0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что собой представляет проблема

Что такое проблема? Классификация проблем по А.А. Ивину

философские науки

  • Селезнева Анастасия Олеговна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
  • Похожие материалы

    Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его

    Процесс познания человеком окружающего мира порождает сложный и многообразный мир проблем. Обнаружение и раскрытие какой – либо проблемы есть основа творческого мышления человека. Проблема – часть человеческого познания, поэтому так необходимо знать, что такое проблема (в общем смысле). Не менее важно знать классификацию проблем, так как определенная проблема требует для собственного разрешения разные способы, ресурсы, а также имеет собственный результат.

    В широком смысле проблемной является всякая ситуация, практическая или теоретическая, которая не имеет соответствующего обстоятельствам решения и поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема в самом общем смысле — это некоторое затруднение, колебание, неопределенность. Требуются действия по устранению этой неопределенности. Однако не всегда ясно, что именно следует предпринять. Первоначально понятие проблемы, возникшее еще в Древней Греции, означало «преграду», «трудность», «задачу».

    Таким образом, под проблемой понимается объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Сам процесс познания истолковывается при этом как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после решения первых.

    Несмотря на первоначальную простоту, феномен проблемы имеет определенные особенности. Во – первых, не каждая проблема изначально сформулирована ясно и отчетливо. Только узкий класс проблем сразу же имеет вид явного вопроса. Во – вторых, нередко проблема формулируется одновременно с решением. В – третьих, случаются ситуации, когда поиск проблема – это уже отдельная проблема. В таких случаях раскрывается определенный талант исследователя.

    На способ постановки проблемы влияют два фактора. Это общий характер мышления исторического периода, в котором существует данная проблема, а также существующий уровень знаний о касаемых в проблеме объектах. Каждой исторической эпохе свойственны свои типичные формы проблемных ситуаций. В хорошо проверенной и устоявшейся научной теории проблемные ситуации осознаются по-другому, чем в теории, которая только складывается и не имеет еще твердых оснований.

    Отсюда можно выделить типологию проблемных ситуаций. Российский философ Александр Архипович Ивин считает, что подразделять проблемы можно по разным основаниям. Об этом он говорит в своей работе «Основы теории аргументации». Типологизировать проблемы можно по их актуальности. В результате проблемы бывают существующие, возникающие и потенциальные. Также их можно делить по целям. А. А. Ивин считает, что особый философский интерес представляет деление по трем основаниям: формулировка проблемы, метод решения и определенность решения. Эти признаки органично вводятся А. А. Ивиным с помощью вопросов. «Сформулирована ли проблема с самого начала?» «Имеется ли метод ее решения?» «Насколько отчетливы представления о том, что именно считать решением проблемы?» Ответы на каждый из вопросов позволяет выделить восемь видов и объединить их в две подгруппы. Остановимся на каждой подробнее.

    Первые четыре типа названы явными проблемными ситуациями, так как формулировка проблемы задана с самого начала, их различия только в методах ее решения. Последующие четыре типа – это неявные проблемные ситуации, когда проблему еще предстоит обнаружить и сформулировать.

    Показательные задачи – самый определенный вид явной проблемы. Выделяют алгоритм решения задачи при помощи анализирования подобных проблем. Вырабатываются определенные навыки в обращении с другими задачами такого рода. В этом и есть практическая ценность данного вида проблемной ситуации.

    Следующий тип более интересен, так как неизвестен результат решения. Но такой вид не является еще исследовательской проблемой потому, что многое определено с самого начала и для поиска решения остается довольно ограниченное пространство. Однако такие задачи полезны тем, что тренируют ум, вырабатывают сообразительность, умение рассуждать последовательно и ясно.

    По сравнению со следующими видами явных проблемных ситуаций вышеперечисленные типы можно назвать лишь «затруднениями». Последние два типа явных проблем представляют особый интерес. Именно их можно назвать полноценными проблемами.

    Риторическая проблема, она же проблема – головоломка, характеризуется тем, что имеет и очевидный, само собой разумеющийся ответ, и общие черты со всякого рода головоломками. Этот тип проблемы связан с поиском метода, с помощью которого из начальных условий может быть получен уже известный в общих чертах ответ. Примерами таких проблем могут явиться различные кроссворды, ребусы, задачи на составление фигур из имеющихся элементов, загадки, шахматные задачи. Определим характерные черты: во – первых, проблема сформулирована не самим исследователем, во – вторых, однозначно, что существует решение, в – третьих, основные линии поиска решения известны еще до самого исследования, однако круг его поиска существенно ограничен.

    Рассмотрим эти черты на конкретном примере. Ребенок составляет картинку из предлагаемых по условиям игры нескольких кубиков, причем делать он это может в произвольном порядке. Составленная фигура может быть оригинальнее, но может не оказаться ее решением. Чтобы получить верное, нужно выполнить необходимые, обязательные условия. Важная черта состоит в том, что ответ существует, но он еще не известен в начале.

    Риторические проблемы очень распространены, несмотря на их простоту и незатейливость. Почему? Долго и упорно разгадывать головоломку нас стимулирует уверенность в несомненном существовании решения и настойчивости и сообразительности. Также она может быть одним из видов творчества человека.

    Стоит отметить, что проблемы – головоломки могут иметь вид подлинных научных проблем, часто такой тип явной проблемы возникает на конечном этапе развития теории, когда она устоялась, а ее положения стали аксиомой. Такая твердая в своем ядре и апробированная во многих деталях теория задает основные положения и образцы анализа изучаемых явлений, определяет главные линии исследования и во многом предопределяет его результат. Исходные положения и образцы в своей основе не подлежат никакому сомнению и никакой модификации.

    В этом выделяются своеобразную черту: такие научные риторические проблемы не изобретаются самим исследователем, а навязываются сложившейся теорией. Однако такие проблемы все равно остаются проблемами – головоломками, несмотря на общую характеристику. Все также ответ предусмотрен, круг решений ограничен и существуют основные линии его поиска. Здесь важны не столько глубина и оригинальность мышления, сколько изобретательность и настойчивость исследователя.

    Самым сложным и глубоким типом явных проблем являются классические проблемы. Решение этой проблемы полностью лежит на исследователе. Почему? Обратимся к критериям классификации. Проблема формулируется самостоятельно. Не существует четких контуров решения проблемы, т. е. не существует какого-то обязательного ответа. Кроме того, предстоит открыть метод решения проблемы. Можно сказать, что в основе решения данного вида проблемы лежит творчество в чистом виде. Оно требует не только настойчивости и изобретательности, но и воображения и критического мышления.

    Обратим внимание на вторую группу в классификации проблем – неявные проблемы. Определим отличительную особенность от явных проблем: затруднение существует без открытого и прямо поставленного вопроса. Однако между неявными и явными проблемами не существует четкой границы. Наоборот, к неявным проблемам очень близки классические проблемы практически отсутствием какой-либо информации.

    Остановимся на каждом из четырех видов подробнее. Первый вид неявной проблемы имеет и метод, и решение, но нет никакого затруднения. Примерами таких проблем могут служить оригинальные изобретения, которые находят свое применение только после получения чего-то с помощью этого устройства.

    Второй вид имеет только метод. Ни проблемной ситуации, ни решения нет. Такие случаи довольно часто встречаются в абстрактной математике. К этому виду также можно отнести случаи, когда метод, разработанный в связи с одной проблемой, оказывается применим к другой, совершенно не связанной с ней проблеме. В этих случаях задача состоит в поиске проблемы и применения существующего метода.

    Также существуют такие неявные проблемные ситуации, когда есть только решение, но неизвестен вопрос, ответом на который оно могло быть и не ясен конкретный метод, с помощью которого решение получено. Примерами таких ситуаций являются исследования, ставившие вначале одну проблему, но, в конечном счете, решающие совсем другой, явно не поставленный вопрос. В таких случаях конкретный метод выделить сложно.

    Последний вид неявных проблем характеризуется неопределенностью всех оснований вышеупомянутой классификации. Вместо четко выраженного вопроса есть только какое-то затруднение, нет никакого метода и, тем более, решения данной проблемной ситуации. Данный тип проблем находил свое отражение в истории развитии науки не раз. Многие крупные научные проблемы в первый период своего становления ощущались и осмыслялись именно как неопределенные затруднения.

    Развитие научного познания нередко приводит к проблемам, приобретающим форму апорий и парадоксов, для разрешения которых требуется переход на иной, философский уровень их рассмотрения.

    Практическая ценность абсолютной любой проблемной ситуации состоит в том, что «развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем постановки новых проблем». Подробная классификация проблемных ситуаций особенно важна в научном познании. От правильного понимания вида определенной проблемы напрямую зависит окончательный результат, т. е. получение правильного решения с помощью какого – либо универсального или, наоборот, уникального метода. Выделение проблемы, поиск метода и его использование для решения этой самой проблемы способствуют развитию творческого мышления, умственных способностей человека. Проблема есть двигатель человеческого мышления, познания окружающего мира и законов его функционирования.

    Список литературы

    1. Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 352 с.
    2. Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том III: Справочное издание. – М.: Мысль, 2012 – 692 с.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Что такое проблема? Значение слова

    О том, что такое проблема в понятийном смысле, человек, наверное, никогда не задумывается. Ведь главное — решить ее, а не озадачиваться вопросом о смысле термина. Но, на самом деле, «проблема» — очень интересное понятие, которое можно рассматривать в разных аспектах.

    Немного философии

    Если обратиться к различным справочникам и словарям, то можно выяснить достаточно четко, что перевод слова «проблема» с древнегреческого языка означает «задача». С точки зрения философии — это понятие характеризует вопрос практического или теоретического плана, требующий решения, причем путей и результатов решения может быть несколько. Именно этим проблема отличается от задачи, решение которой можно осуществить только одним путем. С этой же позиции следует учитывать верность постановки проблемы, ведь она может быть заключена в неверных вопросах, которые получат неверный ответ, а результат не станет решением конкретной проблемы.

    Жизненные ситуации

    Как часто люди говорят в сердцах: «Тебе бы мои проблемы!», совершенно не задумываясь о конкретном смысле понятия «проблема». Определения слова можно рассматривать в бытовом ключе, когда перед человеком стоит определенная задача, которую он по каким-то причинам считает трудноразрешимой или же затрудняется выбрать правильное решение из множества вариантов. Причем для каждого индивида проблема или комплекс проблем носит свой особый характер. Для решения любой задачи, даже в бытовом и профессиональном плане, необходимо сначала увидеть цель, к которой должно привести решение проблемы, затем уже можно выбирать пути. Активность человека, его саморазвитие, а также изменение внешних условий его жизни оказывают свое влияние на появление проблем. Есть поговорка, ярко характеризующая эту особенность: «Маленькие детки — маленькие бедки». И дело не в размерах проблем, а в их характере и количестве.

    Как классифицируются проблемы?

    Для получения адекватного, качественного результата необходимо правильно установить суть проблемы. Именно этот аспект может подсказать направления ее решения. Сами же проблемы подразделяются на несколько категорий, соответствующих различным ситуациям. По системным уровням (масштабности в рамках человечества) их можно разделить на следующие проблемы:

    Каждая категория включает в себя несколько видов, характерных для конкретного масштаба. Так, к примеру, глобальные мировые проблемы можно разделить на следующие категории:

    • разрыв между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность (так называемая проблема «Север-Юг»);
    • снижение биоразнообразия;
    • обеспечение мира во всем мире (угроза термоядерной войны);
    • несанкционированное распространение ядерных технологий;
    • радиоактивное загрязнение окружающей среды;
    • катастрофическое загрязнение природы;
    • исчерпание пресной воды, цветных металлов, нефти, угля, природного газа, древесины, цветных металлов и, как следствие, проблема обеспечения человечества этими ресурсами;
    • глобальное потепление;
    • озоновые дыры;
    • проблема смертельных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые, онкологические болезни и СПИД;
    • неравномерное демографическое развитие развитых и развивающихся стран, как следствие, возможный голод;
    • терроризм;
    • социальное неравенство;
    • возрастающая безработица;
    • насилие и организованная преступность;
    • загрязнение морей и океанов;
    • загрязнение атмосферы;
    • парниковый эффект;
    • кислотные дожди;
    • опасность падения или катастрофического сближения с Землей астероидов;
    • глобальные техногенные катастрофы;
    • развитие недружественного человечеству искусственного интеллекта.

    Уменьшение масштабности проблемы не означает увеличение простоты ее решения и снижение числа категорий, на которые ее можно подразделить. Из личностных проблем складываются проблемы всего человечества.

    Проблема или нет?

    Синоним к слову «проблема» — задача. Если подойти тщательно к пониманию этих двух терминов, то окажется, что они обозначают разные категории — задачу можно решить, пройдя конкретным путем и достигнув цели. А вот проблему следует сначала разобрать на цели, подобрать верный путь решения, только затем пройти его, желательно не слишком сильно уклоняясь от намеченного пути, лишь потом только получить результат. Если конкретные вопросы определены неверно, то результат может быть совершенно противоположным, чем должно было бы получиться. В этом-то и проявляется вариативность проблемы.

    Проблема в проблеме

    Понятие слова «проблема» трактуется разными областями науки по-разному. Так, с точки зрения философии, проблема — отношение человека к миру в целом и в частности. Именно на ее решении основывается мировоззрение каждого индивида. Философия разных эпох и течений сходится во мнении, что для каждого конкретного мировоззрения существуют свои причины. И именно в определении причин и основ мировоззрения слагается проблема философии. Отсюда же можно сделать вывод о том, что проблемы можно разделить по сложности и возможности сделать прогноз ее развития и потенциального решения.

    Творчество как символ эпохи

    Слово «проблема» можно определить, как многовариантная по решению и результату задача, хотя конкретика задачи состоит, наоборот, в единственно верном решении, которое, несомненно, может получиться разными методами решения. Сферы науки и творчества, мировоззрение каждого конкретного человека сталкиваются с проблемами постоянно. Например, литература — эта область творчества, которая объединяет воедино тему и проблему. Эта связь прослеживается из века в век, объединяя разные эпохи развития человечества. Для конкретного времени стоит определенная проблема и тонкая натура пытается ее решить с помощью творчества — литературы, прозы, поэзии. Этим же вопросом заняты и другие области искусства — изобразительное, хореография, скульптура. Если задаться целью и проанализировать произведения искусства, то можно для себя определить, каким путем была раскрыта, а возможно даже решена определенная проблема. Значение слова в этом контексте будет совпадать с темой и подтемами самого произведения.

    Препятствия в бизнесе как философское понятие

    Еще одна сфера жизнедеятельности человека, с которой каждый обыватель сталкивается регулярно, — способ добывания средств к существованию, то есть денег. Что такое проблема в бизнесе? Это препятствия, стоящие на пути к получению материального блага. Причем здесь есть еще один аспект — риски. Они затрудняют прогнозирование развития проблемы. Также проблема бизнеса выражается в невозможности ее решения использованными ранее способами в связи с изменившимися обстоятельствами. Понимание этих особенностей позволяет ставить определенные цели на пути получения конкретного результата.

    Научные проблемы

    Особо следует помнить о проблемах науки. Здесь совершенно неважно, к какому виду принадлежит сфера познания действительности: естественному, техническому, гуманитарному или общественному. Основная проблема этой области — подмена понятий научного исследования и научного знания. Главная область такой работы — незнание, поиск определенных компонентов знания, способных сделать понимание окружающего мира более полным. Решение научной проблемы — целый комплекс задач, требующих ответа на конкретные вопросы. Полученные знания предыдущих поколений не всегда воспринимаются как аксиома, иногда в пути решения конкретной задачи приходит понимание ошибочности предыдущего знания. В этом случае также проявляется вариативность проблемы — принять новое или же опираться на прошлые знания. Важную роль играет методология определенной научной сферы, основанная на целеуказании, проведении научных исследований и проверки полученных знаний в комплексе с применением их на практике.

    Главное — вопрос

    Если в какой-либо области жизнедеятельности возникла проблема, то следует для начала уяснить, насколько она масштабна и на какие составляющие ее можно разложить, чтобы достичь желаемой цели. Основной этап решения каждой проблемы, какой бы масштабной она ни была, правильно сформулировать вопрос каждого компонента, затем необходимо дать ответ на него, решив конкретную задачу. Только тогда, пройдя всю последовательность, можно справиться с конкретной проблемой. Всегда следует помнить, что вопрос должен быть поставлен максимально точно, от этого зависит конечный результат. В решении каждого вопроса главное действие — мыслительный процесс, даже если задача прикладная, не требующая определенных познаний, хотя даже навыки и умения приобретаются через определенные научные познания.

    Как решать?

    Что такое проблема? Это требующая решения задача, подразумевающая потенциальную многовариантность исхода. Чтобы справиться с такой ситуацией, необходимо вычленить конкретные задачи и решить их. Каждая задача имеет в решении три ступени:

    • постановка проблемы;
    • конкретизация задачи;
    • поиск решения.

    Задача может быть решена как при помощи мыслительного процесса, так и с помощью определенных физических действий, что зависит от поставленной цели для выхода из сложившейся ситуации.

    Народное творчество о сложностях решения

    Что такое проблема в обыденной жизни? Это определенное препятствие на пути получения чего-то желаемого, но не имеет значения — материально осязаемого или чего-то духовного. Люди издавна старались относиться к появляющимся в каждодневной жизни проблемам с некоторой долей иронии, исподволь опираясь на часто цитируемую сегодня фразу, приписываемую царю Соломону: «Все проходит, и это тоже пройдет». Сегодня чаще всего о проблемах говорят афоризмами, получившими известность, взятыми из художественных произведений, высказываний медийных личностей или же приписываемых мудрецам древности. Например, фраза, сказанная, как говорят, Буддой: «Если есть проблема — ее нужно решить. Если ее решить нельзя, не стоит делать из этого проблему». Или же слова Вольтера: «Не бывает больших дел без больших проблем», многими познаются на собственном опыте. Впрочем, слово «проблема» каждым человеком воспринимается именно из своего жизненного опыта и опыта профессиональной деятельности.

    Синонимы

    Синоним к слову «проблема» подобрать не так-то и просто. Сказать «задача», значит, упустить многовариантность решения проблемы. Ведь задача должна быть решена с конкретным результатом, даже невзирая на возможность нескольких путей решения. Использовать слово «трудность» для замены «проблема» тоже не совсем получается, ведь этим словом, скорее всего, правильнее будет обозначить препятствие на пути достижения определенной цели, как бревно поперек дороги. Это же касается и слова «сложность», чаще всего приобретающее прилагательное значение, характеризующее препятствие. Хотя в жизни люди очень часто заменяют слово «проблема» самыми разными словами, не вдаваясь в диалектические особенности каждого термина, начиная от литературных «задача» и «препятствие» и заканчивая народным творчеством, имеющим нелитературный (можно даже сказать неприличный) оттенок.

    Так что такое проблема? Это некоторое обстоятельство материального или нематериального плана, требующее решения. Оно имеет возможность многовариантного исхода, зависящего от желания и возможностей людей решить его в свою пользу.

    проблема

    ПРОБЛЕМА, ы, ж.

    1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

    2. перен. О чёмн. трудно разрешимом, осуществимом ( разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

    | прил. проблемный, ая, ое (к 1 знач.). Проблемная статья (ставящая проблемы).

    Значения в других словарях

    1. проблема — ПРОБЛЕМА -ы; ж. [греч. problēma] 1. Сложный вопрос, задача, требующий решения, исследования. П. происхождения человека. П. внеземных цивилизаций. Научные, методологические проблемы. Экономические, политические, экологические проблемы. Толковый словарь Кузнецова
    2. проблема — ПРОБЛЕМА (греч. problema — задача, задание) — понятие, существенным образом характеризующее научную и в особенности философскую рефлексию. Убедительное различие П. и задач сформулировал Б.С. Грязнов. Он предложил называть. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
    3. проблема — Проблемы, ж. [греч. problema – задача] (книжн.). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. Проблемы морали. Большой словарь иностранных слов
    4. проблема — Актуальная, большая, важная, великая, вечная, волнующая, всепланетная, главная, глобальная, жгучая, животрепещущая, запутанная, злободневная, интересная, исходная, кардинальная, ключевая, комплексная, конкретная, коренная, крупная, мировая, назревшая. Словарь эпитетов русского языка
    5. ПРОБЛЕМА — ПРОБЛЕМА (от греч. πρόβλημα – преграда, трудность, задача) – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос пли целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Новая философская энциклопедия
    6. ПРОБЛЕМА — ПРОБЛЕМА (греч. problema — преграда, трудность, задача) — в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле — ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Новейший философский словарь
    7. проблема — • большая

    Словарь русской идиоматики

  • проблема — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? проблемы, чему? проблеме, (вижу) что? проблему, чем? проблемой, о чём? о проблеме; мн. что? проблемы, (нет) чего? проблем, чему? проблемам, (вижу) что? проблемы, чем? проблемами, о чём? о проблемах. Толковый словарь Дмитриева
  • проблема — орф. проблема, -ы Орфографический словарь Лопатина
  • проблема — сущ., кол-во синонимов. Словарь синонимов русского языка
  • Проблема — (от πρόβλημα, προβάλλω — предлагать) — так называется научный вопрос, могущий быть различно решенным, причем в пользу каждого из возможных решений имеются веские доводы. В каждой науке есть П. Аристотель в «Топике» I кн., 9 глава делит П. на 3 группы —. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • проблема — ПРОБЛЕМА ж. греч. задача, вопрос, загадка, что предложено на разрешенье, на научное решенье; задача, для отысканья неизвестного по данному. Проблематичный, проблематический, задачливый, загадочный, гадательный, сомнительный, неверный. Толковый словарь Даля
  • проблема — ПРОБЛЕМА ы, ж..problème m., нем. Problem, пол. problema Словарь галлицизмов русского языка
  • проблема — Проблема, проблемы, проблемы, проблем, проблеме, проблемам, проблему, проблемы, проблемой, проблемою, проблемами, проблеме, проблемах Грамматический словарь Зализняка
  • ПРОБЛЕМА — ПРОБЛЕМА (от греч. problema — задача) — в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений. Большой энциклопедический словарь
  • проблема — см. >> вопрос, задача Словарь синонимов Абрамова
  • Проблема — (от греч. problema — задача) в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов. Большая советская энциклопедия
  • ПРОБЛЕМА — ПРОБЛЕМА (от греч. prоblema — задача) — англ. problem; нем. Problem. 1. Все то, что требует изучения и решения. 2. Объективно возникающий комплекс вопросов, решение к-рых представляет существенный практический или теоретический интерес. Социологический словарь
  • проблема — -ы, ж. 1. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблема происхождения Земли. Разрешить проблему. □ Проблема землепользования, проблема Человек и Земля приобрела общегосударственное значение. Малый академический словарь
  • проблема — проблема ж. Сложный вопрос, требующий изучения, разрешения. Толковый словарь Ефремовой
  • проблема — пробле́ма начиная с Петра I; см. Смирнов 242. Через польск. problema или стар. нем. Problema (с 1558 г.; см. Шульц–Баслер 2, 669 и сл.) из лат. problēma от греч. πρόβλημα. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • проблема — ПРОБЛ’ЕМА, проблемы, ·жен. (·греч. problema — задача) (·книж. ). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. Проблема личности в истории. Проблемы использования отходов. Проблемы ирригации степей. Проблемы морали. Разрешить проблему. Толковый словарь Ушакова
  • проблема — Пробле́м/а. Морфемно-орфографический словарь
  • Что собой представляет проблема загрязнения водоёмов: как и чем загрязняется вода, последствия для человека и экосистем?

    Загрязнение воды – это одна из глобальных экологических проблем человечества, которая заключается в том, что качество воды в озёрах, реках, морях и других водоёмах постепенно ухудшается за счёт попадания в них не свойственных чистому водоёму химических, биологических и физических веществ. Усугубляется в ситуациях, когда присутствует постоянный источник загрязнения, но при этом меры по очистке водоёма либо проводятся в недостаточном объёме, либо не проводятся вовсе.

    Чаще всего загрязнение невидимо для простого глаза, поскольку большая часть загрязнителей растворяются в воде. Однако если речь идёт о загрязнении мусором или пенящимися химическими веществами, то пониженное качество воды можно заметить и без биохимического анализа.

    Источники загрязнения

    Основные причины и способы загрязнения водоёмов можно разделить на несколько категорий.

    Бытовые сточные воды

    В процессе жизнедеятельности среднестатистический городской житель потребляет около 250 литров воды в сутки, и вся эта вода после использования возвращается в природу.

    Помыть посуду, принять душ, почистить зубы, сделать уборку – все эти процессы требуют затрат воды, и в процессе использования она меняет свои качественные характеристики из-за добавления смесей бытовой химии.

    С очисткой бытовых сточных вод современное оборудование справляется достаточно неплохо, и поэтому фактор загрязнения бытовыми сточными водами стоит далеко не на первом месте по степени опасности.

    Промышленные сточные воды

    Довести до приемлемой чистоты сточную воду с предприятий куда сложнее. Порой «на выходе» после очистки производственные стоки не соответствуют требованиям по чистоте. Закон обязует владельцев предприятий принимать меры по очистке сточных вод, однако, во избежание дополнительных финансовых и временных затрат руководство многих производственных объектов это требование либо игнорирует, либо исполняет довольно формально и использует для очистки устаревшее оборудование, которое не позволяет добиться допустимого качества сточной воды.

    Загрязнение от сельского хозяйства

    Сельскохозяйственное производство можно выделить в отдельную категорию загрязняющих факторов. Загрязнитель здесь не является побочным продуктом какого-либо процесса – как правило, это самостоятельные вещества, которые целенаправленно производятся и используются в целях повышения приплода или урожая. В сфере животноводства сельское хозяйство использует органические и биологические вещества, в сфере растениеводства – преимущественно неорганику. Разнородные отходы требуют абсолютно разных способов очистки сточных вод, и в этом заключается одна из сложностей качественной очистки воды от отходов сельского хозяйства.

    Твёрдые бытовые отходы

    Под твёрдыми бытовыми отходами понимается то, что мы привыкли по-простому именовать мусором. Это пищевые отходы, бумага, резина, стекло, металлические изделия и, конечно, вездесущий пластик.

    В водоёмы содержимое наших мусоропроводов попадает, как правило, из-за небрежного и халатного отношения к окружающей среде: организация мусорных свалок в неположенных местах, самовольный сброс отходов в водоёмы.

    Твёрдый мусор легче поддаётся сбору, однако, представляет собой не меньшую проблему, чем растворённые в воде вредные вещества.

    Тепловое загрязнение воды

    Чаще всего берёт начало в промышленных зонах, где вода используется в качестве охлаждающего агента. Казалось бы, на первый взгляд, всё довольно безобидно: не сбрасывается ничего лишнего, не попадают в окружающую среду химические вещества, вода просто становится более высокой температуры. Однако это повышение может иметь очень серьёзные последствия: прогретая вода, как правило, бедна кислородом, из-за чего возникают проблемы с жизнеобеспечением фауны водоёмов. Постоянный сброс тёплой «бескислородной» воды может привести к полному вымиранию отдельных видов организмов в зоне воздействия фактора.

    Загрязняющие вещества

    Основными загрязнителями воды выступают следующие вещества:

    1. Тяжёлые металлы – свинец, ртуть, кадмий, мышьяк и их соединения. Эти элементы образуют ядовитые металлоорганические комплексы, которые поглощаются гидробионтами, накапливаются в них до высоких концентраций, что в итоге может быть опасно для человека.
    2. Нитраты. Однозарядные ионы солей азотной кислоты в воде в небольших количествах – это признак того, что водоём естественным образом очищается. Однако при повышенной концентрации такая вода представляет угрозу для здоровья животных и человека. Повышенное содержание нитратов в воде и пище, попадающих в организм, чревато снижением уровня гемоглобина в крови, кислородным голоданием, проблемами с сердцем, отравлениями, болезнями ЖКТ.
    3. Нефтепродукты. Утечки нефти и её производных – настоящий бич современности. Опасность такого загрязнения не столько в химических свойствах нефтепродуктов, сколько в том, что при разливании маслянистой жидкости по поверхности воды нарушаются процессы газообмена, теплообмена и влагообмена в водоёмах. Проще говоря, через образованную нефтью плёнку водоём перестаёт «дышать», обмениваться с атмосферой теплом и испарять влагу. Всё это крайне негативно сказывается на его глубинных обитателях. А те организмы, которые живут на поверхности воды, страдают ещё сильнее и часто массово погибают от невозможности полноценно питаться и передвигаться.

    Последствия загрязнения воды

    Как известно, на две трети человеческий организм состоит из воды, и от её качества напрямую зависит его здоровье. Глобальное загрязнение водоёмов не может не сказаться на чистоте питьевой воды, а, значит, и на общем состоянии организма. Кроме того, непосредственный контакт с грязной водой может вызывать большое количество заболеваний: раздражения, аллергические реакции, пищевые отравления, инфекции.

    Употребление в пищу рыбы и морепродуктов, живущих в загрязнённой среде и накапливающих в своём организме вредные вещества, так же может вызвать негативные последствия.

    Вымирание животных

    Загрязнение водоёмов губительно сказывается на количестве и многообразии фауны. Ряд видов живых существ не может приспособиться к жизни в грязной воде и попросту гибнет. Тепловое загрязнение может стать препятствием к размножению рыбы, которая не может пройти на нерест по бедной кислородом воде. Таким образом, численность популяции резко сокращается в довольно короткие сроки. Влияет качество воды и на сухопутных обитателей, которые пьют воду из загрязнённого водоёма.

    Что представляет собой загрязнение окружающей среды? Виды загрязнений и классификация по типу возникновения

    Под загрязнением окружающей среды понимается повышение в ней уровня содержания химических, физических, биологических агентов, не характерных для данной среды, занесенных извне, появление которых имеет негативные последствия.

    Существует несколько видов загрязнения окружающей среды, основанных на типах источника загрязнения.

    Биологический тип загрязнения

    Биологическое загрязнение вызвано проникновением в мировые экосистемы различных вирусов и бактерий, которые оказывают негативное влияние на состояние биосферы.

    Бактериальный

    Бактериальный тип загрязнения вызван проникновением в окружающую среду патогенных микроорганизмов, являющихся причиной распространения различных заболеваний. Так, в воздухе закрытых непроветриваемых помещений скапливаются болезнетворные микроорганизмы. Количественный и качественный состав микрофлоры воздуха в помещении является показателем степени загрязненности воздушной среды.

    Высокая бактериальная загрязненность воздуха является причиной распространения инфекционных болезней, обострения легочных заболеваний, недомоганий – головных болей, головокружений.

    Бактериальное заражение водной среды вызвано привнесением в нее болезнетворных микроорганизмов со сточными, талыми водами, а также купающимися людьми. Высокая степень зараженности воды патогенными микроорганизмами является причиной возникновения кишечных инфекций, других опасных заболеваний – гепатита, холеры, дизентерии.

    Органический

    Органическое загрязнение вызвано воздействием агентов органического происхождения.

    Источниками органического загрязнения являются загрязнения водоемов веществами, способными к брожению, например, отходами пищевых или целлюлозно-бумажных производств, а также пренебрежение правилами очистки канализационных стоков.

    Кроме того, разлагаясь, органические отходы становятся благоприятной средой для патогенных микроорганизмов, и такая вода становится не пригодна для питья и бытовых нужд.

    Химический тип

    Химическое загрязнение представляет собой изменение естественных химических свойств среды в результате проникновения в нее загрязнителей, которые появляются в результате деятельности промышленных предприятий, транспорта, сельского хозяйства. Основными источниками процесса является проникновение в атмосферу продуктов распада топлива, пестицидов в почву, сброс в водоемы неочищенных канализационных вод.

    Механический тип

    Механическое загрязнение – процесс, вызванный увеличением количества агентов, которые оказывают только механическое воздействие, не изменяя химического состава среды. К таким типам относят различные свалки, заиливание водоемов грунтами, поступление пыли в атмосферу. Несмотря на то что многие из подобных явлений на первый взгляд кажутся безобидными, устранение последствий их появления требует большого количества материальных и временных затрат.

    Физический тип

    Вызывает изменение физических свойств среды в результате воздействия загрязнителя. Включает несколько типов, описанных ниже.

    Тепловое загрязнение

    Тепловое загрязнение представляет собой изменение в ту или иную сторону естественной температуры среды. Оно может быть вызвано выбросом нагретых или охлажденных газов, воды. Повышение естественной температуры водоемов вызывает нарушение нереста рыбы, способствует увеличению содержания паразитов в воде, нарушает биологические режимы.

    Шумовое

    Один из актуальных для современного мира тип загрязнения. Шум – это звуковое воздействие, которое нарушает тишину и мешает восприятию полезных звуков. Основными источниками шума являются транспорт (в особенности железнодорожный и авиационный), бытовые приборы, различные заводы. Постоянный высокий уровень шума вызывает расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, ухудшает психологическое состояние.

    Световое

    Световое загрязнение – изменение естественного уровня освещенности окружающей среды. Источниками светового загрязнения являются приборы искусственного освещения, свет от которых рассеивается в нижних слоях атмосферы. Световое загрязнение меняет естественные биологические ритмы живых организмов, нарушает циклы сна и бодрствования, ведет к физическому истощению и снижению продолжительности жизни.

    Радиоактивное

    Радиоактивное загрязнение – повышение содержания в экосистемах радиоактивных веществ. Основными источниками радиоактивного загрязнения окружающей среды является ядерная энергетика, медицинские процедуры (рентгеновские исследования), приборы, используемые в хозяйстве, гражданской обороне.

    В настоящее время из-за воздействия радиационных источников, созданных человеком, радиационный фон значительно повышен.

    Повышенный радиационный фон очень опасен для живых организмов – он способен вызвать онкологические заболевания, генетические аномалии.

    Электромагнитное

    Электромагнитное загрязнение проявляется в изменении электромагнитных свойств экосистем. Источниками электромагнитных загрязнений являются линии высоковольтных электропередач, телевизионные станции, электротранспорт. Высокая электромагнитная напряженность вызывает головные боли, нервно-психические расстройства, повышенную утомляемость.

    Классификация загрязнения окружающей среды по типу возникновения

    Существуют естественные и искусственные источники загрязнения окружающей среды.

    Антропогенное

    Сам термин «антропогенное» означает причастность к процессу человеческой деятельности. Для описания техногенного загрязнения окружающей среды часто используется понятие «антропогенная нагрузка» – это величина, характеризующая степень воздействия человека на окружающую среду.

    Техногенному загрязнению подвергаются литосфера, гидросфера и атмосфера нашей планеты.

    Антропогенные загрязнения окружающей среды различают по масштабу воздействия:

    1. Локальные. Как правило, охватывают незначительную территорию, например, возле промышленного предприятия.
    2. Региональные. Имеют более значительный масштаб и связаны с загрязнением области или даже страны.
    3. Глобальные. Прослеживаются во многих точках планеты на значительном расстоянии от их источника.

    Природное

    Естественное загрязнение окружающей среды вызвано природными процессами, имеющими мощный катастрофический характер. Возникновение этих процессов не связано или косвенно связано с деятельностью человека.

    Факторами естественного загрязнения окружающей среды часто являются паводки, пожары в результате возгорания торфа, сели и грязевые оползни, извержения вулканов.

    Главные источники загрязнения

    Список источников загрязнения достаточно широк. Ниже представлены основные агенты, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду:

    1. Аэрозольные источники. В данную группу относят все реагенты, попадающие в атмосферу. Это, например, дым, который образуется в результате деятельности промышленных предприятий и горной добычи, продукты горения топлива транспорта.
    2. Смог. Это так называемый фотохимический туман. Он образуется в результате соединения аэрозольных источников с солнечной радиацией.
    3. Радиоактивные осадки. Образуются в результате деятельности атомных электростанций и представляют наибольшую опасность для человека. Радиоактивные агенты попадают в атмосферу, впоследствии выпадая вместе с осадками, а также частично оседают в почве.
    4. Загрязнение вод. Отходы деятельности промышленных предприятий попадают в водоемы, отравляя воду и живые организмы в них, что, в свою очередь, приводит к отравлению всей пищевой цепочки.
    5. Загрязнение почвы. Сюда относятся отходы промышленных предприятий, мусор, который оставляет человек в процессе своей жизнедеятельности, пестициды, используемые в сельском хозяйстве.

    Основные последствия загрязнения окружающей среды

    В настоящее время техногенное загрязнение окружающей среды имеет огромный масштаб и представляет опасность для жизни на Земле человека и других организмов.

    Кислотные дожди

    Кислотные осадки возникают в результате выброса в атмосферу оксидов азота и серы, которые в результате взаимодействия с водой образуют кислоты. Эти химические соединения имеют газообразное состояние и разносятся на большие расстояния.

    Кислые осадки вызывают закисление почв и водоемов, отравление их обитателей – живых организмов и растений.

    Также кислотные дожди вызывают разрушение зданий и сооружений, коррозию металлических конструкций и имеют массу других неблагоприятных последствий.

    Снижение качества человеческой жизни

    Источники загрязнения окружающей среды оказывают негативное влияние на человеческий организм. Например, угарный газ (оксид углерода), который образуется в результате деятельности промышленных предприятий, образует прочное соединение с гемоглобином крови человека, в результате органы и ткани не получают достаточного количества кислорода. Человек испытывает дискомфорт, слабость, ослабевают мыслительные процессы.

    Повышенный радиационный фон приводит к необратимым изменениям в тканях организма, что, в свою очередь, приводит к летальному исходу и рождению детей с пороками развития.

    Выбросы предприятий металлургической промышленности являются причиной возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний легких. Продукты деятельности предприятий химической направленности провоцируют развитие аллергических заболеваний.

    Низкое качество воды является причиной распространения инфекционных кишечных заболеваний.

    Постоянный шум вызывает истощение сердечной мышцы и является одним из факторов развития неврозов.

    Проблема. Виды проблем: социальные, экономические, психологические и другие

    Слово «проблема» практически каждый человек воспринимает как трудность, неприятность, препятствие, задержку в чем-либо.

    Проблема: виды проблем

    Являясь неотъемлемой составляющей современного мира, она порождается его изменчивостью. Нарушает налаженный процесс жизнедеятельности, затрагивает все сферы человеческой деятельности, ставит человека в тупик именно проблема. Виды проблем:

    • психологические;
    • научные;
    • социальные;
    • экономические;
    • управленческие;
    • экологические;
    • глобальные.

    Психологические проблемы

    Психологические проблемы представляют собой неравновесие душевного состояния человека, влияющее на его взаимоотношения с собой и окружающей средой.

    Различают следующие виды психологических проблем:

    • Явные – другими словами, «лежащие на поверхности». Это проблемы в отношениях, ревность, болезненные привязанности, очевидные страхи, отсутствие самоконтроля и воли, выражающееся в лени и нежелании напрягаться.
    • Скрытые – присутствующие в человеке, но не проявляемые в той мере, чтобы их обнаружить.
    • Глубинные – те же скрытые проблемы, о наличии которых достоверных фактов нет, но по некоторым признакам психологи склонны верить в их существование.

    Научные проблемы

    Виды научных проблем (теоретические, методологические, организационные) представляют собой совокупность возникающих теоретических и практических вопросов, достаточно сложных, противоречащих существующим знаниям и требующих решения путем проведения научных исследований.

    Социальные проблемы

    Социальные проблемы выражаются в частичном или неполном удовлетворении потребностей и интересов отдельных личностей и групп. Под потребностями стоит понимать как физиологические нужды (одежда, жилье, еда), так и духовные вопросы (общение, образование, самореализация).

    • Индивидуально-личностные и семейные. Это одиночество, депрессия, непонимание, социальная изоляция, неблагоприятная атмосфера в семье, чувство вины, внутренний кризис, проблемы в обучении детей и молодежи, трудности с физическим и психическим здоровьем (пожилой возраст, инвалидность).
    • Социально-экономические, связанные с бедностью, безработицей, увеличением числа социально незащищенных лиц.
    • Социально-экологические, обусловленные вредным воздействием на здоровье человека загрязненной окружающей среды.
    • Социальной стратификации, связанные с разделением людей в обществе по определенному признаку (власть, уровень доходов, профессия), обуславливающему ощутимое неравенство между уровнем жизни различных слоев населения. Это способствует созданию благоприятных условий для социальной эксплуатации и манипуляции.
    • Поведенческие, включающие девиантное поведение, преступность, социальные дефекты и аномалии.
    • Символизации и социального моделирования, то есть искривленного мировосприятия и искажения социальных ценностей.
    • Социально-политические, обуславливаемые низким уровнем социальной активности населения, напряженностью и нестабильностью отношений в обществе.

    Экономические проблемы

    Мир, движимый интеграционными процессами, все более приходит к необходимости перерастания торговли и экономических связей между отдельными странами в единый всемирный экономический комплекс. Нехватка продовольствия, требующая правильного распределения между потребителями, в данном случае есть первоочередная проблема.

    Виды экономических проблем можно обозначить следующими вопросами:

    • Что производить?
    • Как производить?
    • Для кого производить?

    То есть важно правильно определиться с выбором производимых благ, требуемых для этого ресурсов и технологий, а также верным перераспределением полученного продукта между экономическими субъектами в связи с ограниченным количеством созданных товаров и предоставленных услуг.

    Управленческие проблемы

    Управленческие проблемы проявляются при несоответствии запланированным показателям поставленных целей в трудовой деятельности предприятия, что вызывает сбой и неполадки рабочего процесса. В данном случае урегулировать ситуацию может грамотное управленческое решение руководителя, которому очень важно своевременно выявить и диагностировать проблему. Виды управленческих проблем:

    • стратегические, требующие формирования, уяснения, изучения, оценки и практического использования базы данных;
    • тактические, решаемые в более короткие сроки по сравнению со стратегическими;
    • долго -, средне -, краткосрочные и текущие;
    • по уровням руководящего звена: низового, среднего и высшего.

    Для решения проблемы требуется точно установить и осознать симптомы, ее вызвавшие. Наиболее распространенными являются:

    • несогласованность во взаимодействии между внутренними подразделениями;
    • плохое качество продукции и оказываемых услуг;
    • высокие издержки управления и производства;
    • недостаточная квалификация персонала и его текучесть;
    • маленькая производительность труда;
    • плохие показатели сбыта;
    • устаревший технологический процесс и значительный износ оборудования;
    • маленькая прибыль;
    • огромная кредиторская задолженность.

    Часто вышеописанные симптомы друг друга дополняют, представляя проблему в комплексе. К примеру, низкая прибыль связана с высокими издержками и плохим качеством продукции.

    Взять грамотное управление проблемой в свои руки под силу руководителю, за плечами которого весомый багаж знаний и опыта, компетентность, деловая интуиция и умение почувствовать проблему в стадии начала ее зарождения.

    Экологические проблемы

    Экологические проблемы большей частью обусловлены человеческой деятельностью, направленной на удовлетворение своих интересов и вносящей негативные изменения в природную среду. Все большую актуальность приобретают такие виды экологических проблем, как:

    • Разрушение озонового слоя, предохраняющего живые организмы от пагубного воздействия солнечного излучения. Основной причиной появления «озоновых дыр» (пространства с пониженным содержанием озона) является значительная концентрация в атмосфере фреонов – высоколетучих химических веществ, широко используемых в быту и производстве. Распадаясь в верхних слоях воздуха, они образуют оксид хлора, который разрушает озон. Ослабление озонового слоя приводит к торможению процесса фотосинтеза в растениях, падению урожайности сельскохозяйственных культур, повышению на Земле уровня ультрафиолетового излучения, что способствует усилению заболеваемости раком кожи.
    • Парниковый эффект, возникающий в результате разогрева нижних слоев атмосферы, способных пропускать сквозь себя коротковолновую солнечную радиацию и при этом препятствовать тепловому длинноволновому излучению земной поверхности. Газы (оксиды азота, метан, фреон, диоксиды углерода) образуют некую крышу парника над планетой, возвращая большую часть тепла на Землю, что обуславливает его накопление в приповерхностных слоях атмосферы. Результатом этого являются такие негативные последствия, как рост уровня Мирового океана, обусловленный таянием льдов, увеличение количества осадков, изменение направления ветров и океанических течений, повышение температуры, природное потепление. В Киото в декабре 1997 года была проведена международная конференция по вопросу глобального изменения атмосферного климата, в которой участвовало 159 стран. Результатом ее стало принятие договора, предусматривающего общее уменьшение на 5,2% выплесков в атмосферу парниковых газов.
    • Кислотные осадки, представляющие собой природные явления (дождь, снег, туман) с повышенной кислотностью, обусловленной концентрацией в растворе водородных ионов. В результате этого происходит угнетение растительности, снижение прироста леса, урожайности сельскохозяйственных культур, окисление озер, приводящее к гибели водорослей и рыб.
    • Утилизация отходов – неиспользуемых остатков сырья, полуфабрикатов, материалов, образующихся в процессе производства и потребления продукции.

    Виды глобальных проблем

    Глобальные проблемы, имея естественно-природный и социальный характер, затрагивают интересы всего человечества, серьезно угрожая его нормальному будущему. Являясь сложной и взаимосвязанной системой, сочетающей комплекс всех вышеозначенных проблем, они требуют немедленного разрешения с приложением максимальных усилий всех стран мира.

    В зависимости от характерных признаков различаются следующие виды глобальных проблем:

    • Между развитыми и развивающимися странами, а также странами с переходной экономикой. Решение направлено на недопущение конфликтов и установление экономического порядка, сохранение мира, борьбу с бедностью, болезнями, голодом, наркоманией.
    • Между природой и человеком. Урегулирование направлено на защиту окружающей среды, охрану и распределение топливных и сырьевых ресурсов, освоение Мирового океана и космоса, обеспечение человечества продовольствием, энергией, сырьем.
    • Между человеком и обществом. В данном случае на первое место выходит необходимость здравоохранения, образования, решения демографической проблемы и прочее.

    Глобальные проблемы планетного масштаба

    Глобальные проблемы современного мира включают в себя:

    • Угрозу возникновения ядерной войны, преодоление которой заключается в обуздании гонки вооружений, запрещении создания и применения вооруженных систем массового уничтожения людей, ликвидации ядерного оружия.

    • Мировой терроризм, нацеленный на захват новых территорий и устрашение населения.
    • Экологический кризис, заключающийся в стремительном вмешательстве человека в природные процессы.
    • Нехватку природных ресурсов – очень существенная проблема (виды проблем, которые существуют, также актуальны, каждая по-своему). В данном случае крайне необходимо преодоление кризисного взаимодействия человека и природы, ведущего к таким катастрофическим последствиям, как истощение природных ресурсов и беспрецедентное загрязнение окружающей среды. Необходимыми шагами является выработка мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений почвы, воздуха и воды.
    • Демографический фактор, заключающийся в снижении темпов роста народонаселения в развитых странах и увеличении его численности в развивающихся.
    • Экономическую и культурную разницу между уровнем жизни населения развитых стран (Запада и Востока) и странами третьего мира (Азии, Африки, Латинской Америки). В данном случае требуется приложение усилий для уменьшения возрастающего разрыва и устранение во всем мире экономической отсталости.
    • Научно-техническую революцию с ее негативными последствиями, требующую рационального и эффективного использования ее достижений на благо общества и каждой личности отдельно.
    • Распространение инфекционных заболеваний (СПИД, вирус Эбола).
    • Наркоманию, алкоголизм и другие вредоносные привычки. В данном случае усилия требуется направить на преодоление тенденции к снижению социального здоровья, борьбу с алкоголизмом, наркоманией, СПИДом, туберкулезом и прочими болезнями.
    Читать еще:  Что представляет собой изделие
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector