0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Степени развития и симптоматика

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ (СТАДИИ) РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНИ

В развитии болезни обычно различают четыре периода (стадии): латентный, продромальный, период разгара болезни и исход, или период окончания болезни. Такая периодизация сложилась в прошлом при клиническом анализе острых инфекционных болезней (брюшной тиф, скарлатина и т. д.). Другие болезни (сердечно-сосудистые, эндокринные, опухоли) развиваются по иным закономерностям, и потому приведенная периодизация к ним мало применима. А.Д. Адо выделяет три стадии развития болезни: начало, стадию собственно болезни, исход.

Латентный период (применительно к инфекционным болезням — инкубационный) длится от момента воздействия причины до появления первых клинических признаков болезни. Этот период может быть коротким, как при действии боевых отравляющих веществ, и очень длинным, как при проказе (несколько лет). В этот период происходит мобилизация защитных сил организма, направленных на компенсацию возможных нарушений, на уничтожение болезнетворных агентов либо на удаление их из организма. Особенности латентного периода важно знать при проведении профилактических мероприятий (изоляции в случае инфекции), а также для лечения, нередко эффективного только в этом периоде (бешенство).

Продромальный период — это отрезок времени от первых признаков болезни до полного проявления ее симптомов. Иногда этот период проявляется ярко (крупозная пневмония, дизентерия), в других случаях характеризуется наличием слабых, но четких признаков болезни. При горной болезни, например, это беспричинное веселье (эйфория), при кори — пятна Вельского-Коплика-Филатова и т. д. Пятна Вельского-Филатова-Коплика обнаруживаются чаще всего на слизистой оболочке щек против малых коренных зубов, реже — на слизистой оболочке губ, десен, иногда на конъюнктиве глаз. Каждое из этих пятнышек представляется в виде мелкой, величиной с маковое зернышко, белесоватой папулки, окруженной узкой каймой гиперемии (сосудистой сеткой).

Эти пятнышки, расположенные группами и иногда в большом изобилии, не сливаются между собой. Они довольно прочно сидят на своем основании и не снимаются тампоном. Симптом Вельского — Филатова — Коплика держится 2 — 3 дня; его нередко можно обнаружить еще в 1-й и даже на 2-й день высыпания. Все это важно для дифференциальной диагностики. В то же время выделение продромального периода при многих хронических заболеваниях часто затруднено.

Период выраженных проявлений, или разгара болезни, характеризуется полным развитием клинической картины: судороги при недостаточности паращитовидных желез, лейкопения при лучевой болезни, типичная триада (гипергликемия, гликозурия, полиурия) при сахарном диабете. Продолжительность этого периода для ряда болезней (крупозная пневмония, корь) определяется сравнительно легко. При хронических болезнях с их медленным течением смена периодов неуловима. При таких болезнях, как туберкулез, сифилис, бессимптомное течение процесса чередуется с его обострением, причем новые обострения иногда заметно отличаются от первичных проявлений болезни.

Исход болезни. Наблюдаются следующие исходы болезни: выздоровление (полное и неполное), рецидив, переход в хроническую форму, смерть.

Выздоровление — процесс, который ведет к ликвидации нарушений, вызванных болезнью, и восстановлению нормальных отношений организма со средой, у человека — прежде всего к восстановлению трудоспособности.

Выздоровление бывает полное и неполное. Полное выздоровление — это состояние, при котором исчезают все следы заболевания и организм полностью восстанавливает свои приспособительные возможности. Выздоровление не всегда означает возврат к исходному состоянию. В результате болезни могут появиться и сохраняться в дальнейшем изменения со стороны различных систем, в том числе иммунной.

При неполном выздоровлении выражены последствия болезни. Они остаются надолго или даже навсегда (сращение листков плевры, сужение митрального отверстия). Разница между полным и неполным выздоровлением относительна. Выздоровление может быть практически полным, несмотря на стойкий анатомический дефект (например, отсутствие одной почки, если вторая полностью компенсирует ее функцию). Не следует думать, что выздоровление начинается после того, как миновали предшествующие стадии болезни. Процесс выздоровления начинается с момента возникновения болезни.

Представление о механизмах выздоровления формируется на основании общего положения о том, что болезнь есть единство двух противоположных явлений — собственно патологического и защитно-компенсаторного. Преобладание одного из них решает исход болезни. Выздоровление наступает тогда, когда комплекс приспособительных реакций оказывается достаточно сильным, чтобы компенсировать возможные нарушения. Из механизмов выздоровления различают срочные (аварийные) и долговременные.

К срочным относятся такие рефлекторные защитные реакции, как изменения частоты дыхания и сердечных сокращений, выделение адреналина и глюкокортикоидов при стрессовых реакциях, а также все те механизмы, которые направлены на сохранение постоянства внутренней среды (рН, содержание глюкозы в крови, давление крови и т. д.). Долговременные реакции развиваются несколько позже и действуют на протяжении всего заболевания. Это прежде всего включение резервных возможностей функциональных систем. Сахарный диабет не возникает при потере даже 3/4 панкреатических островков. Человек может жить с одним легким, с одной почкой. Здоровое сердце при нагрузке может выполнять работу в пять раз большую, чем в состоянии покоя.

Усиление функции нарастает не только вследствие включения ранее не работавших структурно-функциональных единиц органов (например, нефронов), но также в результате повышения интенсивности их работы, что в свою очередь вызывает активизацию пластических процессов и увеличение массы органа (гипертрофия) до уровня, когда нагрузка на каждую функционирующую единицу не превышает нормальную.

Включение компенсаторных механизмов, как и прекращение их деятельности, зависит прежде всего от нервной системы.

Последовательность этапов компенсации можно проследить на примере хромоты при повреждении одной ноги:

1) сигнализация о нарушении равновесия из преддверно-улиткового органа;

2) перестройка работы моторных центров и мышечных групп с целью сохранения равновесия и возможности передвижения;

3) вызванные стабильным анатомическим дефектом постоянные комбинации афферентаций, поступающих в высшие отделы центральной нервной системы, и образование временных связей, обеспечивающих оптимальную компенсацию, т. е. возможность ходьбы с минимальной хромотой.

Рецидив — новое проявление болезни после кажущегося или неполного ее прекращения, например возобновление приступов малярии после более или менее длительного интервала. Наблюдают рецидивы воспаления легких, колита и т. д.

Переход в хроническую форму означает, что болезнь протекает медленно, с длительными периодами ремиссии (месяцы и даже годы). Ремиссия (от лат. remissio — уменьшение, ослабление), период течения хронической болезни человека или животного, характеризующийся ослаблением или исчезновением её признаков. Такое течение болезни определяется вирулентностью возбудителя и главным образом реактивностью организма. Так, в старческом возрасте многие болезни приобретают хронический характер (хроническая пневмония, хронический колит).

Терминальные состояния — постепенное прекращение жизни даже при, казалось бы, мгновенной смерти. Значит, смерть есть процесс, и в этом процессе можно выделить несколько стадий (терминальных состояний): преагонию, агонию, клиническую и биологическую смерть.

Преагония может быть различной продолжительности (часы, сутки). В этот период наблюдается одышка, снижение артериального давления (до 7,8 кПа — 60 мм рт. ст. и ниже), тахикардия. У человека отмечается затемнение сознания. Постепенно преагония переходит в агонию.

Агония (от греч. agon — борьба) характеризуется постепенным выключением всех функций организма и в то же время крайним напряжением защитных механизмов, утрачивающих уже свою целесообразность (судороги, терминальное дыхание). Продолжительность агонии — 2-4 мин, иногда больше.

Клинической смертью называют такое состояние, когда все видимые признаки жизни уже исчезли (прекратилось дыхание и работа сердца, однако обмен веществ, хотя и минимальный, еще продолжается). На этом этапе жизнь может быть восстановлена. Именно поэтому стадия клинической смерти привлекает особое внимание клиницистов и экспериментаторов.

Биологическая смерть характеризуется необратимыми изменениями в организме.

Опыты на животных, прежде всего на собаках, позволили детально изучить функциональные, биохимические и морфологические изменения на всех этапах умирания.

Умирание представляет собой распад целостности организма. Он перестает быть саморегулирующейся системой. При этом сначала разрушаются системы, которые объединяют организм в единое целое, прежде всего — нервная система. В то же время низшие уровни регуляции в какой-то мере сохраняются. В свою очередь отмечается определенная очередность умирания различных отделов нервной системы. Наиболее чувствительна к гипоксии кора большого мозга. При асфиксии или при острой кровопотере сначала наблюдается активизация нейронов. В связи с этим возникает двигательное возбуждение, учащение дыхания и пульса, повышение артериального давления.

Затем наступает торможение в коре, имеющее защитное значение, так как на некоторый срок может сохранить клетки от гибели. При дальнейшем умирании процесс возбуждения, а затем торможения и истощения распространяется ниже, на стволовую часть головного мозга и на ретикулярную фармацию. Эти филогенетически более древние отделы мозга наиболее устойчивы к кислородному голоданию (центры продолговатого мозга могут переносить гипоксию в течение 40 мин).

В такой же последовательности происходят изменения в других органах и системах. При смертельной кровопотере, например, в течение первой минуты дыхание резко углубляется и учащается. Затем нарушается его ритм, вдохи становятся то очень глубокими, то поверхностными. Наконец, возбуждение дыхательного центра достигает максимума, что проявляется особенно глубоким дыханием, которое имеет выраженный инспираторный характер. После этого дыхание ослабляется или даже приостанавливается. Эта терминальная пауза длится 30-60 с. Затем дыхание временно возобновляется, приобретая характер редких, сначала глубоких, а потом все более поверхностных вздохов. Вместе с дыхательным центром активизируется сосудодвигательный. Тонус сосудов повышается, сокращения сердца усиливаются, но вскоре прекращаются и тонус сосудов снижается.

Важно отметить, что после прекращения работы сердца система, генерирующая возбуждение, продолжает функционировать еще довольно долго. На ЭКГ биотоки отмечаются в течение 30-60 мин после исчезновения пульса.

В процессе умирания происходят характерные изменения обмена веществ, обусловленные главным образом все углубляющимся кислородным голоданием. Окислительные пути метаболизма блокируются, и организм получает энергию за счет гликолиза. Включение этого древнего типа обмена веществ имеет компенсаторное значение, но низкая его эффективность неизбежно приводит к декомпенсации, усугубляющейся ацидозом. Наступает клиническая смерть. Прекращается дыхание, кровообращение, исчезают рефлексы, но обмен веществ, хотя и на очень низком уровне, все еще продолжается. Этого достаточно для поддержания «минимальной жизни» нервных клеток. Именно этим объясняется обратимость процесса клинической смерти, т. е. в этом периоде возможно оживление.

Весьма важным является вопрос о сроках, в течение которых возможна и целесообразна реанимация. Ведь оживление оправдано только в случае восстановления психической деятельности. В.А. Неговский и другие исследователи утверждают, что положительных результатов можно достичь не позднее, чем через 5-6 мин после начала клинической смерти. Если процесс умирания продолжается долго, приводя к истощению резервов креатинфосфата и АТФ, то период клинической смерти еще короче. Наоборот, при гипотермии оживление возможно даже через час после наступления клинической смерти. В лаборатории Н. Н. Сиротинина было показано, что оживить собаку можно через 20 мин после смерти в результате кровотечения с последующим полным восстановлением психической деятельности. Следует, однако, иметь в виду, что в мозге человека гипоксия вызывает большие изменения, чем в мозге у животных.

Реанимация, или оживление, организма включает ряд мероприятий, которые направлены прежде всего на восстановление кровообращения и дыхания: массаж сердца, искусственная вентиляция легких, дефибрилляция сердца. Последнее мероприятие требует наличия соответствующей аппаратуры и может быть проведено в специальных условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Типы задержки психического развития

Ирина Лекомцева
Типы задержки психического развития

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера.

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня агрессии и тревожности.

1. В сенсорно – перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной, неполноценность зрительно – пространственной, вербально – пространственной ориентированности.

2. В психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения.

3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез, снижение уровня логичности и отвлечённости мышления, трудности перехода к абстрактно – логическим формам мышления.

4. В мнемической форме – преобладание механической памяти над абстрактно – логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объёмов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию.

5. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

6. В эмоционально – волевой сфере – незрелость эмоционально – волевой деятельности, инфантилизм. Нескоординированность эмоциональных процессов.

7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия. Дезадаптивность побуждений и интересов.

8. В характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышения вероятности психопатоподобных проявлений.

К. С. Лебединская выделила следующие типы задержки психического развития:

-по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

-соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма);

психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);

Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизической инфантилизм): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами.

Читать еще:  Что такое рентген и в чем его суть

У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций: гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи.

Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного генеза характерны явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. В условиях гипо- или гиперопеки у детей нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости и т. п.

При обследования детей с ЗПР данного типа особое внимание необходимо обращать на состояние психических процессов: памяти, внимания, мышления, а также на физическое развитие (уровень развития общей, тонкой моторики, координированность движений, переключаемость и т. д.). Поскольку ослабленный организм ребенка с ЗПР соматогенного генеза не позволяет ему выполнять работу в ровном, запланированном темпе, педагогам и психологам необходимо выявить момент активности ребенка, определить степень нагрузки, создать оптимальные условия для соблюдения охранительного режима как в дошкольном образовательном учреждении (детском саду, детском доме, так и в условиях семейного воспитания.

Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающем миром: не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен». К данной группе часто относятся дети, воспитывающиеся в условиях депривации.

При обследовании детей с ЗПР психогенного генеза следует обратить особое внимание на поведение, отношение к обследованию, установление контакта, нацеленность на восприятие предлагаемого материала, особенности внимания, памяти и речи.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Для нее характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей:

1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;

2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности.

Прогноз коррекции ЗПР церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и возрастной динамики их развития (И. Ф. Марковская). Для детей характерны недоразвитие сложных форм зрительного восприятия, замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неспособность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания, бедность и недостаточность сферы образов-представлений, специфические особенности познавательной деятельности. У таких детей отмечается замедленное структурно-функциональное созревание левого полушария, изменение механизмов функциональной специализации полушарий и межполушарного взаимодействия (Л. И. Переслени, М. Н. Фишман).

По уровню развития наглядных форм мышления данная группа детей приближается к умственно отсталым сверстникам, а имеющиеся у них предпосылки словесно-логического мышления приближают их к возрастной норме (У. В. Ульенкова).

Задержка психического развития церебрально-органического генеза с трудом преодолевается в дошкольный период. Как правило, дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школах VII вида.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития Доклад на тему: Коррекционная работа с детьми с задержкой психического и речевого развития с использованием программы нейропсихологического.

Консультация для педагогов «Задержка психического развития» Особые дети: Задержка психического развития 1. Актуальность 2. Понятие ЗПР 3. Причины 4. Классификация ЗПР 5. Особенности воспитания и обучения.

Макет «ЛЕС» для детей с задержкой психического развития Макет «Лес» изготовлен для детей с задержкой психического развития с целью познавательного развития, развития игровой деятельности, экологического.

Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом,.

Основные составляющие механизма психического развития ребенка 1. Социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период.

Консультация «Особенности психического развития детей 2–3 лет» В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все.

Подсказки для родителей детей 2–3 лет. Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Как избежать задержки развития речи. Презентация Норма речевого развития от 2 до 3 лет. Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно.

Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии,.

Консультация «Задержка психического развития у детей» Задержка психического развития – нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление.

Задержка психического развития Под термином «задержка психического развития», который был предложен Сухаревой Г. Е., понимаются синдромы временного отставания развития.

Симптомы и лечение ЗПР у детей

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое подробно расскажет врач-невролог или психотерапевт.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Читать еще:  Что это такое дорсальная протрузия межпозвонковых дисков

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Стадии болезни

Полное выздоровление — возврат к доболезненному состоянию, процесс восстановления нормальных функций организма, формирование нового состояния равновесия организма с окружающей средой. Нужно учитывать, что иногда полное выздоровление сопровождается новым уровнем метаболизма, новыми параметрами гомеостаза.

Неполное выздоровление — ситуация, когда нарушение функций, вызванное болезнью, исчезает не полностью или в течении болезни наступает длительная ремиссия (улучшение состояния), иногда могут наблюдаться остаточные явления (например, кашель). После кажущегося неполного выздоровления или ремиссии возможно повторение болезни, ее рецидив, возобновление. Рецидив возникает, если патогенный фактор не удален, а лишь ослаблен. Возврат болезни провоцируют неблагоприятные условия: охлаждение организма, психическое перенапряжение, авитаминоз, голодание. В таких условиях при ослаблении защитных сил организма болезнь может иметь затяжной характер: острые проявления исчезают, и она переходит в хроническую форму, при которой ремиссии сочетаются с рецидивами.

Осложнения — ситуации, когда на фоне основного заболевания может возникнуть новая патология вследствие создавшихся условий (общее ослабление, понижение иммунитета, различные изменения в пораженных органах). Например, у послеоперационных больных может развиваться воспаление легких, при сахарном диабете — слепота, почечная недостаточность, перфорация язвы при язвенной болезни желудка.

Смерть — наступает при неспособности организма приспособиться к патогенному фактору. Возникают необратимые изменения в клетках и тканях и прекращение функций организма. Смерть может быть клинической и биологической.

Клиническая смерть — обратимая фаза умирания, характеризующаяся сохраненной жизнеспособностью клеток головного мозга при прекращении спонтанного дыхания и минимально эффективном кровообращении. Продолжительность клинической смерти при нормальной внешней температуре — не более четырех минут. В условиях гипотермии, при отсутствии судорог, у детей продолжительность клинической смерти несколько дольше. В большинстве случаев клинической смерти предшествует агония (от греч. agonia — «борьба») — расстройство всех жизненно важных функций.

Сущность реанимационных мероприятий сводится к возобновлению циркуляции содержащей кислород крови в организме (особенно к сердцу, мозгу, легким), в котором еще не наступили необратимые изменения, с помощью искусственного кровообращения и искусственного дыхания до тех пор, пока не восстановится нормальная сердечная деятельность и дыхание.

Биологическая смерть — это необратимое состояние, когда оживление организма как целого уже невозможно, а восстановление отдельных функций (например, сердечной деятельности) с помощью реанимационных мероприятий теряет смысл. Характерные признаки этой фазы: отсутствие дыхания и кровообращения, исчезновение зрачкового рефлекса на свет, снижение температуры, трупное окоченение, появление трупных пятен.

Классификация болезней состоит из единиц (нозологических форм). Нозологическая форма — это определенная болезнь, имеющая свою этиологию, патогенез, структурно-функциональные и клинические признаки, характер течения и исходы.

В основу классификаций болезней могут быть положены разные принципы деления болезней:

  • ? по причине (инфекционные, интоксикационные, генетические, травматические и прочие);
  • ? патогенезу (иммунопатологические, воспалительные, онкологические и т.д.);
  • ? длительности (молниеносные, острейшие, острые, подострые, хронические);
  • ? полу (мужские и женские болезни);
  • ? возрасту (неонатология, детские болезни, болезни пожилого и старческого возраста);
  • ? анатомической локализации (сердечно-сосудистые заболевания, болезни пищеварения, мочеполовой системы);
  • ? основному принципу лечения (хирургические, терапевтические болезни).

Для стандартизации клинического и статистического содержания болезней и отклонений от нормы, взаимного понимания между врачами разной языковой принадлежности применяется Международная классификация болезней МКБ (в настоящее время действует МКБ-10, т.е. десятого пересмотра).

Патологическая реакция — это необычная, неадекватная реакция в организме на воздействие патогенного фактора или следствие нарушенной устойчивости больного организма к привычному фактору. Например, у больного с пороком сердца даже умеренная физическая нагрузка может вызвать тяжелое состояние с угрозой гибели, у детей с диатезом возникают неадекватные реакции на пищевые продукты.

Патологический процесс это комплекс закономерно протекающих патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, возникших при воздействии внешних или внутренних патогенных факторов. Возникает болезненное изменение структуры, функции органа, целого организма. Большинство процессов протекает стереотипно, по общим механизмам, несмотря на большое число разных по природе причинных факторов. Такие процессы называют типовыми патологическими процессами. Например, воспаление, гипоксия, дистрофия, опухоль. Для сравнения напомним, что болезнь вызывается одной причиной, имеет стадии, является комбинацией нескольких патологических процессов и часто сопровождается ограничением трудоспособности в отличие от патологического процесса.

Читать еще:  Хондроматоз коленного сустава лечение и симптомы

Патологическое состояние длительные структурно-функциональные изменения в организме, возникающие под действием патогена и характеризующиеся нарушением жизнедеятельности организма. Патологическое состояние представляет собой медленно протекающий патологический процесс, полностью или частично компенсированный, при этом самой болезни может не быть. Примерами патологических состояний являются гипер- и гипогликемия, ацидоз или алкалоз, а также врожденные дефекты или следствие после завершения процесса, например, полидактилия (большее, чем в норме, количество пальцев), наличие рубцов (разрастание соединительной ткани) на месте ран, состояние после ампутации конечности, после резекции желудка.

Этиология — это учение об условиях, причинах и закономерностях возникновения заболеваний и патологических процессов.

Причина — это обязательный, конкретный фактор внешней (экзогенный) и внутренней среды (эндогенный), который вызывает болезнь и придает ей специфические черты. В качестве факторов внешней среды выделяют: физические (травма, термические воздействия, ионизирующее излучение, атмосферные влияния); химические (кислоты, щелочи, различные яды, алкоголь, табакокурение, дефицит жизненно необходимых веществ); биологические (патогенные микробы, вирусы, паразиты, грибы); психогенные. Фактор внутренней среды, например, патологическая наследственность.

Условие (от лат. condition) — это такой фактор, обстоятельство или их комплекс, которые, воздействуя на организм, сами по себе вызвать заболевание не могут, но влияют (препятствуют или способствуют) на возникновение, развитие, течение (тяжесть и длительность) заболевания, его исход и развитие осложнений. Условие не обязательно для возникновения болезни и не придает ей специфические черты, в отличие от причины. Так, в отсутствие причины, например микроорганизмов, не могут развиться инфекционные болезни, без механического повреждения не возникнут травмы независимо от условий окружающей среды и внутреннего состояния организма.

Различают условия физические, химические, биологические и социальные, экзогенные и эндогенные. Важную роль в развитии болезни играют эндогенные (индивидуальные) условия организма — его реактивность, конституция, наследственность, возраст, пол и т.д. Большое значение для возникновения болезни имеет отрицательное влияние на организм человека факторов социальной среды (неполноценное питание, изнурительный труд, вооруженные конфликты, антисанитарные бытовые условия, алкоголизм, наркомания и т.п.), которые способствуют более тяжелому ее течению и исходу, чем обычно.

Часто выделить конкретные причинные факторы некоторых болезней трудно, поскольку их может быть несколько и они взаимосвязаны. В этом случае говорят о полиэтиологичности данной болезни. Так, причиной злокачественного роста опухоли могут быть ионизирующее излучение, действие химических канцерогенов, вирусы, нарушение гормонального баланса в организме. Общепризнанные причины гипертонической болезни: психоэмоциональное перенапряжение, наследственность, избыток соли в пище. В то же время в каждом индивидуальном случае у больного преобладает одна причина из многообразия, остальные становятся способствующими факторами (условиями).

Фактор риска — фактор внешнего воздействия среды или особенность человека, который повышает вероятность (риск) развития болезни или травмы. Для высокой вероятности (риска) возникновения болезни нужно сочетание причины и факторов риска. Сочетание многих факторов риска повышает вероятность заболевания. По сути, факторы риска — это негативно влияющие условия. Факторы риска остаются условиями до тех пор, пока природа их связи с развитием болезни остается до конца не раскрытой и среди них трудно выделить причину.

К первичным факторам риска относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенная наследственность, пониженная масса тела, потребление табака и алкоголя, нарушение санитарии и гигиены, неудовлетворительная работа органов здравоохранения и т.д. К вторичным факторам риска относятся заболевания, которые отягощают течение других болезней: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д. Выделяют модифицируемые факторы риска — те, которые можно ликвидировать (курение, наркотики, образ жизни), и немодифицируемые факторы (наследственность, конституция). Воздействуя на факторы риска, мы можем ослабить их отрицательное влияние на здоровье.

С признанием факторов риска тесно связано понятие «профилактическая медицина». Профилактика означает предупреждение возникновения и развития заболеваний.

Выделяют профилактику первичную и вторичную. Задачи первичной профилактики — предупредить возникновение заболеваний. Первичная профилактика направлена на ликвидацию причин. Задачи вторичной профилактики — предупредить прогрессирование имеющегося заболевания. Приоритетное внимание должно уделяться первичной профилактике, так как предупредить заболевание значительно легче, чем вылечить.

Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др. Выделяют также профилактику индивидуальную (личную) и общественную, т.е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Средствами медицинской профилактики являются:

  • ? санитарное просвещение (пропаганда здорового образа жизни);
  • ? организация и проведение профилактических прививок;
  • ? периодические и целевые медицинские осмотры;
  • ? диспансеризация;
  • ? гигиеническое воспитание и т.д.

Ведущие роли в проведении профилактики занимают участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, фельдшеры, специалисты по социальной работе.

Патогенез (от греч. pathos — «страдание», genesis — «происхождение») — механизм развития и исходов патологических процессов и болезней. Изучение патогенеза, т.е. механизма развития болезни, сведено к изучению тех изменений в организме, которые возникают в ответ на действие главного этиологического фактора, тем самым выявляют причинно-следственные связи в развитии комплекса патологических и компенсаторно-защитных реакций в ответ на действие главного этиологического фактора. По сути, предметом изучения патогенеза являются механизмы повреждения и выздоровления (саногенез). Основная цель патогенетического анализа болезни — поиск ответа на вопрос: почему развилась болезнь?

В патогенезе выделяют порочные круги. Порочный круг (лат. circulus vitiosus) — это цепь патологических реакций, связанных между собой причинно-следственными отношениями так, что одно из следствий патологического процесса становится причиной дальнейшего развития этого процесса и его утяжеления. Порочные круги могут возникнуть при разных заболеваниях. Например, ограничение подвижности сустава в результате контрактуры сопровождается изменениями связочного аппарата, что, в свою очередь, вызывает еще более значительное ограничение подвижности сустава.

В соответствии с основными понятиями нозологии сформировались принципы лечения в медицине: этиотропный (ликвидация причины заболевания), патогенетический (воздействие на звенья патогенеза или разрыв связей в порочном круге), симптоматический (устранение симптомов заболевания).

Например, существует множество причин головной боли. При установленном механизме головной боли — синдроме артериальной гипертензии назначают лечение:

  • ? этиотропное: воздействие на причинные факторы — ограничение соли в пище, борьба с гиподинамией, вредными привычками и др.;
  • ? патогенетическое: прием гипотензивных средств;
  • ? симптоматическое: прием болеутоляющего лекарства, которое купирует боль независимо от причины и механизма.

Если причина головной боли у пациента не установлена, то возможно применить только симптоматическое лечение до установления заболевания.

Симптомы и лечение остеохондроза позвоночника 1 степени

Первая степень остеохондроза хорошо поддаётся традиционному лечению, а отсутствие своевременного лечения может привести к серьёзным осложнениям вплоть до полной утраты работоспособности. В статье говорится о симптомах и эффективных способах лечения этого заболевания.

Причины заболевания

Остеохондроз относится к дегенеративно-дистрофическим заболеваниям межпозвоночных дисков. На поражённом участке образуются остеофиты, межпозвонковые грыжи. Данное состояние сопровождается сильной болью, снижением двигательной активности, утратой трудоспособности.

В группу риска входят люди, ведущие малоподвижный образ жизни, чья работа связана с длительным нахождением в сидячем положении.

Основные причины возникновения остеохондроза первой степени:

  • естественные процессы старения;
  • повышенные нагрузки на позвоночный столб;
  • неправильное питание, дефицит полезных веществ в рационе;
  • наследственность;
  • метаболические нарушения;
  • инфекции, последствия интоксикации;
  • избыточный вес, который оказывает дополнительную нагрузку на суставы;
  • осложнения после травм позвоночника;
  • деформации позвоночника;
  • перенапряжение мышц при работе в неестественной позе;
  • ходьба на каблуках, ношение обуви с тонкой подошвой;
  • отказ от физических упражнений;
  • постоянные стрессы;
  • травмирования позвоночника, удары;
  • плоскостопие;
  • злоупотребление вредными привычками.

Классификация

В соответствии с локализацией остеохондроз первой степени классифицируется на следующие виды:

Симптоматика

На начальной стадии развития остеохондроза симптомы практически отсутствуют, что затрудняет диагностику, приводит к дальнейшему распространению патологического процесса. Симптомы заболевания несколько отличаются в зависимости от локализации патологического процесса.

При шейном остеохондрозе возникает головная боль, которую пациент принимает в качестве нарушений неврологического характера. Болевой синдром усиливается при движениях головой, в результате возникают головокружения.

Симптомы будут отличаться, в зависимости от локализации патологического процесса

Грудной остеохондроз сопровождается болевыми синдромами в груди, в зоне сердца, состояние сопровождается также невралгическими проявлениями в виде покалываний, мурашек. Особенности остеохондроза поясничного отдела заключаются в возникновении боли в пояснице, ногах.

Стоит отметить, что отсутствие каких-либо симптомов на первой стадии болезни может привести к сильному разрушению хрящевых тканей, восстановить которые практически невозможно.

Диагностика

Диагностика и постановка диагноза на первой стадии развития болезни затруднены по причине слабовыраженной симптоматики. У пациента часто отсутствуют жалобы, двигательная активность сохранения в полном объёме, поэтому болезнь диагностируется в ходе прохождения профилактических осмотров или при обращении пациента за медицинской помощью по другому поводу. Ранняя диагностика поможет предотвратить дегенеративные процессы хрящевых тканей, это позволит избежать снижения двигательной активности.

При появлении первых симптомов следует обратиться за помощью к врачу

Инструментальная

Основные методы диагностики:

Лабораторная (Анализы)

Выявить воспалительные процессы помогут следующие анализы:

  • биохимический анализ крови — позволит выявить дисбаланс микроэлементов;
  • общий анализ мочи, крови — позволяет исключить болезни почек, воспалительные процессы в других органах.

Врач ставит диагноз на основании полученных данных, после чего назначается лечение.

Методы лечения

Терапия на начальных стадиях заболевания поможет предотвратить дальнейшее развитие патологического процесса, прогноз благоприятный. Важную роль играет точное следование рекомендациям врача. Эффективность лечения достигается только при условии комплексного похода.

Медикаментозное

Приём большого количества препаратов при 1 степени остеохондроза не используется, слабовыраженный болевой синдром лечится правильно подобранной терапией.

Препараты используются в виде таблеток, мазей, кремов, гелей, дозировку и продолжительность терапии устанавливает врач.

  • Ненаркотические анальгетики — помогают избавиться от боли, обладают анестезирующими свойствами. Часто назначаются «Анальгин», «Темпалгин», «Баралгин».

  • Средства НПВС — обладают обезболивающими, противовоспалительными свойствами, из-за негативного воздействия на ЖКТ их применение ограничено по времени. В рамках комплексной терапии часто назначаются «Ибупрофен», «Диклофенак».

  • Хондропротекторры — их действие направлено на предотвращение разрушение хрящевых тканей. В состав препаратов входят вещества, которые принимают участие в восстановительных процессах хрящей. Длительность их приёма может достигать нескольких месяцев и даже лет, высокую эффективность показывают «Дона», «Терафлекс», «Хонда», «Структум», «Мукосат».

  • Медикаменты, действие которых направлено на нормализацию процессов кровообращения, в данную категорию относятся «Курантил», «Актовегин», «Цитиколин». Мази отличаются разогревающими свойствами, активизируют процессы кровообращения, в результате усиливается поступление крови к повреждённому диску.

  • Венотонизирующие лекарственные препараты — активизируют отток крови, нормализуют кровообращение — «Детралекс».

Питание

Важную роль при лечении остеохондроза играет питание, оно должно быть сбалансированным, суточное потребление калорий не должно превышать установленную норму. Из рациона исключаются продукты, содержащие вредные добавки, предпочтение следует отдавать натуральным продуктам.

Под запретом консервированные, жареные, маринованные блюда, исключаются кофеин, алкогольные напитки.

В рацион следует включить нежирные сорта рыбы и мяса, свежие фрукты и овощи. В него обязательно должны входить холодец, связки, так как в них содержится строительный материал хрящей.

Питание больного должно быть сбалансированным

Физиотерапия

Цель физиотерапии при остеохондрозе первой стадии считается активизация кровообращения, стимуляция восстановительных процессов. Врач выбирает процедуры исходя из состояния пациента, чаще всего назначается магнитотерапия, ультразвук, лазерная терапия, электрофорез.

Под воздействием процедур происходит усиление эффекта от медикаментозного лечения, в результате ускоряется процесс излечения.
Под воздействием процедур происходит постепенное восстановление позвонков при остеохондрозе грудного и других отделов позвоночника 1 степени.

Воздействие низкочастотными токами, магнитным импульсным полем, лазерными лучами и ультразвуком усиливает действие медикаментов и ускоряет процесс выздоровления.

В рамках иглоукалывания предусмотрено воздействие на аккупунктурные точки, в результате происходит активизация всех биологических процессов, активизируется иммунитет, гормональная система.

Физиоаппараты

При лечении остеохондроза широко используются специальные аппараты, они идеально подходят для применения в домашних условиях. Существует большое количество их разновидностей, врач порекомендует наиболее подходящие для каждой конкретной ситуации.

Массажи

При лечении остеохондроза первой степени назначаются также массажи, они помогут активизировать циркуляцию крови и лимфатической жидкости в этот период, что ускоряет процесс восстановления. Процедура оказывает положительное воздействие на мышцы, тонизирует организм. Мануальная терапия показана для исправления осанки. Повысить подвижность позвоночника поможет комплекс упражнений, составленный с учётом индивидуальных особенностей организма.

Массажёры

Массажёры предназначены для использования в домашних условиях, подбором устройства должен заниматься врач. Ежедневно рекомендуется проводить 2–3 процедуры, такие сеансы оказывают положительное воздействие на поражённые участки.

Массажеры можно использовать в домашних условиях

Гимнастика

В состав комплексной терапии входит также физическая активность, подбором упражнений в каждом конкретном случае занимается врач. Многое зависит от особенностей состояния пациента, его возможностей. Дозированные нагрузки позволяют снизить нагрузку на позвоночник, в результате их регулярного выполнения происходит формирование мышечного корсета, нормализуется осанка, активизируются процессы кровообращения.

Гимнастика при остеохондрозе входит в состав комплексной терапии

Изменение образа жизни

Ускорить восстановительные процессы поможет изменение образа жизни, пациент должен отказаться от вредных привычек, повышенных нагрузок на позвоночник. Особое внимание следует делить режиму сна и отдыха, подушка для сна должна быть низкой, для сна рекомендуется использовать ортопедический матрац.

Врач должен проконсультировать пациента, как ему правильно сидеть и стоять, как держать спину при поднятии тяжестей.

Санаторно-курортное лечение

На ранних стадиях развития болезни врач может направить пациента в санаторий, где ему будет оказан необходимый уход. В России существует большое количество учреждений данного типа, подбор терапии осуществляется с учётом индивидуальных особенностей пациента. В рамках терапии используются физиотерапевтические методики, ванны, грязелечение. Продолжительность курса терапии составляет 1–3 недели.

Лечение в санатории эффективно на ранних стадиях заболевания

Народная медицина

При лечении остеохондроза грудного и других отделов позвоночника 1 и второй степени допускается использование народных рецептов. Методики помогают на ранних стадиях болезни избавиться от боли и воспалений, их применение требует предварительного согласования с врачом. Чаще всего используются компрессы, растирки, мази, отвары, настойки на основе растений.

Профилактика заболевания

Предотвратить развитие дистрофических процессов поможет исключение провоцирующих факторов.

  • избегание малоподвижного образа жизни;
  • выполнение несложной гимнастики, прогулки на воздухе;
  • регулярное выполнение разминки при сидячей работе;
  • соблюдение рационального режима питания;
  • ношение ортопедического корсета при выполнении тяжёлой работы;
  • контроль веса;
  • ношение удобной обуви, использование амортизирующих стелек.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector