4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральные клинические рекомендации по педиатрии

Федеральные клинические рекомендации по педиатрии

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» клинические рекомендации в настоящее время определяются в качестве документа, содержащего основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Данным Федеральным законом определен переходный период до 31 декабря 2021 года, необходимый для пересмотра и утверждения клинических рекомендаций в соответствии с вводимыми законопроектом нормами. Утвержденные клинические рекомендации будут содержать параметры, отражающие правильность выбора методов диагностики и лечения на основе принципов доказательной медицины. Применение клинических рекомендаций позволит медицинским работникам определить тактику ведения пациента с конкретной нозологией на всех этапах оказания медицинской помощи.

Клинические рекомендации будут использованы как основа для разработки остальных регламентирующих процесс оказания медицинской помощи документов, в том числе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, а также критериев оценки качества оказания медицинской помощи. Таким образом, по окончании переходного периода будет создана целостная система управления качеством медицинской помощи, основанная на клинических рекомендациях, учитывающих лучшие мировые практики.

Министерством здравоохранения Российской Федерации издан ряд приказов, регламентирующих работу по формированию клинических рекомендаций:

  1. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 101н «Об утверждении критериев формирования перечня заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации». В настоящее время данный перечень размещен на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/nauchno-prakticheskiy-sovet;
  2. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 102н «Об утверждении Положения о научно-практическом совете Министерства здравоохранения Российской Федерации»;
  3. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 103н «Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовой формы клинических рекомендаций и требований к их структуре, составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации»;
  4. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 104н «Об утверждении порядка и сроков одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критериев принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинических рекомендаций либо решения об их пересмотре».

Согласно приказу Минздрава России от 28.02.2019 № 103н «Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают проекты клинических рекомендаций и организуют их общественное обсуждение, в том числе с участием научных организаций, образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, их ассоциаций (союзов), указанных в части 5 статьи 76 Федерального закона N 323-ФЗ, а также посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно приказу Минздрава России № 102н от 28.02.2019 г., после разработки клинические рекомендации далее будут рассматриваться Научно-практическим советом Минздрава России и одобряться, отклоняться либо направляться на доработку в соответствии со сроками и критериями, регламентированными приказом Минздрава России 104н.

При положительном решении научно-практического совета Минздрава России клинические рекомендации утверждаются профессиональными некоммерческими организациями.

В связи с вышеуказанным, сообщаем вам о начале разработки медицинской профессиональной некоммерческой организацией Союз педиатров России клинических рекомендаций по заболеваниям, состояниям (группам заболеваний, состояний), включенным в Перечень, по которым должны быть разработаны/актуализированы клинические рекомендации. Соответствующее уведомление о разработке направлено в установленной форме в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Сообщаем также, что формирование рабочих групп будет осуществляться в сотрудничестве с медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по соответствующим профилям и включать, в том числе, специалистов, оказывающих медицинскую помощь пациентам взрослой возрастной категории.

Союз педиатров России широко привлекает к формированию клинических рекомендаций профессиональные сообщества, а также научные, образовательные организации и общественность.

Президент Союза педиатров России,
Главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России,
акад. РАН Л.С. Намазова-Баранова

Почетный Президент Союза педиатров России,
Главный внештатный специалист педиатр Минздрава России,
акад. РАН А.А. Баранов

Актуальные версии клинических рекомендаций.

Диагностика и принципы лечения дефицитных анемий у детей (в таблицах и схемах)

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

На основании данных современной литературы и анализа собственных клинических наблюдений освещены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий у детей. Представлены основные принципы верификации причин анемического синдрома, обусловленного недостаточностью в организме ребенка железа, фолиевой кислоты и витамина В12. Изложены ключевые положения, лежащие в основе дифференциального диагноза между железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемиями. Представлены принципы лечения указанных дефицитных анемий у детей. Выявление анемии у ребенка определяет необходимость обязательного уточнения причин указанного патологического состояния. При этом своевременная верификация этиологии анемии позволяет без промедления начать адекватную терапию, что определяет ее эффективность и улучшает качество жизни ребенка в целом. Поздняя диагностика и отсутствие адекватной терапии при этом приводят к прогрессированию патологических процессов. Это негативно сказывается на росте и развитии детского организма, ухудшает качество жизни ребенка. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, авторы пришли к выводу о необходимости представить для практикующих врачей-педиатров ключевые положения по дифференциальной диагностике и лечению анемий, обусловленных дефицитом железа, фолиевой кислоты и витамина В12 у детей.

Читать еще:  Что такое r признаки дисплазии тазобедренных суставов

Ключевые слова: анемия, витамин В12-дефицитная анемия, дети, железодефицитная анемия, фолиеводефицитная анемия.

Для цитирования: Заплатников А.Л., Османов И.М., Ефимов М.С., Дементьев А.А., Чабаидзе Ж.Л., Майкова И.Д., О.А. Кузнецова, А.С. Воробьева, Е.Р. Радченко, Гончарова Л.В., Гавеля Н.В. Диагностика и принципы лечения дефицитных анемий у детей (в таблицах и схемах) // РМЖ. Медицинское обозрение. 2019. №3. С. 2-5

Diagnosis and treatment principles of deficiency anemia in children (in tables and diagrams)
A.L. Zaplatnikov 1,2 , I.M. Osmanov 2 , M.S. Efimov 1 , A.A. Dementiev1, Zh.L. Chabaidze 1 , I.D. Maikova 2 , O.A. Kuznetsova 2 , A.S. Vorobieva 2 , E.R. Radchenko 2 , L.V. Goncharova 2 , N.V. Gavelia 2

1 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow
2 Z.A. Bashlyaeva Children’s City Clinical Hospital, Moscow

The article highlights the clinical, anamnestic and laboratory properties of iron-deficiency, folic acid-deficiency, and vitamin B12-deficiency anemia in children, based on the data of modern literature and in-house clinical observation analysis. The basic verification principles of the anemic syndrome causes associated with iron, folic acid and vitamin B12 deficiency in children are presented. The fundamental provisions underlying the differential diagnosis between iron-deficiency, folic acid-deficiency, and vitamin B12-deficiency anemia are also reviewed. In addition, the article describes the treatment principles in children with nutritional deficiency anemia. Anemia manifestation in a child determines the need for mandatory cause clarification of this pathological condition. At the same time, timely verification of the anemia etiology allows starting adequate therapy without delay, which determines its effectiveness and improves the child’s life quality as a whole. Late diagnosis and lack of adequate therapy, however, lead to the pathological processes progression. This has a negative impact on the child’s body growth and development and worsens his life quality in general. The authors came to the conclusion that it is necessary to present fundamental provisions for practicing pediatricians on anemia differential diagnosis and treatment associated with iron, folic acid and vitamin B12 deficiency in children, taking into account this problem urgency.

Keywords: anemia, vitamin B12-deficiency anemia, children, iron-deficiency anemia, folic acid- deficiency anemia.
For citation: Zaplatnikov A.L., Osmanov I.M., Efimov M.S. et al. Diagnosis and treatment principles of deficiency anemia in children (in tables and diagrams). RMJ. Medical Review. 2019;3:6–9.

В статье освещены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий у детей. Представлены основные принципы дифференциальной диагностики и лечения указанных дефицитных анемий у детей.

Дифференциальная диагностика ДА у детей

Критерием анемии, независимо от этиологии, является снижение уровня гемоглобина (Hb) ниже возрастной нормы. Так, синдром анемии констатируют, если концентрация Hb в капиллярной крови ниже: 110 г/л — у детей в возрасте от 1 мес. до 5 лет, 115 г/л — у детей 6–12 лет, 120 г/л — у детей старше 12 лет и подростков. Кроме этого, зная уровень Hb, можно определить тяжесть анемического синдрома. Так, для детей, достигших месячного возраста и старше, снижение Нb до 90 г/л является признаком анемии легкой степени, уровень Нb в пределах 70–90 г/л характерен для анемии средней тяжести, а падение Нb ниже 70 г/л определяет тяжелую степень анемии [1–4].
Нозологическая верификация характера анемии проводится на основе анализа клинико-анамнестических данных, результатов лабораторного и, если необходимо, инструментального обследования пациента. Общими клиническими проявлениями анемии, независимо от этиологии, являются повышенная утомляемость, снижение работоспособности, склонность к инфекциям. Среди дополнительных симптомов, которые могут отмечаться при ЖДА, — извращение аппетита и пристрастие к необычным запахам, изменение ногтевых пластин, расслоение ногтей, выпадение волос, атрофия сосочков языка, дисфагия. В свою очередь, при витамин В12-дефицитной анемии имеют место неврологические нарушения (атаксия, парестезии, гипорефлексия и другие проявления фуникулярного миелоза), «лакированный» язык и желтуха. Непрямая гипербилирубинемия может также отмечаться и при фолиеводефицитной анемии (табл. 1).

Наличие желтухи и анемии при этом нередко становится причиной ошибочного заключения о гемолитическом характере анемии, если врач не обращает внимания на отсутствие ретикулоцитоза. Следует отметить, что иктеричность при анемиях, обусловленных дефицитом витамина В12 или фолиевой кислоты, связана с неэффективным эритропоэзом и повышенным разрушением предшественников эритроцитов в костном мозге [1–3, 5–7].
Несмотря на описанные выше симптомы, типичные для конкретных ДА, их клинические проявления могут быть слабо выражены при легкой степени анемии, особенно у детей раннего возраста. В связи с этим этиологическая верификация генеза анемического синдрома проводится на основании не только клинических проявлений и анамнестических данных. Обязательным условием установления диагноза является корректная трактовка результатов лабораторного обследования. При этом минимально достаточным уровнем лабораторного обследования является проведение клинического и биохимического анализов крови.
Хорошо известно, что показаниями к исследованию клинического анализа крови для исключения анемии у детей являются анамнестические (недоношенность, задержка внутриутробного развития, исключительно грудное вскармливание ребенка, если мать имеет хронические заболевания кишечника или является вегетарианкой и др.) и/или клинические факторы риска (геморрагический синдром, синдром мальабсорбции, инфекционно-воспалительные заболевания, желтуха, лимфаденопатия, гепато- или спленомегалия и другие патологические состояния). При оценке результатов клинического анализа крови нельзя ограничиваться только поиском лабораторных признаков анемии. Обязательно должны быть проанализированы все параметры гемограммы (эритроциты и их индексы, ретикулоциты, тромбоциты и их индексы, общее количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, а также абсолютное количество нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов и эозинофилов, СОЭ). Это позволяет уже при первичном обращении пациента очертить круг основных причин выявленной анемии и наметить основные диагностические мероприятия для расшифровки генеза заболевания [1–4].
Так, для ЖДА типичными признаками являются: гипохромия и микроцитоз эритроцитов при нормальном уровне ретикулоцитов, если недостаточное содержание железа в организме обусловлено алиментарными факторами или синдромом мальабсорбции. В тех же случаях, когда ЖДА имеет постгеморрагический генез, гипохромия и микроцитоз эритроцитов будут сопровождаться ретикулоцитозом [1–4]. В свою очередь для анемий, обусловленных недостатком в организме как фолиевой кислоты, так и витамина В12, характерны гиперхромия и макроцитоз эритроцитов, а также ретикулоцитопения (табл. 2).

Кроме этого, при фолиево- и витамин В12-дефицитной анемиях могут встречаться лейко- и тромбоцитопения, гиперсегментация нейтрофилов. С учетом того, что в ряде случаев ДА имеет комбинированный генез, при котором дефицит железа сочетается с дефицитом фолиевой кислоты или витамина В12, типичные гематологические признаки могут не выявляться или быть разнонаправленными. Это определяет необходимость обязательного проведения биохимического анализа крови с определением, кроме общепринятых показателей, таких параметров, как железо, железосвязывающая способность, процент насыщения трансферрина, ферритин, фолиевая кислота и витамин В12 [6, 7]. Особо следует подчеркнуть, что ферритин должен определяться вместе с С-реактивным белком (СРБ). При этом оценивать уровень ферритина можно только в тех случаях, когда значения СРБ находятся в пределах нормативных. Это объясняется тем, что ферритин относится к протеинам воспаления и его уровень повышается при воспалительных процессах в организме. В связи с этим нормальный или высокий уровень ферритина при повышенных значениях СРБ может стать причиной ошибочного заключения об отсутствии железодефицитного состояния [2–4]. Особенности биохимического анализа крови при различных вариантах ДА представлены в таблице 2.

Читать еще:  Физиотерапия при переломе позвоночника

Лечение ДА у детей

Заключение

Только для зарегистрированных пользователей

Федеральные клинические рекомендации по педиатрии

Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям

  1. Аллергический ринит у детей
  2. Атопический дерматит у детей
  3. Аутоиммунный гепатит у детей
  4. Болезнь Гоше у детей
  5. Болезнь «кленового сиропа» у детей
  6. Болезнь Помпе (гликогеноз II типа)
  7. Бронхиальная астма у детей
  8. Бронхолегочная дисплазия
  9. Бронхоэктазы у детей
  10. Вакцинопрофилактика гемофильной инфекции типа b у детей
  11. Вакцинопрофилактика пневмококковой инфекции у детей
  12. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь у детей
  13. Гематурия у детей
  14. Гемолитико-уремический синдром у детей
  15. Гипоспадия у детей
  16. Гликогеновая болезнь у детей
  17. Глутаровая ацидурия тип I у детей
  18. Гомоцистинурия у детей
  19. Детский церебральный паралич у детей
  20. Дефицит ацил-КоА дегидрогеназы жирных кислот с очень длинной углеродной цепью у детей
  21. Дефицит лизосомной кислой липазы у детей
  22. Желчнокаменная болезнь у детей
  23. Изовалериановая ацидемия у детей
  24. Иммунопрофилактика респираторно-синцитиальной вирусной инфекции у детей
  25. Инфекция мочевыводящих путей у детей
  26. Ихтиоз у детей
  27. Кистозный фиброз (муковисцидоз) у детей
  28. Крапивница у детей
  29. Лихорадка без очага инфекции у детей
  30. Метилмалоновая ацидурия у детей
  31. Миастения у детей
  32. Миокардит у детей
  33. Мочекаменная болезнь у детей
  34. Мукополисахаридоз I типа у детей
  35. Мукополисахаридоз II типа у детей
  36. Мукополисахаридоз III типа у детей
  37. Мукополисахаридоз IV типа у детей
  38. Мукополисахаридоз VI типа у детей
  39. Нарушения обмена меди (болезнь Вильсона) у детей
  40. Наследственная тирозинемия I типа у детей
  41. Нефротический синдром у детей
  42. Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) у детей
  43. Острый бронхиолит у детей
  44. Острый бронхит у детей
  45. Острый обструктивный ларингит (круп) и эпиглоттит у детей
  46. Острый тонзиллит у детей
  47. Первичная цилиарная дискинезия у детей
  48. Пищевая аллергия
  49. Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с атонически–астатическим синдромом
  50. Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с гидроцефальным и гипертензионным синдромами
  51. Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом гипервозбудимости
  52. Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипертонуса
  53. Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с синдромом мышечного гипотонуса
  54. Последствия перинатального поражения центральной нервной системы с эпилепсией
  55. Пропионовая ацидурия (ацидемия) у детей
  56. Псориаз у детей
  57. Рассеянный склероз
  58. Пузырчатка у детей
  59. Себорейный дерматит у детей
  60. Синдром Гийена-Барре у детей
  61. Слизисто-кожный лимфонодулярный синдром (Кавасаки) (синдром/болезнь Кавасаки) у детей
  62. Тубулопатии у детей
  63. Хроническая воспалительная демиелинизирующая полинейропатия у детей
  64. Хроническая сердечная недостаточность у детей
  65. Целиакия у детей
  66. Экстрофия мочевого пузыря у детей
  67. Эписпадия у детей
  68. Язвенная болезнь желудка и/или двенадцатиперстной кишки у детей
  69. Язвенный колит у детей
Читать еще:  Что такое грыжа поясничного отдела позвоночника

Клинические рекомендации по педиатрии, а также по другим направлениям медицинской деятельности размещаются после утверждения в общем доступе.

С ними можно ознакомиться:

  • на сайте Федеральной электронной медицинской библиотеки;
  • на сайте профессиональной медицинской ассоциации, рабочая группа которой занималась разработкой документа.

Алгоритм сортировки при поступлении пациента в экстренный терминал детской больницы

  1. Первый этап
  • проводит краткий опрос пациента или законного представителя;
  • оценивает состояние здоровья, используя физикальный метод;
  • определяет, к какой группе отнести пациента.
  1. Второй этап

Полный алгоритм действий, а также готовая для скачивания схема сортировки доступны клиентам и пользователям по демодоступу в Справочной системе «Главный врач».

Минздрав предложил лечить простуду по-новому

Союз педиатров России обновил рекомендации по лечению ОРВИ у детей (а Минздрав их одобрил). Самое главное: витамин С и гомеопатия признаны не эффективными. Что еще рекомендуют врачи и почему это важно, «Только спросить» объясняет ниже.

Автор: Мария Русскова.

ОРВИ — самое частое заболевание в РФ, в прошлом году им болели 18 млн детей. Это в принципе самое распространенное детское заболевание — оно может встречаться больше 8 раз в год даже у здоровых малышей.

Рекомендации для педиатров обновляют регулярно — раз в три года, как и большинство аналогичных документов по другим болезням. Но обновление-2018 получилось кардинальным.

Что хорошего в новых рекомендациях?

Они практически соответствуют принципам доказательной медицины. В них почти нет методов лечения, эффективность которых не доказана исследованиями и не признана мировым медицинским сообществом.

⛔️ Лечить детские ОРВИ больше не рекомендуют:

— антибиотиками (если ОРВИ без осложнений).

— витамином С, так как он не влияет на течение болезни.

⛔️ Препараты, которые не рекомендуют назначать:

— антигистаминные препараты первого поколения (например, «Супрастин»),

— гомеопатические средства (например, «Анаферон»),

— противовирусные препараты с иммунотропным действием (например, «Кагоцел» или «Иммунал»),

Как рекомендуют лечить детскую простуду без осложнений:

— промывать нос физраствором,

— обтирать ребенка водой комнатной температуры,

— если температура выше 39 °С — дать парацетамол или ибупрофен,

— использовать леденцы, пастилки и сосудосуживающие капли в нос (на основе фенилэфрина, оксиметазолина и ксилометазолина) для облегчения боли в горле и насморка.

Что рекомендуют для профилактики простуды:

— вакцинировать детей от гриппа,

— надевать медицинскую маску (из текста рекомендаций не очень понятно, кому именно — больному или здоровому ребенку),

— чаще проветривать помещения,

— отказаться от иммуномодуляторов, растительных препаратов, витамина С и гомеопатических лекарств.

Самый спорный момент документа

Детям с частыми простудами советуют принимать системные бактериальные лизаты. Судя по указанными в рекомендациях кодам лекарственных препаратов, речь идет все о тех же иммуномодуляторах, механизм действия которых на сегодняшний день не уточнен. В зарубежных рекомендациях по профилактике ОРВИ у детей их нет.

Все педиатры обязаны следовать новым рекомендациям?

Это тонкий момент. Клинические рекомендации — в прямом смысле рекомендации, а не нормативные правовые акты. Их разрабатывают на основе научных исследований, но следовать им врачи в России не обязаны.

В Госдуме есть законопроект, предлагающий наказывать врачей за нарушение клинических рекомендаций, однако он пока не принят.

Что делать, если педиатр назначает лечение вопреки рекомендациям?

АНДРЕЙ МАКСИМОВ, заместитель главного врача DOC+ по педиатрии:

«На рекомендациях стоит гриф Минздрава, но написаны они Союзом педиатров. А это — профессиональное сообщество. В России отсутствует законодательство о профессиональных сообществах, поэтому уповать на законность или незаконность ситуации — очень “жидко”».

Если понимаете, что педиатр лечит ОРВИ вопреки новым рекомендациям — например, назначает признанные неэффективными препараты от кашля или сразу выписывает антибиотики — есть два пути.

Уточнить, почему он это делает. Врачи лечат в том числе исходя из собственного практического опыта, поэтому их рекомендации могут отличаться от официальных.

Обратиться к другому врачу. Если ваш педиатр не сумел вас убедить, и вы сомневаетесь в назначенном лечении, попробуйте услышать другое мнение и рекомендации.

А можно прочитать новые рекомендации и всегда самостоятельно лечить ребенка?

АНДРЕЙ МАКСИМОВ, заместитель главного врача DOC+ по педиатрии:

«Не стоит. Помните, что типичные проявления ОРВИ — насморк, температура, чихание, кашель, боль в горле могут быть симптомами и других проблем. И тут важно понять, с чем именно они связаны: с прорезыванием зубов, когда ничего делать не нужно, с серьезным вирусным заболеванием или бактериальной инфекцией. Без педиатра это невозможно. Поэтому ради безопасности ребенка нужен осмотр врачом и его экспертное мнение».

Памятка: когда звонить педиатру

— температура поднялась выше 38 °С,

— она держится дольше 3 дней,

— ребенку хуже, чем обычно бывает при температуре,

— есть сыпь, боль в горле, головная боль, рвота или понос,

— жаропонижающее не помогло спустя 30–40 минут.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector