0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что за орган

Значение слова &laquoорган»

1. Часть животного или растительного организма, выполняющая определенную функцию. Органы слуха. Органы кровообращения. Органы речи.

2. перен., чего. Орудие, средство. Временное революционное правительство есть орган борьбы за немедленную победу революции, за немедленное отражение контрреволюционных попыток, а вовсе не орган осуществления исторических задач буржуазной революции вообще. Ленин, Две тактики социал-демократии в демократической революции.

3. чего или какой. Учреждение, организация, выполняющие определенные задачи в той или иной области общественной жизни. Органы здравоохранения. Финансовые органы. Органы народного образования.Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. Конституция СССР.

4. Периодическое издание, принадлежащее какой-л. партии, объединению, учреждению и отражающее их взгляды и деятельность. Он сообщил о намерении партии создать общерусский политический орган социал-демократии. М. Горький, Леонид Красин.

[От греч. ’όργανον — орудие, инструмент]

ОРГА́Н, -а, м. Духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух. [Сальери:] Когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался. Пушкин, Моцарт и Сальери. || Название разных автоматических заводных музыкальных инструментов. Из «чистого» отделения [ресторана] неслись звуки органа, гремевшего марш тореадоров из «Кармен». Вересаев, Два конца.

[От греч. ’όργανον — инструмент]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Орган (от др.-греч. ὄργανον — орудие, инструмент):

О́рган — обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.

Орган государственной власти — часть структуры государственной власти.

Орган общественной самодеятельности

Орган по аккредитации

Орган публичной власти

О́рган — периодическое издание или другое СМИ, выполняющее задачи, поставленные его владельцем.

Орга́н — клавишно-духовой музыкальный инструмент, как правило, значительных размеров.

Орга́н — многоствольное оружие.

Орга́н — коммуна во Франции, департамент Верхние Пиренеи.

О’РГАН, а, м. [греч. organon]. 1. Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания. 2. Орудие, инструмент, средство (книжн.). . Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы масс. Стлн. Слово — о. мысли. 3. Государственное или общественное учреждение (офиц.). Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР. Конституция СССР. Органы власти. Партийные органы. Хозяйственные органы. Законодательные органы. Профсоюзные органы. 4. Газета или журнал, издаваемый обществом, партией, учреждением. «Правда» — орган ЦК ВКП(б). 5. Составная часть сложной машины (тех.). О. передачи.

ОРГА’Н, а, м. [греч. organon]. Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в к-рые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов. Ресторанный о.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

о́рган

1. часть живого организма, выполняющая определённую физиологическую функцию

2. перен. структурно и функционально обособленный элемент управленческой структуры, организация (также мн. ч.)

3. перен. разг. мн. ч. то же, что госбезопасность

4. техн. обособленная часть сложного устройства

орга́н

1. муз. крупный музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами, трубами для извлечения звука

2. истор. военн. многоствольное артиллерийское орудие

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова бронеспинка (существительное):

орган

Значение слова орган

Словарь Ушакова

орг а н, органа, муж. (греч. organon). Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.).

| Название разного рода автоматических духовых инструментов. Ресторанный орган.

2.

о рган, органа, муж. (греч. organon).

1. Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т.д.) Органы речи. Органы питания.

2. Орудие, инструмент, средство (книж.). «. Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы масс. » Сталин . Слово — орган мысли.

3. Государственное или общественное учреждение (офиц.). «Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР Конституция СССР . Органы власти. Партийные органы. Хозяйственные органы. Законодательные органы. Профсоюзные органы.

4. Газета или журнал, издаваемый обществом, партией, учреждением. «Правда» — орган цк вкп(б).

5. Составная часть сложной машины (тех.). Орган передачи.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. organon — орудие, инструмент)

1) часть животного или растительного организма, выполняющая определеннные функции;

2) орудие, средство для сотворения чего-либо;

3) организация, учреждение, выполняющее определенные задачи.

Архитектурный словарь

Духовой музыкальный инструмент, состоящий из множества деревянных или оловянных труб, в которые поступает воздух через поддувальные мехи, управляемые педалями под несколькими клавиатурами.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

часть чего-либо, выделенная для выполнения определенной работы, имеющая определенное назначение, представляющая кого-либо (напр. правление — орган общества).

Административное право. Словарь-справочник

государственная, муниципальная или общественная структура, структурное подразделение организации, которые наделены собственной, как правило, управленческой компетенцией.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

орг’ан ( Пс.150:4 ) — древний духовой инструмент (в оригинале «угаб», в других местах переведено «свирель»). ( см. музыка)

Словарь музыкальных терминов

(от гр. organon — орудие, инструмент) — сложный клавишно-духовой музыкальный инструмент, особенно распространенный в XVI— XVIII вв. Представляет собой систему труб (деревянных и металлических) различного размера, пневматического устройства и аппарата управления — игрового стола ( spieltisch ), кафедры, где находятся клавиатуры для рук (мануалы) и ног (педали), регистровые рукоят­ки, кнопки, рычаги и другие приспособления для управления органом, а также мес­то для музыканта-органиста. Система труб (до нескольких тысяч), объединенных в регистры, позволяет извлекать звуки различных тембров в диапазоне шести октав.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Часть животного или растительного организма, выполняющая определённую функцию.

2. Учреждение, организация, выполняющие определённые задачи в той или иной области общественной жизни.

* Органы здравоохранения. Органы внутренних дел. *

3. Печатное издание какого-н. учреждения, партии, общества.

* Орган министерства здравоохранения. *

Музыкальный духовой клавишный инструмент, по звуковому объёму равный симфоническому оркестру.

|| прил. органный, -ая, -ое.

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG organ)

(греч. organon, лат. organum — орудие, инструмент)

музыкальный инструмент, применяемый в церкви для обеспечения богослужения духовной музыкой.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: управление, отдел, учреждение

Энциклопедический словарь

  1. в военном деле — многоствольное орудие 16-17 вв., имевшее от 6 до 50 и более стволов (ружей, мортирок, малокалиберных пушек), скрепленных в несколько рядов на особом валу или рамах. Производили одновременный залп. В России называется сороками.
  2. клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Др. Греции, Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид с 16 в. Состоит из воздухонагнетательного механизма (электрический, до сер. 19 в. ручной), набора деревянных и металлических труб разных размеров, клавиатур — ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Посредством рычагов, кнопок и т. п. органист может менять тембр (регистр). Т. н. губной орган — древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух вдувается ртом (см. Шэн).
  3. (от греч. organon — орудие, инструмент). 1) часть животного или растительного организма, выполняющая определенную функцию (напр., сердце, печень у животных; корень, стебель у растений) . 2) Учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (напр., орган здравоохранения, орган народного образования) . 3) Периодическое издание какой-либо организации, учреждения и т. п. 4) В переносном смысле — орудие, средство.

Словарь Ожегова

ОРГАН, а, м.

1. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение. О. слуха. О. зрения. Внутренние органы. Органы растений.

2. чего. Орудие, средство. Печать активный о. пропаганды.

3. Государственное или общественное учреждение, организация. Местные органы. Органы здравоохранения. Судебные органы.

4. мн. Учреждения министерства внутренних дел, государственной безопасности (разг.). Работать в органах.

5. Печатное издание, принадлежащее какойн. партии, организации, учреждению. Академический о.

ОРГАН, а, м. Клавишный духовой музыкальный инструмент, состоящий из труб, в к-рые нагнетается воздух. Играть на органе.

| прил. органный, ая, ое. Органная музыка. О. мастер. Органное звучание.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Часть тела животного или растительного организма, выполняющая определенные функции.
    2. Орудие, инструмент, средство.
    3. Государственное или общественное учреждение, входящее в состав определенной системы управления.
    4. Периодическое издание, издаваемое какой-л. партией, организацией, учреждением и отражающее их взгляды и деятельность.
  2. м.
    1. Клавишный духовой музыкальный инструмент, состоящий из набора труб (деревянных и металлических), в которые мехами нагнетается воздух.
    2. Название разных автоматических заводных музыкальных инструментов.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(organum — лат., organo — итал., Orgel — нем., orgue — франц., organ — англ.) — большой музыкальный духовой хроматический клавишный инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств О. занимает первое место между всеми инструментами и считается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давно сделался достоянием церкви. Зародыш О. можно видеть в флейте Пана (Syrinx), a также в волынке (Sackpfeife). Евреи применяли при богослужениях род О. — магрефа; у греков было тоже нечто в роде О. (Hydraulikon). У римлян был комнатный О. (Hydraulis). Изображение этого инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. О. больших размеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные О. — в VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в католическую церковь. В VIII стол. Византия славилась своими О. Искусство строить О. развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., в сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр., состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в полдюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящее время наиболее знаменитым строителем О. считается Вилькер в Лудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; «L’art du facteur, d’orgues» (1766—78); Antony, «Geschichtliche Darstellung der Entstehung und vervolkommnung der О.» (Мюнстер, 1832); Hopkins, «The organ; its history a n d construction» (Л., 1855); Seidel, «Die O. und ihr Bau» (4 изд., Лпц., 1887); Wangemann, «Die O. ihre Geschichte und ihr Bau» (3 изд., ib., 1887); T ö pfer, «Lehrbuch der Orgel baukunst» (Вена, 3 изд. 1888); Frenzel, «Die O. und ihre Meister» (Дрезд., 1894). Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и трубок; напр. О. в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О. бывают открытые с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт. (Piccolo) — ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. — ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фт. — ноты звучат октавой выше писанных, в 8 фт. — ноты звучат, как пишутся, в 16 фт. — ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фт. — ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Если эти открытые трубы закрыть с одной стороны, то их звуки понизятся на октаву. Не все О. имеют трубы больших размеров. По величине самых больших труб в О. он получает свое название, напр. — в 4 фт.; или в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5; называются они мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 4 1/2 октавы, но, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объем большого О. имеет 9 1/2 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ей ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением длины труб этого регистра. Название регистра и величина труб обозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен быть применен. Регистров в О. от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются на две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond, Labialpfeifen). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutation или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux d’anche, Rohr-oder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы расположены в О. террасой, одна над другой. Кроме них существует еще клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах , как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одной системе, в ключе . На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком. О. без педали называется positiv, маленький переносный O. — portativ. В наиболее употребительных церковных и концертных О. три клавиатуры для рук (мануалы) и одна для ног. Нижний мануал — самый близкий к играющему — называется первым мануалом (Grand-orgue), следующий за ним выше — вторым мануалом (positif, expressif), верхний мануал — третьим (r é cit, expressif). Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат: a) Coppula — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, причем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula дает возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого, b) 4 подножки над клавиатурой педалей (P é dale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров. с) Bo î te d’expression — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo. Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritt). Так как регистры в разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере, преимущественно как аккомпанемент молитвы.

Читать еще:  Что такое бытовая травма

Как устроен орган.

Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба — одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана. Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины. Если подуть под углом в устье самой короткой — раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.

На схеме представлена упрощенная схема органа с механической трактурой. Фотографии, показывающие отдельные узлы и устройства инструмента, сделаны внутри органа Большого зала Московской государственной консерватории. На схеме не показан магазинный мех, поддерживающий постоянное давление в виндладе, и рычаги Баркера (они есть на снимках). Также отсутствует педаль (ножная клавиатура)

В отличие от обычной флейты менять высоту звучания отдельной трубки нельзя, поэтому флейта Пана может сыграть ровно столько нот, сколько в ней тростинок. Чтобы заставить инструмент издавать очень низкие звуки, нужно включить в его состав трубки большой длины и большого диаметра. Можно сделать много флейт Пана с трубками из разных материалов и разного диаметра, и тогда они будут выдувать одни и те же ноты с разными тембрами. Но играть на всех этих инструментах одновременно не получится — их нельзя удержать в руках, да и дыхания на гигантские «тростинки» не хватит. А вот если поставить все наши флейты вертикально, снабдить каждую отдельную трубку клапаном для впуска воздуха, придумать механизм, который дал бы нам возможность управлять всеми клапанами с клавиатуры и, наконец, создать конструкцию для нагнетания воздуха с его последующим распределением, у нас как раз и получится орган.

Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше — труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».

Сплав олова и свинца очень мягкий — вот почему органные трубы легко поддаются деформации. Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук.

«Регистр» — одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.

В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура — соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской. Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха. К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок. Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.

В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб — деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых — десятки или сотни регистров… звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста. Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках. Зачем все это?

Разумеется, у органиста всего две руки и играть одновременно на всех мануалах (в органе Большого зала их три, что тоже немало) он не сможет. Несколько ручных клавиатур нужны для того, чтобы механически и функционально разделить группы регистров, подобно тому как в компьютере один физический хард-драйв делится на несколько виртуальных. Так, например, первый мануал органа Большого зала управляет трубами группы (немецкий термин — Werk) регистров под названием Grand Orgue. В нее входит 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) отвечает также за 14 регистров. Третья клавиатура — Recit expressif — 12 регистров. И наконец, 32-клавишная ножная клавиатура, или «педаль», работает с десятью басовыми регистрами.

Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру — это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura). А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов. Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.

Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.

В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад. Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров. Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2009).

ОРГАН

/ Ориг. : Orgel, orgue

ОРГАН (От латинского organum, от греческого &psili_and_oxia;οργανον — орудие, инструмент; нем. Orgel, франц. orgue) — клавишно-духовой музыкальный инструмент.

Основные час­ти: тру­бы (зву­ча­щая часть); ме­хи (часть сис­те­мы воз­ду­хо­по­да­чи; до изо­бре­те­ния элек­тро­мо­то­ра воз­дух на­ка­чи­ва­ли ру­ка­ми или но­га­ми по­мощ­ни­ки — каль­кан­ты); винд­ла­ды (от нем. Windlade, буквально — воз­душ­ный ящик; ём­ко­сти, пред­на­зна­чен­ные для рас­пре­де­ле­ния воз­ду­ха по ус­та­нов­лен­ным на них тру­бам); кла­виа­ту­ры и ру­ко­ят­ки вклю­че­ния ре­ги­ст­ров (сис­те­ма управ­ле­ния ин­ст­ру­мен­том). Кла­ви­ши и ре­ги­ст­ро­вые ру­ко­ят­ки обес­пе­чи­ва­ют по­да­чу воз­ду­ха к со­от­вет­ст­вую­щим тру­бам и свя­за­ны с ни­ми при по­мо­щи так называемой трак­ту­ры. По­след­няя мо­жет быть ме­ха­ни­че­ской (связь кла­ви­ши и тру­бы осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ряд пе­ре­да­точ­ных уз­лов и ры­ча­гов), пнев­ма­ти­че­ской (связь че­рез тон­кую ме­тал­лическую труб­ку, по ко­то­рой идёт воз­дух), элек­три­че­ской (кла­пан тру­бы от­кры­ва­ет­ся за счёт им­пуль­са по­сто­ян­но­го то­ка в элек­трической це­пи). Боль­шин­ст­во ор­ган­ных труб на­хо­дит­ся внут­ри кор­пу­са ин­ст­ру­мен­та, не­ко­то­рые из них мо­гут быть вы­не­се­ны на фа­сад Органа, об­ра­щён­ный к ау­ди­то­рии. Оформ­ле­ние кор­пу­са Органа под­час пред­став­ля­ет не мень­шую ху­дожественную цен­ность, чем его зву­ча­ние. Ме­сто ор­га­ни­ста — пульт, или ка­фед­ра, — ча­ще все­го рас­по­ла­га­ет­ся пе­ред фа­са­дом, имеет кла­виа­ту­ры для рук (ма­нуа­лы) и для ног (пе­даль), а так­же ру­ко­ят­ки вклю­че­ния ре­ги­ст­ров и пе­да­ли управ­ле­ния специальными уст­рой­ст­ва­ми, сре­ди ко­то­рых — ко­пу­лы (ме­ха­низм, по­зво­ляю­щий при иг­ре на од­ном ма­нуа­ле ис­поль­зо­вать ре­ги­ст­ры дру­го­го). При иг­ре ор­га­ни­сту обыч­но по­мо­га­ет ас­си­стент, пе­ре­клю­чаю­щий ре­ги­ст­ры, ука­зан­ные в но­тах. Ко­ли­че­ст­во ма­нуа­лов Органа -от 1 до 7 (ча­ще 2-4), диа­па­зон ка­ж­до­го — от «до» боль­шой до «соль» 3-й («до» 4-й) ок­та­вы; ре­аль­ное зву­ча­ние ин­ст­ру­мен­та мо­жет дос­ти­гать 10 ок­тав.

Под тер­ми­ном «Орган» по­ни­ма­ют­ся так­же ма­лые раз­но­вид­но­сти ин­ст­ру­мен­та. Пор­та­тив (нем. Portativ) — ма­лень­кий пе­ре­нос­ной Орган, кре­пил­ся на пле­чевом рем­не или рас­по­ла­гал­ся на ко­ле­не ис­пол­ни­те­ля, ко­то­рый од­ной ру­кой иг­рал, а дру­гой на­ка­чи­вал воз­дух при по­мо­щи ме­хов. По­зи­тив (нем. Posi­tiv) — не­боль­шой Орган без пе­да­ли, час­то раз­ме­щал­ся на сто­ле; при иг­ре ор­га­ни­сту тре­бо­вал­ся по­мощ­ник, на­ка­чи­ваю­щий воз­дух. По­зи­тив, со­став­лен­ный языч­ко­вы­ми тру­ба­ми (обыч­но не имею­щи­ми рас­тру­бов), на­зы­вал­ся ре­галь (нем. Regal).

Раз­но­об­ра­зие ха­рак­те­ри­стик ор­ган­ных труб да­ёт воз­мож­но­сти для соз­да­ния мно­же­ст­ва раз­ных по зву­ча­нию ре­ги­ст­ров, на­бор ко­то­рых ин­ди­ви­дуа­лен для ка­ж­до­го ин­ст­ру­мен­та. Ре­ги­ст­ры (груп­па труб, оди­на­ко­вых по тем­бру, но раз­ных по вы­со­те зву­ча­ния) раз­ли­ча­ют­ся по фор­ме труб (от­кры­тые и за­кры­тые; ко­нического, ци­лин­д­рического, квад­рат­но­го се­че­ния и другие), их мен­зу­ре (ши­ро­ко- и уз­ко­мен­зур­ные), ма­те­риа­лу из­го­тов­ле­ния (ме­тал­лические и де­ре­вян­ные) и другому. По спо­со­бу зву­ко­об­ра­зо­ва­ния тру­бы (и со­от­вет­ст­вен­но ре­ги­ст­ры) де­лят­ся на ла­би­аль­ные и языч­ко­вые. В ла­би­аль­ных тру­бах, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от ши­ри­ны мен­зуры де­лят­ся на прин­ци­па­лы (от латинского prin­cipalis — пер­вый, глав­ный), флей­ты и штрайхе­ры (от немецкого Streicher — смыч­ко­вые [ин­ст­ру­мен­ты]), звук ро­ж­да­ет­ся в ре­зуль­та­те ко­ле­ба­ния возд. стол­ба вну­т­ри тру­бы. В языч­ко­вых тру­бах зву­ко­об­ра­зо­ва­ние про­ис­хо­дит за счёт ко­ле­ба­ния бью­ще­го языч­ка. Тру­бы языч­ко­вых ре­ги­ст­ров мо­гут иметь длин­ные или ко­рот­кие рас­тру­бы различных форм. Не­ко­то­рые испанские и французские Органы име­ют ха­рак­тер­ные го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ные тру­бы языч­ко­вых ре­ги­ст­ров на фа­са­де — так называемые ша­мады (франц. chamade). Ре­ги­ст­ры раз­ли­ча­ют­ся так­же по тес­си­ту­ре, ко­то­рая тра­ди­ци­он­но обо­зна­ча­ет­ся чис­лом, со­от­вет­ст­вую­щим дли­не са­мой низ­кой тру­бы дан­но­го ре­ги­ст­ра, ча­ще все­го в фу­тах. Ре­ги­ст­ры, в на­зва­ни­ях ко­то­рых фи­гу­ри­ру­ет чис­ло, крат­ное 8, на­зы­ва­ют­ся ос­нов­ны­ми; они зву­чат в со­от­вет­ст­вии с нот­ной за­пи­сью (8-фу­то­вый ре­гистр обо­зна­ча­ет­ся 8′), на од­ну или две ок­та­вы ни­же (16′ или 32′ со­от­вет­ст­вен­но), на од­ну, две или три ок­та­вы вы­ше (4′, 2′ и 1′ со­от­вет­ст­вен­но). Осо­бый род ла­би­аль­ных ре­ги­ст­ров пред­став­ля­ют со­бой али­к­во­ты — обер­то­но­вые ре­ги­ст­ры. Они ред­ко ис­поль­зу­ют­ся са­мо­стоя­тель­но и, яв­ля­ясь вы­де­лен­ны­ми обер­то­на­ми по от­но­ше­нию к ос­нов­ным ре­ги­ст­рам, ме­ня­ют ок­ра­ску то­го ос­нов­но­го ре­ги­ст­ра, к ко­то­ро­му до­бав­ле­ны. На­зва­ния али­к­вот час­то ука­зы­ва­ют на ин­тер­вал, ко­то­рый они со­став­ля­ют с ос­нов­ным то­ном, а так­же со­дер­жат дроб­ное чис­ло, от­ра­жаю­щее их от­но­ше­ние к ос­нов­но­му то­ну (например: Quinta 22/3′, Terzia 13/5′). Су­ще­ст­ву­ют ре­ги­ст­ры, со­стоя­щие из не­сколь­ких ря­дов труб, и в этом слу­чае на­жа­тие од­ной кла­ви­ши при­во­дит к вос­про­из­ве­де­нию не­сколь­ких нот; к та­ко­вым от­но­сят­ся мик­сту­ры (Mixtura, Cornet, Zimbel, Terzian и другие). Ком­би­на­ция из прин­ци­па­лов в со­че­та­нии с али­к­во­та­ми и мик­сту­ра­ми со­став­ля­ет так называемое ор­ган­ное пле­но (итал. organo pleno, от латинского plenus — силь­ный, мощ­ный, пол­но­звуч­ный) — наи­бо­лее ха­рак­тер­ную и по­ка­затель­ную звуч­ность Органа, яр­кую и тор­же­ст­вен­ную. Осо­бый вид мно­го­ряд­ных ре­ги­ст­ров — неж­ные и ти­хие тре­мо­ли­рую­щие ре­ги­ст­ры, в ко­то­рых на ка­ж­дую кла­ви­шу при­хо­дит­ся по 2 тру­бы, на­стро­ен­ные с бие­ни­ем, что соз­да­ёт эф­фект лёг­кой виб­ра­ции (Aeoline; Unda maris, лат. — мор­ская вол­на). Уст­рой­ст­во, по­зво­ляю­щее дос­тиг­нуть эф­фек­та виб­ра­ции при­ме­ни­тель­но к лю­бо­му из ре­ги­ст­ров ма­нуа­ла, — тре­му­лянт (вклю­ча­ет­ся обыч­но отдельной ре­ги­ст­ро­вой ру­ко­ят­кой). Су­ще­ст­ву­ют так­же «де­ко­ра­тив­ные» ре­ги­ст­ры: гло­кен­шпиль (нем. Glockenspiel — ко­ло­коль­чи­ки), ре­ги­ст­ры, изо­бра­жаю­щие пе­ние птиц (исп. Pajaritos, нем. Nachti­gall), и другие.

Читать еще:  Что такое хондроматоз суставов

В ка­то­лической церк­ви и в боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских (лю­те­ран­ская и другие), где Орган яв­ля­ет­ся ча­стью музыкального оформ­ле­ния бо­го­слу­же­ния, он обыч­но рас­по­ла­га­ет­ся на западной сте­не над вхо­дом, од­на­ко мо­жет на­хо­дить­ся и в других мес­тах: ме­ж­ду ко­лон­на­ми центрального не­фа, в тран­сеп­те, над ал­тар­ной пре­гра­дой. В хра­ме мог­ло быть 2 и бо­лее боль­ших Органов, и ус­та­нав­ли­ва­лись они по-раз­но­му (например, один бли­же к ал­та­рю, что­бы ак­ком­па­ни­ро­вать хо­ру, а дру­гой — на хо­рах; на­про­тив друг дру­га ме­ж­ду ко­лон­на­ми центрального не­фа).

Ис­то­ри­чес­кий очерк.

Пред­ше­ст­вен­ник Органа — ан­тич­ный гид­рав­лос. Со­хра­ни­лись све­де­ния о су­ще­ст­во­ва­нии Органа в середине — 2-й половине 1-го тысячелетия в Западной Ев­ро­пе и Ви­зан­тии, при­чём его ис­поль­зо­ва­ние ог­ра­ни­чи­ва­лось свет­ской об­ста­нов­кой; в хри­сти­ан­ской церк­ви он стал при­ме­нять­ся пред­по­ло­жи­тель­но на ру­бе­же 1-2-го тысячелетия.

Средневековый Орган — это так называемый бло­к­верк, зву­ча­щий еди­ным хо­ром прин­ци­паль­ных труб. Кла­ви­ши его бы­ли очень ши­ро­ки­ми — по ши­ри­не труб, а сис­те­ма воз­ду­хо­по­дачи не­со­вер­шен­ной, поэ­то­му иг­рать на бло­к­вер­ке мож­но бы­ло лишь про­стые од­но­го­лос­ные ме­ло­дии. Орган, со­пос­та­ви­мый с современными ин­ст­ру­мен­та­ми, сло­жил­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния: поя­ви­лись но­вый тип трак­ту­ры (по­зво­лив­ший су­зить кла­ви­ши до удоб­но­го раз­ме­ра), ре­ги­ст­ро­вые ру­ко­ят­ки для отдельных ря­дов труб, нож­ная кла­виа­ту­ра из не­сколь­ких кла­виш — пред­ше­ст­вен­ни­ца пе­да­ли. Ре­пер­ту­ар Органа Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ран­не­го ба­рок­ко — пе­ре­ло­же­ния, за­тем об­ра­бот­ки во­каль­ных ис­точ­ни­ков и ва­риа­ции на тан­цы и пес­ни. В тот пе­ри­од поя­ви­лись пер­вые но­ти­ро­ван­ные об­раз­цы ор­ган­ной му­зы­ки. Для но­та­ции при­ме­ня­лась в основная та­бу­ла­ту­ра (бу­к­вен­ная, циф­ро­вая), позд­нее — за­пись в ви­де пар­ти­ту­ры. Современная но­та­ция трёх­строч­ная: 2 верх­ние стро­ки пред­на­зна­че­ны для ма­нуа­лов, ниж­няя — для пе­да­ли.

Ор­ган­ная спе­ци­фи­ка в му­зы­ке эпо­хи Ре­нес­сан­са не от­ра­же­на: тот же ре­пер­ту­ар ис­пол­нял­ся и на других ин­ст­ру­мен­тах. Цен­тры ор­ган­ной куль­ту­ры в этот пе­ри­од — Ни­дер­лан­ды (Я.П. Све­линк), Ис­па­ния (А. де Ка­бе­сон), Ита­лия (К. Ме­ру­ло, А. и Дж. Габ­рие­ли).

Пер­вый рас­цвет ор­ган­но­го искусства при­шёл­ся на эпо­ху ба­рок­ко: бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ва­на кон­ст­рук­ция Органа, стал раз­но­об­раз­нее ре­ги­ст­ро­вый со­став, поя­ви­лись ти­пич­но ор­ган­ные жан­ры, с ко­то­ры­ми свя­за­но раз­ви­тие ис­пол­ни­тель­ской вир­ту­оз­но­сти. В этот пе­ри­од раз­ви­ва­лись нац. шко­лы: италь­ян­ская (Дж. Фре­ско­баль­ди, А. Май­о­не), ис­пан­ская (Ф. Кор­реа де Арау­хо, П. Бру­на), се­ве­ро­немецкая (Д. Бук­сте­ху­де, В. Лю­бек), юж­но­не­мец­кая (И. Я. Фро­бер­гер, Ге­орг Муф­фат), фран­цуз­ская (Ф. Ку­пе­рен, Н. де Гри­ньи) и другие; ка­ж­дой свой­ст­вен­ны свои кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти ин­ст­ру­мен­та, жан­ро­вая сис­те­ма, ис­пол­ни­тель­ские тра­ди­ции. К дан­но­му пе­рио­ду от­но­сит­ся твор­че­ст­во И.С. Ба­ха — круп­ней­ше­го ор­га­ни­ста и ор­ган­но­го ком­по­зи­то­ра, экс­пер­та в об­лас­ти ор­га­но­строе­ния. Сре­ди наиболее значительных мас­те­ров ор­га­но­строе­ния — Г. Зиль­бер­ман и другие чле­ны это­го се­мей­ст­ва (смотри в статье Зиль­бер­ман). Ин­те­рес к Органу умень­шил­ся у ком­по­зи­то­ров-клас­си­ков [смотри в статье Клас­си­ка в му­зы­ке (2-е зна­че­ние)], ко­то­рые от­да­ва­ли пред­поч­те­ние мо­ло­точ­ко­вым кла­виш­ным ин­ст­ру­мен­там (из­вест­но несколько ор­ган­ных пьес В.А. Мо­цар­та).

Воз­ро­ж­де­ние Органа при­хо­дит­ся на эпо­ху ро­ман­тиз­ма. На пер­вый план в ро­ман­тическом ор­ган­ном искусстве вы­шли круп­ные немецкие и французские му­зы­кан­ты: Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман, Ф. Лист, И. Брамс, Й. Рейн­бер­гер, М. Ре­гер; С. Франк, Ш. М. Ви­дор, Л. Вьерн и другие. Ми­ро­вое при­зна­ние по­лу­чи­ли ин­ст­ру­мен­ты немецких фирм «Валь­кер», «За­уэр», французского мас­те­ра А. Ка­вайе-Ко­ля. Сло­жил­ся но­вый — боль­шой ро­ман­ти­че­ский Орган, по­лу­чив­ший название «сим­фо­ни­че­ско­го» за свою спо­соб­ность со­пер­ни­чать с ор­ке­ст­ром по си­ле и раз­но­об­ра­зию зву­ча­ния. В это вре­мя на­ча­ла при­ме­нять­ся пнев­ма­тическая трак­ту­ра, поя­ви­лась воз­мож­ность плав­ной сме­ны ди­на­ми­ки при по­мо­щи швел­ле­ра (жа­лю­зи, от­кры­тие или за­кры­тие ко­то­рых с пуль­та Органа при по­мо­щи специальной пе­да­ли де­ла­ет зву­ча­ние гром­че или ти­ше) и другое.

В Рос­сии Орган поя­вил­ся во 2-й подлвине XV века в ка­че­ст­ве свет­ско­го ин­ст­ру­мен­та при дво­ре го­су­да­рей и зна­ти, позд­нее и в те­ат­ре. Не­боль­шие Органы име­лись в начале XVII века в го­су­да­ре­вой По­теш­ной па­ла­те, во 2-й половине XVII века при дво­ре Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ра­бо­тал поль­ский ор­ган­ный мас­тер Си­мон Гу­тов­ский. В пра­во­слав­ной служ­бе ор­ган ни­ко­гда не ис­поль­зо­вал­ся. В XIX веке поя­ви­лись пер­вые ор­ган­ные со­чи­не­ния рускихс ком­по­зи­то­ров — В.Ф. Одо­ев­ско­го, за­тем С.И. Та­нее­ва, А.К. Гла­зу­но­ва и других; со 2-й половины XIX века иг­ре на Органе ста­ли обу­чать в Санкт-Пе­тербургских и Московских кон­сер­ва­то­ри­ях. В со­вет­ское вре­мя раз­ви­тие ор­ган­но­го искусства бы­ло про­дол­жено в рус­ле ака­де­мического об­ра­зо­ва­ния и кон­церт­ной прак­ти­ки; сре­ди круп­ней­ших отечественных ор­га­ни­стов — А.Ф. Ге­ди­ке, И.А. Брау­до, Л.И. Ройз­ман.

В XX-XXI веках ин­те­рес к Органу со­хра­ня­ет­ся во мно­гих стра­нах. Со­вер­шен­ст­ву­ют­ся сред­ст­ва управ­ле­ния Органа: например, поя­ви­лись так называемые сво­бод­ные ком­би­на­ции, бла­го­да­ря ко­то­рым мож­но за­про­грам­ми­ро­вать ряд ре­ги­ст­ро­вых со­че­та­ний и за­тем ме­нять их на­жа­ти­ем кноп­ки. В ор­га­нострое­нии фор­ми­ру­ют­ся 2 ус­той­чи­вые тен­ден­ции: изу­че­ние, рес­тав­ра­ция и ко­пи­ро­ва­ние ис­то­рических ин­ст­ру­мен­тов; соз­да­ние уни­вер­саль­ных ин­ст­ру­мен­тов, объ­еди­няю­щих чер­ты различных ор­ган­ных тра­ди­ций. Од­ной из ве­ду­щих «ор­ган­ных» стран ос­та­ёт­ся Фран­ция, где Орган про­дол­жа­ет своё раз­ви­тие как цер­ков­ный ин­ст­ру­мент; сре­ди ком­по­зи­то­ров XX века (ко­то­рые ча­ще все­го были ис­пол­ни­те­ля­ми-вир­туо­за­ми) — М. Дю­пре, Ш. Тур­не­мир, Ж. Ален, О. Мес­си­ан, Ж. Ланг­ле.

Но­вые раз­но­вид­но­сти Органа поя­ви­лись в XX веке. Так называемый те­ат­раль­ный Орган (англ. theatre organ) — ин­ст­ру­мент, при­зван­ный за­ме­нить ор­кестр на спек­так­ле или ки­но­сеан­се; об­ла­да­ет те­ми же основными тех­ническими ха­рак­те­ри­сти­ка­ми (сис­те­ма по­да­чи воз­ду­ха, тру­бы и другие), но име­ет ряд до­пол­нительных уст­ройств, ко­то­рые по­зво­ля­ют вос­про­из­во­дить зву­ча­ние фортепиано., удар­ных ин­ст­ру­мен­тов, различные не­му­зы­каль­ные зву­ки (например, си­ре­ну) и другое; эта раз­но­вид­ность по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, главным образом в США. Смотри так­же Элек­тро­ор­ган.

ОРГАН

/ Ориг. : Orgel, orgue

ОРГАН (От латинского organum, от греческого &psili_and_oxia;οργανον — орудие, инструмент; нем. Orgel, франц. orgue) — клавишно-духовой музыкальный инструмент.

Основные час­ти: тру­бы (зву­ча­щая часть); ме­хи (часть сис­те­мы воз­ду­хо­по­да­чи; до изо­бре­те­ния элек­тро­мо­то­ра воз­дух на­ка­чи­ва­ли ру­ка­ми или но­га­ми по­мощ­ни­ки — каль­кан­ты); винд­ла­ды (от нем. Windlade, буквально — воз­душ­ный ящик; ём­ко­сти, пред­на­зна­чен­ные для рас­пре­де­ле­ния воз­ду­ха по ус­та­нов­лен­ным на них тру­бам); кла­виа­ту­ры и ру­ко­ят­ки вклю­че­ния ре­ги­ст­ров (сис­те­ма управ­ле­ния ин­ст­ру­мен­том). Кла­ви­ши и ре­ги­ст­ро­вые ру­ко­ят­ки обес­пе­чи­ва­ют по­да­чу воз­ду­ха к со­от­вет­ст­вую­щим тру­бам и свя­за­ны с ни­ми при по­мо­щи так называемой трак­ту­ры. По­след­няя мо­жет быть ме­ха­ни­че­ской (связь кла­ви­ши и тру­бы осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ряд пе­ре­да­точ­ных уз­лов и ры­ча­гов), пнев­ма­ти­че­ской (связь че­рез тон­кую ме­тал­лическую труб­ку, по ко­то­рой идёт воз­дух), элек­три­че­ской (кла­пан тру­бы от­кры­ва­ет­ся за счёт им­пуль­са по­сто­ян­но­го то­ка в элек­трической це­пи). Боль­шин­ст­во ор­ган­ных труб на­хо­дит­ся внут­ри кор­пу­са ин­ст­ру­мен­та, не­ко­то­рые из них мо­гут быть вы­не­се­ны на фа­сад Органа, об­ра­щён­ный к ау­ди­то­рии. Оформ­ле­ние кор­пу­са Органа под­час пред­став­ля­ет не мень­шую ху­дожественную цен­ность, чем его зву­ча­ние. Ме­сто ор­га­ни­ста — пульт, или ка­фед­ра, — ча­ще все­го рас­по­ла­га­ет­ся пе­ред фа­са­дом, имеет кла­виа­ту­ры для рук (ма­нуа­лы) и для ног (пе­даль), а так­же ру­ко­ят­ки вклю­че­ния ре­ги­ст­ров и пе­да­ли управ­ле­ния специальными уст­рой­ст­ва­ми, сре­ди ко­то­рых — ко­пу­лы (ме­ха­низм, по­зво­ляю­щий при иг­ре на од­ном ма­нуа­ле ис­поль­зо­вать ре­ги­ст­ры дру­го­го). При иг­ре ор­га­ни­сту обыч­но по­мо­га­ет ас­си­стент, пе­ре­клю­чаю­щий ре­ги­ст­ры, ука­зан­ные в но­тах. Ко­ли­че­ст­во ма­нуа­лов Органа -от 1 до 7 (ча­ще 2-4), диа­па­зон ка­ж­до­го — от «до» боль­шой до «соль» 3-й («до» 4-й) ок­та­вы; ре­аль­ное зву­ча­ние ин­ст­ру­мен­та мо­жет дос­ти­гать 10 ок­тав.

Под тер­ми­ном «Орган» по­ни­ма­ют­ся так­же ма­лые раз­но­вид­но­сти ин­ст­ру­мен­та. Пор­та­тив (нем. Portativ) — ма­лень­кий пе­ре­нос­ной Орган, кре­пил­ся на пле­чевом рем­не или рас­по­ла­гал­ся на ко­ле­не ис­пол­ни­те­ля, ко­то­рый од­ной ру­кой иг­рал, а дру­гой на­ка­чи­вал воз­дух при по­мо­щи ме­хов. По­зи­тив (нем. Posi­tiv) — не­боль­шой Орган без пе­да­ли, час­то раз­ме­щал­ся на сто­ле; при иг­ре ор­га­ни­сту тре­бо­вал­ся по­мощ­ник, на­ка­чи­ваю­щий воз­дух. По­зи­тив, со­став­лен­ный языч­ко­вы­ми тру­ба­ми (обыч­но не имею­щи­ми рас­тру­бов), на­зы­вал­ся ре­галь (нем. Regal).

Раз­но­об­ра­зие ха­рак­те­ри­стик ор­ган­ных труб да­ёт воз­мож­но­сти для соз­да­ния мно­же­ст­ва раз­ных по зву­ча­нию ре­ги­ст­ров, на­бор ко­то­рых ин­ди­ви­дуа­лен для ка­ж­до­го ин­ст­ру­мен­та. Ре­ги­ст­ры (груп­па труб, оди­на­ко­вых по тем­бру, но раз­ных по вы­со­те зву­ча­ния) раз­ли­ча­ют­ся по фор­ме труб (от­кры­тые и за­кры­тые; ко­нического, ци­лин­д­рического, квад­рат­но­го се­че­ния и другие), их мен­зу­ре (ши­ро­ко- и уз­ко­мен­зур­ные), ма­те­риа­лу из­го­тов­ле­ния (ме­тал­лические и де­ре­вян­ные) и другому. По спо­со­бу зву­ко­об­ра­зо­ва­ния тру­бы (и со­от­вет­ст­вен­но ре­ги­ст­ры) де­лят­ся на ла­би­аль­ные и языч­ко­вые. В ла­би­аль­ных тру­бах, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от ши­ри­ны мен­зуры де­лят­ся на прин­ци­па­лы (от латинского prin­cipalis — пер­вый, глав­ный), флей­ты и штрайхе­ры (от немецкого Streicher — смыч­ко­вые [ин­ст­ру­мен­ты]), звук ро­ж­да­ет­ся в ре­зуль­та­те ко­ле­ба­ния возд. стол­ба вну­т­ри тру­бы. В языч­ко­вых тру­бах зву­ко­об­ра­зо­ва­ние про­ис­хо­дит за счёт ко­ле­ба­ния бью­ще­го языч­ка. Тру­бы языч­ко­вых ре­ги­ст­ров мо­гут иметь длин­ные или ко­рот­кие рас­тру­бы различных форм. Не­ко­то­рые испанские и французские Органы име­ют ха­рак­тер­ные го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ные тру­бы языч­ко­вых ре­ги­ст­ров на фа­са­де — так называемые ша­мады (франц. chamade). Ре­ги­ст­ры раз­ли­ча­ют­ся так­же по тес­си­ту­ре, ко­то­рая тра­ди­ци­он­но обо­зна­ча­ет­ся чис­лом, со­от­вет­ст­вую­щим дли­не са­мой низ­кой тру­бы дан­но­го ре­ги­ст­ра, ча­ще все­го в фу­тах. Ре­ги­ст­ры, в на­зва­ни­ях ко­то­рых фи­гу­ри­ру­ет чис­ло, крат­ное 8, на­зы­ва­ют­ся ос­нов­ны­ми; они зву­чат в со­от­вет­ст­вии с нот­ной за­пи­сью (8-фу­то­вый ре­гистр обо­зна­ча­ет­ся 8′), на од­ну или две ок­та­вы ни­же (16′ или 32′ со­от­вет­ст­вен­но), на од­ну, две или три ок­та­вы вы­ше (4′, 2′ и 1′ со­от­вет­ст­вен­но). Осо­бый род ла­би­аль­ных ре­ги­ст­ров пред­став­ля­ют со­бой али­к­во­ты — обер­то­но­вые ре­ги­ст­ры. Они ред­ко ис­поль­зу­ют­ся са­мо­стоя­тель­но и, яв­ля­ясь вы­де­лен­ны­ми обер­то­на­ми по от­но­ше­нию к ос­нов­ным ре­ги­ст­рам, ме­ня­ют ок­ра­ску то­го ос­нов­но­го ре­ги­ст­ра, к ко­то­ро­му до­бав­ле­ны. На­зва­ния али­к­вот час­то ука­зы­ва­ют на ин­тер­вал, ко­то­рый они со­став­ля­ют с ос­нов­ным то­ном, а так­же со­дер­жат дроб­ное чис­ло, от­ра­жаю­щее их от­но­ше­ние к ос­нов­но­му то­ну (например: Quinta 22/3′, Terzia 13/5′). Су­ще­ст­ву­ют ре­ги­ст­ры, со­стоя­щие из не­сколь­ких ря­дов труб, и в этом слу­чае на­жа­тие од­ной кла­ви­ши при­во­дит к вос­про­из­ве­де­нию не­сколь­ких нот; к та­ко­вым от­но­сят­ся мик­сту­ры (Mixtura, Cornet, Zimbel, Terzian и другие). Ком­би­на­ция из прин­ци­па­лов в со­че­та­нии с али­к­во­та­ми и мик­сту­ра­ми со­став­ля­ет так называемое ор­ган­ное пле­но (итал. organo pleno, от латинского plenus — силь­ный, мощ­ный, пол­но­звуч­ный) — наи­бо­лее ха­рак­тер­ную и по­ка­затель­ную звуч­ность Органа, яр­кую и тор­же­ст­вен­ную. Осо­бый вид мно­го­ряд­ных ре­ги­ст­ров — неж­ные и ти­хие тре­мо­ли­рую­щие ре­ги­ст­ры, в ко­то­рых на ка­ж­дую кла­ви­шу при­хо­дит­ся по 2 тру­бы, на­стро­ен­ные с бие­ни­ем, что соз­да­ёт эф­фект лёг­кой виб­ра­ции (Aeoline; Unda maris, лат. — мор­ская вол­на). Уст­рой­ст­во, по­зво­ляю­щее дос­тиг­нуть эф­фек­та виб­ра­ции при­ме­ни­тель­но к лю­бо­му из ре­ги­ст­ров ма­нуа­ла, — тре­му­лянт (вклю­ча­ет­ся обыч­но отдельной ре­ги­ст­ро­вой ру­ко­ят­кой). Су­ще­ст­ву­ют так­же «де­ко­ра­тив­ные» ре­ги­ст­ры: гло­кен­шпиль (нем. Glockenspiel — ко­ло­коль­чи­ки), ре­ги­ст­ры, изо­бра­жаю­щие пе­ние птиц (исп. Pajaritos, нем. Nachti­gall), и другие.

В ка­то­лической церк­ви и в боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских (лю­те­ран­ская и другие), где Орган яв­ля­ет­ся ча­стью музыкального оформ­ле­ния бо­го­слу­же­ния, он обыч­но рас­по­ла­га­ет­ся на западной сте­не над вхо­дом, од­на­ко мо­жет на­хо­дить­ся и в других мес­тах: ме­ж­ду ко­лон­на­ми центрального не­фа, в тран­сеп­те, над ал­тар­ной пре­гра­дой. В хра­ме мог­ло быть 2 и бо­лее боль­ших Органов, и ус­та­нав­ли­ва­лись они по-раз­но­му (например, один бли­же к ал­та­рю, что­бы ак­ком­па­ни­ро­вать хо­ру, а дру­гой — на хо­рах; на­про­тив друг дру­га ме­ж­ду ко­лон­на­ми центрального не­фа).

Читать еще:  Что же это такое гемангиома в теле позвонка

Ис­то­ри­чес­кий очерк.

Пред­ше­ст­вен­ник Органа — ан­тич­ный гид­рав­лос. Со­хра­ни­лись све­де­ния о су­ще­ст­во­ва­нии Органа в середине — 2-й половине 1-го тысячелетия в Западной Ев­ро­пе и Ви­зан­тии, при­чём его ис­поль­зо­ва­ние ог­ра­ни­чи­ва­лось свет­ской об­ста­нов­кой; в хри­сти­ан­ской церк­ви он стал при­ме­нять­ся пред­по­ло­жи­тель­но на ру­бе­же 1-2-го тысячелетия.

Средневековый Орган — это так называемый бло­к­верк, зву­ча­щий еди­ным хо­ром прин­ци­паль­ных труб. Кла­ви­ши его бы­ли очень ши­ро­ки­ми — по ши­ри­не труб, а сис­те­ма воз­ду­хо­по­дачи не­со­вер­шен­ной, поэ­то­му иг­рать на бло­к­вер­ке мож­но бы­ло лишь про­стые од­но­го­лос­ные ме­ло­дии. Орган, со­пос­та­ви­мый с современными ин­ст­ру­мен­та­ми, сло­жил­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния: поя­ви­лись но­вый тип трак­ту­ры (по­зво­лив­ший су­зить кла­ви­ши до удоб­но­го раз­ме­ра), ре­ги­ст­ро­вые ру­ко­ят­ки для отдельных ря­дов труб, нож­ная кла­виа­ту­ра из не­сколь­ких кла­виш — пред­ше­ст­вен­ни­ца пе­да­ли. Ре­пер­ту­ар Органа Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ран­не­го ба­рок­ко — пе­ре­ло­же­ния, за­тем об­ра­бот­ки во­каль­ных ис­точ­ни­ков и ва­риа­ции на тан­цы и пес­ни. В тот пе­ри­од поя­ви­лись пер­вые но­ти­ро­ван­ные об­раз­цы ор­ган­ной му­зы­ки. Для но­та­ции при­ме­ня­лась в основная та­бу­ла­ту­ра (бу­к­вен­ная, циф­ро­вая), позд­нее — за­пись в ви­де пар­ти­ту­ры. Современная но­та­ция трёх­строч­ная: 2 верх­ние стро­ки пред­на­зна­че­ны для ма­нуа­лов, ниж­няя — для пе­да­ли.

Ор­ган­ная спе­ци­фи­ка в му­зы­ке эпо­хи Ре­нес­сан­са не от­ра­же­на: тот же ре­пер­ту­ар ис­пол­нял­ся и на других ин­ст­ру­мен­тах. Цен­тры ор­ган­ной куль­ту­ры в этот пе­ри­од — Ни­дер­лан­ды (Я.П. Све­линк), Ис­па­ния (А. де Ка­бе­сон), Ита­лия (К. Ме­ру­ло, А. и Дж. Габ­рие­ли).

Пер­вый рас­цвет ор­ган­но­го искусства при­шёл­ся на эпо­ху ба­рок­ко: бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ва­на кон­ст­рук­ция Органа, стал раз­но­об­раз­нее ре­ги­ст­ро­вый со­став, поя­ви­лись ти­пич­но ор­ган­ные жан­ры, с ко­то­ры­ми свя­за­но раз­ви­тие ис­пол­ни­тель­ской вир­ту­оз­но­сти. В этот пе­ри­од раз­ви­ва­лись нац. шко­лы: италь­ян­ская (Дж. Фре­ско­баль­ди, А. Май­о­не), ис­пан­ская (Ф. Кор­реа де Арау­хо, П. Бру­на), се­ве­ро­немецкая (Д. Бук­сте­ху­де, В. Лю­бек), юж­но­не­мец­кая (И. Я. Фро­бер­гер, Ге­орг Муф­фат), фран­цуз­ская (Ф. Ку­пе­рен, Н. де Гри­ньи) и другие; ка­ж­дой свой­ст­вен­ны свои кон­ст­рук­тив­ные осо­бен­но­сти ин­ст­ру­мен­та, жан­ро­вая сис­те­ма, ис­пол­ни­тель­ские тра­ди­ции. К дан­но­му пе­рио­ду от­но­сит­ся твор­че­ст­во И.С. Ба­ха — круп­ней­ше­го ор­га­ни­ста и ор­ган­но­го ком­по­зи­то­ра, экс­пер­та в об­лас­ти ор­га­но­строе­ния. Сре­ди наиболее значительных мас­те­ров ор­га­но­строе­ния — Г. Зиль­бер­ман и другие чле­ны это­го се­мей­ст­ва (смотри в статье Зиль­бер­ман). Ин­те­рес к Органу умень­шил­ся у ком­по­зи­то­ров-клас­си­ков [смотри в статье Клас­си­ка в му­зы­ке (2-е зна­че­ние)], ко­то­рые от­да­ва­ли пред­поч­те­ние мо­ло­точ­ко­вым кла­виш­ным ин­ст­ру­мен­там (из­вест­но несколько ор­ган­ных пьес В.А. Мо­цар­та).

Воз­ро­ж­де­ние Органа при­хо­дит­ся на эпо­ху ро­ман­тиз­ма. На пер­вый план в ро­ман­тическом ор­ган­ном искусстве вы­шли круп­ные немецкие и французские му­зы­кан­ты: Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман, Ф. Лист, И. Брамс, Й. Рейн­бер­гер, М. Ре­гер; С. Франк, Ш. М. Ви­дор, Л. Вьерн и другие. Ми­ро­вое при­зна­ние по­лу­чи­ли ин­ст­ру­мен­ты немецких фирм «Валь­кер», «За­уэр», французского мас­те­ра А. Ка­вайе-Ко­ля. Сло­жил­ся но­вый — боль­шой ро­ман­ти­че­ский Орган, по­лу­чив­ший название «сим­фо­ни­че­ско­го» за свою спо­соб­ность со­пер­ни­чать с ор­ке­ст­ром по си­ле и раз­но­об­ра­зию зву­ча­ния. В это вре­мя на­ча­ла при­ме­нять­ся пнев­ма­тическая трак­ту­ра, поя­ви­лась воз­мож­ность плав­ной сме­ны ди­на­ми­ки при по­мо­щи швел­ле­ра (жа­лю­зи, от­кры­тие или за­кры­тие ко­то­рых с пуль­та Органа при по­мо­щи специальной пе­да­ли де­ла­ет зву­ча­ние гром­че или ти­ше) и другое.

В Рос­сии Орган поя­вил­ся во 2-й подлвине XV века в ка­че­ст­ве свет­ско­го ин­ст­ру­мен­та при дво­ре го­су­да­рей и зна­ти, позд­нее и в те­ат­ре. Не­боль­шие Органы име­лись в начале XVII века в го­су­да­ре­вой По­теш­ной па­ла­те, во 2-й половине XVII века при дво­ре Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ра­бо­тал поль­ский ор­ган­ный мас­тер Си­мон Гу­тов­ский. В пра­во­слав­ной служ­бе ор­ган ни­ко­гда не ис­поль­зо­вал­ся. В XIX веке поя­ви­лись пер­вые ор­ган­ные со­чи­не­ния рускихс ком­по­зи­то­ров — В.Ф. Одо­ев­ско­го, за­тем С.И. Та­нее­ва, А.К. Гла­зу­но­ва и других; со 2-й половины XIX века иг­ре на Органе ста­ли обу­чать в Санкт-Пе­тербургских и Московских кон­сер­ва­то­ри­ях. В со­вет­ское вре­мя раз­ви­тие ор­ган­но­го искусства бы­ло про­дол­жено в рус­ле ака­де­мического об­ра­зо­ва­ния и кон­церт­ной прак­ти­ки; сре­ди круп­ней­ших отечественных ор­га­ни­стов — А.Ф. Ге­ди­ке, И.А. Брау­до, Л.И. Ройз­ман.

В XX-XXI веках ин­те­рес к Органу со­хра­ня­ет­ся во мно­гих стра­нах. Со­вер­шен­ст­ву­ют­ся сред­ст­ва управ­ле­ния Органа: например, поя­ви­лись так называемые сво­бод­ные ком­би­на­ции, бла­го­да­ря ко­то­рым мож­но за­про­грам­ми­ро­вать ряд ре­ги­ст­ро­вых со­че­та­ний и за­тем ме­нять их на­жа­ти­ем кноп­ки. В ор­га­нострое­нии фор­ми­ру­ют­ся 2 ус­той­чи­вые тен­ден­ции: изу­че­ние, рес­тав­ра­ция и ко­пи­ро­ва­ние ис­то­рических ин­ст­ру­мен­тов; соз­да­ние уни­вер­саль­ных ин­ст­ру­мен­тов, объ­еди­няю­щих чер­ты различных ор­ган­ных тра­ди­ций. Од­ной из ве­ду­щих «ор­ган­ных» стран ос­та­ёт­ся Фран­ция, где Орган про­дол­жа­ет своё раз­ви­тие как цер­ков­ный ин­ст­ру­мент; сре­ди ком­по­зи­то­ров XX века (ко­то­рые ча­ще все­го были ис­пол­ни­те­ля­ми-вир­туо­за­ми) — М. Дю­пре, Ш. Тур­не­мир, Ж. Ален, О. Мес­си­ан, Ж. Ланг­ле.

Но­вые раз­но­вид­но­сти Органа поя­ви­лись в XX веке. Так называемый те­ат­раль­ный Орган (англ. theatre organ) — ин­ст­ру­мент, при­зван­ный за­ме­нить ор­кестр на спек­так­ле или ки­но­сеан­се; об­ла­да­ет те­ми же основными тех­ническими ха­рак­те­ри­сти­ка­ми (сис­те­ма по­да­чи воз­ду­ха, тру­бы и другие), но име­ет ряд до­пол­нительных уст­ройств, ко­то­рые по­зво­ля­ют вос­про­из­во­дить зву­ча­ние фортепиано., удар­ных ин­ст­ру­мен­тов, различные не­му­зы­каль­ные зву­ки (например, си­ре­ну) и другое; эта раз­но­вид­ность по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, главным образом в США. Смотри так­же Элек­тро­ор­ган.

Значение слова « Орган »

В словаре Даля

м. лат. орудие, снаряд, средство: более о части животного тела, у коего свое назначенье. Орган кровообращенья, сердце; орган зренья, глаз. Органический, -ничный, орудный, снарядный; | стройный и связный во всех частях своих; | принадлежащий к какому-либо из двух высших царств природы, животному или растительному. Органическими или орудными телами называют те, в коих есть питание и претворене пищи. У нас стройное, органическое правленье. Недостаток или болезнь органическая, вещественая, телесная, доступное чувствам измененье в строении тела. Организм м. стройное целое, состав, общность орудного устройства. Организм человека, все телесное устройство его; организм машины, устроенье. Организировать или органазовать, устроить, установить, привести в порядок, составить, образовать, основать стройно. Организованное войско, правленье. -ся, быть устроену. Организованье длит. организация, организовка ж. об. действ. по глаг. | Организация, организм, самое тело или вещь. Организатор, устроитель, учредитель. ОРГАН м. лат. музыкальное орудие, составленное из большого числа разномерных труб, с поддувальным мехом и клавишами; он заменяет, полнотою и объемом весь оркестр. Большой церковный орган, зовут также органами: малый, расхожий, или просто орган, без ручных клавишей, а играют на нем вертя лебедку, ручку, и притом только напевы, набитые на валу; орган заводной, как часы, обычно зовется машиной: органчик, для обучения певчих птиц, серинетка. Чайку покушать, да органчика послушать. Органные мехи. Органный пункт, муз. звук или нота, которую держит бас, при переходах прочих голосов. Органист, игрок, музыкант на органе: органщик, органный мастер; | органщиками зовут и заморских нищих, с органишком. Органистов очечник. Органщиково зяблое лицо. Органщичьи ухватки. Органка ж. стар. опускная решетка в воротах. | Пищальная батарея.

В словаре Ожегова

ОРГАН, -а, м. 1. Часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение. О. слуха. О. зрения. Внутренние органы. Органы растений. 2. чего. Орудие, средство. Печать — активный о. пропага-ды. 3. Государственное или общественное учреждение, организация. Местные органы. Органы здравоохранения. Судебные органы. 4. мн. Учреждения министерства внутренних дел, государственной безопасности (разг.). Работать в органах. 5. Печатное издание, принадлежащее какой-н. партии, организации, учреждению. Академический о.

В словаре Ефремовой

Ударение: о́рган м. Часть тела животного или растительного организма, выполняющая определенные функции. Орудие, инструмент, средство. Государственное или общественное учреждение, входящее в состав определенной системы управления. 4) Периодическое издание, издаваемое какой-л . партией, организацией, учреждением и отражающее их взгляды и деятельность. орга́н м. Клавишный духовой музыкальный инструмент, состоящий из набора труб (деревянных и металлических), в которые мехами нагнетается воздух. Название разных автоматических заводных музыкальных инструментов.

В словаре Фасмера Макса

I орга́нрод. п. -а́на «муз. инструмент», народн. варга́н «род муз. инструмента», укр. орга́н, блр. арга́н, др.-русск. оръганъ «орудие» (Кирилл Туровский), «муз. инструмент» (Дан. Зат.; см. Срезн. II, 704 и сл.), арганъ (мин. XIII–XIV вв., параклит 1369 г. и др.; см. Соболевский, РФВ 9, 5). Насколько уверенно можно здесь говорить о зап. пути заимствования – через ср.-в.-н. organa «орган», ср.-лат. organum – трудно решить окончательно. Весьма вероятно, что др.-русск. формы происходят из греч. ὄργανον, с ассимиляцией гласных в арганъ; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 136; Преобр. I, 656 и сл.
II о́рганВероятно, судя по месту ударения, через польск. оrgаn из лат. organum от греч. ὄργανον; см. Преобр. I, 656 и сл.

В словаре Д.Н. Ушакова

ОРГА́Н, органа, ·муж. (·греч. organon). Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух ( муз. ).
| Название разного рода автоматических духовых инструментов. Ресторанный орган.
II. О́РГАН, органа, ·муж. (·греч. organon).
1. Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств (глаза, уши и т.д. ) Органы речи. Органы питания.
2. Орудие, инструмент, средство (·книж. ). «. Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы масс. » Сталин. Слово — орган мысли.
3. Государственное или общественное учреждение ( офиц. ). «Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору ·СССР.» Конституция ·СССР. Органы власти. Партийные органы. Хозяйственные органы. Законодательные органы. Профсоюзные органы.
4. Газета или журнал, издаваемый обществом, партией, учреждением. «Правда» — орган ЦК ·ВКП(б).
5. Составная часть сложной машины ( тех. ). Орган передачи.

В словаре Синонимов

инструмент, орудие, причина; управление, отдел, учреждение; организация, приорат, позитив, ареопаг, средство, легислатура, совет, аполлоникон, тычинка, органчик, издание, центр

В словаре Энциклопедии

(от греч. organon — орудие, инструмент). 1) часть животного или растительного организма, выполняющая определенную функцию (напр., сердце, печень у животных; корень, стебель у растений)…2) Учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (напр., орган здравоохранения, орган народного образования)…3) Периодическое издание какой-либо организации, учреждения и т. п…4) В переносном смысле — орудие, средство.—клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Др. Греции, Риме и Византии. С 7 в. используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид с 16 в. Состоит из воздухонагнетательного механизма (электрический, до сер. 19 в. ручной), набора деревянных и металлических труб разных размеров, клавиатур — ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Посредством рычагов, кнопок и т. п. органист может менять тембр (регистр). Т. н. губной орган — древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух вдувается ртом (см. Шэн).—в военном деле — многоствольное орудие 16-17 вв., имевшее от 6 до 50 и более стволов (ружей, мортирок, малокалиберных пушек), скрепленных в несколько рядов на особом валу или рамах. Производили одновременный залп. В России называется сороками.

В словаре Медицинских терминов

(-ы) (organum, -a, PNA; organon, BNA, JNA; греч. organon орудие, орган) часть организма, представляющая собой эволюционно сложившийся комплекс тканей, объединенный общей функцией, структурной организацией и развитием.

В словаре Синонимов 3

В словаре Синонимы 4

антеридий, аполлоникон, ареопаг, архегоний, бибельрегаль, вульва, гаметангий, гидравлос, госорган, гэнро, зооспорангий, издание, инструмент, легислатура, легкие, магистратура, матка, мезонефрос, миндалина, нефридий, нефромиксия, нуль-орган, оогоний, организация, органчик, оркестрион, орудие, парторган, позитив, политорган, портатив, президиум, приорат, протонефридия, профорган, регаль, селезенка, совет, средство, тычинка, учреждение, хозорган, центр

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

1. о́рган,
о́рганы,
о́ргана,
о́рганов,
о́ргану,
о́рганам,
о́рган,
о́рганы,
о́рганом,
о́рганами,
о́ргане,
о́рганах
2. орга́н,
орга́ны,
орга́на,
орга́нов,
орга́ну,
орга́нам,
орга́н,
орга́ны,
орга́ном,
орга́нами,
орга́не,
орга́нах

В словаре Словарь иностранных слов

I

1. Часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение. О. зрения.

2. перен. Орудие, средство. Пресса, радио и телевидение — органы массовой информации.

3. Государственное или общественное учреждение, организация, обладающие определенными функциями. Законодательный о. Судебные органы. Местные органы власти.

4. Периодическое печатное издание, принадлежащее какому-нибудь обществу, учреждению, партии. Ака-демический о.

5. мн., разг. Учреждения и ведомства государственной безопасности. Он в органах работает.
II

Музыкальный духовой клавишный инструмент, состоящий из труб, в которые мехами нагнетается воздух. Органист — музыкант, играющий на органе. Органный — относящийся к органу, органам.||Ср. КЛАВЕСИН, КЛАВИКОРДЫ, ФИСГАРМОНИЯ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector