0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что может помочь в процессе реабилитации

Медицинская реабилитация: виды и методы. Индивидуальная программа реабилитации. Медицинская реабилитация наркозависимых

Медицинская реабилитация является комплексом профилактических и лечебных мероприятий, направленных на максимально возможное и быстрое восстановление тех способностей пациента, которые были утрачены им в результате болезни.

Медицинская реабилитация играет весьма важную роль. Особенно это можно сказать о сфере нейрохирургии, где пациенту после серьезнейшего заболевания приходится восстанавливать даже самые простые насущные способности и навыки.

Медицинская реабилитация необходима выздоравливающему человеку для восстановления его мышечной силы, а также предупреждения возникновения осложнений или повторного заболевания.

Определение понятия

Термин «реабилитация» имеет латинское происхождение. Он составлен из двух слов — re, что означает восстановление, и habilis — способность. В целом данный термин переводится как восстановление способности (или свойств).

Роль медицинской реабилитации заключается в восстановлении здоровья пациента, его функционального состояния, а также работоспособности организма, нарушенной травмами, болезнями, социальными, химическими или физическими факторами.

То определение, которое дает этому понятию Всемирная организация здравоохранения, весьма близко к основной функции данного комплекса мероприятий. ВОЗ представляет реабилитацию как процесс, который направлен на предоставление помощи инвалидам и больным, который необходим для достижения такими пациентами возможной психической, физической социальной, экономической и профессиональной полноценности. Такое определение достаточно полно отражает комплексный характер принимаемых мер.

Лечебное направление

Медицинская реабилитация призвана восстановить здоровье пациента с помощью использования разнообразных средств. Эти мероприятия признаются лечебным аспектом этой деятельности. Целью данного комплекса мер является максимально возможное восстановление тех физиологических функций организма, которые были нарушены в результате болезни. Порой при некоторых тяжелых патологиях эта задача становится невыполнимой. В таких случаях требуется развить компенсаторные и заместительные функции организма.

— хирургическое и консервативное лечение;
— медикаментозная терапия;
— лечебное питание;
— бальнео- и климатотерапия;
— лечебная физкультура;
— физиотерапия и другие методы, используемые не только стационарно, но и амбулаторно.

Все медицинские мероприятия являются обязательной составляющей реабилитации.

Психотерапевтический аспект

После перенесенной болезни для больного важна коррекция его психического состояния. Кроме того, требуется сформировать у человека рациональное отношение к процессу лечения, к врачебным рекомендациям, а также к выполнению в полном комплексе всех реабилитационных мероприятий. Для этого важно создать все условия, которые позволили бы больным успешно пройти психологическую адаптацию к той жизненной ситуации, которая сложилась у них после перенесенной болезни.

Профессиональный аспект

Реабилитация инвалидов потребует разрешения вопросов об их трудоустройстве и определении трудоспособности. При необходимости возможно профессиональное переобучение или обучение. Данный вид реабилитации предусматривает применение комплекса мер, призванных восстановить теоретические знания и практические навыки по основной специальности, доведя их до уровня навыков и знаний, требуемых для осуществления уже освоенной человеком профессиональной деятельности.

Социально-экономический аспект

Больному, пострадавшему от тяжелой болезни, необходимо вернуть экономическую независимость. Это позволит пациенту чувствовать себя социально полноценной личностью.

Подобная реабилитация является восстановлением, а в случае невозможности — созданием нового положения в семье и коллективе, которое приемлемо для конкретного человека. Подобные задачи призваны решать не только учреждения здравоохранения, но и организации соцобеспечения.

Комплексный подход

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что медицинская реабилитация представляет собой многогранный процесс, направленный на восстановление здоровья пациента, а также его реинтеграцию в социальную и трудовую жизнь. Она является не только комплексом упражнений, которые рекомендует врач своему больному при выписке, а также не просто курсом физиотерапии, проводимым в конце периода, проводимого в стационаре. Под реабилитацией понимают целый комплекс мероприятий, который осуществляется врачами различных сфер. Это массажисты и физиотерапевты, психологи и трудотерапевты, логопеды и т.д.

Именно поэтому медицинская реабилитация является столь многогранным термином, под которым понимают восстановление психологического и физического статуса людей, утративших свои способности в результате травмы или тяжелого заболевания.

Индивидуальный подход

Сегодняшнее состояние сферы здравоохранения позволяет проводить мероприятия, входящие в комплекс мер по реабилитации пациента дозировано. При этом для каждого конкретного человека может быть задана разная скорость и интенсивность занятий.

Индивидуальная программа реабилитации заключается в назначении определенных упражнений. Например, после нейрохирургических операций они должны быть направлены на восстановление движений. В случаях нарушения речи пациентами занимается логопед, словно уча их заново говорить. При наличии у человека определенной специальности восстановить навыки больному помогает трудотерапевт. Порой врачу приходится помогать человеку приобретать другие профессиональные способности, которые наиболее всего для него подходят.

Таким образом, индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя целый комплекс мер, позволяет пациенту восстановиться не частично, а полностью. Это дает ему возможность стать полноценным членом общества.

Виды реабилитации

Комплексные мероприятия по восстановлению пациентов в зависимости от области их применения, классифицируются на следующие:

1. Ортопедические. Их проводят после травм, а также хирургических вмешательств по поводу патологий костно-мышечной системы, переломов, при нарушениях осанки и пороках развития позвоночного столба.

3. Кардиологические. Подобная реабилитация проводится после перенесенного пациентом острого инфаркта, а также при патологиях сосудов и сердца.

Показания к проведению восстановительных мероприятий

Реабилитация инвалидов и пациентов, перенесших тяжелые заболевания, призвана:

— ускорить регенерацию мышц при их атрофии, связанной с длительной гиподинамией, что позволит дать силу и тонус конечности;
— восстановить после переломов полный объем движений в суставах;
— ускорить регенерацию хрящевой ткани;
— улучшить трофику тканей различных органов и костей;
— увеличить подвижность в случае спаек в брюшной полости после полостного хирургического вмешательства;
— повысить общий тонус больного и улучшить его психоэмоциональное состояние;
— снять боли и отеки, возникшие после травм суставов;
— восстановить физическую активность, утерянную в результате инсульта, параличей и парезов, а также растяжений, ушибов, переломов и травм.

Стоит иметь в виду, что существующие на сегодняшний день средства медицинской реабилитации призваны стимулировать собственные возможности организма больного. Так, современная аппаратура и физические упражнения позволяют стимулировать общий и местный иммунитет, ускорить регенерирующие процессы в тканях, а также восстановить лимфо- и кровообращение.

Основные этапы

В медицинской реабилитации различают два периода. Это больничный и послебольничный. При этом существуют следующие этапы медицинской реабилитации:

1. Стационарный, или больничный. Он начинается непосредственно в учреждении здравоохранения. Здесь больному после установления диагноза врач назначает индивидуальную программу. Она включает в себя хирургические или терапевтические методы лечения. Цель этой программы реабилитации заключается в ликвидации или уменьшения активности имеющегося патологического процесса, а также в принятии мер по предупреждению осложнений и развития постоянных или временных компенсаций для возобновления функций систем или органов, которые поражены недугом. При этом рассматривается и вопрос о постепенном физическом восстановлении пациента. На данном этапе используются специально разработанные упражнения, лечебный массаж, различные средства физиотерапии, а также некоторые элементы трудотерапии. По окончании данного периода проводится контроль состояния пациента, что позволяет провести дальнейшую коррекцию восстановительных мероприятий.

2. Поликлинический, или санаторно-реабилитационный. Данный этап начинается после того, как пациента выписали из стационара. Больные направляются в учреждения медицинской реабилитации (санатории, центры) или проходят необходимый курс в поликлинике. На данном этапе врачом используется весь спектр средств, способствующих восстановлению физических функций. Также проводится подготовка пациента к трудовой деятельности. Инвалиды на данном этапе овладевают специальными устройствами, необходимыми для самообслуживания. После завершения второго этапа пациент подлежит всестороннему обследованию. В результате специалисты дают заключение относительно функциональных возможностей больного и готовности его к труду. После этого человек либо возвращается к своему рабочему месту, либо трудоустраиваться по той специальности, которая требует меньших физических и психических нагрузок. В тех случаях, когда остаточные анатомические дефекты и функциональные нарушения все еще остаются значительными, пациенту предлагается переквалификация.

3. Диспансерный. После того как пройдены описанные выше этапы медицинской реабилитации, учреждением здравоохранения по месту жительства устанавливается контроль над пациентом. Основная цель подобного мероприятия состоит в поддержке больного, а также в способствовании улучшения его физического самочувствия и работоспособности в течение всей жизни.

Используемые методы и способы реабилитации

Меры, принимаемые для восстановления утраченных функций организма, применяются в зависимости от перенесенного заболевания. На сегодняшний день существуют следующие методы медицинской реабилитации:

Данный метод хорошо зарекомендовал себя при артрозе и ревматизме, травмах позвоночника и статическом параличе. Благодаря изометрическим упражнениям решается проблема с атрофией мышц, возникшая вследствие патологий двигательного аппарата. Основная цель данного метода заключается в том, чтобы приостановить прогрессирование существующего заболевания. Если больной будет направлен в центр медицинской реабилитации, то ему непременно будет назначено подобное лечение. При этом специалисты учреждения подберут наиболее подходящие для конкретного человека упражнения, которые позволят восстановить подвижность больного сустава, а также обучат им. Позже пациент сможет выполнять все эти задания самостоятельно.

2. Физиотерапия. Данный метод реабилитационных мероприятий представляет собой лечение патологий с применением инфракрасных лучей и света, электрического тока и тепла. Все это позволяет значительно ускорить процесс восстановления. К физиотерапевтическим методам относят массаж, а также водные процедуры, проводимые в ваннах с лекарственными веществами и массажным душем. Достаточно хороший эффект позволяют получить и грязевые ванны. Все эти и многие другие процедуры в необходимом объеме предоставляет Центр медицинской реабилитации.

Основным преимуществом физиотерапевтических методов является отсутствие использования медикаментов. Следовательно, пациент не рискует получить лекарственную зависимость, аллергическую реакцию и множество побочных эффектов.

3. Ежедневный труд. Некоторые пациенты, которым требуется реабилитация, порой вынуждены учить заново некоторые движения, ведь порой они не в состоянии использовать для своих нужд даже самые обычные предметы домашнего обихода. В таких случаях с больными проводит работу специалист по социально-трудовой адаптации. Он показывает пациенту, каким образом тот может самостоятельно готовить еду, питаться и работать.

5. Помощь психолога. Она особенно нужна в тех случаях, когда требуется медицинская реабилитация наркозависимых и алкоголиков. Проблема таких пациентов связана с болезненным влечением, а желание выздороветь, как правило, отсутствует.

Медицинская реабилитация наркозависимых и алкоголиков требует установления строгого контроля над ними. В противном случае возможно быстрое прогрессирование заболевания. Консультации психологов в таких случаях требуются не только тем, кто страдает от пагубной зависимости. Нужны они и членам их семей.

6. Восстановление после несчастных случаев. Это трудовая реабилитация. Ее проводят после несчастного случая или при возникновении профессионального заболевания.

7. Профилактический курс. Реабилитационные медицинские центры используют достаточно обширный спектр методов лечения. Это могут быть ингаляции, минеральные ванны и т.д. Хороший эффект по восстановлению организма позволяет получить мануальная терапия. Эта процедура является не чем иным, как массажем. При проведении специалистом манипуляций улучшается трофика тканей, восстанавливается или увеличивается объем движений суставов. Массаж позволяет вести борьбу с контрактурами, укрепить мышцы тела.

Реабилитация инвалидов. Принципы реабилитационного процесса

Понятие реабилитации инвалидов фор­мировалось постепенно в рамках мирового сообщества, да и в настоящее время находится в динамическом состоянии.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов, в которой были определены виды деятельности, необхо­димые для реабилитации инвалидов:

— раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

— консультирование и оказание помощи в социальной области;

— подготовка к самостоятельному индивидуальному ухо­ду, независимому образу жизни;

— обеспечение вспомогательными техническими сред­ствами, средствами передвижения, социально-быто­выми приспособлениями и пр.;

— специальные услуги в области образования;

— услуги по восстановлению профессиональной трудо­способности.

Принятие программы глобальных мероприятий послу­жило толчком к активизации разработки концепции мно­гопрофильной реабилитации инвалидов. В соответствии с этой концепцией целью реабилитации является интег­рация инвалидов в общество .

Выделяются следующие основные направления реализации многоаспектных реа­билитационных мероприятий:

— предупреждение прогрессирования патологического процесса и восстановление здоровья инвалидов;

— раннее возвращение инвалидов к трудовой деятель­ности;

— обеспечение возможностей для постоянной интегра­ции инвалидов в общество.

В соответствии со «Стандартными правилами обес­печения равных возможностей для инвалидов» реаби­литация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физичес­кого, интеллектуального, психического и/или социаль­ного уровня деятельности и поддерживать его, тем са­мым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки независимости. Реабили­тация может включать меры по обеспечению и/или вос­становлению функций организма или компенсацию ут­раты или отсутствия функций или функционального ог­раничения.

В этом документе поставлена задача изменить общест­во с тем, чтобы создать условия для инвалидов, а не изме­нять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем, что­бы приспособить его к жизни общества.

Читать еще:  Что делать если сильно чешутся ноги зимой

В Российской Федерации понятие реабилитации ин­валидов закреплено законодательно в Федеральном зако­не «О социальной защите инвалидов в Российской Феде­рации». В статье 9 Закона сказано, что: «реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономичес­ких мероприятий, направленных на устранение или воз­можно более полную компенсацию ограничений жизне­деятельности, вызванных нарушением здоровья со стой­ким расстройством функций организма. Целью реабили­тации являются восстановление социального статуса ин­валида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».

Реабилитация инвалидов включает в себя (виды реабилитации):

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

2) профессиональную реабилитацию инвалидов, кото­рая состоит из профессиональной ориентации, професси­онального образования, профессионально-производствен­ной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию инвалидов, которая со­стоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Для успешной реализации реабилитационных меро­приятий необходимо участие многих составных частей общества, включая и активную позицию самих инвали­дов, объединение их в эффективно действующую систе­му.

В силу сказанного уже на ранних стадиях реабилита­ции крайне важной является оценка психологического статуса инвалида, которая дает возможность выделить больных, особо нуждающихся в длительных курсах пси­хотерапевтических мероприятий, направленных на сня­тие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и к восстанови­тельным мероприятиям, — т. е. испытывающих потреб­ность в социально-психологической помощи. Некоторые авторы при этом выделяют специальный вид реабилита­ции — психологическую реабилитацию.

Однако сложность разграничения мер психологической реабилитации от со­ставных частей других видов реабилитации (например, психологические установки на трудозанятость при про­фессиональной реабилитации), необходимость участия психолога в проведении мероприятий почти всех видов реабилитации приводит к выводу, что о психологической реабилитации можно говорить лишь при наличии психо­логической патологии, что должно относиться к медицин­ской реабилитации. В других же случаях целесообразно разрабатывать меры психологического сопровождения реабилитации.

В рамках медицинской реабилитации задачами соци­ально-психологической реабилитации являются:

1. Формирование адекватного отношения к заболеванию.

2. Формирование активного позитивного отношения к рекомендуемым восстановительным мероприятиям.

3. Формирование адекватных ожиданий от результатов реабилитации.

4. Снятие невротических и неврозоподобных расстройств, препятствующих адаптации инвалида в обществе.

5. Коррекция (сглаживание) эмоциональных и интеллек­туальных расстройств, связанных с патогенезом забо­левания, не позволяющих инвалиду адекватно отра­жать действительность, осваивать социальные роли и полноценно жить.

Оценка состояния психического здоровья, выявление психологических характеристик индивида, определение наличия, характера и структуры психических изменений, степени нарушения и сохранности психических функций, а также установление показаний к разработке программы социально-психологической реабилитации инвалида осу­ществляются в ходе реабилитационно-экспертной диаг­ностики.

На основании проведенных исследований проводит­ся оценка психологического реабилитационного потенци­ала, под которым понимается совокупность психологи­ческих особенностей и задатков, позволяющих при опре­деленных условиях компенсировать или восстановить нарушенные функции жизнедеятельности.

Мероприятия по медицинской, психологической, про­фессиональной и социальной реабилитации должны осу­ществляться комплексно в одном (центры медико-соци­альной и профессиональной реабилитации инвалидов, центры медико-социальной реабилитации детей-инвали­дов) либо нескольких учреждениях в соответствии с ре­комендациями индивидуальной программы. Однако до­пустимо, чтобы реабилитация выполнялась поэтапно в установленной специалистами последовательности.

Особую значимость для интеграции инвалида в общест­во играет профессиональная реабилитация, обеспечиваю­щая материальную независимость инвалида. После завер­шения профессиональной подготовки или переподготов­ки инвалиды, получившие профессии, делающие их кон­курентоспособными на региональном рынке труда, обра­щаются в соответствующие службы для трудоустройства.

Рабочие места могут для них предоставлять как обычные предприятия, учреждения, организации за счет опреде­ляемой на эти цели квоты, либо в ходе свободной конку­ренции с другими гражданами, так и специализирован­ные предприятия, учреждения, организации системы со­циальной защиты населения (дома-интернаты для пре­старелых и инвалидов, психоневрологические интерна­ты, центры социального обслуживания населения и др.), системы здравоохранения (лечебно-трудовые мастерские при психоневрологических диспансерах), специализиро­ванные предприятия общественных объединений инва­лидов и др.

Основную роль в трудоустройстве инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, должна играть регио­нальная служба занятости населения (в Центрах занятости существуют отделы по трудоустройству инвалидов), которая располага­ет информацией обо всех вакантных рабочих местах в регионе, разрабатывает прогнозы по развитию производ­ственного потенциала и может предоставлять льготные кредиты на создание и сохранение рабочих мест для ин­валидов.

Система реабилитации должна включать в себя:

— научные взгляды, идеи и представления;

— законодательную и нормативную базу;

— научные и научно-технические разработки;

— совокупность мер, средств, приемов и методов реаби­литации;

— органы управления государственной службой реаби­литации;

— общественные организации инвалидов;

— систему информационного обеспечения проблем ин­валидности и инвалидов.

Достижение реабилитационного эффекта возможно при освоении следующих направлений:

— мобилизация остаточных возможностей организма;

— опора на компенсаторные реакции организма;

— использование передачи функции другим органам;

— замена утраченного органа искусственным.

Считается целесообразным осуществлять реабилита­цию инвалида в три этапа, причем по времени они могут перекрываться.

Их можно определять как:

1. Этап восстановительного лечения;

2. Этап социализации и ресоциализации;

3. Этап социальной интеграции или реинтеграции.

Для установления перспектив и направлений реаби­литационных мероприятий, рекомендуемых инвалиду, ключевую роль играет определение реабилитационного потенциала. Представления о нем в российском общест­ве еще не устоялись, мнения исследователей разделяют­ся.

Так, по мнению Р. М. Войтенко, реабилитационный потенциал представляет собой сложно структурирован­ное понятие и разделен на три уровня: потенциал орга­низма, потенциал личности и потенциал человека. При этом реабилитационный потенциал включает в себя орга­низационно-медицинский, генетико-конституционный, патогенетический потенциалы (свойства организма); ин­теллектуальный, эмоционально-волевой и мотивационный потенциалы (свойства личности); научно-технический, нравственно-этический и социально-правовой потенциа­лы (свойства общества).

Однако это понятие уже учтено в государственной политике и введено в практику работы государственных органов, осуществляющих планирование и оказание реа­билитационных услуг инвалидам. В«Классификациях и временных критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденных Мини­стерством труда и социального развития РФ, реабилита­ционный потенциал определен как комплекс биологичес­ких и психофизиологических характеристик человека, а также факторов социальной среды, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способ­ности.

Выделяются три уровня, характеризующих реабилитационный потенциал: высокий, умеренный, низкий.

Предполагаемая вероятность реализации реабилита­ционного потенциала рассматривается в качестве реаби­литационного прогноза, который может оцениваться как:

благоприятный – возможность полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности;

— относительно благоприятный – возможность частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности при уменьшении степени их ограничений или стабилизации;

— неблагоприятный – невозможность даже частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и уменьшения степени их ограничений.

При работе с инвалидами должны соблюдаться все необходимые принципы реабилитационного процесса:

— своевременность (максимально раннее начало — оно может отодвигаться только необходимостью лечения, реабилитация проводится после снятия остроты бо­лезни при ее хронизации);

— адресность (конкретно для каждого человека комплекс мероприятий);

— доступность (предполагает, что рекомендованные реа­билитационные мероприятия могут быть осуществле­ны независимо от финансового положения инвалида; учреждения, которые способны предоставить реаби­литационные услуги, находятся в пределах досягае­мости инвалида, а для получения реабилитационных услуг инвалиду не препятствуют физические, психо­логические и иные барьеры);

— направленность на достижение экономической и со­циальной независимости (реабилитационные меропри­ятия не должны увеличивать экономическую и соци­альную зависимость инвалида от каких-либо факто­ров, в том числе при трудоустройстве должна поощ­ряться заинтересованность инвалида в более высокой оплате своего труда);

— возможность адекватной однозначной оценки резуль­татов инвалидом, специалистами социальных служб и представителями органов государственной власти;

Оптимальной формой проведения реабилитационных мероприятий в пределах региона является комплекс­ная программа реабилитации инвалидов, в которой дол­жны быть предусмотрены как мероприятия, позволяю­щие инвалидам региона получить рекомендованные им в индивидуальной программе реабилитационные услу­ги, так и мероприятия по расширению сети реабилита­ционных учреждений с учетом тенденций социально-экономической и социально-демографической обстанов­ки в регионе.

Так как комплексная программа реабилитации инва­лидов должна стать руководящим документом для обес­печения деятельности всех подразделений региональной службы реабилитации инвалидов, то она должна предус­матривать:

— развитие материально-технической базы для проведе­ния реабилитационных мероприятий;

— разработку нормативно-методических документов, определяющих единство и преемственность методи­ческих подходов к выполнению индивидуальных про­грамм реабилитации;

— разработку мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, включая воз­можность доступа ко всем средствам жизнеобеспече­ния (свободное пользование общественными здания­ми и сооружениями, доступность общественного транс­порта, средств информации, связи, свободное занятие спортом и различными видами творчества);

— меры по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов, развитие специализированных предприя­тий, цехов, участков для инвалидов, меры по квоти­рованию рабочих мест для инвалидов на предприяти­ях общего профиля;

— подготовку специалистов для службы реабилитации инвалидов;

— создание предприятий реабилитационной индустрии, обеспечивающих производство средств реабилитации. Реализации программы должно способствовать целе­вое финансирование мероприятий, гарантированных фе­деральными и региональными базовыми программами реабилитации инвалидов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10905 — | 7414 — или читать все.

Реабилитация, виды реабилитации. Методы реабилитации

Реабилитацией специалисты называют процесс восстановления здоровья и трудоспособности, которые были нарушены болезнью, травмой, физическими или социальными факторами. Ее целью является быстрое и эффективное возвращение больного в общество, к трудовым и бытовым обязанностям.

Понятие «реабилитация»

Виды реабилитации разнообразны. Это и медицинская, и профессиональная, существуют также трудовая или социальная, но у них есть одно общее – все они восстанавливают. Всемирной организацией здравоохранения дано соответствующее определение этому термину.

Общие подходы

Каждому человеку в определенном промежутке времени может понадобиться профессиональная помощь для того, чтобы он смог вернуться к своему прежнему образу жизни. Многогранная и достаточно длительная работа по восстановлению здоровья пациента и его реинтеграции в трудовую и социальную жизнь и есть реабилитация. Виды реабилитации специалисты рассматривают во взаимосвязи и единстве. Каждый из них соответствует своему типу последствий. Например, медико-биологические последствия заболевания заключаются в отклонениях от морфофункционального нормального статуса, снижение трудоспособности заставляет больного отказаться от работы, социальная реабилитация или дезадаптация нужны при нарушениях связей с семьей, обществом.

Выздоровление пациента после перенесенного недуга и только его физическое восстановление нельзя считать полноценным решением проблемы. Это – не реабилитация: виды реабилитации должны воздействовать на человека в совокупности, поскольку после того, как больной полностью выздоровел, ему необходимо стать работоспособным, вернуть себе свой социальный статус и т. д. Т. е. должно произойти полное возвращение человека к прежней полноценной жизни, причем как в семье или коллективе, так и в обществе.

Методы восстановления

По медицинскому направлению существует много видов реабилитации – физическая, медикаментозная, реконструктивная хирургия, восстановление с помощью некоторых врачебно-технических средств, диетотерапия и т. д. В зависимости от заболевания или полученной травмы применяются разные методы. Восстановления физической формы можно добиться с помощью кинезио- и физиотерапии, лечебной физкультуры.

В тех случаях, когда пациент очень хочет помочь сам себе, а потому принимает самое активное участие во всех процессах, по мнению специалистов, наступает максимально эффективная реабилитация.

Виды реабилитации психологической – помощь психолога или нарколога — необходимы пациентам, у которых отсутствует желание выздороветь. Это могут быть алкоголики, наркоманы или токсикоманы – те, у кого существует зависимость и полностью подавлена воля.

Средства медицинской реабилитации

Методы врачебного восстановления можно подразделить на три подвида: активный, в который входят все способы кинезотерапии, в том числе и физические упражнения с элементами спорта, спортивная ходьба, бег, занятия на тренажерах, трудотерапия и др., а также пассивный, т.е. фармако-, физио-, фито-, комплиментарная терапия, гомеопатия. Третий метод – психорегулирующий, подразумевает эстето- и фонотерапию, аутогенные тренировки, мышечную релаксацию и пр.

Медицинские системы реабилитации на протяжении долгого време­ни рассматривались как единственные, или основные направления. Они касались в основном стремле­ния врачей к излечению заболевания для восстановле­ния нарушенных функций. Однако этого, как уже доказано, было недостаточно. Поэтому был поставлен вопрос о том, чтобы в первую очередь определять пред­мет реабилитации. Био­логическая концепция наступления инвалидности, которая базировалась только на анатомических и физиологических нарушениях у человека, сменилась теорией, базирующейся в том числе и на дисбалансе взаимодействия пациента с окружающим миром.

Исследования доказали, что больше возможностей для восстановления больного после травмы или недуга есть при воздействии на окружающую его среду. Именно так возникло понятие «социальная реабилитация».

Этапы медицинского восстановления

Первой стадией является оказание помощи больному в период острого течения недуга или после травмы. Этот этап проходит в отделениях интенсивной терапии, в более тяжелых случаях — в реанимации, одним словом, там, где есть условия реабилитации и оказания первой помощи — в медицинских организациях, специализирующихся по профилю данного заболевания.

Вторым этапом специалисты называют поддержку пациента в период раннего оздоровительного процесса после течения болезни или травмы, а также во время остаточных явлений течения заболевания в стационарных условиях различных медицинских организаций. Это может быть центр реабилитации, отделения в санаториях и т. д.

Читать еще:  Что такое остеоидная остеома остеоид остеома

И, наконец, третьим этапом медицинского восстановления является помощь в период остаточных явлений, а также при хроническом течении заболевания вне обострения. На этой стадии она проводится в кабинете физиотерапии, с помощью лечебной физкультуры или рефлексотерапии. Неплохо помогает мануальная терапия, медицинская психология и т. д.

Одним из ключевых в любой реабилитации являются именно физиотерапевтические методы. Они бывают направлены на полное восстановление утраченных функций у пациента и способствуют ускорению репаративных процессов в органах и тканях организма, в первую очередь опорно-двигательного аппарата, нервной и системы кровообращения.

Во время физиотерапевтического способа восстановления не используются медикаменты, а потому риск возникновения аллергической реакции или побочных эффектов, в том числе и лекарственной зависимости, исключен. Специально подобранная для пациента программа реабилитации помогает ему максимально быстро и эффективно восстановиться после перенесенной операции или травмы, возвращает ощущение свободы в движениях и возможность общаться с окружающими людьми без каких-либо ограничений.

Восстановление после инсульта

Этот недуг, приводящий к острому нарушению мозгового кровообращения и повреждению тканей головного мозга, сегодня достаточно распространен. После него может наступить полная неподвижность, снижение сил, например, гемипарез, нарушение речи, ощутимое снижение чувствительности. Реабилитация после инсульта предполагает использование методов, восстанавливающих все нарушения одновременно.

Для возвращения поврежденных органов к нормальному состоянию нужно провести целый ряд мероприятий. Причем начинать их нужно с первых дней, если, конечно, позволит общее состояние пациента. Реабилитация после инсульта должна начаться еще в больнице – в неврологическом отделении, а затем продолжиться в санатории. Прогноз для восстановления всех функций определяется размерами и расположением пораженных областей мозга. Немаловажное значение при этом имеет и то, с какой точностью и полнотой проводится индивидуальная реабилитация.

Наркоклиника или восстановительный центр

Любая зависимость – будь то алкогольная или наркотическая — является болезнью. Человек, систематически употребляющий психоактивные вещества, является социально опасным. При этом в результате злоупотребления алкоголем или наркотиками у индивидуума формируется стойкая психическая и физическая зависимость. В результате у такого человека разрушаются сразу четыре сферы в жизнедеятельности. В первую очередь он теряет здоровье в результате постоянного похмелья, ломки, увеличивается риск заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, могут появиться сердечно-сосудистые заболевания и т. д. Ухудшается и психологическое состояние – появляется агрессия, раздражительность, замкнутость, нарушаются социальные взаимоотношения и полностью меняются духовные принципы.

Конечно, многих из них близкие помещают в наркологические клиники. Однако больные, приняв за неделю курс лечения, возвращаются домой и в 99,9% случаях через некоторое время начинают вести прежний образ жизни — вновь употребляют алкоголь или наркотики.

По мнению специалистов, чтобы вылечить такую зависимость, человека в первую очередь нужно «вырвать» из окружающего его социума, ограничив его в свободном передвижении и изолировать от обычного круга общения. Вторым, не менее важным мероприятием является это воздержание. Но для этого необходимо работать с этой социальной группой, в противном случае просто воздержание в большинстве случаев перерастает в более длительное и бурное потребление. И тут человеку помогает центр реабилитации.

На сегодняшний день таких организаций в нашей стране очень много. У многих из них своя индивидуальная программа работы. Большую популярность получила двенадцатишаговая программа реабилитации. Какой центр реабилитации выбрать – духовный, социальный, трудовой — решает не только сам больной, но и его близкие.

О социальной реабилитации

Это понятие представляет собой процесс восстановления в обществе статуса человека, утраченного им вследствие проблем или трудных жизненных ситуаций. К ним можно отнести наступление инвалидности, миграцию, лишение свободы, безработицу и т. д.

Социальная реабилитация — это комплекс мероприятий для более тесного взаимодействия личности с обществом. Она, с одной стороны, включает в себя метод передачи индивидам социального опыта и способ включения его в систему отношений, а с другой стороны — личностные изменения.

Виды социальной реабилитации

В зависимости от типов проблем на сегодня применяется сразу несколько основных видов восстановления. В первую очередь это — социально-медицинская реабилитация. Она представляет собой формирование у пациента новых навыков для полноценной жизни, а также помощь в организации быта и ведении домашнего хозяйства. Кроме того, в некоторых случаях человеку назначается восстановительная и реконструктивная терапия, которую проводит центр социальной реабилитации.

Второй вид – это возвращение больному психического или психологического здоровья, оптимизация его внутригрупповых отношений и связей, а также выявление потенциальных возможностей у личности для организации помощи и психологической коррекции.

Следующий метод — социально-педагогический. Он подразумевает организацию и осуществление профессиональной помощи при нарушениях способностей у индивида к получению образования. Для этого проводится определенная работа для создания адекватных условий, а также форм и методов обучения по соответствующим методикам и программам.

Другие виды – профессиональная, трудовая и социально-средовая реабилитация — направлены на формирование у человека утраченных им трудовых и профессиональных качеств и навыков с дальнейшим трудоустройством, а также восстановление социальной значимости внутри соответствующей среды.

Восстановительные мероприятия для детей

По статистике, предоставленной ВОЗ, более шестисот с половиной миллионов обитателей планеты страдают тяжелыми заболеваниями, треть из которых – это дети. Цифры, и без того весьма удручающие, растут с каждым годом. Дети, родившиеся с ограниченными возможностями или получившие инвалидность уже на первом году жизни, достигают своего полного потенциала только с помощью служб и центров реабилитации. Восстановление здоровья этой категории жителей в нашей стране включает все виды услуг, которые предоставляются как младенцам, так и подросткам. Под понятием «реабилитация детей» сегодня имеется в виду весь комплекс услуг для обеспечения социального участия ребенка.

Цель реабилитации детей

Она заключается не только в возвращении ребенку здоровья, но и в развитии его психических и физических функций до оптимального уровня. Местом, где осуществляется реабилитация детей, являются все организации здравоохранения или просвещения, а также семья, которая обеспечивает восстановление их здоровья на данном этапе жизни. Медицинская реабилитация ребенка проводится в нескольких учреждениях. Наиболее важным и самым первым является родильный дом. Кроме того, в процессе развития детей немаловажную роль играет поликлиника, амбулатория и консультации, а также стационар. В более взрослом возрасте ребенка принимают такие реабилитационные учреждения, как специализированные диспансеры, санатории, оздоровительные лагеря, школа-интернат.

Этапы детского восстановительного процесса

Государственные программы, направленные на восстановление здоровья больных детей, предусматривают три стадии — клиническую, санаторную и адаптационную.

Первый этап — стационарный — обеспечивает не только восстановление функций пораженных систем, но и подготовку организма ребенка к последующему реабилитационному периоду. Для решения поставленных задач на данной стадии восстановления используются все методы реабилитации — возможности фармакологии, а также диета, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура. Процесс на первом этапе оценивается по биохимическим и функциональным показателям, результатам ЭКГ.

Санаторный период восстановления имеет решающее значение. Во время его проведения нормализуются функции пораженной системы. Особое внимание специалисты уделяют физическому и психическому состоянию ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Третий этап — адаптивный. Его целью является нормализация функциональных показателей для возврата ребенка к обычной жизни. Содержание реабилитационных процедур на данном этапе определяется не только состоянием здоровья малыша, но и степенью его функциональной адаптации. Завершается третий период полным восстановлением детей.

Один день из жизни консультанта реабилитационного центра.

Всем доброго времени суток! Продолжаем цикл статей ( 1 часть — https://pikabu.ru/story/odin_den_iz_zhizni_konsultanta_reabi. 2 часть — https://pikabu.ru/story/odin_den_iz_zhizni_konsultantareabil. ) , посвящённых принципам работы реабилитационных центров, основанных на 12 шаговой программе.Сегодня попытаемся охватить весьма актуальные вопросы. Вопросы, которые волнуют большинство родственников зависимых.

Сколько по времени зависимый должен находиться в реабилитации?

Могу Вам сказать с уверенностью, что минимальный срок, который требуется для окончания курса программы по 12 шагам, составляет 6 месяцев. А в исключительных случаях и до 1 года. После окончания основного курса выпускник посещает 3-ех месячный курс постлечебной программы.

Если Вам предлагают и обещают за месяц или за два сделать из зависимого — человека по этой программе не верьте. Как правило, в конце каждого последующего месяца Вам будут рассказывать, что он не выздоравливает и надо еще время. Это делается для того, чтобы родитель сразу не отказался. Потому, что за полгода реабилитации и 3 месяца постлечебки выходит весьма внушительная сумма. А так как большинство людей просто физически не может позволить себе такие деньги, их просто на первых этапах вводят в заблуждение (к слову, о недобросовестных директорах центров). Либо это просто шарлатаны.

Что происходит в центре? Почему 6 месяцев?

Теперь подробнее почему 6 месяцев и 3 месяца постлечебной программы.

Программа центра разбита на несколько этапов. Первый месяц – это месяц абстиненции после употребления. Как бы кто Вам не рассказывал, что можно за неделю отойти или за несколько дней — не верьте. Минимум месяц, а кому-то требуется и немного больше, например, метадонщикам. Примерно через 30 дней начинает нормализовываться сон, возвращается аппетит. Психическое состояние становится менее агрессивным к внешним раздражителям. В течении этого месяца человек получает минимум нагрузки. Но, вместе с тем, он начинает адаптироваться, привыкать к здоровому режиму дня, приему пищи в отведенное для этого время. Помимо этого, к нему приставляется наставник (человек выздоравливающий более 3-ех месяцев).

Наставник – оказывает моральную поддержку, объясняет правила поведения в доме, доносит общие принципы этапов выздоровления, делится опытом, как правильно вести дневник (про дневник отдельно). В свою очередь, наставник несет и взращивает личную ответственность за подопечного.

На первом месяце человек получает 2 первых задания по программе. Это цели пребывания в центре, тест из 30 пунктов с подвопросами. Тест так устроен, что вопросы повторяются в разной формулировке, что позволяет понять насколько человек честен перед собой и в целом. Позволяет составить общую картину зависимости.

Начиная со второго месяца, зависимого включают в график дежурства на кухне и уборки дома. Где он в паре со вторым дежурным готовит на всю семью (коллектив реабилитантов). Таким образом, он начинает приобщаться к коллективу. Учиться готовить, учиться тому, что должен уметь каждый здоровый человек. Суметь себя и других накормить. Уборка в доме – это целая песня, заслуживающая отдельного внимания, да и готовка тоже. Об этом обязательно расскажу подробнее позднее.

2, 3 месяц – это период, когда ежедневные обязанности формируются в привычку. Жизнь по расписанию становится менее отягощающей. Человек затрачивает меньше ресурсов на соблюдение режима и правил. На этом этапе зависимый получает ряд заданий более сложных. Это 10 плюсов и 10 минусов употребления и потери в употреблении.

Все задания пишутся с конкретными примерами из жизни. Например, одним из плюсом употребления для меня была “Общительность”. Когда я курил марихуану, я становился душой компании, много общался, шутил, смеялся. Обращал на себя много внимания друзей и девушек. Что позволяло мне поднимать свою самооценку. (формат написания подразумевает конкретный пример, пишется в настоящем времени, чтобы прочувствовать ситуацию)

Цель этого задания определить преимущества в употреблении для каждого зависимого индивидуально. Чтобы в дальнейшем найти способ получать эти эмоции конструктивно. А минусы необходимы для того, чтобы уже на этом этапе начинал формироваться психологический барьер от удовлетворения потребностей путем употребления.

Далее задание “потери”. Оно разбито на 10 жизненных сфер (некоторые из них: потери в здоровье, финансовые потери, потери в увлечениях, хобби, работе, учебе и т.д. и т.п.). В нем необходимо написать по 3 примера из жизни на каждую сферу. Таким образом, мы раскладываем все по полочкам. Ведь плохие воспоминания имеют свойство “замыливаться”. Что первое вспоминает зависимый об употреблении? Чувство эйфории. Чувства на приходе, первый стакан. А не то, что в конце вечера он поступал и вел себя как “свинья”. И, чтобы был весомый противовес желанию употребить, необходим внушительный арсенал психологических инструментов для воздержания. А так как воздержание от желаемого приносит напряжение, необходим арсенал и для работы с состоянием (но об этом подробнее и позднее).

Продолжим в следующей статье…

Дай Бог, чтобы мой опыт помог кого-то уберечь.

Читать еще:  Чем это полезно

Психологическое сопровождение реабилитации: зачем это нужно пациентам и их семье

Зачем и кому требуется психологическое сопровождение при реабилитации, а также о том, почему оно может понадобиться и родственникам пациента, Medical Note поговорил с заведующим отделением психосоциальной реабилитации московского Междисциплинарного реабилитационного центра, врачом-психиатром, психотерапевтом, сексологом Андреем Юрьевичем Хавановым.

В каких случаях требуется психологическое сопровождение реабилитационного процесса и какие задачи оно решает?

— Психологическое сопровождение реабилитационного процесса требуется пациентам после инсульта, черепно-мозговых травм, спинальных травм различной степени тяжести, ампутации конечностей, а также пациентам, имеющим нейродегенеративные заболевания (болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз).

Психологическое сопровождение на этапе реабилитации нужно всем без исключения, но в разном объеме. Люди индивидуально переживают болезнь. Для кого-то она выступает в качестве серьезного жизненного испытания, вызова, а для кого-то это сильный демотивирующий, психотравмирирующий фактор, удар судьбы. Люди могут сломаться под его натиском. И всем им нужна разная помощь.

Мы занимаемся психологическим сопровождением не только пациентов, которые попадают в наш реабилитационный центр, но и их родственников. Ведь болезнь в той или иной степени сказывается на всей семье.

К чему может привести отсутствие психологического сопровождения при таких заболеваниях и состояниях?

— Психологические переживания человека часто незаметны окружающим, даже самым близким людям. То, что происходит внутри, — мысли, чувства, отношение пациента, которого привезли на реабилитацию, к данной ситуации, к его новому состоянию — все это не очевидно.

И это можно выявить только с помощью специальных методов психологической диагностики. Тогда и выясняется, что болезнь или травма повредила не только физическое тело, но и привела к довольно серьезному психологическому кризису, вызвало внутреннюю перестройку.

Если вовремя не помочь, у человека могут развиться депрессия, состояние тревоги, агрессия, значительно снизится самооценка, произойдет утрата желаемого будущего, появится чувство беспомощности, чувство стыда, страха, которые гложат человека.

В такой момент пациент остро нуждается в помощи и поддержке, чтобы его утешили, рассказали, что можно сделать в данной ситуации и как быть дальше.

Конечно, рано или поздно человек, так или иначе, принимает свою болезнь, инвалидность, смиряется и начинает дальше строить свою жизнь. Но на первых этапах это может быть очень тяжело.

Психологическое сопровождение на этапе реабилитации нужно всем пациентам, но в разном объеме.

Моральное состояние, принятие ситуации и настрой продолжать жить в новых условиях влияют на процесс адаптации после операции, травмы или болезни?

— Конечно. Когда человек сталкивается с инвалидизирующим состоянием, он чувствует свою совершенную беспомощность — он этого не ждал, не хотел, никогда раньше в такой ситуации не был, и что ему делать теперь, не знает. Да и семья этого не знает, не понимает, как правильно себя вести.

Поэтому так важно получить профессиональную помощь, проговорить свои страхи, получить поддержку.

Получается, что психологическое сопровождение нужно и родственникам пациента реабилитационного центра. Как им это может помочь?

— Безусловно, такая помощь может потребоваться и близким пациента, проходящего реабилитацию. Иногда бывает и так, что родственники переживают случившееся острее, нежели сам пациент. Он даже может успокаивать своих близких.

У людей могут быть совершенно разные реакции: кто-то замкнется, кто-то впадет в отчаяние, кто-то будет делать вид, что ничего не случилось и продолжать свою обычную жизнь, а кто-то, наоборот, засучит рукава и ринется в бой с болезнью.

Лучше всего, конечно, когда люди начинают активно искать решение проблемы, но тут важно не переусердствовать. Иногда это превращается в некую манию, когда семья ни о чем, кроме болезни своего близкого человека, не говорит, все забывают о своей жизни и посвящают себя полностью только поиску новых специалистов, новых методов, вкладывают в это все деньги и силы.

И при разговоре с родственниками пациента мы аккуратно поднимаем эту тему.

Многие не готовы это обсуждать, чувствуют вину, если позволят себе сделать хоть что-то приятное для себя лично. Но надо понимать, что такая вовлеченность быстро приводит к истощению, человек изматывается, и в какой-то момент у родственников появляется озлобление и вспыльчивость по отношению к больному. Поэтому важно заботиться о близком, но про себя тоже нельзя забывать.

Родственники пациента часто нуждаются в психологической поддержке.

Как устроена работа с пациентами в Междисциплинарном центре реабилитации?

— У нас работает большая бригада специалистов. Можно выделить три крупных направления. Первое — двигательное. Это специалисты ЛФК, которые в процессе реабилитации учат человека перемещаться в пространстве, стоять, сидеть, переворачиваться, двигать ногами, ходить или перемещаться на инвалидном кресле, удерживать баланс. Они отвечают за крупную моторику.

Второе направление — эрготерапия. Это относительно новая для России область медицины.

Специалисты учат человека быть самостоятельным в повседневной жизни, помогают ему восстановить навыки, которые важны и значимы для его здоровья и благополучия: чистить зубы, пользоваться ванной, туалетом, одеваться, раздеваться, готовить пищу, посещать магазины, считать деньги, пользоваться кошельком, писать, читать, воспринимать информацию.

Третье направление — психологическое сопровождение реабилитационного процесса. Я и мои коллеги отвечаем за мысли, чувства и поведение человека, находящегося у нас на реабилитации

И особенность нашего центра заключается в слаженной работе всех специалистов. Мультидисциплинарная бригада ведет каждого пациента и обсуждает с коллегами динамику реабилитации.

Такой всесторонний подход позволяет оказать высококвалифицированную реабилитационную помощь каждому пациенту.

Как долго идет реабилитация?

— У нас в центре есть и стационар, и амбулатория. Минимальный курс реабилитации в стационаре занимает две недели, но пациенты после стационара продолжают посещать центр амбулаторно.

К тому же сейчас есть возможность удаленно общаться с врачами, проводить видеоконференции. И таким образом можно продолжать поддерживающую реабилитацию.

Вы помогаете только взрослым?

— Нет, в МЦР есть две клиники — взрослая и детская. Мы помогаем детям в возрасте от трех с половиной лет при ДЦП, черепно-мозговых травмах, аномалиях развития, спинальных травмах, аутизме, после онкозаболеваний, проводим ортопедическую реабилитацию.

Почему так важна медицинская реабилитация и как сегодня развивается эта область?

— В последнее время реабилитационная медицина стала активно развиваться. Ведь человек, серьезно пролечившись в больнице, не должен после выписки оставаться один на один с новой ситуацией, не зная, что же ему делать дальше.

А дальше надо возвращаться к максимально полноценной жизни. В этом и должна помочь реабилитационная медицина.

Я, как специалист, очень рад, что все чаще люди слышат о таких возможностях, понимают, насколько это важно и нужно. Проходить реабилитацию, получать профессиональную помощь — значит, проявлять здоровую заботу о себе.

Человеку важно не только выжить в какой-то травмирующей ситуации, но и жить дальше, вернуться к полноценной жизни, насколько это позволяет его состояние, иметь будущее. Учитывая современное развитие реабилитационной медицины, это практически во всех случаях возможно.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Реабилитация больного заключается не только в налаживании его физического состояния, но и в помощи психологического характера. Только комплексная реабилитация может оказать должный эффект на состояние больного.

Психологическая реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление эмоциональной стабильности больного, инвалида, возвращение социальной и профессиональной активности. Реабилитация является сложным процессом, благодаря которому больной начинает спокойно воспринимать изменения в его здоровье и у него появляется положительное отношение к жизни, он начинает принимать активное участие в семье и обществе.

Реабилитация выступает завершающим звеном в лечении, на этом этапе происходит оценка эффективности лечения и восстановление личности и социального статуса пострадавшего. Успех лечения тяжелых хронических заболеваний и восстановления трудоспособности зависит от верного и рационального комбинирования физических и психологических средств воздействия на больного.

Психологическая реабилитация аномальных детей происходит в специализированных учебно-воспитательных учреждениях, программа восстановления в которых создана согласно специфике аномального развития ребенка. В этом случае реабилитация состоит из психологических, обучающих, воспитательных средств и профессиональной подготовки, чтобы аномальный ребенок был приобщен к обществу и труду в соответствии его психофизических возможностей.

Схема психологической реабилитации:

  1. Анализ реабилитационного потенциала больного
  2. Оценка возможностей и условий проведения мероприятий по психологической реабилитации
  3. Постановка задач и целей реабилитации
  4. Формирование методов и средств реабилитации

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Любой человек после тяжелой травмы, нападения, насилия, полной или частичной потери физических способностей нуждается в психологической реабилитации. Медики применяют эффективные методики, которые возвращают пострадавшего в социальную среду и помогают в налаживании взаимодействия с окружающим миром.

Назначение психологических методик состоит в том, чтобы вернуть пациента к полноценной жизни, даже когда у него наблюдается ограничение функций тела. Именно моральное состояние человека влияет на длительность периода восстановления.

Одной из задач психологической реабилитации является предотвращение агрессивного поведения больного, чтобы избежать его отчаянного поведения, которое может привести к преступлению. У детей с их еще неустойчивой психикой, может проявиться отсутствие желания жить и неспособность вернуться к активной социальной позиции.

Методы психологической реабилитации:

  1. Психологическая консультация. Ее суть заключается в решении проблем, которые препятствуют самореализации, раскрытию способностей, развитию пациента как личности. Психологическая консультация направлена решение проблем в общении и подготовке к труду. Она включает в себя психодиагностику, психокоррекцию и психотерапию. Ее можно использовать на любом из этапов реабилитации.
  2. 2. Психотерапия включает в себя лечение возможных расстройств пациента, ликвидацию имеющихся симптомов, изменение отношения к социуму и к личности самого пациента. Техники психотерапии: нейролингвистическое программирование, гипнотерапия, арттерапия, позитивная психотерапия, гештальттерапия, психосинтез, трудотерапия и т.п. Важное место занимает семейная терапия, которая применяется в работе с детьми. Ее цель – оптимизация взаимоотношений в семье, в которой дети с отклонениями в развитии.
  3. 3. Психокоррекция. Ее цель — скорректировать личностные качества и характер пострадавшего для повышения его самореализации и социальной деятельности.
  4. 4. Психологический тренинг. Его назначение – восстановление и развитие навыков, которые были утрачены или нарушены по причине заболевания, что тормозит самореализацию личности. Психологический тренинг отличается от других методов психологической реабилитации своей локальной направленностью. Его виды: коммуникативный тренинг, аутотренинг, тренинг интеллектуальных функций, тренинг моторных функций, тренинг креативности и т.п.

ЗАДАЧИ

  • Нормализация психологического и эмоционального состояния.
  • Восстановление интеллектуальных функций: мышление, психомоторика, память и т.д.
  • Облегчение реабилитации пациента.
  • Помощь в поиске внутренней гармонии с собой, адекватному отношению к своим возможностям, устранение противоречий и принятие своего физического состояния.
  • Налаживание взаимодействия с социумом, развитие коммуникативных навыков.
  • Оптимизация отношений в семье.
  • Развитие мотивации к самовыражению.
  • Раскрытие способностей пациента, креативного и творческого потенциала.

ВИДЫ ПОМОЩИ

  1. Медицинская помощь заключается в подготовительных работах больного к операции, восстановлении психологического состояния после тяжелых травм, сохранении личности инвалидов.
  2. Профессиональная помощь направлена на сохранение и восстановление навыков пострадавшего. Проводятся специальные упражнения, которые восстанавливают утраченные или нарушенные движения частей тела. У детей упражнения дополняют психологическими методами при восстановлении письма, движений конечностей после полученных травм.
  3. Социальная помощь может проводиться в группах, где объединяются больные с одинаковыми проблемами. Такая помощь облегчает детям процесс восстановления, а инвалиды легче приспосабливаются к жизни в инвалидном кресле. Изучаются способы устранения психологических ограничений и препятствий для активной социальной жизни пострадавшего. Для человека создают соответствующую среду, чтобы он испытывал положительные эмоции и был расположен к взаимодействию с окружающим миром.

Важное место в психологической реабилитации занимает подготовка ребенка к труду. Она направлена на формирование у человека стремления быть успешным, добиваться поставленных целей, максимально реализоваться в трудовой деятельности. В основном, шестнадцатилетние дети не могут сделать адекватный выбор профессии. Их профессиональное самоопределение затруднено по следующим причинам:

  • Не правильная самооценка (заниженная или завышенная).
  • Неверное оценивание своих возможностей.
  • Недостаток информации о плюсах и минусах той или иной профессии, условиях труда.
  • Отсутствие мотивации к трудовой деятельности.

Учитывая перечисленные причины, с ребенком проводят неспецифическую и специфическую профориентационную работу.

Неспецифическая профориентационная работа заключается в сглаживании психологических барьеров и нарушений и формировании предпосылок к адекватному выбору профессии.

Специфическая профориентационная работа выражается в оценивании трудовых возможностей пациента, проведении комплексных занятий по формированию правильных установок на объективно показанную ему трудовую деятельность с учетом его характера, физических возможностей и навыков.

Проведение всех перечисленных мероприятий будет способствовать адекватному профессиональному определению ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector