2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факторы риска и причины возникновения деструкций

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ. «Факторы риска возникновения заболеваний пародонта и их устранение

№ 3-4

1. Тема занятия:

«Факторы риска возникновения заболеваний пародонта и их устранение. Методы и средства профилактики воспалительных заболеваний пародонта».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Анатомо-физиологическое строение органов полости рта.

2. Строение пародонта.

3. Функции пародонта.

Студент должен уметь:

1. Провести опрос пациента.

2. Провести осмотр полости рта.

3. Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.

4. Провести профессиональную чистку зубов.

Студент должен ознакомиться: — с анатомо-физиологическими особенностями строения пародонта, основными звеньями возникновения заболеваний пародонта и их профилактикой.

3.Содержание обучения:

Термином пародонт (от греч. para — около и оdontes — зубы) обозначают комплекс тканей, окружающих зуб. К ним относятся десна, периодонт, костная ткань альвеолы и цемент корня зуба. Периодонт представляет собой множество соединительнотканных волокон, которые тянутся от зуба к кости, основная его функция — удерживающая. Между этими волокнами к зубу подходит кровеносные сосуды и нерв.

Функции пародонта следующие:

• защитная по отношению к агрессивным факторам, в т. ч. к микробам;

• опорно-удерживающая (для зубов);

• амортизирующая (речь идет о возможности некоторого изменения положения

здоровых зубов во время жевания, что снижает риск травматизации самих зубов и подлежащих тканей);

• трофическая (кровоснабжение зубов и окружающих тканей).

При неблагоприятных условиях, о которых будет сказано ниже, в тканях пародонта может развиваться воспалительный процесс, который, естественно, влияет на возможность выполнения этими тканями своей важной роли. Если не оказать должного внимания возникшим неблагоприятным факторам, своевременно не обратившись к врачу, это может привести к постепенной потере одного за другим здоровых зубов. Именно поэтому состояние пародонта заслуживает не меньшего внимания, нежели состояние твердой ткани зубов, о чем мы традиционно печемся, тщательно выбирая для себя зубную пасту и щетку.

Здоровье пародонта не только определяет состояние зубов, но во многом влияет на состояние здоровья человека в целом. Причем речь идет не только о физическом здоровье. Поскольку воспалительные заболевания пародонта часто сопровождаются неприятным запахом изо рта, неэстетичным видом десен и зубов, у людей с такими заболеваниями часто снижается самооценка, затрудняются межличностные контакты. Например, у ребенка это может привести к социальной дезадаптации (снизится успеваемость в школе, возникнет напряженность в общении с одноклассниками) только потому, что он стесняется. открывать рот.

Воспалительный процесс в пародонте может распространяться на разную глубину. Если он локализуется только в десне, то он носит название гингивит (от лат. gingiva — десна). Когда воспалительный процесс переходит на периодонт и костную ткань, мы говорим, что это пародонтит.

В развитии воспалительного процесса ведущая роль отводится микрофлоре. Большое количество различных микробов в полости рта есть всегда, но сами по себе, без создания благоприятных для них условий, они обычно никакого вреда человеку не приносят. Примером благоприятных условий для проявления патогенных свойств микроорганизмов может служить ситуация, когда микробы длительное время не удаляются, например при отсутствии ухода за полостью рта, неправильной чистке зубов. Скапливаясь на зубах, микроорганизмы формируют так называемую зубную бляшку, на месте которой со временем возникает кариес. Если бляшка образовалась на десне или под ней (гингивальная бляшка), создаются прекрасные условия для развития гингивита, пародонтита.

Если воспалительный процесс тем или иным способом не устранить, между зубом и десной образуется щель — пародонтальный карман, в котором существуют идеальные условия для скопления остатков пищи и размножения микробов: отсутствие света, обилие влаги и питательных веществ. Чем глубже карман, тем больше отличий в составе населяющей его микрофлоры от обычной микрофлоры здоровой полости рта — там начинают преобладать бактерии, которые развиваются без доступа кислорода. Как правило, это ведет к быстрому прогрессированию заболевания и переходу воспаления с десны на периодонт и костную структуру челюсти.

При вовлечении в процесс костной ткани происходит ее убыль (резорбция). Убыль эта может быть выражена в различной степени, например, резорбция костной ткани может происходить только в области вершины межальвеолярной перегородки или захватывать половину длины корня. Когда происходит постепенное разрушение пародонта, зуб приобретает большую подвижность. При далеко зашедших процессах резорбция косной ткани распространяется на всю длину корня, тогда зуб уже не имеет возможности удерживаться в челюсти на своем месте и выпадает самопроизвольно или его удаляет стоматолог, поскольку возможности сохранить его исчерпаны.

Как правило, при пародонтите у пациентов накапливается зубной налет, который с течением времени минерализуется и превращается в зубной камень. Сначала этот камень располагается на поверхности зуба над десной. Если зубная бляшка локализуется в области десны и под десной, зубные отложения накапливаются и под десной, осложняя воспалительный процесс. Поддесневой камень иногда внедряется между десной и зубом, и это, в свою очередь, утяжеляет течение заболевания, способствует увеличению размера пародонтального кармана.

К местным факторам развития болезней пародонта относят:

— плохой гигиенический уход за полостью рта, приводящий к быстрому образованию

накоплению зубных отложений;

— употребление преимущест­венно мягкой пищи, богатой легко ферментируемыми углеводами;

— уменьшение секреции слюны;

— местные травматические факторы (зубной камень, кариозные полости, нависающие края пломб, некачественные протезы, аномалии окклюзии);

— аномалии расположения зубов (скученность, дистопия);

— аномалии развития слизистой оболочки полости рта (мелкое преддверие рта, аномальное при­крепление уздечек губ и языка);

— химическую и физическую травму; вредные привычки (курение).

Среди общих факторов выделяют различные

— эндокринные заболевания (сахарный диабет, гипофизарный нанизм, нарушение гормональной функции половой системы);

— нарушение обмена веществ;

Выделяют три вида профилактики: первичную; вторичную; третичную.

Первичная профилактика ставит задачу сохранить здоровыми ткани пародонта, предупредить воздействие факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в пародонте.

Первичная профилактика включает следующие мероприятия:

1.Грудное вскармливание и рациональное питание.

2.Тренировку жевательного аппарата для нормального формирования паролонта.

3. По показаниям — раннее ортодонтическое и ортопедическое лечение.

4.Формирование мотивации по уходу за полостью рта.

5.Выявление и устранение факторов риска, связанных с аномалиями прикрепления уздечек губ, языка (мелкого преддверия).

6. Избирательное пришлифовывание зубов с целью устранения супраконтактов.

7. Выявление и лечение бруксизма.

8. Санацию полости рта.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление заболеваний пародонта предупреждение прогрессирования заболевания и развития осложнений.

Мероприятия проводимые при вторичной профилактике:

1.Исключение травматических факторов (зубной камень, нависающие пломбы, некачественные ортопедические и ортодонтические конструкции, аномалии прикуса, кариозные полости).

2.Профессиональная гигиена, контролируемая чистка зубов.

Третичная профилактика направлена на предупреждение перехода заболевания пародонта в тяжелую форму, предупреждение обострений, восстановление функции жевательного аппарата. Третичная профилактика включает комплекс мер по терапевтическому, хирургическому, ортопедическому и физиотерапевтическому лечению.

Профилактика заболеваний пародонта предусматривает выполнение программы стоматологического просвещения воспитания гигиенических навыков у населения, рационального питания (с учетом состава и структуры пищи).

Индивидуальную профилактику проводит пациент (гигиенический уход, рациональное питание, здоровый образ жизни). Профессиональную — врач (санация полости рта, профессиональная гигиена, ортодонтическое или ортопедическое лечение по показаниям, лечение выявленного заболевания пародонта, обучение гигиене полости рта, контроль за ее выполнением и эффективностью, стоматологическая просветительная работа с населением).

Важная роль в профилактике воспалительных заболеваний пародонта принадлежит гигиене полости рта, в частности борьбе с зубной бляшкой. Для ее обнаружения используются различные красители в растворах и таблетках. Для снижения агрессивных свойств и скорости образования зубной бляшки применяют различные медикаментозные средства.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 2787 | Нарушение авторских прав

Факторы и причины риска

Причины и факторы воздействия риска определяются исходя из его основных характеристик. Как отмечалось, основными характеристиками риска являются: противоречивость, альтернативность и неопределенность. На основании данных характеристик факторы риска рассматриваются как условия, способствующие проявлению причин риска. В то время как причины риска — это источники их возникновения.

Как правило, первоначально факторы риска по признаку среды их возникновения разделяются на внешние и внутренние. В целом выделяют следующие внешние факторы риска: политические, социально-экономические, экологические, научно-технические.

Различают внешние факторы косвенного и прямого воздействия. К факторам косвенного воздействия относятся: политическая и экономическая обстановка в стране, экономическое положение отрасли, международные события, стихийные бедствия. Под факторами прямого воздействия экономисты подразумевают: законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность; действия органов государственного и местного управления; налоговую систему; взаимоотношения с партнерами; конкуренцию предпринимателей; коррупцию и т. д.

В отличие от внешних внутренние факторы риска возникают непосредственно в ходе функционирования предприятия. Воздействие факторов внутренней среды в основном связано с нарушениями, недостатками в организации, планировании и управлении производством. Это так называемый фактор «ННН» — некомпетентности, недобросовестности и нерадивости.

В большинстве случаев факторы внутренней среды носят субъективный характер. К ним относятся: стратегия фирмы; принципы деятельности фирмы; ресурсы и их использование; качество и уровень использования маркетинга.

Выделяют также объективные факторы внутренней среды предприятия, а именно: производственной и воспроизводственной деятельности, управления и обращения.

К внутренним факторам производственной деятельности предприятия относятся:

  • • перерывы в технологическом цикле из-за вынужденной переналадки оборудования;
  • • перебои в энергоснабжении и аварии вспомогательных систем;
  • • превышение плановых сроков ремонта, чрезвычайные ситуации и происшествия в складском хозяйстве;
  • • выход из строя вычислительной техники, систем обработки информации и др.

Внутренние воспроизводственные факторы связаны с вопросами инвестиций, подготовки и набора кадров.

В сфере обращения внутренние факторы риска проявляются при нарушении договорных условий поставки сырья, материалов и готовой продукции.

Внутренние факторы управленческой деятельности разделяются на стратегические, тактические и оперативные.

Группировка внутренних факторов по сферам деятельности предприятия позволяет выявить характер их влияния на риск.

Взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и внешних факторов определяют возникновение причин и воздействие различных видов рисков.

Причины риска — конкретные незапланированные события, которые потенциально могут осуществиться и привести к отклонению от намеченного результата.

В целом к причинам возникновения риска относят: спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия; случайность; наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов; вероятностный характер НТП; неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении и др.

Могут быть выделены также объективные и субъективные причины риска. Субъективные риски достаточно часто возникают при асимметричности информации, когда достаточным и полным ее объемом располагает лишь часть участников экономических процессов. Например, при недостаточном знании конъюнктуры рынка может быть принято неверное решение по формированию ассортиментной политики предприятия, что, в свою очередь, будет являться причиной возникновения риска нереализации произведенной продукции.

Читать еще:  Что такое перелом хирургической шейки плеча

Риск остановки производства (нереализации профильной технологии) из-за отсутствия сырья (незаключения договора на его поставку).

Причины риска: отказ традиционных поставщиков от заключения договоров или неприемлемые для предприятия условия договоров (в том числе цены); переход постоянных поставщиков на выпуск другой продукции и др.

Факторы риска: чрезмерная концентрация входных материальных потоков на ограниченном числе поставщиков; недеверсифицирован- ность поставок; нестабильность общей социально-экономической ситуации и др.

Риск нереализации производственных планов или инновационных проектов.

Причины риска: непредвиденный недостаток финансовых средств; неблагоприятные погодные условия; несоблюдение технологии; технические аварии; забастовки; переход квалифицированных кадров на другие предприятия и т. п.

Факторы риска: нестабильность темпов и пропорций изменения цен, уровень предпринимательской активности в регионе; недостаточные затраты на развитие устойчивых технологий и др.

Риск неполучения внешних инвестиций и кредитов.

Причины риска: неблагоприятное впечатление инвесторов относительно перспектив и возможностей предприятия; неожиданная утечка негативной информации; резкое падение курса акций предприятия в результате биржевой игры; выступления потребителей с критикой продукции предприятия и др.

Факторы риска: утрата контроля за имиджем предприятия; активные действия недобросовестных рыночных конкурентов; низкие затраты на маркетинг, в том числе на рекламу и поддержание марки фирмы.

Гипертоническая болезнь. Факторы риска и причины возникновения. Классификация и лечение.

Артериальная гипертензия, согласно определению Комитета экспертов ВООЗ, — это постоянно повышенное систолическое и/или диастолическое артериальное давление(140/90 мм. рт. ст. и выше).

Гипертоническая болезнь — это состояние, при котором уровень систолического артериального давления выше 140 мм рт. ст. и/ или диастолического артериального давления выше 90 мм рт. ст. у лиц, не принимающих антигипертензивные препараты, либо любой уровень у больных, принимающих антигипертензивные препараты. Причем, артериальное давление должно определятся, как среднее двух и более измерений при не менее двух осмотрах врача в разные дни.

Какие существуют факторы риска гипертонической болезни?

Возникновение, прогрессирование и осложнение гипертонической болезни тесно связаны с наличием у человека факторов риска развития этой патологии. Артериальная гипертензия — это результат сложного взаимодействия внешних(среда) и внутренних(организм) факторов. Возникновение этой патологии способствуют врожденные и приобретенные особенности организма, ослабляющие его сопротивляемость к неблагоприятным внешним факторам. Все факторы риска можно разделить на эндогенные и экзогенные.

Эндогенные(индивидуальные) факторы риска:

  • Генетическая предрасположенность — один из наиболее влиятельных факторов в развитии болезни. Существует тесная зависимость между уровнем артериального давления у родственников первой степени родства(родители, братья, сестры). Если оба родителя страдают артериальной гипертензией, болезнь обычно развивается в 50%-75% случаев. Вероятность возникновения артериальной гипертензии у лиц, родители которых, имели нормальное артериальное давление, составляет 4-20%;
  • Возраст. Распространенность артериальной гипертензии с возрастом увеличивается и составляет примерно: 15% — среди лиц в возрасте от 50 до 60 лет, 30% — в возрасте от 60 до 70 лет, 40% — возрасте старше 70 лет.
  • Пол. Распространенность артериальной гипертензии в возрасте до 40 лет у мужчин значительно выше, чем у женщин. В более старшем возрасте эти различия сглаживаются.
  • Масса тела(ожирение). Зависимость между массой тела и уровнем артериального давления — прямая, значительная и устойчивая. Увеличение массы тела на 10 кг сопровождается повышением систолического артериального давления на 2-3 мм рт. ст., а диастолического — на 1-3 мм рт. ст. Избыточная масса тела ассоциируется с 2-6 кратным повышением риска возникновения артериальной гипертензии. По данным фремингемского исследования, у 78% мужчин и 64% женщин артериальная гипертензия обусловлена избыточной массой тела. Снижение массы тела у лиц с артериальной гипертензией приводит к снижению артериальной гипертензии. При этом следует учитывать что ожирение являетсяодним из основных атерогенных факторов риска, включающих низкую активность липопротеидлипазы, гиперинсулинемию, резистентность к инсулину.
  • Сахарный диабет(нарушение толерантности к углеводам). Артериальная гипертензия встречается в два раза чаще у лиц с сахарным диабетом, чем без него.
  • Особенности личности и поведения. Лица с легковозбудимой нервной системой, склонные к амбициям, подозрительности, с неудовлетворенностью достигнутым и неудержимым стремлением к соревнованию имеют более высокую вероятность развития артериальной гипертензии.
  • Беременность, климактерический период и менопауза.
  • Дислипидемия и повышение содержания уровня мочевой кислоты способствуют развитию не только ишемической болезни сердца, но и артериальной гипертензии.
  • Нейроциркуляторная дистония или вегетативно-сосудистая дистония по гипертоническому типу.

Факторы риска, связанные с образом жизни и влиянием внешней среды

  • Алиментарные факторы. Потребление поваренной соли более 5 г в сутки, дефицит магния, употребление кофе и алкоголя — способствует развитию артериальной гипертензии.
  • Курение. Доказано, что курение повышает артериальное давление. Следует помнить, что мозговой инсульт и ишемическая болезнь сердца у курящих возникает в 2-3 раза чаще, чем у некурящих.
  • Психоэмоциональные факторы. Стресс, повторяющиеся отрицательные эмоции, психическое перенапряжение, умственное переутомление — способствуют развитию артериальной гипертензии.
  • Физическая активность. Лица ведущие малоподвижный образ жизни, риск возникновения артериальной гипертензии на 25% выше, чем у физически активных или тренированных. При этом физическая активность во время выполнения профессиональных обязанностей способствует повышению артериального давления, а в часы досуга его снижению.

Теории возникновения эссенциальной артериальной гипертензии

  1. Нейрогенная теория Г.Ф. Ланга, эссенциальная артериальная гипертензия является класической «болезнью регуляции», развитие которой связанно с длительной пчихической травматизацией и перенаприжением, отрицательными эмоциями.
  2. Объемно-солевая теория А. Гайтона, в основе развития болезни лежит ослабление выделительной функции почек, приводящая к задержке ионов натрия и воды и как результат увеличеине объема циркулирующей крови, минутного объема сердца и артериального давления.

Гипертоническая болезнь: классификация

В зависимости от причины возникновения и механизма развития артериальная гипертензия подразделяется на два типа:

  1. Эссенциальная гипертензия(первичная гипертензия или гипертоническая болезнь) — это повышение артериального давления при отсутствии очевидной причины его повышения. Данный тип встречается в 90-96% случаев всех артериальных гипертензий.
  2. Вторичная гипертензия(симптоматическая) — это гипертензия, причина которой может быть выявлена.

Классификация гипертонии в зависимости от уровня артериального давления

Также существует более упрощенная американская(JNC 7 от 2003 года) классификация артериальной гипертензии. Она включает три уровня артериального давления:

  • нормальное 160/100 мм рт. ст.

Американская классификация достаточно проста и понятна. В ней нет терминов, которые вызывают дополнительные вопросы и путаницу.

Как видно из таблицы нормальным считается артериальное давление согласно европейской классификации — 120-129/80-84 мм.рт.ст., а по американской — 120/80 мм рт.ст.

Почему за норму взят этот уровень артериального давления?

Именно с риском возможных осложнений связанно то, что величина артериального давления находится в пределах 120-139/80-89 мм рт.ст. и названа в американской классификации предгипертензией для того, чтобы увеличить обеспокоенность населения последствиями данной ситуации.

Что такое «рабочее давление»?

Исходя из сегодняшних позиций кардиологов всего мира, к этому понятию нужно относится как к недоразумению. Этого термина нет ни в одной современной классификации артериальных давлений. Как он возник? Кто его выдумал? И, главное, какой в нем смысл — сказать невозможно. В настоящее время существует только три термина, характеризующих артериальное давление: нормальное, предгипертензия(означающий уровень, требующий проведения профилактики) и артериальная гипертензия — уровень, требующий постоянного лечения.

Классификация гипертонической болезни по степени поражения органов мишеней

Термин «стадия» подразумевает постепенное, неуклонное прогрессирование процесса с течением времени, что совершенно не обязательно происходит при правильном лечении артериальной гипертензии.

Гипертоническая болезнь 1 степени — объективные проявления поражения органов-мишеней(сердца, головного мозга, сосудов глазного дна, почек) отсутствуют.

Гипертоническая болезнь 2 степени — наличие как минимум одного из ниже перечисленных признаков поражение органов-мишеней: гипертрофия левого желудочка, сужение сосудов сетчатки, нарушение функции почек, атеросклеротические бляшки в сонных артериях, подвздошных, бедренных артериях.

Гипертоническая болезнь 3 степени — имеются объективные признаки поражения органов-мишеней и их клинические проявления.

  • сердце — стенокардия, инфаркт миокарда, сердечная недостаточность;
  • головной мозг — инсульт, транзиторное нарушение мозгового кровообращения, гипертензивная энцефалопатия;
  • глазное дно — кровоизлияние и экссудаты с отеком зрительного нерва;
  • почки — почечная недостаточность;
  • сосуды — расслаивающая аневризма аорты, окклюзионные поражения артерий.

Основные симптомы гипертонии

  • Типичным есть начало болезни в возрасте от 30 до 45 лет у людей с наследственной предрасположенностью.
  • До развития осложнений заболевание часто имеет бессимптомное течение, а единственным его проявлением является повышенное артериальное давление.
  • Периодическая головная боль, чаще в области затылка, головокружение и шум в ушах.
  • Нарушение зрения, памяти, боль в области сердца и раздраженность.
  • Одышка во время физической нагрузке.
  • Увеличивается объем левого желудочка.
  • Поражаются артериальные сосуды.
  • Как результат развивается сердечная недостаточность.

Какие могут быть осложнения гипертонической болезни?

Течение гипертонической болезни нередко сопровождается обострениями и осложнениями, особенно у лиц не принимающих лечение или при несвоевременно начатом антигипертензивном лечении.

  • гипертонический(гипертензивный) криз — одно из наиболее частых осложнений гипертонической болезни;
  • кровоизлияние в головной мозг(геморрогический инсульт);
  • ишемический инсульт(инфаркт мозга);
  • гипертрофия и увеличение сердца;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • острая левожелудочковая недостаточность(кардиальная астма и отек легких);
  • хроническая сердечная недостаточность;
  • нарушение сердечного ритма и проводимости;
  • расслаивающая аневризма аорты;
  • ангиопатия сетчатки глаза;

Лечение гипертонической болезни

  • лечение(немедикаментозное и медикаментозное) нужно начинать как можно раньше и проводить его постоянно, как правило на протяжении всей жизни;
  • для людей с повышенный артериальный давлением необходимо проводить модификацию образа жизни;
  • лучше использовать антигипертензивные препараты с 24-часовым действием;

Немедикаментозное лечение направленно на коррекцию факторов риска и показана всем больным с артериальной гипертензией и людям с высоким нормальным артериальным давлением(130-139/85-89 мм рт. ст.) для уменьшения риска развития этой патологии:

  • отказ от курения;
  • при ожирении — уменьшение массы тела;
  • уменьшение употребление алкоголя;
  • регулярное выполнение динамических физических упражнений;
  • ограничение употребления поваренной соли до 5 г в сутки;
  • увеличение употребление фруктов и овощей, морской рыбы, уменьшение употребление жиров и холестерина.

Медикаментозное лечение артериальной гипертензии

Препараты первой линии:

Для всех групп препаратов первой линии в многочисленных исследованиях доказана способность уменьшать риск инсульта, инфаркт миокарда, сердечно-сосудистой смерти и, в большинстве случаев, общей смертности, а также безопасность(отсутствие значительных побочных эффектов) во время длительного использования.

Препараты второй линии:

  1. альфа-1 адреноблокаторы(Доксазозин);
  2. центральные альфа-2 агонисты(Метилдопа, Клонидин). Метилдопа — препарат выбора у беременных;
  3. прямые вазодилататоры(Гидралазин, Нитропрусид натрия);
  4. агонисты имидазолиновых рецепторов(Моксонидин);
  5. ингибиторы ренина(Алискирин).
Читать еще:  Шишка на локтевом суставе твердая

Препараты второй линии используют только в комбинированной терапии как третий или четвертый компонент.

Фактор риска — это что такое? Факторы риска развития заболеваний

Факторы риска – это неблагоприятные обстоятельства и условия, влияющие на состояние здоровья. Сами по себе они не являются причинами заболеваний, однако могут послужить той самой движущей силой , которая запустит патологические процессы в организме.

Что означает «фактор риска» и как его определить?

В некотором смысле фактор риска – это предвестник болезни, который ни в коем случае нельзя отождествлять с ее непосредственными причинами. Этиологические факторы, в отличие от факторов риска, прямо воздействуют на организм и вызывают нарушения. К таковым относят патогенные микроорганизмы, химические реагенты, травмы и т. д.

Для вызова сбоя в работе организма, важно сочетание факторов риска и тех причин болезни, которые стали толчком для его развития. Зачастую выделить одну причину оказывается невозможным, поскольку чаще всего патология возникает из-за воздействия целой цепочки неблагоприятных условий, связанных между собой.

Сколько всего существует факторов для развития болезней?

Назвать основные факторы риска не так просто, как может показаться на первый взгляд . Так, в середине прошлого века ученые составили перечень наиболее неблагоприятных для здоровья человека условий, состоящий из 1000 позиций. С того момента число вероятных факторов риска возросло в три раза.

Для наглядности и удобного пользования списком следует разбить его на несколько категорий, т. е. классифицировать потенциально опасные для здоровья условия и обстоятельства. Стоит сразу обратить внимание, что присутствие нескольких факторов риска одновременно является основанием для суммирования их эффекта.

Влияние окружающей среды как причина развития патологий

К первой группе целесообразно отнести неблагополучную окружающую среду. Неподходящие природно-климатические условия как фактор риска развития заболеваний являются наиболее распространенным признаком, сигнализирующим о потенциальной опасности для здоровья. К данной категории относят различные элементы внешней среды, свидетельствующие об ухудшении экологической ситуации в регионе:

  • загрязненная вода и воздух;
  • насыщение почвы канцерогенами и радиацией;
  • внезапные смены атмосферных явлений;
  • низкая влажность воздушных масс;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • магнитные бури.

Последствия неблагоприятных условий внешней среды

Результаты исследовательских разработок подтверждают реальность теории о косвенном воздействии природно-климатических условий на организм человека. Практически нет таких заболеваний, которые не были бы связаны с действием данных факторов риска. Это находит свое объяснение и в том, что некоторые недуги имеют выраженную географическую локализацию. Например, риск развития онкологического заболевания наиболее высок в регионе с превышающим норму радиационным фоном; население, повсеместно употребляющее воду с критичным уровнем фтора, имеет огромные шансы заболеть эндемическим флюорозом .

Природную среду как фактор риска болезней можно условно разделить на естественную и техногенную. К первой относят обстоятельства, провоцирующие развитие инфекционных, паразитарных и вирусных заболеваний, ко второй – загрязненность атмосферы, почвы и воды.

Вред здоровью своими руками: «человеческие» факторы риска

Следующей категорией является социальная, к ней следует отнести факторы риска здоровья, которым человек подвергает себя сам. Яркими примерами можно назвать:

  • злоупотребление алкоголем;
  • табакокурение;
  • нерациональное и вредное питание;
  • тяжелый физический труд;
  • стрессы и переживания;
  • безграмотное применение лекарственных средств;
  • наркомания;
  • гиподинамия.

Генетическая наследственность и шансы заболеть

Наследственная предрасположенность – это фактор риска множества заболеваний, имеющих генетическую природу. Данное условие объединяет под собой три типа болезней, связанных между собой в большей или меньшей степени:

  • Врожденные патологии. Большинство из них не поддаются лечению, их причинами являются хромосомные и генные нарушения (синдром Дауна, фенилкетонурия , гемофилия).
  • Наследственные болезни, которые развиваются при воздействии дополнительных факторов. К таковым относят сахарный диабет, подагру, ревматизм, онкологические заболевания, психические расстройства.
  • Недуги, появление которых объясняется наследственной предрасположенностью. В их число входит гипертония, язвенные болезни ЖКТ , астма, атеросклероз, ишемические болезни сердца и другие.

Некачественное здравоохранение как фактор риска

Несколько слов следует сказать и о четвертой группе факторов возникновения риска для здоровья. Речь о низком уровне здравоохранения в государстве. Косвенными причинами развития нарушений жизнедеятельности организма являются:

  • несвоевременность оказания медицинской помощи;
  • низкое качество предоставляемых услуг в сфере здравоохранения;
  • неэффективность проводимых государством профилактических мероприятий.

Значение профилактики

Термин «профилактика» используется не только в медицинской сфере, но и в тех научных областях, где важно предотвратить наступление каких-либо негативных последствий. Соответственно, в отрасли здравоохранения данное понятие означает предупреждение развития и выявление факторов риска болезней.

Мероприятия по профилактике условно можно разделить на первичные и вторичные. Если в первом случае предупредительные меры будут направлены на исключение возможности возникновения патологии, то целью проведения вторичной профилактики станет торможение прогрессирования уже имеющегося заболевания. Любые действия предупредительного характера являются медицинскими, гигиеническими, социально-экономическими и пр. Профилактику также разделяют на общественную и личную, т. е. мероприятия для предотвращения массовых заражений (обязательная вакцинация) и защиты индивидуума.

Как научить население выходить из группы риска?

Главным условием эффективности мер, направленных на предупреждение возникновения и развития болезней, является гигиеническое воспитание населения, его знания о санитарных нормах. Интересно, что идеи о необходимости ведения профилактической политики зародились практически одновременно с осознанием важности диагностики и лечения. Еще в письменах глубокой древности можно было найти подтверждение тому, что люди имели некоторые представления о гигиене и здоровом образе жизни. Однако раскрыть причины повальных инфекционных заболеваний ученым удалось лишь в позапрошлом веке, что и позволило ощутить острую потребность в развитии сферы здравоохранения.

На сегодняшний день профилактика при наличии факторов риска является одним из ведущих направлений современной социальной медицины . Действующей системой здравоохранения регулярно предпринимаются попытки донести до населения значимость проведения предупредительных мер, к которым относят:

  • пропаганду здорового образа жизни;
  • организацию и бесплатное проведение профилактической вакцинации для детей и взрослых;
  • ежегодные и целевые обследования специалистами;
  • диспансеризацию;
  • соблюдение элементарных правил гигиены.

Как с помощью здорового образа жизни бороться с факторами риска?

В свою очередь программы по первичной профилактике при наличии факторов риска заболеваний должны составляться по принципу установок на здоровый образ жизни. Главные роли в работе предупредительного характера с жителями регионов принадлежат участковым и семейным терапевтам, медсестрам , педагогам, работникам детсадов, средствам массовой информации. При этом следует учитывать, что образ жизни населения является весомым показателем эффективности действующей в государстве системы профилактики. Не секрет, что понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

  • наличие достаточной двигательной активности;
  • осуществление интеллектуальной деятельности;
  • сбалансированное питание;
  • соблюдение гигиенических норм;
  • регулярный отдых и сон;
  • отказ от вредных привычек.

Образ жизни и показатели здоровья населения также находятся в прямой зависимости друг от друга. Ярким примером тому служит факт повышенной частоты заболеваний пневмонией у детей, воспитывающихся в неполных семьях. Причиной данного явления можно назвать неблагоприятную психоэмоциональную атмосферу в семье, которая , как было указано выше, относится ко второй группе факторов риска.

Негативно на здоровье может отразиться и отсутствие режима дня и приема пищи у ребенка , лишенного полноценного родительского внимания. Так, последствиями «перекусов на ходу» или частого употребления фастфудов (чипсов, хот-догов, бургеров , картофеля фри и т. д.) становятся гастриты и дуодениты.

Проблема профессиональных деструкций

Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: «…многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности… вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа «человек — техника», «человек — природа», сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности» (Зеер, 1997, С. 149).

· А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций:

o отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;

o несформированность профессиональной деятельности (работник как бы «застревает» в своем развитии);

o дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

o низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;

o рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);

o свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления;

o искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

o появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции — особенно в профессиях с выраженной властью и известностью);

o прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций:
1. Профессиональное развитие — это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).
2. Профессиональные деструкции в самом общем виде — это: нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.
3. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда — и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).
4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека — это и есть «профессиональные деформации»: это — как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.
5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность… многие качества человека остаются невостребованными… По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.
6. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием… Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
7. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

Читать еще:  Щелчки при движении ногой

· Психологические детерминанты профессиональных деструкций:

1. Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

§ объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

§ субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

§ объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

2. Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:

§ неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо несоответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);

§ пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать «кардинальные» методы работы;

§ образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;

§ разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность — это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение…;

§ эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром «эмоционального сгорания»);

§ на стадии профессионализации (особенно — для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

§ снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);

§ индивидуальный «предел» развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией;

§ акцентуации характера (профессиональные акцентуации — это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);

§ старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения); в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

Уровни профессиональных деструкций:
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей — синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей — синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора — обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов — стремление ставить «угрожающие диагнозы; у хирургов — цинизм; у медсестер — черствость и равнодушие.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате — складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм…); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность…). Все это может проявляться в самых разных профессиях.
4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», — пишет Э.Ф. Зеер.
Примеры профессиональных деструкций педагога (Зеер, 1997. С. 159-169). Заметим, что в психологической литературе почти не встречаются примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики:
1. Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.
2. Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.
3. Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка «образа-я», эгоцентризм.
4. Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
5. Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.
6. Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.
7. Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром «эмоционального сгорания», генерализация личного отрицательного педагогического опыта.
8. Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.
9. Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.
10. Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими «модами». Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что «больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса «История России», т.е. «адаптировали» курс к идеалам «демократии»…
11. Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

· Э.Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций:

o повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

o диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

o прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;

o рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

o профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;

o овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

o повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).

Факторы риска для развития заболеваний пародонта

По наблюдениям стоматологов, чаще всего потеря зубов происходит из-за заболеваний пародонта. Чтобы предупредить заболеваемость учёные выявили 6 факторов риска.

Возраст

Чем старше человек, тем больше риск развития пародонтита. Исследования показывают, что с 35 лет люди всё чаще и чаще обращаются за помощью для лечения заболеваний пародонта. По статистике, после 70 лет из-за пародонтоза теряют зубы почти 80% людей. Связано это с общим ухудшением здоровья, появлением хронических заболеваний. Неблагоприятно сказывается употребление некоторых лекарственных препаратов, разрушающих эмаль зубов и раздражающих слизистую. Усугубляет состояние изменение пищевых привычек, вследствие изменения социального статуса. Невозможность ухаживать за зубами из-за снижения подвижности конечностей приводит образованию твердых и мягкий пигментированных зубных отложений.

Курение

Эта вредная привычка — самый серьёзный фактор риска. Курение не только приводит к появлению налёта, губительно сказывающемуся на зубах. Злоупотребление табаком снижает сопротивляемость иммунитета — падают защитные способности, происходит деградация структуры коллагена. То есть клетки теряют способность регенерироваться. Также вследствие курения происходит спазм сосудов, ухудшение кровоснабжения тканей пародонта, что приводит к нарушению в них обменных процессов.

Нарушение правил гигиены полости рта

В процессе дня на зубах человека скапливается налёт. Правильная чистка поможет с ним справиться, но очень многие люди чистят зубы недостаточно тщательно, ограничиваясь только щёткой и пастой. Невычищенный мягкий микробный налёт минерализуется, превращаясь в зубной камень, который постепенно отодвигает десну, образуя пародонтальный карман. Такие карманы «кормят себя сами», затрудняя чистку зубов. В результате в них поселяется всё больше и больше бактерий, разрушающих зубы. Итог — неприятный запах изо рта, кровоточивость, понижение уровня костной ткани и, наконец, потеря зуба.

Сахарный диабет и другие хронические заболевания

При диабете происходит серьёзное нарушение обмена веществ. Это приводит к воспалительным поражениям и в полости рта, к дистрофии десневой ткани в частности. К пародонтиту и пародонтозу могут привести сердечно-сосудистые заболевания, нарушающие циркуляцию крови в дёснах. Проблемы с ЖКТ из-за сходного строения слизистой, неизменно вызовут проблемы в полости рта. Почечная недостаточность сопровождается нарушением солевого баланса, потере кальция, в результате чего страдают зубы и другие ткани.

Стресс и депрессии

Стрессовые ситуации и депрессии угнетают организм и приводят к заболеванию пародонта. Это может произойти из-за резкой смены пищевого режима — кто-то во время стресса начинает усиленно питаться, перекусывать, а другие наоборот отказываются от еды. Появляется бруксизм — скрежетание зубами.

Патологии прикуса

Неправильное расположение зубов приводит к затруднениям домашней гигиены полости рта, а значит повышенному образованию зубных отложений. Именно эти отложения и являются основной причиной заболеваний пародонта.

Советы от «Семейной стоматологии»

Конечно, возраст изменить не получится, но остальные факторы вполне поддаются контролю. Специалисты «Семейной стоматологии» рекомендуют:

  • отказаться от вредных привычек — злоупотребление сладостями, курение и т.д.;
  • 2 раза в год приходить на профессиональную гигиену полости рта;
  • получить у стоматолога консультацию о правильной методике чистки зубов, средствах и предметах для домашней чистки зубов;
  • проходить диспансеризацию, чтобы вовремя обнаружить наличие хронических заболеваний и принять меры по лечению;
  • пройти ортодонтическое лечение, если обнаружена патология прикуса;
  • постараться избегать стрессов и длительных депрессий;
  • соблюдать режим питания, принимать в пищу полезные для зубов и организма продукты.

Но главное в профилактике — тщательный уход за полостью рта и профессиональные консультации у стоматологов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector