагноза

Появились такие виды диагностики , как ультразвуковая диагностика , компьютерная диагностика , вегетативно-резонансная диагностика , биорезонансная диагностика .Наряду с этими методами популярностью пользуются нетрадиционные методы диагностики : лицевая диагностика , иридодиагностика, рефлексодиагностика, пульсовая диагностика , электроакупунктура.

В диагностике не делается ставка на какой-то отдельный чудо метод (их не существует), а используются такие эффективные методы, как осмотр и анамнез, когда требуется анализируются данные лабораторных и инструментальных исследований, но также применяются такие уникальные методы, как пульсовая Аюрведическая диагностика , и иридодиагностика ( диагностика по радужной оболочке глаз).

На их значимости основано широкое внедрение в традиционную диагностику таких методов исследования, как иридодиагностика, аурикулодиагностика, диагностика по капиллярному рисунку глазного яблока.

Быстрая диагностика , дифференциальная диагностика , прогнозирующая диагностика , а главное, наблюдение и применение всех этих знаний в практике лечения пациентов — все это я узнал от своего учителя и отца д-ра Гаджанана Виджейкар.

Давайте рассмотрим их особенности, оценим достоинства и недостатки.Ультразвуковая диагностикаУльтразвуковая диагностика (УЗИ), пожалуй, один из самых известных методов традиционной медицинской диагностики .

. и целенаправленно участвовать в нем.Дифференциальная и комплексная диагностикаНа начальном этапе работы особенно актуальна . дифференциальная и комплексная диагностика состояний, близких по своим проявлениям .

Минусы – недостаточно точная постановка диагноза.Пульсовая диагностикаПульсовая диагностика появилась в Китае.

Существуют также несколько условий, когда нельзя проверять пульс:• при чувстве голода;• во время критических дней;• после массажа, тяжелой физической работы или умственного труда;• после приема пищи, лекарств, алкоголя.ИридодиагностикаИридодиагностика – метод исследования организма человека, в котором диагностика проводится по радужной оболочке глаза.

Влияние синонимов и антонимов на развитие связной речи старших дошкольников

Дата публикации: 09.11.2018 2018-11-09

Статья просмотрена: 752 раза

Библиографическое описание:

Анищенко Л. К., Митенкова Т. В., Чипиль Е. В. Влияние синонимов и антонимов на развитие связной речи старших дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 222-224. — URL https://moluch.ru/archive/231/53696/ (дата обращения: 17.01.2020).

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста — овладеть нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возрастного периода, и сформировать коммуникативные способности. Каждый ребёнок должен грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Важнейшими свойствами монологической речи являются её осознанность и произвольность. Последнее положение предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами (словом, словосочетанием, синтаксической конструкцией, наиболее точно и полно передающими замысел говорящего). Проблема развития лексических возможностей у детей, особенно с речевыми нарушениями, не теряет своей актуальности на протяжении уже многих лет, т. к. дети испытывают большие трудности для выражения своих мыслей и доведения их до понимания слушающего, часто не находя подходящих слов для высказывания. Они употребляют в основном общеизвестные, наиболее распространенные слова и выражения. Это подтверждается результатами регулярно проводимой диагностики. Совершенствовать устную речь — это значит обогащать и активизировать словарь, формировать умение точно пользоваться словарным запасом, правильно употреблять слова по смыслу. Чтобы добиться этого от детей, нужно больше внимания уделять словарной работе, т. к. она важна тем, что обогащает семантическую, смысловую сторону словаря, способствует формированию умения отбирать слова (по существу, развивает речь). Однако работа над словарём должна быть прежде всего языковой. Иными словами, включать в себя систему методов и приёмов, направленных на качественное совершенствование лексики. И в качестве основного звена в этом плане выступает работа над синонимами и антонимами. Именно она воспитывает внимание к слову, приучает к его точному употреблению, позволяет избегать повторения одних и тех же слов, т. е. делает речь выразительнее, точнее, яснее. Вот почему разработка методов и приёмов использования синонимов и антонимов в старших группах детских садов представляется нам весьма важным. К сожалению, дети мало используют этот пласт лексики в речи. А ведь чем большим количеством синонимов располагает человек, тем богаче его словарь и разнообразнее речь. Следовательно, чтобы качественно совершенствовать словарь детей, необходимо:

– раскрывать многозначность слов;

– уточнять понимание смысла, значения слов;

– расширять запас синонимов и антонимов;

– формировать умения сочетать слова по смыслу, употреблять их в активной речи.

Разработанная нами система работы по практическому овладению дошкольниками синонимическими и антонимическими средствами языка и формированию значения слова явилась синтезом работ Л.М. Козыревой, О.Н. Тверской, О. И. Ушаковой, Е.Н. Струниной. Она позволяет восполнить пробелы лексических средств языка детей путём овладения навыками подбора синонимов, антонимов, способами их употребления, качественно совершенствовать их словарь. Предлагаемая система работы предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на один учебный год.

Задачами данной работы являются:

– научить дошкольников различать в речи близкие по смыслу слова; — соотносить слова-синонимы;

– отбирать и группировать слова по лексико-семантическим признакам (общности или противоположности значений);

– подбирать к данным словам синонимы, антонимы;

– самостоятельно употреблять подходящие по смыслу слова — синонимы, слова-антонимы;

– самостоятельно выбирать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли подходящий синоним, антоним (составление рассказов).

При отборе лексического минимума для работы над синонимами и антонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:

– частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;

– словарным запасом дошкольников;

– наличием в речи синонимов, антонимов;

– пониманием отобранных слов;

– необходимостью отобранных слов для организации речевой практики.

Читать еще:  Тендиноз что это такое причины симптомы диагностика и лечение

При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматические особенности данного слова. Работа над синонимическим и антонимическим словарём эффективна, если упражнения проводятся систематически и планомерно; определяется тот круг слов-синонимов и антонимов, который может быть использован в качестве практического материала для упражнений.

Предлагаемая технология по практическому овладению дошкольниками синонимическими и антонимическими средствами языка включает следующие задания, которые с одной стороны, раскрывают, уточняют смысловую сторону отдельных слов, а с другой — развивают способность отбирать языковые средства. Показателем, что слово понято и действительно вошло в активный словарь ребёнка, является умение правильно употреблять его по смыслу.

Овладение синонимами на уровне слов:

«Кто больше придумает слов»

Грусть (тоска, печаль, уныние);

большой (огромный, громадный, гигантский);

сказать (говорить, сообщать, произносить).

— Выбери из трёх слов два похожих слова.

сырой, влажный, сухой;

Овладение антонимами на уровне слов.

«Скажи наоборот»

Правда — ложь; темно– светло; идёт — стоит; холодный — горячий.

«Найди два слова — «неприятеля».

Выбери из трёх слов два слова- «неприятеля» (объясни, почему).

Овладение синонимами на уровне словосочетаний.

Медведь радовался (веселился, ликовал, торжествовал);

мальчик грустный (печальный, унылый, горестный);

снег идёт (падает, сыплется, летит).

Овладение антонимами на уровне словосочетаний.

Девочка грустная — девочка весёлая;

говорить ложь — говорить правду;

дети работали — дети отдыхали.

Овладение синонимами на уровне предложения.

«Я начну, а ты продолжи»

Невзлюбила старуха свою падчерицу. Невзлюбила

«Замени слово в предложении»

Мачеха злилась на падчерицу (сердилась).

Овладение антонимами на уровне предложения.

«Доскажи слово в предложении»

Алёнушка плачет, а ведьма… смеётся над ней.

Закончился день, и наступила… ночь.

Нахождение синонимов, антонимов в речи (в рассказах).

Пришла зима. Выпало много снега. Дети выбежали на улицу. Малыши катались на санках. Ребята постарше бегали на лыжах или на коньках. Весело детворе зимой!

Папа решил смастерить детям качели. Миша принёс ему верёвку. Но папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она слабая, хлипкая, она оборвётся. А вот эта ни за что не оборвётся, она прочная, крепкая».

Составление словосочетаний со словами- синонимами.

Хорошее настроение (прекрасное, замечательное);

хорошая новость (прекрасная, замечательная)

Составление словосочетаний со словами-антонимами.

Весёлый медвежонок (грустный);

Распространение предложений с помощью синонимов.

«Замени слово в предложении»

Иван был очень смелым (храбрым, отважным) богатырём.

Дополнение предложений с помощью антонимов.

Принцесса была то грустная, то весёлая, то молчаливая, то разговорчивая.

Собачка по дороге то бежала, то останавливалась.

Осознанное выбирание наиболее адекватных слов из синонимического ряда.

Для этого специально разрабатывались речевые ситуации, которые требовали определённого словесного обозначения или использовались рассказы, сказки по лексическим темам. Например, речевая ситуация.

«Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила и пошёл он к маме грустный. Как ещё про него можно сказать? (печальный, невесёлый, унылый, скучный) А если он был грустным, то он не просто пошёл к маме, а. (поплёлся, побрёл, еле-еле передвигался). Какое слово противоположно по смыслу слову «грустный»? (весёлый) Второй медвежонок был весёлый. Как ещё можно про него сказать? (радостный, довольный) А раз он был весёлым, то он не просто пошёл к маме, а. (побежал, помчался, попрыгал).

Рассказ Е. Пермякова «Первая рыбка».

Прочитать рассказ детям и задать вопросы: «В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову «крохотный» слова, близкие по смыслу (маленький, малюсенький); к слову «маленький» — противоположное по смыслу (большой). Какими словами охарактеризован ершище? (большущий) Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

Таким образом, данная система работы помогает расширению детского лексикона, позволяет качественно изменить уровень лексического развития и речевого общения, положительно отражается на точности выражения мыслей, развивает произвольность речи, умение сознательно выбирать уместные для данного высказывания языковые средства и тем самым оказывает благоприятное воздействие на развитие речевой коммуникации в целом.

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М. ,1998.
  2. Данилюк Л.А. Обогащение синонимического словаря младших школьников. Логопед , № 3, 2009.
  3. Иждигатова А.Р. Обогащение активного словаря детей старшего дошкольного возраста. Уфа, 2016.
  4. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2001.
  5. Титова К.И. К проблеме формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5-6 лет с ОНР. Брянск, 2017.
  6. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи для начальной школы. М., 1997.

Похожие статьи

Роль лексики для овладения иностранным языком

Перед овладением лексикой в связи с развиваемыми видами речевой деятельности ставится ряд задач. Так, для употребления слов в репродуктивных

У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Упражнения, направленные на предъявление и активизацию.

Это навыки рецептивного и репродуктивного овладения словами, устойчивыми словосочетаниями и клише для формирования и расширения словарного запаса студентов, а также развития лексической догадки при обучении говорению, чтению и аудированию.

Динамика ранних форм мышления и проблема генезиса детской.

Владение словарным запасом языка является обязательным при освоении грамматики, для

Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без

Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через.

Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение

Дети постигают словарь антонимов и синонимов. В речи детей пяти лет начинают

Итак, овладение диалогом — это больше, чем простое овладение композиционной формой речи.

Принципы словарной работы при обучении русскому языку.

К основным принципам словарной работы относятся

Лексика — не просто совокупность слов языка, а определенным образом организованная система.

Все эти системные связи слов постепенно усваиваются практически вместе с увеличением словарного запаса студента.

Обогащение словарного запаса как средство развития младшего.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является.

Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда.

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества.

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного.

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста.

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Секция: 6. Педагогика

XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ У ДЕТЕЙ 5—6 лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

150%;text-autospace:none»> Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее — слова обобщающего характера.

150%;text-autospace:none»> Процесс развития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня осложняется специфическим характером их речевого недостатка, поэтому возникает необходимость специальной логопедической работы с данной категорией детей.

150%;text-autospace:none»> Изучением особенностей лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня занимались такие ученые как: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.Е. Серебрякова, Т.А. Ткаченко и другие.

150%;text-autospace:none»> Одной из основных задач обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня является развитие их речи. Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположным значением — антонимы и родственные слова — синонимы. Синонимы (от греческого synonymos — одноименный) — это слова, различные по звучанию, но близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской, например, здесь-тут, жена-супруга, смотреть-глядеть; родина-отечество, отчизна; храбрый-смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. Синонимическим рядом называется группа слов, состоящая из нескольких синонимов.

150%;text-autospace:none»> Антонимы (с греческого аnti — против + оnyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда-ложь, добрый-злой, говорить-молчать. Антонимия в языке представлена уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку — качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности, как взаимоисключающие понятия: красивый-некрасивый, много-мало, утро-вечер, удалять-приближать [5].

150%;text-autospace:none»> У детей старшего дошкольного возраст a ф o рмирование словаря синоним o в и антоним o в осуществляется в процессе игр o в o й деятельности, к o т o рая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, усвоения языковых закономерностей, формирования личности ребёнка. Важным моментом при подготовке к школе такого ребёнка становится выбор средств обучения. Эффективным средством формирования словаря синонимов и антонимов является дидактическая игра, как один из способов обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в тоже время — основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребёнок.

150%;text-autospace:none»> Изучение особенностей и значением дидактических игр занимались такие ученые как: В.Н. Аванесова, В.Р. Беспалова, З.М. Богуславская, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Б.И. Хачапуридзе и многие другие.

150%;text-autospace:none»> Таким образом, формирование словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредствам дидактической игры является актуальной проблемой нашего исследования. Решение данной проблемы определило цель нашего исследования.

150%;text-autospace:none»> Цель исследования: выявить эффективные средства формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактической игры.

150%;text-autospace:none»> Объект исследования: процесс формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

150%;text-autospace:none»> Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

150%;text-autospace:none»> В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой формирование антонимов и синонимов у детей 5—6 лет будет эффективным если:

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 1. Осуществлять коррекционную работу поэтапно и систематично.

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 2. Использовать на фронтальных занятиях дидактические игры, направленные на формирования словаря антонимов и синонимов.

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 3. Систематизировать речевой и наглядный материал для формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

150%;text-autospace:none»> Задачи исследования:

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 1. Изучить и проанализировать литературу п o проблеме исследования;

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 2. Выявить особенности формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 3. Определить уровень сформированности словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 4. Разработать комплекс дидактических игр по формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 5. Выявить эффективность работы по формирования словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня

150%;text-autospace:none»> Экспериментальное исследование по изучению состояния словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня нами проводилось комплексно. На констатирующем этапе эксперимента необходимо было выявить исходный уровень сформированности словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

150%;text-autospace:none»> Задачи исследования были следующие: подобрать систему диагностических методик для изучения уровня сформированности словаря антонимов и синонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и детей с нормальным уровнем речевого развития; сравнить результаты исследования состояния словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и детей с нормальным уровнем речевого развития.

150%;text-autospace:none»> Для исследования состояния словаря синонимов и антонимов у детей с общим недоразвитием речи III уровня была использована методика, на базе методик психолого-логопедического обследования речи В.М. Акименко, Г.А. В o лк o в a , О.С. Уш a ков a . Методика состоит из двух блок o в (исследование словаря антонимов и исследование словаря синонимов), которые включают в себя 5 заданий, они выполняются каждым ребенком индивидуально

Читать еще:  Тендинит коленного сустава симптомы и лечение воспаления сухожилий колена

150%;text-autospace:none»> Представим сводные результаты выполнения заданий № 1-5 на констатирующем этапе эксперимента контрольной и экспериментальной групп на рисунке 1:

Рисунок 1 Уровни выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий № 15

150%;text-autospace:none»> Из анализа рисунка 1 видно, что в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень выполнения заданий получил 1 ребёнок — 10 %. Словарь детей данного уровня соответствует возрастной норме. Ребёнок без труда подбирает антонимы и синонимы к словам, усвоены слова обобщенного и отвлечённого значения. Средний уровень выполнения заданий получили 7 детей — 70%. Дети данного уровня испытывают трудности при актуализации некоторых слов. Вместо антонимов и синонимов дети используют слова, семантически близкие. Низкий уровень выполнения заданий получили 2 детей — 20 %. Актуализация слов на данном уровне вызывает большие затруднения. Детьми не усвоены слова обобщенного и отвлеченного значения, не могут подбирать антонимы, испытывают большие трудности при подборе однокоренных слов.

150%;text-autospace:none»> Из анализа рисунка 1 видно, что в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень выполнения заданий № 1-5 получили 7 детей — 70 % . Словарь детей данного уровня соответствует возрастной норме. Дети без труда подбирали антонимы и синонимы, усвоены слова обобщенного и отвлечённого значения. Средний уровень выполнения заданий получили 3 детей — 30 % . Дети данного уровня испытывают трудности при актуализации некоторых слов. Вместо антонимов и синонимов ребенок использует слова, семантически близкие. Низкий уровень выполнения заданий никто из детей контрольной группы не получил — 0 % .

150%;text-autospace:none»> На формирующем этапе эксперимента была апробирована система приемов и упражнений по формированию и пониманию представлений об антонимах и синонимах у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня . Были проведены фронтальные логопедические занятия по формированию словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, с использованием дидактических игр.

150%;text-autospace:none»> Для оптимизации процесса формирования синонимов и антонимов были заведены альбомы для каждого ребенка, куда мы записывали изученные антонимы и синонимы, клеили картинку для каждого нового слова для лучшего запоминания. Сначала в альбом мы записывали легкие, известные детям слова, а затем по мере изучения записывали уже трудные.

150%;text-autospace:none»> Основной целью контрольного эксперимента явилась оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. После проведения контрольного этапа эксперимента, данные свидетельствует о том, что уровень формирования словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня существенно повысился.

150%;text-autospace:none»> Представим сводные результаты уровней выполнения заданий № 1-5 экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе на рисунке 2:

Рисунок 2 Распределение уровней сформированности словаря синонимов и антонимов у детей экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап)

150%;background:white;text-autospace:none»> Таким образом, подводя итоги эмпирического исследования, направленного на формирование словаря синонимов и антонимов у детей 5—6 лет с общим недоразвитием речи III уровня можно сделать следующие выводы, что:

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 1. Дети экспериментальной группы значительно повысили свои результаты, что указывает на эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы;

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 2. У детей экспериментальной группы низкий уровень развития с 20 % понизился до 0 %.

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> 3. Дети экспериментальной и контрольной групп лучше справились с заданием на подбор антонимов к словам.

150%;text-autospace:none»> Сравнительный анализ уровней сформированности словаря синонимов и антонимов у детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы проиллюстрируем в виде рисунка 3, который указывает на наличие положительной динамики.

Рисунок 3. Сравнительный анализ уровней сформированности словаря синонимов и антонимов у детей экспериментальной группы в течение эксперимента

150%;text-autospace:none»> Сравнительные данные, полученные на констатирующем и контрольном этапах, нами было отмечено:

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> · 4 детей (40 %) старшего дошкольного возраста перешли со среднего уровня на высокий уровень сформированности словаря синонимов и антонимов;

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> · 6 детей (60 %) экспериментальной группы имеют средний уровень формирования словаря синонимов и антонимов.

text-indent:1.0cm;line-height:150%;text-autospace:none»> · 2 детей (20 %) с общим недоразвитием речи перешли с низкого уровня сформированности словаря синонимов и антонимов на средний уровень.

150%»> Таким образом, проведенная в ходе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Список литературы:
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Феникс 2011.
2. 2.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Детство — Пресс», 2003.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада. / № 3, 2012.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Айрис-Пресс, 2009.
5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика — М.: Комкнига, 2010.

Готов ли ребенок к обучению в школе?

Одна из главных задач логопеда, работающего в дошкольном учреждении, — это приблизить речевое развитие ребенка к норме и подготовить к школе. Тогда в дальнейшем он сможет успешно освоить школьную программу. Вовремя скорректированное речевое нарушение позволит избежать появления дисграфии и дислексии — трудностей в освоении письма и чтения.

У детей с речевыми дефектами имеются особенности развития эмоционально-волевой сферы. Поэтому важно перед поступлением в школу определить готовность к ней ребенка. Для этого проводят специальную диагностику.

Цели и задачи

Дети в возрасте 7 лет должен обладать определенным набором качеств:

  • личностная готовность;
  • интеллектуальная готовность;
  • желание и стремление учиться в школе;
  • коммуникативная готовность.

Отражением психического и интеллектуального развития ребенка является качество его речи. Поэтому в подготовительной группе обязательно проводят диагностику. Что должен уметь ребенок в 6-7 лет:

  • правильное звукопроизношение;
  • умение выделять звук в слове на слух;
  • умение делить слова на слоги и составлять из них новые слова;
  • знать, что такое предложение;
  • владеть навыком согласования;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • пересказывать сказки и рассказы;
  • составлять рассказ по картинке.

Диагностика готовности к школе детей, имеющими речевые расстройства, направлена на проверку всех компонентов его речи. Специалист смотрит не только на ее соответствие перечисленным критериям, но и на состояние эмоционально-волевой сферы:

  • концентрацию и удержание внимания;
  • объем памяти;
  • возможность образовывать логические цепочки;
  • усидчивость;
  • понимание и соблюдение социальных норм.

Задача диагностики — проверка сформированности всех перечисленных умений и навыков. Специалист беседует с другими педагогами и родителями, чтобы получить представление о поведении ребенка. На основе всех собранных данных специалист определяет готовность ребенка к школе.

Методы

Обследование детей с расстройствами речи включает в себя:

  • оценка словарного запаса;
  • диагностика грамматического строя;
  • оценка звукопроизношения;
  • обследование фонетико-фонематических процессов;
  • диагностика связной речи.

Особое внимание специалист обращает на то, как ребенок ведет себя в привычной для него среде: общении со сверстниками, другими педагогами, родителями. Кроме состояния речи смотрят на понимание правил игры, соблюдения режимных моментов, поведение на занятиях.

Все это позволит понять сможет ли ребенок быть усидчивым, внимательным на уроках . У многих детей с речевыми нарушениями трудности в переходе от игровой деятельности к учебной. Им сложно запоминать и выполнять все требования учителя.

С помощью наблюдения можно определить лидерские качества ребенка, его готовность заводить новые социальные контакты. Специалист оценивает сформированность связной речи: насколько развернутыми предложениями он общается, как логично выстраивает свои суждения. У педагога появляется представление о грамматическом оформлении фраз, словарном запасе.

Еще один метод, применяемый в диагностике готовности к школе — это беседа. У ребенка, не имеющего трудностей в речевом развитии, не возникнет сложностей в поддержании диалога. Он поддержит его репликами, будет задавать вопросы, а не только отвечать на них. Во время беседы специалист обращает внимание на то как дошкольник умеет управлять высотой и силой голоса, насколько его речь интонационно окрашена.

Детям предлагают выполнить различные упражнения на оценку понимания инструкций, концентрацию внимания на определенной задаче. Все перечисленные методы помогают оценить состояние речевого развития и эмоционально-волевой сферы.

Обследование речи

Специалист оценивает сформированность экспрессивной и импрессивной сторон речи. Импрессивная — это состояние словарного запаса и понимание обращенной речи. Под экспрессивной стороной понимают умение ребенка использовать свой словарный запас для построения высказываний.

Проверка экспрессивной стороны

Сюда входит обследование не только связной речи, но и грамматического строя. Ребенку предлагают выполнить задания на:

  • словообразование разных частей речи;
  • составление предложений или рассказа по картинке или серии изображений;
  • повторение за взрослым предложением различной сложности;
  • составление предложений из определенных слов;
  • вставить пропущенные предлоги или слова;
  • придумывание концовки предложения;
  • образование множественного числа существительных.

Все перечисленные задания позволяют оценить сформированность грамматического строя речи. Для проверки нужно использовать картинки и графические схемы. Чтобы проверить качество связной речи дошкольнику показывают картинку или несколько изображений и предлагают составить рассказ. В возрасте 6-7 лет дети должны уметь составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

Еще одно задание на оценку сформированности связной речи — пересказ текста. Его выбирают в соответствии с возрастом ребенка. Сначала взрослый читает текст, а дошкольник внимательно его слушает. Тем, у кого есть речевые нарушения, текст нужно прочитать несколько раз. Затем ребенок пересказывает рассказ.

Педагог смотрит на то нужна ли помощь взрослого при пересказе или опорный план. Использует ли дошкольник интонационные средства выразительности. Обязательно в качестве опоры нужно использовать наглядный материал.

Проверка импрессивной речи

Специалист обследует состояние словарного запаса. Для этого предлагает перечислить названия предметов на картинках; объединить их в группы и назвать обобщающим словом. Это также позволяет проверить его умение выделять общие признаки предметов и классифицировать их.

Также взрослый просит ребенка послушать и выполнить инструкцию. Начинает с простой и заканчивает инструкциями, состоящими из нескольких действий. Логопед предлагает такое задание на проверку точного употребления слов в речи: он описывает предмет, а ребенок должен назвать его.

Импрессивная и экспрессивная стороны речи взаимосвязаны. Если у ребенка — маленький словарный запас, то и экспрессивная речь не будет выразительной. У дошкольника возникнут сложности при построении предложений. А ограниченный запас слов затруднит понимание окружающих, что скажется на коммуникативных навыках.

Обследование просодической стороны речи

К 6-7 годам у дошкольников должно быть сформировано звукопроизношение полностью. Искаженное произношение фонем может привести к появлению ошибок при чтении и письме. Поэтому логопед проверяет и состояние звукопроизношение. Оно осуществляется в следующем порядке:

  • изолированное произнесение фонем;
  • их произнесение в слогах и словах;
  • использование в связной речи.

Кроме звукопроизношения в этот блок входит и обследование темпоритмической стороны. Для этого используют задания на чтение фраз с разной высотой и силой голоса (сказать громко, тихо) и интонацией (побудительной, вопросительной и повествовательной). Для оценки дикции используют скороговорки и чистоговорки.

Чтобы проверить чувство ритма дошкольнику предлагают повторить за взрослым определенный ритмический рисунок. Сформированность просодической стороны речи позволяет дошкольнику лучше воспринимать услышанный текст и не делать ошибок на письме. Но одним из главных условий правильного произношения фонем — сформированность артикуляционной моторики.

Обследование моторной сферы

Моторика тесно взаимосвязана с работой речевых центров коры головного мозга. От ее сформированности зависит качество речи и готовность руки к письму. Для проверки мелкой моторики ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  • повторить за взрослым определенные движения рук;
  • штриховка фигур — логопед смотрит в каком направлении выполняет ребенок штриховку, не выходит ли за пределы контура;
  • логопед дает прописи и смотрит на то, как аккуратно дошкольник обводит элементы букв, может ли самостоятельно их повторить.

Для проверки артикуляционной моторики дошкольник выполняет артикуляционные пробы на статическую сторону (удержание позы) и динамическую составляющую. От работы органов артикуляционного аппарата зависит состояние звукопроизношения.

Обследование фонетико-фонематических процессов

Логопед проверяет состояние фонематического слуха. В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь выделять нужный звук, определять его место в слове. В подготовительной группе ребенок может делить слово на слоги также на слух. Также специалист дает задание на различение слов-паронимов. Детям с речевыми нарушениями в помощь предоставляют изображения. Сформированность фонематического слуха влияет на состояние чтения и письма.

Также дошкольник в подготовительной группе должен определять:

  • количество звуков в слове и их порядок;
  • начало, середину и конец слова;
  • сколько слогов в слове;
  • начало и конец предложения.
Читать еще:  Стенозирующий лигаментит причины виды симптомы и методы лечения

Одна из причин появления дисграфии — несформированность звуко-буквенного анализа. Проверка фонетико-фонематических процессов позволит выявить и решить возможные проблемы.

Все компоненты речи важны для успешного овладения школьной программой. Также у детей в возрасте 6-7 лет проверяют начальные навыки чтения. Ребенок должен знать алфавит, слитно читать. Это база для освоения письменной речи в школе.

Обследование других психических процессов

Готовность ребенка к школе зависит и от уровня развития психических процессов. Это внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера. Эмоционально-волевую сферу оценивают посредством наблюдения.

Для оценки психических процессов специалисты используют пробы, разработанные А.Р. Лурией. Ребенку предлагают самому нарисовать рисунки к словосочетаниям, чтобы ему было легче запомнить. Затем спустя какое-то время ребенку выдают рисунки обратно и ему нужно вспомнить к какому высказыванию каждый относится.

Для оценки пространственного мышления используют методику А.Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к домику. Ему помогать будут указания мимо каких объектов должен пройти. Это проверка его умения ориентироваться в схемах.

Для оценки словесно-логического мышления используют следующие методики:

  • «Объяснение сложных картин» — позволяет проверить умение выделять главное;
  • «Последовательность событий» — показывают 3-6 картинок, изображающих поэтапность знакомого ребенку действия. Дошкольник раскладывает их в правильной последовательности и рассказать, что на каждой изображено.

Еще один популярный тест на проверку школьной зрелости — тест Керна-Йирасека. Он состоит из трех заданий. В первом ребенок рисует мужскую фигуру по памяти; второе — списывание прописных букв; третье — срисовывание группы точек. Все они оцениваются по 5-балльной шкале. Они направлены на оценку пальчиковой моторики и координации движений и зрения. Это важные навыки для овладения письмом.

Диагностика готовности к школе детей с речевыми нарушениями — это проверка не только речевого, но и умственного, психического состояния. Обследование проводит логопед, психолог, воспитатель. Это дает возможность собрать полную информацию о ребенке и вынести заключение о его школьной зрелости.

Проведенная в дошкольном возрасте коррекционная работа позволит избежать трудностей при дальнейшем обучении грамоте. Успешное преодоление речевого нарушения — залог овладения письменной речью в школе.

Синонимы и трудности диагностики

Органические причины депрессии: развитие примерно 10-15% депрессий обусловлено соматическими заболеваниями:
1. Причины соматической депрессии в неврологии:
Эпилепсия
Опухоль мозга
Сердечно-сосудистые заболевания
Атрофия головного мозга
Болезнь Паркинсона
Травмы головного мозга
Височный артериит
Энцефалит (вирусный, например, весенне-летний (клещевой); менингоэнцефалит)
Диссеминированный энцефаломиелит
Амиотрофный латеральный склероз
Миастения
Фуникулярный миелоз

2. Причины соматической депрессии в эндокринологии:
Гипо-/гипертиреоз
Гигантоклеточный тиреоидит
Гипо-/гиперпаратиреоидизм
Надпочечниковая недостаточность
Болезнь Аддисона
Болезнь Кушинга
Феохромоцитома
Акромегалия

3. Причины соматической депрессии в кардиологии:
Пороки сердца (аортальный порок, митральный стеноз и др.)
Эссенциальная гипертензия
Позиционная гипертония
Функциональные сердечно-сосудистые расстройства:
например, после замены сердечного клапана
например, после инфаркта миокарда

4. Причины соматической депрессии в гастроэнтерологии:
Раздраженная толстая кишка
Воспаление подвздошной кишки
Язвенный колит
Вирусный гепатит
Цирроз печени
Болезнь Жильбера (Мейленграхта)
Спру
Панкреатическая энцефалопатия

5. Причины соматической депрессии в нефрологии:
Хронический (пиело-) нефрит
Пациенты, нуждающиеся в диализе
Аденома простаты

6. Причины соматической депрессии коллагенозах и иммунных нарушениях:
Системная красная волчанка
Узелковый периартериит
Ревматизм, фибромиалгия

7. Причины соматической депрессии при болезнях обмена веществ:
Анемия
Порфирия
Гемохроматоз
Гипогликемия
Болезнь Гоше

8. Причины соматической депрессии при инфекционных болезнях:
Сифилис
Туберкулез (легочная форма)
Бруцеллез
Токсоплазмоз
Саркоидоз
Мононуклеоз и другие вирусные заболевания (например, вирусная пневмония)
СПИД
Боррелиоз
Вирус Борна

9. Причины соматической депрессии при интоксикациях:
Хронические отравления ртутью/углекислым газом
Алкоголизм

10. Причины соматической депрессии в гинекологии:
Предменструальный синдром

11. Причины соматической депрессии в радиологии и хирургии:
«Лучевое похмелье»
Послеоперационное состояние

12. Причины соматической депрессии в онкологии:
Хронические лейкозы
Рак поджелудочной железы
Бронхиальная карцинома
Рак яичника

13. Депрессия позднего возраста:
Гипо-/гипертиреоз
Анемия
Неадекватное питание
Латентная карцинома
Климакс (?)

Потенциальным пусковым механизмом является, прежде всего, злоупотребление алкоголем/лекарственными средствами.

Дифференциальная диагностика депрессии

• Соматические заболевания (гипотиреоз, анемия, болезнь Паркинсона, опухоль мозга, рассеянный склероз, рак)
• Фармакогенные причины (например, антидепрессанты, кортизон, антибиотики, цитостатики)
• Деменция
• Алкоголизм
• Шизофрения/шизоаффективные расстройства
• Психоз
• Тревога
• Соматизированное расстройство
• Расстройство личности
• Биполярная депрессия (F31.0-9)
• Циклотимия (F34.0)
• Дистимия (хроническое пониженное настроение) (F34.1)
• Реакция на стресс (F43.0)
• (Посттравматическое) стрессовое расстройство (F43.1)
• Реакция скорби, расстройство адаптации (F43.2)

Дифференциальная диагностика начинающейся деменции, сопровождающейся выраженными нарушениями когнитивных способностей, может вызывать трудности, особенно при инволюционных депрессиях. В случаях сомнения рекомендуется начать пробное лечение антидепрессантами.

При наличии психотических симптомов (бред, галлюцинации, ступор) необходимо провести дифференциальную диагностику с шизоаффективным или шизофреническим психозом Патологическая скорбь, стрессовое расстройство и расстройство адаптации:
• Депрессивное расстройство личности
• Соматоформное расстройство

Отличие депрессивной «псевдодеменции» от сенильной деменции

а) Депрессия:
Начало: чаще стремительное, заметное
Течение: эпизодическое
Постоянно подавленное настроение
Наиболее частые ответы: «Не знаю»
Жалобы на когнитивные нарушения
Тотальное самообвинение, чувство вины

б) Деменция:
Начало: латентное, скрытое
Течение: хроническое
Колебания настроения и странности в поведении
Поверхностные суждения
Не предъявляет жалоб на снижение когнитивных функций, попытки сокрытия
Нарушение ориентации

Почему, несмотря на доступность знаний, мы не становимся умнее

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно результатам исследования, проведенного американской компанией Dell EMC, объем мировой информации увеличивается более чем в 2 раза каждые 2 года и уже измеряется зеттабайтами. Только представьте себе: 1 зеттабайт получится, если все жители США будут печатать по 2 твита в минуту 30 тыс. лет без передышки. Казалось бы, оперируя такими объемами знаний, при этом легкодоступных благодаря интернету, люди должны были давно стать гениями. Однако ситуация складывается едва ли не с точностью до наоборот. И в этой статье мы расскажем почему.

AdMe.ru собрал несколько научных фактов, объясняющих, при каких условиях информация работает на повышение интеллекта, а при каких просто захламляет сознание.

Темпы роста объема информации в мире согласно докладу IDC’s Digital Universe
Study, сделанному по заказу EMC в 2011 году.

Итак, современный мир перенасыщен информацией, но проблема в том, что используется она не слишком рационально. Одним из основных критериев, по которым всегда оценивали информацию, была возможность ее практического применения. Если вы не используете получаемую информацию, то попросту зашлаковываете свое сознание ненужными данными.

Согласно опросам, лишь 13 % пользователей применяют цифровые технологии и доступ к ресурсам для самообразования, а работодатели по всему миру бьют тревогу из-за синдрома выгорания и низкой эффективности своих суперпрофессиональных с точки зрения цифровой грамотности сотрудников.

Переизбыток бесполезной информации быстро превращает ее из источника мудрости в источник опасности под названием «информационная перегрузка». Когда-то это был научный термин из области когнитивной психологии, а в наши дни он стал расхожей метафорой, которая вышла далеко за пределы науки и теперь обозначает массовое явление.

Почему же эта информационная перегрузка мешает нам стать умнее? Вот основные причины.

1. Поток разнородной информации рассеивает внимание и не дает сосредоточиться на главном

Это доказал эксперимент «Инфомания», который несколько лет назад провел среди офисных сотрудников английский психолог Гленн Уилсон. Часть из них занималась своими прямыми обязанностями, а часть постоянно прерывалась на СМС, звонки и проверку почты. В конце дня анализ IQ показал, что у испытуемых из 2-й группы он был снижен на 10 пунктов.

И действительно, в наши дни проверка электронной почты стала синонимом работы. Согласно докладу «Социальная экономика» Глобального института McKinsey за июль 2012 года, средний работник тратит на управление электронной почтой 28 % своего рабочего дня. Времени на обучение, получение новых знаний и обретение новых навыков попросту не остается.

2. Доступность информации избавляет от необходимости ее запоминать

Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что люди лучше запоминают источник информации (папки, диски, сайты), чем саму эту информацию. Они провели эксперимент, в ходе которого студентам поручили напечатать несколько простых фактов (например, что мозг страуса меньше, чем его глаз), но половине участников как бы между прочим сказали, что их файлы после работы не будут сохранены. Второй группе об этом ничего не сообщили, поэтому испытуемые были уверены, что смогут вновь перечитать файл.

Когда чуть позже участников эксперимента попросили воспроизвести эти факты, выяснилось, что их запомнили только те студенты, которые знали, что не смогут вернуться к информации позже. Остальные же, подсознательно уповавшие на компьютерный архив, все факты напрочь забыли. Увы, сегодня информацию пассивно потребляют, но не хранят в памяти.

3. Обилие информации оказывает негативное влияние не только на память, но и на весь мыслительный процесс в целом

Что удивительно, эту идею высказал не кто иной, как исполнительный директор Google Эрик Шмидт. По его мнению, современные цифровые устройства и обилие информации, которой они захлестывают людей, могут препятствовать глубокому мышлению, пониманию, формированию воспоминаний и в конечном итоге затрудняют обучение.

Американский писатель, ученый-публицист и бывший редактор Harvard Business Review Николас Карр поддерживает идею о негативном эффекте цифрового гипертекста, считая, что он приводит к фрагментации знаний. При поиске информации в интернете контекст этой информации часто игнорируется. «Мы не видим даже деревьев, мы видим ветки и листья», — пишет Карр.

Таким образом, информационная перегрузка приводит к когнитивной (мыслительной) перегрузке, из-за чего снижается способность человека не только запоминать информацию, но и сопоставлять ее с опытом, хранящимся в долговременной памяти, что делает мысли рассеянными и поверхностными.

4. Однообразие подачи и потребления информации снижает эффективность ее восприятия

Все мы еще со школьной скамьи помним, что существует 3 канала восприятия информации: аудиальный (слух), визуальный (зрение) и кинестетический (тактильные ощущения). И любая информация лучше всего запоминается, если использовать все 3 канала: услышать, прочитать и записать.

При получении информации из интернета, как правило, задействован только визуальный канал, в меньшей степени — аудиальный, а кинетический и вовсе не используется.

Так, доцент Университета Индианы Карин Харман Джеймс доказала, что студенты лучше запоминают информацию, которую переписали, чем ту, которую напечатали на клавиатуре, что уж говорить об информации, которую просто прочли и тем более просканировали взглядом?

5. Недоверие к данным снижает мотивацию к их удержанию в памяти

Обилие информации, простота и скорость ее распространения и удобство манипулирования ею вполне естественно снизили доверие к ней у населения. Опросы показывают, что из всех источников информации больше всего доверяют библиотекам, в то время как интернет-источники и в первую очередь соцсети находятся в самом низу рейтингов.

6. Новые технологии вызывают социальную изоляцию и препятствуют обмену опытом

Даже сегодня, несмотря на повальное распространение онлайн-курсов, все основные программы обучения реализуются очно, и это неслучайно: обучение в коллективе дисциплинирует и синхронизирует учащихся, в результате те, кто не готов, постепенно подтягиваются за остальными. Это важный фактор обучения.

Не менее важен и личный обмен знаниями и опытом, обретение того самого коллективного духа, а также формирование навыков эмпатии и, следовательно, развитие эмоционального интеллекта. Все это невозможно получить в отсутствие полного зрительного контакта, интерпретации голосового тона или языка тела.

7. Бесконечный серфинг в море информации не оставляет времени на другие аспекты развития

Виртуальный мир неслучайно ассоциируется со словом «Вселенная». Он так же бесконечен, а цикличность производимых в нем действий приводит к полному растворению в информационном потоке: почта, мессенджеры, новости, лента друзей, уведомление о новом письме — все, круг замкнулся.

С этой точки зрения даже телевизор — высшее благо, так как количество TV-каналов хотя бы поддается исчислению. Рано или поздно они наскучат и вы оторветесь от экрана, чтобы вернуться в мир, где надо учиться водить автомобиль, разбираться в маркировках подгузников, перекрывать потекший кран и делать еще множество вещей, не таких информационно наполненных, как интернет-серфинг, но, как выяснилось, куда более эффективных для повышения нашего IQ.

Иными словами, у цифрового мира есть не только огромные преимущества, но и весомые недостатки. И все же в другом нам жить не доведется, а значит, надо просто учитывать все плюсы и минусы такого порядка вещей и учиться жить в условиях бесконечного информационного потока, контролируя и себя, и его.

А как вы относитесь к такому объему информации вокруг? Вам она больше помогает или мешает?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector