2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели и задачи народного лечения

Определение понятия «терапия», её цели, задачи.

Лекция №1 Тема: «Введение. Сестринская помощь в терапии»

План лекции:

1. Определение понятия «терапия», её цели, задачи.

2. История развития внутренней медицины. Основоположники отечественной терапии, их вклад в развитие медицины(на с/р).

3. Структура терапевтической помощи в РФ.

4. Роль м/сестры в оказании помощи терапевтическим больным.

Определение понятия «терапия», её цели, задачи.

Внутренние болезни — область медицины, изучающая причины, клинические проявления, распознавания, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов.

С одной стороны терапия — это основной раздел медицины. Внутренние болезни составляют наибольшую часть заболеваний человека: болезни органов дыхания (пульмонология), кровообращения (кардиология), пищеварения( гастроэнтерология), почек (нефрология), кроветворения (гематология), эндокринные болезни (эндокринология), болезни суставов (артрология), аллергические болезни (аллергология). С другой стороны терапия в переводе с греческого (therapia) означает «уход, забота, врачевание, лечение».

Специалисты всех профилей медицины должны знать всё о методах лечения. Различают фармакотерапию — лечение лекарствами, физиотерапию -лечение физическими средствами (бальнеотерапию, климатотерапию — лечение грязями и климатом), лучевую терапию — лечение радиоактивными изотопами, фитотерапию — лечение травами т.д.

Цели терапии: 1.Восстановление трудоспособности больного человека.

2.Улучшение качества жизни пациента:

а) повышение качества и оказания мед. помощи.

б) обеспечение лекарствами и предметами ухода.

в) профилактика заболеваний.

д) повышение качества подготовки кадров.

Задачи терапии в соответствии с целями:

1. 1. Обследование пациента.

2. Планирование и обеспечение ухода

3. Планирование лечения пациента.

4. Восстановительное лечение (реабилитация) для возвращения пациента к труду.

2. 1. Создание психологического комфорта для выздоровления.

2. Обеспечение социальных условий для лечения в зависимости от

экономической категории пациента.

3. Проведение санитарно – просветительной работы.

4. Обучение населения профилактике ОНЗ.

М/с участвует в решении всех задач.

2. История развития внутренней медицины. Основоположники отечественной терапии, их вклад в развитие медицины.

Традиционно история развития внутренней медицины начинается с «отца медицины» Гиппократа, который жил в V-VI в. до н.э. в Греции. Он положил начало собственного метода в медицине — «наблюдению у постели больного». Человек был для него единым целым, неразрывно связанным с окружающей средой. Им введён основной принцип медицины «Прежде всего не вреди».

Другим представителем учения о внутр. мед. — является Авиценна, создавший «Канон врачебной науки», более 500 лет служивший руководством по медицине.

Значительный вклад в развитие терапии внесли отечественные клиницисты.

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831), «отец русской тер. школы», учил лечить не болезнь, а больного, рекомендовал использовать целебные силы природы. С его именем связаны разработка системы опроса и осмотра больного, ведение истории болезни. Особое значение придавал гигиеническому образу жизни больного, его душевному покою.

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897), основал Московскую тер. школу, разработал и предложил методику обследования больного, сбор анамнеза. Много сделал для развития отечественных курортов. Имел научные труды по таким заболеваниям, как туберкулёз, сифилис, цирроз. Основоположник отечественной школы гигиены.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889), основоположник петербургской тер. школы. Ведущее значение в развитии болезни придавал состоянию н.с.. Подчёркивал важность индивидуального подхода к каждому больному. Рассматривал организм как единое целое в совокупности его физических и психических свойств. Основоположник военно-полевой терапии. Описал ряд новых заболеваний (болезнь Боткина, желчекаменная болезнь), ввёл новые лекарственные средства (салицилаты, бром, адонис).

Организовал общество сестёр милосердия. В 1866 году — открыл бесплатную амбулаторию, был инициатором высшего медицинского образования женщин.

Василий Пармёнович Образцов (1851-1921), ученик Боткина С.П., основоположник киевской школы терапевтов. Разработал методы пальпации и перкуссии желудка и др. орг. бр. полости. Описал клиническую картину инфаркта миокарда.

Георгий Фёдорович Ланг — впервые выделил гипертоническую болезнь в самостоятельное заболевание (1875- 1948).

Александр Леонидович Мясников — написал монографию по атеросклерозу и ряд др. работ по кардиологии (1899- 1965).

Ныне здравствующие академики: Чазов Е.И. — кардиолог, изучал нарушения ритма сердца, инфаркт миокарда, Чучалин А.Г. — главный пульмонолог РФ, имеет много опубликованных работ по бронхиальной астме, хроническим обструктивным болезням лёгких.

Сущность, цели и задачи медицинской реабилитации

«Медицинская реабилитация (МР) – процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма, нарушенных в результате врожденного дефекта, перенесенных заболеваний и травм». Такое определение МР сформулировано экспертами ВОЗ и приведено в Законе Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов (1994 г.).

Медицинская реабилитация – важный аспект многогранного единого процесса реабилитации. Она стоит у истоков реабилитации, которая начинается с применения медицинских мероприятий. От их успешности зависят возможности реализации других аспектов реабилитации. МР не прекращается с началом проведения социальных и/или профессиональных мероприятий, поскольку медицинская поддержка сопутствует применению этих мер, повышает их эффективность и способствует закреплению и поддержанию достигнутого результата. Особенно это относится к хроническим заболеваниям, при которых МР проводится длительно или постоянно.

Роль и значение МР усилились на современном этапе развития реабилитации. МР получила официальное признание, отражением которого является создание службы МР в лечебно-профилактических учреждениях и органах здравоохранения, выделение специальности «реабилитолог». Развитию медицинской реабилитации способствует и становление такой отрасли как эрготерапия– это раздел медицины, связанный с оздоровлением людей с физическими и (или) психическими травмами, инвалидов, и (или) лиц с физическими недостатками, страдающими этими недугами временно или постоянно. Специалист – эрготерапевт с целью восстановления и максимального использования функциональных возможностей пациентов, призван вовлечь их в активную деятельность, отвечающую задачам удовлетворения их профессиональной, общественной, личной и хозяйственной деятельности, что соответствует понятию «жить полнокровной жизнью». Программы эрготерапии, являясь частью лечения физических и (или) психических нарушений в дневных стационарах, реабилитационных гериатрических центрах входят в программу медобслуживания на дому, в спецшколах и клиниках, коррекционных учреждениях, являются частью профилактических программ, а также в других организациях, обеспечивающих лечение, реабилитацию и профилактику как в медико-оздоровительных и социальных учреждениях, так и вне их.

Однако еще 50 лет назад мероприятия МР не включались в процесс лечения больного, они были единичными, разрозненными главным образом использовались физические методы (физиотерапия, ЛФК, протезирование). Реабилитация концептуально и организационно была разделена с лечением. Она начиналась тогда, когда лечение заканчивалось, и наступал момент решения проблем социальных, таких как обучение, приобретение профессии, трудоустройство инвалидов, улучшение возможностей передвижения (протезирование, технические средства), материальная помощь и др.

Разделение лечения и реабилитации было возможным, пока в структуре инвалидности преобладали острые заболевания, травмы, анатомические дефекты, при которых лечение было процессом, ограниченным определенным отрезком времени. Способствовало этому и отсутствие единой стройной концепции реабилитации.

Во II половине ХХ века МР прошла сложный и тернистый путь эволюции от медицинской поддержки социальных и бытовых мероприятий до самостоятельного направления медицины наравне с профилактикой и лечебным делом. Первоначально МР рассматривалась как этап, завершающий лечение. Отражением этих взглядов явился термин – долечивание, который рассматривается как синоним МР. В 60-е годы ХХ века в номенклатуре медицинских подразделений фигурировали отделения долечивания (Д.М. Роговой, 1982), зачастую отождествлявшиеся с отделениями для выздоравливающих.

Более адекватным и общепризнанным синонимом МР является термин «восстановительное лечение» (Э.А. Вальчук, 1982). В 1988 г. в СССР функционировали 40 больниц восстановительного лечения и 1098 одноименных отделений в больницах (С.А. Леонов и Т.А. Алферова, 1990).

Восстановительное лечение базировалось на идеях физической медицины и предусматривало широкое использование физических методов. В период, когда Всесоюзный институт физиотерапии был главным учреждением в СССР по проблеме реабилитации, значимость физических методов, особенно аппаратной физиотерапии была необоснованно преувеличена вплоть до попытки выделить ее из МР в самостоятельный вид реабилитации, тогда как социальные цели МР не рассматривались. Однако следует отметить, что комплекс восстанови-тельных мероприятий несравненно шире только физических методов.

Существует также взгляд на МР как на «тотальное лечение», так как в процессе МР используется широкий спектр различных методов. Это положение отражает принцип «комплексности» МР. Однако главной особенностью МР является «новый подход к больному человеку», суть которого состоит в рассмотрении болезни человека и ее последствий во взаимодействии с социальной средой (М.М. Кабанов, 1980г.). Болезнь не только нарушает отдельные функции организма, но и изменяет в сторону ущемления положение больного и особенно инвалида в семье и обществе. В силу социальной природы человека большое значение приобретает его личность и ее связи с социальной средой, поскольку личность «есть система отношений человека с окружающей средой». Стержнем всех реабилитационных воздействий является «апелляция к личности»(М.М. Кабанов, 1980 г.), а задачей – не только восстановление физиологических, но и социальных функций и психологического статуса. Эта цель пронизывает весь процесс реабилитации на разных его этапах. В периоде МР – это выработка у реабилитанта мотивации на реабилитацию и активную жизнедеятельность, вера в успех, понимание необходимости длительных усилий для его достижения, в последующем – это изменение отношения больного к себе, своей болезни и положению в обществе, приспособление к новым реалиям в рамках болезни. В решении этой задачи МР опирается на личность больного и ее потенциальные возможности.

Таким образом, и лечение, и реабилитация решают во многом схожие задачи, направленные на ликвидацию последствий заболевания или травмы с целью возвращения больного к труду и в общество. Зачастую реабилитация рассматривается либо как продолжение лечения или как восстановительное лечение, либо как процесс, охватывающий все виды воздействий на больного в связи с чем лечение, профилактика и диспансеризация трактуются как различные аспекты МР.

В то же время следует учитывать, что реабилитация в отличие от лечения, имеет некоторые только ей присущие следующие особенности, которые и позволяют разграничить эти два понятия.

1. Следует помнить, что лечение направлено на борьбу с болезнью, на устранение причины и сущности болезни. Реабилитация же, прежде всего, направлена на мобилизацию защитных механизмов организма.

2. Лечение всегда направлено на проявление болезни, в то время как реабилитация направлена на ее последствия и на их устранение.

3. Лечение – это то, что направлено на организм сегодня, направлено на настоящее, а реабилитация больше адресуется к личности и устремлена в будущее.

4. В реабилитации постоянно определяется прогнозирование, определение реабилитационного потенциала, трудового прогноза. Лечение же направлено на конкретную ликвидацию или компенсацию заболевания.

5. Лечение может проводиться без участия больного и является в определенной мере пассивным методом, в то время как реабилитация требует активного участия больного в реабилитационном процессе.

6. Лечение и реабилитация базируются на различных темах прогноза. Если лечение строится обычно на нозологическом (происхождение болезни) и синдромологическом диагнозе, то реабилитация опирается на функциональный диагноз.

Читать еще:  Травы для лечения артроза и артрита

Медицинская реабилитация охватывает процесс восстановления функций, приводящих к нарушениям, ограничениям жизнедеятельности и социальной недостаточности. Следовательно, речь идет о процессе, который должен начинаться еще в начале болезни, поскольку к этому моменту уже предусматривается излечение больного, ликвидация ограничений жизнедеятельности, вызванных болезнью, травмой или дефектом. При этом предусматривается все более выраженное активное вовлечение больного в процесс реабилитации. То есть, медицинская реабилитация – цепь усилий не только врачей и медицинского персонала, но и многих других заинтересованных лиц, таких, как педагоги, психологи, профконсультанты, юристы и др. и, особенно, самого больного, активное участие которого становится принципом реабилитации.

В то же время в современной медицине сроки начала реабилитации оцениваются далеко не однозначно. Ведь соблюдение одного из основных принципов реабилитации «раннее начало» не должно подменять собой лечение больного. Как указывает Э.А.Вальчук (1995г.) «не всякое лечение в остром периоде, приводящее к восстановлению функций, может быть отнесено к реабилитации, так как в противном случае придется вообще отказаться от термина «лечение». Поэтому медицинская реабилитация, безусловно, должна начинаться как можно раньше, а основой ее проведения должны быть те нарушения жизнедеятельности, которые уже возникли у больного и которые привели или могут привести к социальной недостаточности различной степени выраженности.

Основные цели и задачи медицинской реабилитации

Стратегической целью МРявляется: «восстановление функциональных возможностей организма» (ВОЗ). Эта цель включает 4 задачи:

• восстановление нарушенных функций;

• восстановление саногенетических механизмов борьбы организма с болезнью;

Последние 2 задачи выходят за рамки медицинских, но относятся к важным аспектам МР, так как являются ее конечной целью.

Концептуальная модель последствий болезни позволяет наметить три цели и три точки приложения МР: воздействие на первый уровень последствий (восстановление функций), на второй (восстановление критериев жизнедеятельности) и на третий уровень (социальное восстановление больного).

Инвалидизирующие последствия могут развиваться одномоментно на трех уровнях (при острых заболеваниях, травмах, последствиях оперативных вмешательств) или развиваться постепенно (при хронических заболеваниях).

При одномоментном формировании инвалидизирующих последствий цель реабилитации – преодоление уже возникших последствий заболевания. В этом случае проводятся функционально-восстановительные мероприятия для ликвидации последствий первого уровня и профилактические мероприятия для предупреждения неблагоприятного течения заболевания в будущем (профилактика осложнений, рецидивов и хронизации патологии) путем применения активирующих методов. При полном восстановлении или компенсации нарушенных функций эффект проявляется сразу на трех уровнях, поэтому организменные и социальные последствия ликвидируются без дополнительных воздействий. Если полного преодоления последствий на 1 уровне достигнуть не удается, реабилитационные мероприятия приобретают адаптивный характер и направляются на преодоление и компенсацию последствий более высокого – II и III уровней. Целью реабилитации становится социально-бытовая реадаптация, приспособление к труду и профессиональному обучению больного (инвалида) с функциональным дефектом, а в детском возрасте – обеспечение возможности воспитания и обучения ребенка. Решение этих вопросов обеспечивается с помощью социальной (бытовой) и профессиональной, а у детей – педагогической реабилитации.

В случаях постепенного развития инвалидизирующих последствий цель МР – профилактика инвалидности (предупреждение появления и прогрессирования последствий болезни на всех уровнях).

Таким образом, в числе главных практических задач МР выступают:

· восстановление, смягчение или стабилизация дефектной функции;

· восстановление психологического статуса и приспособление больного к новым условиям в рамках болезни;

· восстановление функциональных резервов и повышение саногенетических возможностей организма;

· восстановление и компенсация профессиональных функций;

· восстановление и компенсация социальных функций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8563 — | 8141 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

8 народных методов лечения, опасных для вашего здоровья

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В ситуациях, касающихся лечения болезней, лучше всего обращаться к опытному специалисту, который поможет решить проблему. Это кажется очевидным, не так ли? Тем не менее многие люди даже в наше время вместо врачебной помощи используют рецепты народной медицины, и это может представлять серьезную угрозу для здоровья.

AdMe.ru собрал несколько распространенных методов лечения, которыми лучше не пользоваться, если вы действительно хотите избавиться от недуга.

Очищение организма

Сейчас очень популярным способом лечения стало так называемое очищение организма от шлаков и токсинов. Существует множество рецептов, которые предлагают очистку печени, почек и даже крови.

На вопрос об эффективности данного метода лечения медики отвечают однозначно: «Человеческий организм — не пиджак, его нельзя просто „почистить“». Все вредные и ненужные вещества выводятся из организма самостоятельно, для этого не нужна специальная «генеральная уборка». Использование подобного метода чревато серьезными проблемами с печенью, вплоть до ее жирового перерождения, и ожогами слизистой желудка.

Голодание

Некоторые люди искренне считают, что голодание — лучший способ не только похудеть, но и очистить организм. Однако врачи предупреждают: на самом деле этот метод лечения может представлять серьезную опасность.

Следует помнить, что подобное «лечение» может привести к подагрическому артриту. Голодание усиливает в организме распад тканей мышц, жировой клетчатки. При этом шлаки не выводятся, а новые продолжают скапливаться. Образуются кетоновые тела (родственники ацетона), а голодающий кишечник все продолжает копить и копить токсические вещества. Сухое голодание — прямая дорога в реанимацию. Существует только один эффективный и безопасный рецепт для очищения организма и похудения: нужно есть полезную пищу, чаще бывать на свежем воздухе и больше двигаться.

Акупунктура

Акупунктура популярна уже много лет, однако так ли она на самом деле действенна, как кажется ее сторонникам? Ученый Эдзард Эрнст считает, что эффективность акупунктуры необходимо опровергнуть.

Кроме того, его анализ многих исследований эффективности иглоукалывания показывает следующее: акупунктура не так часто справляется с болевыми ощущениями, как утверждает ее реклама.

Акупунктура в большинстве случаев не представляет серьезной опасности. Однако ученые со всего мира борются с утверждением о том, что иглоукалывание полностью безопасно. Известны случаи, когда после сеанса акупунктуры приходилось удалять иглы хирургическим путем или когда они пробивали мембраны легких.

Эффективность акупунктуры, считают ученые, базируется на эффекте плацебо. Проводились опыты, в рамках которых пациентам не вводили иглы вообще или вводили не в те точки либо на недостаточную глубину. Тем не менее пациенты отмечали улучшение самочувствия, соразмерное с тем, как если бы им проводили настоящую процедуру.

Рефлексология

Рефлексология — альтернативный метод лечения, согласно постулатам которого заболевания можно лечить, воздействуя на ступни ног с помощью массажа или давления.

Однако ученые так и не обнаружили убедительных доказательств того, что это работает. В Австралии проводились исследования, которые наглядно продемонстрировали, что рефлексология неэффективна для лечения заболеваний.

Сама по себе рефлексология не представляет опасности. Однако некоторые люди соглашаются использовать этот вид альтернативной медицины как способ диагностики. Ученые призывают этого не делать, ведь ложные результаты обследований могут быть чрезвычайно опасными. Также важно не использовать рефлексологию для лечения серьезных заболеваний, ведь тогда она станет прямой угрозой жизни.

Гомеопатия

Гомеопатия — популярный вид альтернативной медицины, который базируется на идее употребления лекарственных препаратов в разведенной форме. Однако, несмотря на утверждения гомеопатов об эффективности данного метода лечения, ученые считают, что действие микроскопических доз препаратов ничем не отличается от эффекта плацебо.

Гомеопатия не так безопасна, как может показаться: употребление сильно разведенных препаратов вместо необходимой дозы лекарственного средства может серьезно усугубить состояние больного и даже привести к летальному исходу.

Важно: некоторые препараты, которые прописывают врачи, могут на практике оказаться гомеопатическими средствами. Перед тем, как покупать лекарство, обратите внимание на инструкцию (особенно на то, что написано мелким шрифтом): там может быть указано, что препарат является гомеопатическим средством.

Уринотерапия

Почти наверняка вы слышали об уринотерапии, или лечении мочой. Это один из видов альтернативной медицины, который рекомендуют использовать для профилактики и лечения заболеваний и даже в косметологических целях. Мочу нужно использовать наружно или пить.

Эффективность уринотерапии так и не была доказана научно, но все же миллионы людей уверены в лечебных свойствах собственной мочи. Однако ученые напоминают: организм сам стремится избавиться от мочи, а следовательно, он не нуждается в ней. Это биологические отходы, и их употребление едва ли способно привести к положительному эффекту.

«Живая» и «мертвая» вода

Идея «живой» и «мертвой» воды проста — есть вода, которая может лечить, и вода, способная вызывать заболевания. Даже проводился опыт, который показал, что вода из горного ручья «светится», а вода из-под крана — нет, ввиду чего многие люди пришли к выводу, что последняя разрушает организм.

На самом деле вода не может быть «живой» или «мертвой», а эффект свечения воды — околонаучный миф. Это газоразрядное свечение (примерно так же светится неоновая вывеска), и получено оно было не благодаря научным методам, а с помощью «игрушек», как утверждает научный эксперт.

Некоторые считают, что можно пить только талую воду, поскольку в водопроводной воде содержится дейтерий — тяжелый элемент, который наносит вред организму. На самом деле вода, содержащая дейтерий, требует специальных лабораторных условий хранения. Однако лучше все же использовать бытовые фильтры для очищения водопроводной воды от вредных примесей.

Гипноз как метод лечения

Гипноз пропагандируется как универсальный способ лечения от всех болезней, однако на самом деле это не так: гипноз не может быть терапией, это просто измененное состояние сознания.

Фактически же гипноз — это высокая степень концентрации, которая используется в клинической практике. Безусловно, он способен помочь многим людям, однако его используют только в качестве поддержки психотерапии, а не как самостоятельный метод лечения.

Несмотря на возможность «донести» до сознания определенную идею в состоянии гипноза, это не распространяется на процесс лечения физиологических заболеваний. На самом деле человек под гипнозом отлично себя контролирует, просто измененное состояние сознания помогает лучше принимать лечение. Гипноз используют, чтобы помочь пациенту справиться с бессонницей, для избавления от вредных привычек и погружения в забытые переживания.

Заключение

Многие люди искренне считают, что лекарства, продающиеся в аптеке, только вредят, а «травки» и «естественные» способы лечения — лучший выход. Но большая часть современных лекарств — это и есть те самые травы, просто в синтезированном виде и в большей концентрации.

Читать еще:  Результаты от лечения суставов лопухом подборка рецептов противопоказания

Согласитесь, если бы какой-то народный метод лечения оказался по-настоящему действенным, крупные корпорации уже взяли бы его на вооружение и признали методом официальной медицины. Однако народная медицина малоэффективна, а иногда и опасна, и об этом следует помнить.

Это не значит, что нужно полностью отказаться от любой народной медицины. Если вы хотите поддерживать свое тело в тонусе и принимать травяные ванны, ваш врач наверняка одобрит ваше решение. Однако следует помнить, что поддержка организма и самолечение — это разные вещи. Непонимание того, что никакие травяные настои не спасут вас от серьезных заболеваний, каждый год уносит множество жизней.

Верите ли вы в эффективность народной медицины? Что думаете о противостоянии официальной медицины и нетрадиционных методов лечения? Оставляйте свои комментарии ниже.

Внеклассное занятие на тему «Народная медицина».

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Цель: формировать знания учащихся о народной медицине.

Расширить представление детей о значении и применении лекарственных трав;

Корригировать образное мышление, слуховую память, внимание, развивать связную речь;

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе и своему здоровью.

Сегодня мы с Вами ребята поговорим о народной медицине. Слайд 1

Как вы думаете, что же такое народная медицина? (ответы детей)

Давайте посмотрим на слайд и прочитаем, определение народной медицины.

Наро́дная медици́на — часть альтернативной медицины, которая включает в себя знания о болезнях, методах и средствах лечения, которые передаются в народе из поколения в поколение. Слайд 2

Народной медициной занимались те, кто получил звание народных лекарей. Внимательные и наблюдательные, они накапливали в своей памяти и практике знания о действиях различных трав, растений, деревьев, пищевых продуктов, использовали их и передавали следующим поколениям народных лекарей.

Сейчас мы с Вами вспомним все, что известно о лекарственных травах и научимся применять их по назначению. Воспитательский час будет проведен в форме интеллектуальной игры. Как вы понимаете это название? ( Это игра для ума. Требует размышления, ответов на вопросы.)

На слайдах будут представлены задания нашей игры. Я буду назначать того кто читает задание, отвечать будет тот кто первым поднимет руку, за правильный ответ отвечавший получает жетон. Следовательно, кто соберет больше жетонов тот и является победителем в нашей игре.

Вопрос № 1 . Назовите медицинское учреждение, в котором продают лекарства . (аптека)

Вопрос № 2. В каких формах продают лекарства в аптеке? ( таблетки, мази )

Вопрос № 3. Кто назначает лекарства? (врач)

Вопрос № 4. Откуда лекарства поступают в аптеку? (из завода)

Вопрос № 5. Чем лечились люди до появления заводов для производства лекарств? (травами)

Подведём итоги 1 тура игры.

Сейчас вам нужно будет прочитать вслух предложенный текст. Будьте внимательны, т.к. по этому тексту будут задания.

Задание: прочитайте отрывок. Слайд 7

С древних времен люди знали о полезном действии растений.
Эти травы собирали, хранили и называли их лекарственными .
Из растений делали отвар . Это значит, их варили.
А также делали настой , то есть их заваривали как чай.
Лекарственные растения богаты витаминами и укрепляют здоровье человека.
Есть лекарственные растения, которые лечат от болезней .
Можно сказать, что народная медицина, мать классической, так как первым лекарством были растения. И сейчас лекарственные растения применяют в медицине.

Продолжим игру. Устно задаю вопросы

Вопрос № 1. Когда люди узнали о пользе растений? (В давние времена)

Вопрос № 2. Как стали называть полезные растения? (лекарственные)

Вопрос № 3. Что такое отвар? (варить)

Вопрос № 4. Что такое настой? (заварить)

Вопрос № 5. Чем богаты лекарственные растения? (витаминами)

Вопрос № 6. Назовите медицинское учреждение, в котором можно купить лекарственные растения . (аптека)

Вопрос № 7. Почему в аптеке, кроме лекарств, можно купить лекарственные растения? (они лечат)

Вопрос № 8. В чем продаются лекарственные растения? (в упаковках)

Вопрос № 9. Как узнать, что делать для лечения, настой или отвар? (прочитать на упаковке)

Вопрос № 10. Что можно взять для приготовления настоя из трав? ( посуду, чайник, полотенце )

Практическая работа. Слайд 8

Сначала показываю ученикам внешний вид сухих трав, предлагаю насладиться ароматом лекарственных растений. Изучаем аптечные травы в упаковках. После этого приступаем к практической работе.

Приглашаются 3 воспитанника. По данной инструкции на упаковке они готовят отвар.

По выполнении задания предлагаю засечь время 10 минут.

Исследуем, чем полезен приготовленный вами чай. Рассмотрим растения, которые мы использовали. Прочитаем о них.

В таблице указаны растения, их полезные качества. Слайд 9

На лесных опушках

Освежает дыхание и успокаивает

Обладает успокаивающим, болеутоляющим действием, улучшает пищеварение

Повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях

Вопрос № 1. Из каких лекарственных трав приготовили настой?

Вопрос № 2. Где растут травы, входящие в состав чая?

Вопрос № 3. Перечислите полезные свойства этих растений.

Вопрос № 4. Какова польза такого чая в зимнее время?

Вопрос № 5. Сколько времени нужно делать настой?

Внимание на выставку литературы (книг, плакат) Слайд 11

О лекарственных растениях можно узнать из книг и журналов. Эту выставку я приготовила из книг нашей библиотеки.

Лекарственные растения можно собрать самим. Нужно знать правила сбора и сушки. Слайд 12

собирать вдали от дорог.

сушить в тёмном, сухом и теплом месте.

Продолжим игру и разберем эти правила.

Вопрос № 1. Назовите лучшие места для сбора лекарственных трав . (Вдали от дорог)

Вопрос № 2. Где не рекомендуется собирать растения? Почему? (Около дорог)

Вопрос № 3. Каким должно быть место для сушки растений? (Темным, сухим, теплым)

Вопрос № 4. Что произойдет с растением, если его сушить на солнце? (Пожелтеет и потеряет витамины)

Вопрос № 5. Почему нельзя сушить в сыром помещении? ( Испортится )

Релаксационная пауза. Слайд 14

Готов ли наш настой? Поверяем готовность отвара.

Наливаю и угощаю присутствующих.

Попробуем на вкус.

Работа с новыми словами.

Такой чай еще называют фиточай. Слайд 15

Фиточай (травяной чай) -это горячий настой травы, листьев, цветков или корней растений либо сборов и растительных композиций.

Что вы скажете о вкусе фиточая?

Какой можно сделать вывод об этом настое? (Не только вкусный, но и полезный).

Подведем итоги игры. Слайд 16

Подвожу итог, подчитываю и объявляю количество набранных за игру жетонов и победителя.

В конце игры предлагаю игроку, набравшему наибольшее количество баллов, сыграть в суперигру.

Вопрос для суперигры: Где, кроме медицины, применяют лекарственные растения? (Косметика, бытовая химия) Слайд 17

III.Заключительная часть урока.

1. Обобщение знаний. Слайд 18

Какие растения можно назвать лекарственными?

Как можно узнать о пользе растений?

Правила сбора и сушки.

В чём польза средств с добавлением лекарственных растений?

2. Итоговое слово воспитателя.
В зимнее время, когда есть риск заболеть простудными заболеваниями и недостаточно витаминов, вы можете дома делать вкусные и полезные настои из лекарственных растений.

Тема1.1 «введение. Сестринское дело в терапии».

Определение понятия «терапия», её цели, задачи.

История развития внутренней медицины. Основоположники отечественной терапии, их вклад в развитие медицины (самостоятельная работа студентов).

Структура терапевтической помощи в РФ.

Роль м/сестры в оказании помощи терапевтическим больным.

Определение понятия «терапия», её цели, задачи.

Внутренние болезни — область медицины, изучающая причины, клинические проявления, распознавания, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов.

С одной стороны терапия это — основной раздел медицины, т.к. внутренние болезни составляют наибольшую часть заболеваний человека: болезни органов дыхания, кровообращения, пищеварения, почек, кроветворения, эндокринные, б-ни суставов, аллергические состояния; а с другой стороны терапия в переводе с греческого (therapia) означает «уход, забота, врачевание, лечение».

Специалисты всех профилей медицины должны знать всё о методах лечения. Различают фармакотерапию — лечение лекарствами, физиотерапию -лечение физическими средствами (бальнео-, климатотерапию — лечение грязями и климатом), лучевую терапию — лечение радиоактивными изотопами, фитотерапию — лечение травами и т.д.

Цели терапии: 1.Восстановление трудоспособности больного человека.

2.Улучшение качества жизни пациента.

— повышение качества и оказания мед. помощи.

— обеспечение лекарствами и предметами ухода.

— повышение качества подготовки кадров.

Задачи в соответствии с целями:

I. 1. Обследование пациента.

2. Планирование и обеспечение ухода

3.- // — // — // — // — // — / /- // -лечения пациента.

4. Восстановительное лечение (реабилитация) для возвращение к труду.

II. 1. Создание психологического комфорта для выздоровления.

2. Обеспечение социальных условий для лечения в зависимости от

экономической категории пациента.

3. Проведение санитарно – просветительной работы.

4. Обучение населения профилактике ОНЗ. М/с участвует в решении всех

2. История развития внутренней медицины. Основоположники отечественной терапии, их вклад в развитие медицины.

Традиционно история развития внутренней медицины начинается с «отца медицины» Гиппократа, который жил в V-VI в. до н.э. в Греции. Он положил начало собственного метода в медицине — «наблюдению у постели больного». Человек был для него единым целым, неразрывно связанным с окружающей средой. Им введён основной принцип медицины «Прежде всего не вреди».

Другим представителем учения о внутр. мед. — является Авиценна, создавший «Канон врачебной науки», более 500 лет служивший руководством по медицине.

Значительный вклад в развитие терапии внесли отечественные клиницисты.

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831), «отец русской тер. школы», учил лечить не болезнь, а больного, рекомендовал использовать целебные силы природы. С его именем связаны разработка системы опроса и осмотра больного, ведение истории болезни. Особое значение придавал гигиеническому образу жизни больного, его душевному покою.

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897), основал Московскую тер. школу, разработал и предложил методику обследования больного, сбор анамнеза. Много сделал для развития отечественных курортов. Имел научные труды по таким заболеваниям, как туберкулёз, сифилис, цирроз. Основоположник отечественной школы гигиены.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889), основоположник петербургской тер. школы. Ведущее значение в развитии болезни придавал состоянию н.с.. Подчёркивал важность индивидуального подхода к каждому больному. Рассматривал организм как единое целое в совокупности его физических и психических свойств. Основоположник военно-полевой терапии. Описал ряд новых заболеваний (болезнь Боткина, желчекаменная болезнь), ввёл новые лекарственные средства (салицилаты, бром, адонис).

Читать еще:  Что представляет собой операция зачем проводится

Организовал общество сестёр милосердия. В 1866 году — открыл бесплатную амбулаторию, был инициатором высшего медицинского образования женщин.

Василий Пармёнович Образцов (1851-1921), ученик Боткина С.П., основоположник киевской школы терапевтов. Разработал методы пальпации и перкуссии желудка и др. орг. бр. полости. Описал клиническую картину инфаркта миокарда.

Георгий Фёдорович Ланг — впервые выделил гипертоническую болезнь в самостоятельное заболевание (1875- 1948).

Александр Леонидович Мясников — написал монографию по атеросклерозу и ряд др. работ по кардиологии (1899- 1965).

Ныне здравствующие академики: Чазов Е.И. — кардиолог, изучал нарушения ритма сердца, инфаркт миокарда, Чучалин А.Г. — главный пульмонолог РФ, имеет много опубликованных работ по бронхиальной астме, хроническим обструктивным болезням лёгких.

Народная медицина на Руси

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector