30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели и задачи лечебной физкультуры

Задачи и цели ЛФК.

1.Оказание положительногоэффекта на нервно-психическую и эмоциональную сферу.

2.Развитие и улучшение внешнего и особенно диафрагмального дыхания.

3.Нормализация функций: моторной, экскреторной, всасывательной и секреторной ЖКТ.

4.Улучшение лимфо — и кровоообращения в брюшной полости и органах малого таза.

5.Укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна.

6.Регуляция внутрибрюшного давления, обеспечивающего профилактику запоров, застойных явлений и спаечного процесса.

Противопоказания к ЛФК:

· период обострения заболевания;

· выраженный болевой синдром;

Гастрит– хроническое воспаление слизистой оболочки желудка, ведущее к атрофии железистого эпителия (при прогрессирующем течении). Заболевание широко распространено, встречается более чем у половины всего взрослого населения. На долю гастрита приходится 85% всех заболеваний желудка.

Этиология:

· хеликобактерная инфекция считается причиной гастритов до 95% случаев (П.Я. Григорьев, 1998), источником является человек – больной или бактерионоситель;

· аутоиммунный фактор, обуславливает гастрит в 15-18% случаев (образование аутоантител к обкладочным клеткам слизистой оболочки желудка);

· дуоденогастральный рефлюкс (заброс в желудок сока поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки, смешанных с желчью);

· лечение некоторыми лекарственными препаратами (салицилаты, противотуберкулезные средства, некоторые препараты, снижающие АД и др.);

· нарушение ритма питание, употребление недоброкачественной пищи, злоупотребление острой, экстрактивной пищей;

· злоупотребление алкоголем, курение;

· эндогенные факторы (хронические инфекции, заболевания эндокринной, легочной, сердечной систем, нарушение обмена веществ, аутоинтоксикация при почечной недостаточности и др.),

Симптомы заболеваниясвязаны с этиологией и преобладающим типом секреции. По функциональному типу выделяют гастриты с нормальной секреторной функцией, гастриты с секреторной недостаточностью и гастриты, обусловленные повышенной секреторной функцией желудка.

1. Для гастритов, обусловленных хеликобактерной инфекцией с преобладанием секреторной функцией желудка характерна язвенно-подобная симптоматика: периодические боли в эпигастрии через 1,5-2 часа после еды; нередко голодные боли (рано утром, натощак); изжога; отрыжка кислым; нормальный аппетит; наклонность к запорам.

2. Характерными жалобами для аутоиммунного гастрита с секреторной недостаточностью являются: ощущение тяжести, полноты в эпигастрии после еды, реже – тупые боли после пищи; отрыжка воздухом, а при выраженной секреторной недостаточности – тухлым, съеденной пищей, горьким; изжога, металлический привкус во рту; плохой аппетит; при выраженной секреторной недостаточности появляются жалобы, обусловленные нарушением функции кишечника (урчание, переливание в животе, неустойчивый стул).

Для лечения гастритов используется медикаментозная терапия, диета, минеральные воды, физиотерапия, ЛФК. Занятия ЛГ проводят на стационарном и санаторно-курортном этапах.

В стационаре больным назначается полупостельный режим в течение 10-12 дней. Первые 5-6 занятий проводят с малой нагрузкой, исключая напряжение брюшного пресса. В процедуру ЛФК включают ОРУ средней интенсивности гимнастические упражнения, упражнения с небольшими отягощениями, обычную ходьбу с ДУ и массаж паравертебральных зон.

Методика ЛГ при хронических гастритах зависит от типа секреции.

Пониженная секреторная функция желудка (гастрит с секреторной недостаточностью): ЛГ применяют с целью общего умеренного воздействия физической нагрузки на организм. Основная направленность ЛГ — регулирование процессов сокоотделения, улучшение обмена веществ, укрепление мышц брюшного пресса, активизация кровообращения в брюшной полости. Для стимуляции секреторной и моторной функций желудка на фоне общеукрепляющих упражнений в занятиях ЛГ применяют специальные упражнения для мышц брюшного пресса в ИП стоя, сидя и лежа с постепенным увеличением нагрузки. Целесообразно использовать упражнения, охватывающие крупные мышечные группы, ДУ, усложненные виды ходьбы, упражнения с гимнастическими предметами и снарядами. Показан массаж живота.

Повышенная секреторная функция желудка: задача ЛГ — нормализация функции вегетативной нервной системы и уравновешивание нервных процессов. Положительный эмоциональный фон — важное условие ЛФК у этих больных. Рекомендуется вводить в процедуру ЛГ более сложные по координации упражнения в сочетании с ДУ. Воздействие на мышцы брюшного пресса должно быть ограниченным. При повышенной секреции желудочного сока больные должны выполнять упражнения с большей нагрузкой, по сравнению с теми, у кого секреция понижена. Интенсивность нагрузки можно повысить, ускоряя выполнение упражнений, увеличивая число повторений, вводя упражнения с отягощением. При умеренной физической нагрузке секреция желудочного сока повышается, а интенсивная мышечная работа уменьшает ее.

В санаторно-курортных условиях широко используют эстафеты в игровой форме (с мячом, булавами, гимнастическими обручами), прогулки, спортивные упражнения (плавание, лыжные прогулки, коньки и др.) и массаж живота (по седативной методике).

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки— хроническое рецидивирующее заболевание, при котором в результате нарушения нейрогуморальных механизмов в желудке и 12-перстной кишке образуются язвы. Заболеванием страдает 6-10% взрослого населения индустриально развитых стран (Е.С. Рысс, Ю.И. Фишзон-Рысс, 1995), причем мужчины болеют в 4 раза чаще, чем женщины.

Причины заболевания не выяснены.

Факторы, предрасполагающие к развитию язвенной болезни:

· наследственная предрасположенность, она выявляется у 30-40% больных;

· инфицирование хеликобактерной инфекцией, отмечается в 80-90% случаев заболевания;

· острые и хронические психоэмоциональные стрессовые ситуации;

· пищевой фактор (нарушение диетических принципов в питании);

· злоупотребление алкоголем, кофе и курением;

· прием некоторых лекарственных препаратов (ацетилсалициловая кислота, нестероидные противовоспалительные средства, глюкокортикоиды, антигипертензивные средства и др.);

· наличие заболеваний, способствующих развитию язвенной болезни (заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, цирроз печени и болезни поджелудочной железы).

В настоящее время принято считать, что язвенная болезнь желудка и 12-персной кишки развивается вследствие нарушения равновесия между факторами агрессии желудочного сока и факторами защиты слизистой оболочки желудка и 12-персткой кишки в сторону преобладания факторов агрессии. В норме равновесие между факторами агрессии и защиты поддерживаются согласованным взаимодействием нервной и эндокринной системы.

Симптомы заболевания:

1. болевой синдром имеет характерную локализацию в эпигастральной области, чаще наблюдаются ночные и «голодные» боли, обострение приходится на весну и осень, причем продолжаются от нескольких дней до 6-8 недель, затем наступает фаза ремиссии;

2. диспепсический синдром – изжога, отрыжка кислым, рвота и тошнота, аппетит обычно хороший.

В период обострения больных госпитализируют. К ЛФК приступают через 2-5 дней после прекращения острой боли.

Задачи ЛФК:

· регулирование процессов торможения и возбуждения в ЦНС;

· нормализация нервно-психического тонуса больного;

· улучшение функций дыхания, кровообращения и пищеварения;

· нормализация окислительно-восстановительных процессов;

· предупреждение осложнений (спайки, застойные явления и др.);

· повышение функционального состояния ОДА;

· выработка необходимых моторных качеств, навыков и умений.

Противопоказания: свежая язва в остром периоде, кровотечение, сильные боли.

В условиях стационара ЛГ выполняется в зависимости от режима, назначенного больному.

1. Постельный режим.

Задачи ЛФК: нормализация функций возбуждения и торможения ЦНС; повышение окислительно-восстановительных процессов; противодействие запорам и застойным явлениям в кишечнике; улучшение кровообращения и дыхания.

· упражнения на расслабление в ИП лежа на спине статического характера (увеличивает тормозящее влияние на ЦНС, улучшает сон);

· брюшное дыхание с небольшой амплитудой (изменяет внутрибрюшное давление, содействует улучшению кровоснабжения и массажу органов брюшной полости, уменьшает спастические явления, нормализует перистальтику);

· движения в мелких и средних суставах конечностей с минимальными усилиями (избегать напряжения пресса);

· статическое напряжение мышц верхних и нижних конечностей в ИП лежа на спине.

2. Палатный режим.

Задачи ЛФК: бытовая и трудовая реабилитация больных; восстановление правильной осанки при ходьбе; улучшение координации движений.

ЛГ проводится в ИП: лежа на спине, сидя, в упоре на коленях.

· углубление диафрагмального дыхания;

· упражнения, улучшающие эвакуаторную функцию желудка;

· допускается кратковременное напряжение мышц брюшного пресса;

· массаж брюшной стенки;

· ходьба в медленном темпе;

· упражнения, для всех мышечных групп с постепенно возрастающим усилием.

3. Свободный режим.

Задачи ЛФК: общее укрепление организма; улучшение крово- и лимфообращения в брюшной полости; восстановление бытовых и производственных навыков.

· упражнения для всех мышечных групп с возрастающим усилием;

· упражнения с отягощением (1,5-2кг);

· упражнения на координацию и равновесие;

· диафрагмальное дыхание с максимальной глубиной;

· подъем по лестнице 4-6 этаж;

· прогулки на свежем воздухе;

· подвижные и спортивные игры.

В условиях санаториев и курортов: УГГ; ЛГ; терренкур; дозированная ходьба; прогулки до 4-5км; спортивные и подвижные игры; зимой ходьба на лыжах.

Холецистит— хроническое полиэтиологическое воспалительное заболевание желчного пузыря, сочетающееся с моторно-тоническими нарушениями (дискинезиями) желчевыводящих путей и изменениями физико-химических свойств и биохимического состава желчи (дисхолией). Заболевание встречается с частотой 6-7 случаев на 1000 населения. Женщины болеют в 3-4 раза чаще, чем мужчины.

Этиология:

1.Наличие вирусной (гепатит) или бактериальной флоры, глистной инвазии, грибковых поражений или другого инфекционного агента.

2.Дуоденобилиарный рефлюкс (заброс сока двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы в желчный пузырь).

3.Токсико-аллергические реакции (на пищевые и бактериальные аллергены).

4.Хронические воспалительные заболевания органов пищеварения (гепатиты, циррозы, заболевания кишечника, болезни поджелудочной железы и др.).

5.Предрасполагающие факторы: застой желчи (дискинезии, ожирение, беременность, психоэмоциональные стрессы, нарушение режима питания, гипокинезия, врожденные аномалии желчного пузыря), дисбактериоз кишечника, нарушения обмена веществ, наследственность.

В основе развития холецистита и дискинезий (нарушение тонуса и моторики) желчевыводящих путей лежит нарушение дуоденальной проходимости. Гипермоторная дискинезия развивается при компенсированной форме нарушения проходимости, этот вид дискинезий позволяет преодолеть препятствие для оттока желчи в виде высокого давления в двенадцатиперстной кишке. Гипомоторная дискинезия развивается при декомпенсированной форме нарушения проходимости.

Симптомы заболевания:

1. боли, локализующиеся обычно в правом подреберье, иногда в подложечной области, через 1,5-2 часа после приема пищи, отдают в правую лопатку и плечо;

2. диспепсия: тошнота, отрыжка горьким, рвота, изжога, метеоризм, нарушение стула;

3. кожный зуд (раздражение нервных окончаний желчными кислотами);

4. психоэмоциональные расстройства (депрессия, быстрая утомляемость, раздражительность, эмоциональная лабильность).

Задачи ЛФК:

  • нормализация деятельности ЦНС;
  • улучшение обмена веществ;
  • улучшение кровообращения в брюшной полости;
  • тренировка полного дыхания;
  • снижение застойных явлений и спастических процессов в желчном пузыре;
  • увеличение подвижности диафрагмы;
  • укрепление мышц брюшного пресса;
  • улучшение оттока желчи в двенадцатиперстную кишку.

Противопоказания:

— увеличение СОЭ, лейкоцитоз.

ЛФК назначается после стихания обострения, при удовлетворительном общем состоянии, применительно к постельному и палатному стационарным режимам, а в санаториях — к щадяще-тренирующему режиму. В условиях стационара используются ЛГ и ходьба, а в санаторно-курортных условиях УГГ, терренкур, игры (бадминтон, настольный теннис), гребля, плавание, ходьба на лыжах. ОРУ и специальные (дренажные) упражнения проводятся в ИП лежа как на левом боку (способствуют лучшему оттоку желчи), так и на правом (обеспечивают массаж печени на счет увеличения экскурсии правого купола диафрагмы). В ЛГ включают наклоны, повороты, круговые движения туловищем в сочетании с движениями рук. Для массажа всех органов брюшной полости и ускорения желчеотделения упражнения из любых ИП следует выполнять с постепенно возрастающей амплитудой и в сочетании с глубоким диафрагмальным дыханием. Необходимо включать упражнение во встречном дыхании. Для усиления желчегонного действия минеральной воды ФУ следует выполнять через 30—40 минут после ее приема. В процедуре ЛГ следует избегать сотрясений и прыжков.

Читать еще:  Что за шишка на колене читать

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8581 — | 7425 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Цели и задачи лечебной физкультуры

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Лечебная гимнастика улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

Различают четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений:

Эти механизмы достаточно подробно описаны в специальной литературе. Мы лишь коротко остановимся на каждом из них.

Механизм тонизирующего влияния. Заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме под влиянием дозированной физической нагрузки. После болезни у ребенка наблюдается доминирование в ЦНС процессов торможения, которое вызвано, с одной стороны, заболеванием, а с другой — принужденным понижением двигательной активности. Уменьшаются функции всех систем организма. Использование специальных и общеразвивающих упражнений содействуют уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. На этом фоне улучшается обмен веществ, увеличивается функция внешнего дыхания и кровообращения, активизируются защитные реакции организма.

Тонизирующее действие физических упражнений обусловлено тем, что двигательная зона коры больших полушарий головного мозга, посылая импульсы опорно-двигательному аппарату одновременно влияет на центры вегетативной нервной системы, возбуждая их. Возбуждение ЦНС и усиление деятельности желёз внутренней секреции стимулирует вегетативные функции: улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, улучшается обмен веществ, повышаются различные защитные реакции. Повышается психоэмоциональное состояние ребенка, улучшается настроение, усиливая действие физических упражнений. Таким образом, оказывается общетонизирующее действие на весь организм ребенка в целом и на определенные органы и системы. Так, дыхательные упражнения улучшают бронхолегочную проходимость и вентиляцию легких, а упражнения для мышц брюшного пресса нормализуют перистальтику кишечника.

Механизм трофического действия. Проявляется в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организме. Под воздействием болезни ухудшаются обмен веществ, кровообращение, дыхание. Физические упражнения в данном случае форсируют обменные процессы, активизируют процессы регенерации, задерживают развитие атрофии мышц и малоподвижности в суставах. Улучшение трофических процессов под воздействием физических упражнений протекает по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Проприоцептивные импульсы стимулируют нервные центры обмена веществ и перестраивают функциональное состояние вегетативных центров, которые улучшают трофику внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Систематическое выполнение физических упражнений способствует восстановлению нарушенной регуляции трофики, что часто наблюдается в процессе болезни. Так, при сахарном диабете трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что усиливается потребление мышцами глюкозы и уменьшается ее содержание в крови. При легких формах сахарного диабета это позволяет снизить уровень сахара до нормальных величин.

Механизм формирования компенсаций. В процессе лечения и реабилитации больных действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций. Компенсация — это временное или постоянное замещение нарушенных функций. Нарушение функций при травмах и заболеваниях возмещаются тем, что изменяется или усиливается функция повреждённого органа или других органов и систем, замещая или выравнивая нарушенную функцию. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаций, которые становятся более совершенными. Формирование компенсаций представляет собой биологическую закономерность. Регуляция процессов компенсации происходит рефлекторным образом. Так, при нарушениях дыхательной системы появляются одышка, тахикардия. Под действием физических упражнений укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность диафрагмы, ребер и как следствие закрепляются навыки глубокого и редкого дыхания. Компенсации подразделяются на временные и постоянные. Временные компенсации — это приспособление организма на какой-то определённый период (болезни и выздоровления) — например, усиление диафрагмального дыхания при операции на грудной клетке.

Постоянные компенсации необходимы при безвозвратной утрате или резком нарушении функции. Например, подтягивание и переставление прямой ноги (в ортопедическом аппарате и без него) за счёт мышц таза и туловища при параличе ног (вследствие травматического повреждения спинного мозга).

Механизм нормализации функции. Нормализация функций — это восстановление функций как отдельного повреждённого органа, так и организма в целом под влиянием физических упражнений. Систематическая физическая тренировка восстанавливает ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, а также способствует восстановлению двигательных расстройств. После клинического выздоровления ребенку требуется еще определенное время для восстановления пострадавшей функции организма. Правильно подобранные и точно дозированные физические упражнения в этот период позволяют нормализовать деятельность основных систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной, создают условия для их оптимального функционирования. Вот почему так важно начать занятия лечебной гимнастикой впервые же дни после возвращения ребенка в сад. Эффект от таких занятий будет значительно выше, нежели в случае, если они начнутся через две недели. Лечебное действие физических упражнений многообразно и проявляется комплексно.

Программа лечебной гимнастики строится на принципах:

· Принцип индивидуальности — методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза, стадии заболевания, функциональных возможностей, индивидуальных особенностей ребёнка, за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;

· Принцип систематичности — является основой лечебно-восстановительной тренировки в период реабилитации, который длится порой несколько месяцев. Только систематически применяя различные средства реабилитации, можно обеспечить оптимальное для каждого ребёнка воздействия на организм, способствующее улучшению его функционального состояния;

· Принцип длительности — применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

· Принцип разнообразия и новизны — В процессе занятий 10-15 % физических упражнений должны обновляться, а 85-90 % — повторяться для закрепления результатов лечения, обновление физических упражнений через 2-3 недели.

· Принцип постепенности — Постепенное увеличение физической нагрузки — по объёму, интенсивности, количеству выполняемых упражнений, числу повторений, степени сложности упражнений, продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;

· Принцип цикличности — чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление, включение в комплекс ЛФК дыхательных упражнений для изменения плотности занятия.

· Принцип регулярности — Регулярное применение физических упражнений — ежедневно или несколько раз в день, дробными дозами.

· Принцип доступности — Осуществляется на основании оценки врачом или методистом ЛФК уровня физической подготовленности больного и клинического течения болезни.

· Принцип наглядности — При обучении больных физическим упражнениям осуществляется с помощью зрительного восприятия (показа). Показ физических упражнений делает словесное объяснение инструктора более понятным и помогает больному правильно выполнять упражнения.

· Принцип сознательности и активности — Только сознательное и активное участие самого больного в процессе лечения создаёт у него необходимый эмоциональный фон и психологический настрой, что повышает эффективность применения ЛФК.

Предполагается, что результатом внедрение программы физической реабилитации будет уменьшение% детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата и стопы, укрепление мышечной системы, особенно показателей силы кисти, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.

Цель и задачи ЛФК

Целью лечебной гимнастики является формирование, исправление деформации стоп и укрепление мышц стопы и голени.

Оказать общеукрепляющее воздействие на организм ребёнка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада

Задачи лечебной гимнастики делятся по периодам.

В первом периоде (щадящий или подготовительный):

1. предупреждение возможных осложнений,

2. стимуляция процессов регенерации,

3. профилактика застойных явлений.

Второй период (функциональный или основной):

1. ликвидация морфологических нарушений,

2. восстановление функции повреждённого органа,

3. формирование компенсаций.

Третий период (тренировочный или заключительный):

1. ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений,

2. адаптация к производственным и бытовым нагрузкам,

3. повышение уровня общей работоспособности.

Основные задачи программы:

1. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

2. Своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния опорно-двигательного аппарата;

3. Формирование и закрепление навыка правильной осанки;

4. Обучение детей правильному дыханию.

5. Повышение неспецифической реакции организма.

6. Приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нём.

7. Удовлетворение естественной биологической потребности в движении.

Цели, средства и задачи ЛФК

Лечебная физкультура (ЛФК) представляет собой цикл физических упражнений, целью которых является терапия и профилактика различных патологий. Лечебная физкультура включается в процесс реабилитации больных с инфекционными заболеваниями, травмами, в послеоперационном периоде. Назначением лечебной физкультуры занимается специалист, который сможет подобрать наиболее актуальные и эффективные упражнения. В Юсуповской больнице инструкторы ЛФК являются опытными специалистами, которые занимаются устранением патологий различной сложности. Обращаясь в Юсуповскую больницу, пациент получает качественные медицинские услуги, которые способствуют скорейшему выздоровлению.

Цели и задачи ЛФК

Лечебная физкультура включает в себя упражнения физической культуры, которые способствуют восстановлению органов и систем организма. Целью лечебной физкультуры является:

  • усиление терапевтического эффекта при различных патологиях;
  • укрепление оборонительных свойств организма;
  • общее оздоровление;
  • внушение уверенности в своих силах;
  • улучшение настроения.

Лечебную физкультуру используют в лечении инфекционных заболеваний (например, при пневмонии), переломах, растяжениях и других травмах, после инсульта, инфаркта, трансплантации, хирургических операций и др. ЛФК также эффективна при неврологических и психологических расстройствах. Она показывает хороший результат в лечении хронической депрессии.

Читать еще:  Что такое пупочная грыжа

Упражнения отличаются в зависимости от заболевания и требуемого терапевтического эффекта. Их задачей может быть общее укрепление организма или разработка определенной части тела. В связи с этим упражнения делят на общие и специальные. Поэтому очень важно, чтобы назначением лечебной физкультуры занимался профессионал. Подбирая занятия, инструктор ЛФК Юсуповской больницы учитывает следующие моменты:

  • характер патологии, ее стадия;
  • возраст пациента;
  • особенности его организма, наличие сопутствующих заболеваний;
  • физические возможности.

Лечебная физкультура позволяет улучшить подвижность суставов, нормализовать питание мышц, улучшить обменные процессы в тканях, сбросить лишний вес, укрепить здоровье и повысить тонус. ЛФК замедляет или полностью останавливает прогрессирование заболевания, значительно ускоряет сроки лечения, повышает эффективность комплексной терапии. Упражнения ЛФК также используют для профилактики различных патологий. Регулярные занятия лечебной физкультурой способствуют исключению рецидива уже пролеченного заболевания и укрепляют организм.

Средства и методы ЛФК

Лечебная физкультура может охватывать различные средства физического воспитания. Она может сочетать разные виды спорта, активные игры, лечебную гимнастику. Лечебная физкультура может включать:

  • статические и динамические движения;
  • ходьбу;
  • бег;
  • плаванье;
  • лыжи;
  • греблю;
  • дыхательную гимнастику;
  • элементы восточной гимнастики и единоборств;
  • элементы различных танцев и многое другое.

Занятия лечебной физкультурой в Юсуповской больнице могут проводиться в группах или индивидуально, с помощью спортивных снарядов и без них. Некоторые упражнения предполагают использование гантелей, эспандера, гимнастической палки, мяча и др. Также лечебная физкультура может выполняться на специальных тренажерах.

В занятиях лечебной физкультурой важно четко выполнять требования инструктора и не пропускать занятия. Стабильные тренировки способствуют постепенной адаптации к нагрузкам, повышают выносливость организма. Лечебная физкультура обязательно выполняется курсом. Не стоит ждать эффект после третьего-четвертого занятия, должно пройти минимум десять занятий. В некоторых случаях реабилитация может занимать месяцы (например, при переломе шейки бедра, после инсульта). Реабилитация с помощью ЛФК происходит плавно, а ее результат закрепляется надолго.

Лечебная физкультура в Москве

Эффективные занятия лечебной физкультурой проводят в центре ЛФК Юсуповской больницы. Это многопрофильная больница, где выполняют лечение неврологических, сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, нарушений опорно-двигательного аппарата любой сложности. В Юсуповской больнице работает квалифицированный персонал, который предоставляет медицинские услуги наивысшего качества.

Инструкторы ЛФК являются профессиональными реабилитологами, владеющими современными методами терапии и профилактики различных патологий. Инструкторы внимательно относятся к каждому пациенту и используют индивидуальный подход при составлении курса занятий. Работая совместно с основным лечащим врачом (терапевтом, неврологом и др.), инструктор ЛФК хорошо изучает историю болезни пациента, что дает возможность подобрать наиболее оптимальные упражнения.

В начале курса инструктор объясняет выполнение каждого движения, делает их вместе с пациентом. Далее инструктор контролирует правильность выполнения упражнений пациентом самостоятельно. В процессе занятий могут вноситься корректировки для достижения максимально комфортной тренировки. Пройдя курс занятий с инструктором, пациент сможет при необходимости и для профилактики выполнять упражнения в домашних условиях.

Занятия с инструкторами Юсуповской больницы позволяют получать максимальный терапевтический эффект. Регулярные тренировки помогут быстро восстановиться организму и значительно улучшить качество жизни.

Получить информацию о работе клиники реабилитации, записаться на прием к инструктору ЛФК, реабилитологу и любому другому специалисту можно по Юсуповской больницы.

Цели, задачи и программа ЛФК для дошкольников и детей

Огромной проблемой современных детей является сидение за компьютером, снижение количества времени, посвященного подвижным играм и спорту.

Между тем, физическая активность – непременное условие развития здорового организма, формирования правильной осанки, повышения иммунитета и выносливости.

Наиболее удобная форма занятий – в дошкольных учреждениях, где обеспечивается максимальный охват детского населения.

Причины внедрения в детсадах

  1. Значительное ухудшение состояния здоровья детей, как новорожденных, так и дошкольного возраста.
  2. Ухудшение общей экологической обстановки, провоцирующей снижение детского иммунитета.
  3. Повышенная занятость родителей по месту работы и их некомпетентность в проблемах детского здоровья, не всегда удобный режим работы кабинетов ЛФК при поликлиниках.

Цели и задачи

Разными авторами разработаны программы ЛФК для дошкольников. Все они объединены сходными целями и задачами.

Основная цель программ – формирование личности, обладающей физическим и психическим здоровьем, раскрытие творческих способностей ребенка, укрепление здоровья.

  • привитие детям здорового образа жизни;
  • профилактика развития нарушений осанки, формирования плоскостопия;
  • выработка выносливости и силы мышц, координации движений;
  • укрепление сердца, сосудов, органов дыхания.

Формы занятий с детьми

Каждое занятие можно подразделить на несколько частей:

  1. Вводная или организационная часть. Состоит из бесед об укреплении здоровья, небольших заданий в форме игры, упражнений, корректирующих осанку и плоскостопие. Всего 7 минут. Выполнять в медленном или умеренном темпе.
  2. Главная часть. Формирование различных навыков движения – жизненно необходимых и специализированных. Улучшение волевых качеств, укрепление мышц. Состоит, в том числе, из упражнений лежа, подвижных игр. Количество повторов необходимо увязывать с самочувствием детей. Общая продолжительность – 12 минут.
  3. Заключительная часть – 3 минуты. Расслабляющие и отвлекающие упражнения, воспитывающие координацию, внимание, гимнастика для восстановления дыхания, спокойные игры.

Кроме гимнастики должна быть создана комплексная система физических упражнений. В течение всего дневного времени пребывания в детском саду необходимо поддерживать двигательную активность – физкультурные минутки, гимнастика для пальчиков, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные развлечения, праздники, лечебно-корригирующие упражнения, массаж.

Профилактические мероприятия и лечение плоскостопия должны выполняться различными способами:

  • занятия босиком (содержат дополнительный закаливающий эффект);
  • ходьба по коврикам для массажа, ребристым дорожкам, песку, мелкой и крупной гальке,
  • использование наклонных поверхностей.

При этом происходит формирование свода стопы, результатом чего является уменьшение болей в ногах, развивается рессорная функция стоп, происходит укрепление всех мышц ног, совершенствуется координация движений.

Детям до 5 лет

Малышам, начинающим осваивать спортивные упражнения, рекомендуются подвижные игры и гимнастические упражнения. Предпочтение отдается кувыркам, стойкам, прыжкам, которые дети всегда выполняют с удовольствием. Одновременно они способствуют умственному, эмоциональному развитию. Занятия можно проводить с использованием веревок, мячей, обручей, других предметов. Музыка внесет в атмосферу гимнастики комфортный эмоциональный фон.

Комплекс упражнений для дошкольников 3-4 лет:

  1. Развести ноги на ширину плеч, стоя на полу. Производить наклоны с поднятыми вверх руками. Выполнить 6 раз.
  2. Присесть и выполнять имитацию сбора цветов, грибов или ягод, выпрямиться. Повторить 6 раз.
  3. Лечь на спину. Перевернуться на живот, опять на спину. Повтор 6 раз, чередуя стороны.
  4. В положении стоя руки свести перед грудью. Прыгать на месте.
  5. Упражнение «велосипед», лежа на спине.
  6. Присесть, показать руками клевание зерен птичками. Затем выпрямиться. Выполнить 6 раз.

Комплекс упражнений для дошкольников 4-5 лет:

  1. Позиция стоя, руки на поясе. Поворачивать туловище в разные стороны с одновременным разведением рук.
  2. Сесть на пол, скрещивая ноги «по-турецки». Наклониться вперед, хлопая руками по полу, прогнуться еще ниже с повторным хлопком, выпрямиться.
  3. Лечь на спину, руки за затылком, локти поднять вверх. Выполнять повороты на бок и обратно на спину.
  4. Встать, руки на пояс. Прыжки с одновременным поворотом вокруг своей оси.
  5. В положении стоя держать перед собой мяч в опущенных руках. Приседания с подниманием мяча в вытянутых вперед руках. Держать спину прямо, смотреть на мяч.
  6. В этом же положении держать мяч в одной руке. Поднимая руки прямо перед собой, перекладывать мяч в другую руку.

Детям 5-7 лет

В старшем дошкольном возрасте задачи физкультуры меняются. Она должна помочь подготовить организм к школьным нагрузкам. Дети уже владеют всеми видами движений, хорошо координированы, могут выполнять усложненные упражнения. Но развитие опорно-двигательной системы продолжается. Гимнастический комплекс должен содержать наклоны, бег, прыжки, приседания и т. д. Занятия нужно строить в увлекательной форме, чтобы дети получали максимум удовольствия от физкультуры.

Упражнения для дошкольников 5-7 лет:

  1. Встать, развести ноги на ширину плеч, руки опустить. Наклон вперед с попыткой достать пятку правой ноги. После выпрямления – пятку другой ноги. При выполнении упражнения ноги можно слегка сгибать в коленях.
  2. Руки протянуть вперед. Поднять ногу, согнутую под прямым углом, носок оттягивать вниз. Одновременно руки отводятся назад махом. Повторять 5 раз, чередуя ноги.
  3. Позиция – стоя лицом к стене, руками упереться в стену перед грудью. Наклон до пола с перебором руками по стене, выпрямиться аналогичным образом.
  4. Стоя лицом к стене, руки держать на поясе. Поднять согнутую ногу, коснуться стены ступней, выпрямиться, повторить с другой ногой.
  5. Встать спиной к стене, руки в стороны. Спина и ладони должны прикасаться к стене. Прямые руки ножницами скрестить впереди, вернуться в первоначальное положение.

Врачебный контроль

Контроль со стороны медицинского персонала проводится в сентябре, когда начинается отчетный период, и в мае. Результаты проверок определяют воздействие ЛФК на организм детей. Положительный эффект означает улучшение физических показателей. Всего проводится несколько типов контроля:

  1. Предварительный. Устный опрос для получения сведений о накопленных знаниях и навыках, мониторинг физических показателей.
  2. Периодический. Выполняется путём периодической проверки хода занятий наблюдением.
  3. Итоговый. Контрольные испытания и проверка преподавателем физкультуры и медицинским персоналом.

Чему должен научиться ребенок:

  1. Знания. Дошкольник должен знать, как вести себя на занятиях лечебной физкультурой, что такое ЛФК, ее роль в физическом развитии и здоровье. Какова должна быть правильная осанка. Как и для чего принимать воздушные и солнечные ванны. Требования гигиены при выполнении ЛФК, в том числе в домашних условиях. Усвоить правила игр, предложенных на занятиях.
  2. Умения. Четко выполнять все физические упражнения, делать их самостоятельно дома. Играть в любые подвижные игры.

Дети должны продемонстрировать правильное выполнение спортивных упражнений из любых позиций, дыхательную гимнастику. На основании проверки будет зафиксирован рост физических показателей ребенка.

Заключение

Под влиянием ЛФК происходит стимуляция функционирования организма, независимо от направленности конкретных упражнений, благодаря усилению процессов обмена веществ. Улучшается подвижность всех суставов, снижаются воспаления, ускоряется заживление ран. Помимо того, развиваются волевые качества, выносливость, организм закаливается.

Читать еще:  Что такое полиартрит и чем он отличается от артрита

Вопрос 21 Лечебная физическая культура (цель и задачи)

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Термином ЛФК обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения. Цель ЛФК— лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, — обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Формы ЛФК: утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), дозированная ходьба, оздоровительный бег лечебное плавание, трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе, игры, спортивные игры, ближний туризм и т.д. Итак, инструмент лечебной физкультуры — физические упражнения. Лечебный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении и при достаточной интенсивности воздействия. Очень важно весь период лечения разбить на периоды, что позволит определить задачи. Такие периоды называются “периоды лечебного применения физических упражнений”. Различают три периода лечебного применения физических упражнений. I период соответствует фазе мобилизации организмом физиологических механизмов борьбы с болезнью и фазе формирования временных компенсаторных механизмов. Основная задача ЛФК упражнений в этот период — стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, профилактика осложнений. II период соответствует фазе обратного развития изменений, вызванных болезнью, и формированию постоянных компенсаций при необратимости этих изменений. Основные задачи ЛФК в этот период — содействие быстрейшей ликвидации обнаруженных нарушений, а в некоторых случаях — формирование постоянных компенсаций. III период соответствует периоду выздоровления. Основные задачи ЛФК в этот период: ликвидация выявленных остаточных нарушений, восстановление адаптации к привычным производственно-бытовым психофизическим нагрузкам и условиям.

Вопрос 22 Медицинский контроль в процессе занятий физическими упражнениями

Особое место при проведении педагогического контроля занимает медицинское обеспечение — одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности проведения учебно-тренировочных занятий. Медицинское обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде медицинского контроля. Медицинский контроль — научно-практический раздел медицины, изучающий вопросы физического развития, функционального состояния и состояния здоровья человеческого организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Медицинский контроль является основным разделом спортивной медицины, имеющей свои четко определенные принципы и задачи. Главная задача медицинского контроля — обеспечение правильности и высокой эффективности учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Задача медицинского контроля — ознакомить студентов с основными вопросами медицинского контроля. Выполнение этой задачи облегчается тем, что на практических занятиях студенты уже получают некоторые представления об основных методах контроля. Однако, следует учитывать, что в настоящее время все большее число людей, причем, различного возраста охвачено занятиями физическими упражнениями и спортом. Это обстоятельство требует от них более глубоких знаний в области медицины, поскольку не все из них находятся под контролем преподавателя-тренера на занятиях (чаще) или врача (реже). Цель медицинского контроля является всемерное содействие эффективности процесса физического воспитания, правильному использованию средств физической культуры. Он призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Медицинский контроль является обязательным условием предупреждения травматизма, сохранения здоровья человека, долголетия, творческой активности и осуществляется в соответствии с «Положением о медицинском контроле за физическим воспитанием в вузе».

Основные задачи медицинского контроля:

определение состояния здоровья занимающихся и решение вопросов допуска их к занятиям в различных формах и группах;

осуществление медицинского контроля на занятиях по физическому воспитанию и спортом;

диагностика функционального состояния;

оценка физического развития и выявление заболеваний и травм;

медицинское обеспечение соревнований;

агитация и пропаганда физической культуры среди населения.

Медицинский контроль в вузе проводится в следующих формах:

регулярные медицинские обследования и контроль лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий;

медико-санитарное обеспечение массовых оздоровительных и спортивных мероприятий (в спортивных лагерях и на учебно-тренировочных сборах);

профилактика спортивного травматизма и заболеваний;

санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

Для занимающихся физическими упражнениями и спортом по государственным программам (согласно учебному расписанию) медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год -первичное. -Для занимающихся спортом 3-4 раза в год.

Ежегодные медицинские осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физического развития и функциональных способностей важнейшие систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой медицинского контроля распределение занимающихся на группы:

основную (без отклонений в состоянии здоровья);

подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью);

специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничение физических нагрузок)

Оно позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровы занимающихся.

Занятия физическими упражнениями должны проводиться под контролем врача, но прежде всего под контролем тренера-преподавателя по физическому воспитанию. Врачебно-педагогические наблюдения непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий позволяют выяснить условия и методику занятий, подготовленность занимающихся, выполнение ими гигиенических правил, определить недочеты в организации учебных занятий, позволяют обеспечить всестороннее физическое развитие студентов.

На соревнованиях медицинское обслуживание осуществляют спортивные врачи. На соревнованиях они входят в состав судейской коллегии. Без врача ни одно соревнование не может проводиться.

Средства ЛФК на стационарном этапе восстановительного лечения

Общие задачи ЛФК

Общетонизирующее воздействие: стимуляция обменных процессов, повышение нервно-психического тонуса, восстановление и повышение толерантности к мышечной работе; профилактическое воздействие: улучшение функции внешнего дыхания, овладение навыками управления дыханием, уменьшение интоксикации, стимуляция иммунной системы, повышение защитной функции дыхательных путей; патогенетическое (лечебное) воздействие: коррекция механики дыхания, ускорение рассасывания при воспалительных процессах, улучшение бронхиальной проходимости, снятие или уменьшение бронхоспазма, регуляция функции внешнего дыхания и увеличение его резервов.

Для каждого больного строю индивидуально подбираются средства, формы и методы ЛФК, которые помогут обеспечить лечебный эффект. Обычно бывает не более 4 лечебных задач в каждом случае; наряду с ними ставят общие и профилактические цели.

Противопоказания для занятий ЛФК

Двигательный режим. Постельный режим.

Задачи ЛФК:
• восстановление дыхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции и увеличения насыщения артериальной крови кислородом путем снижения напряжения дыхательной мускулатуры; выработки нормальных соотношений дыхательных фаз; развития ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом; увеличения дыхательных экскурсий диафрагмы;
• развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем укрепления дыхательной мускулатуры и увеличения подвижности грудной клетки;
• улучшение функции системы кровообращения;
• адаптация сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем к возрастающей физической нагрузке.

И.п. — лежа на спине, на боку, сидя на кровати, опустив ноги.

Средства ЛФК:
физические упражнения, преимущественно изотонические, охватывающие мелкие и средние мышечные группы: дыхательные упражнения статические и динамические, произвольно управляемое (локализованное) дыхание. Нагрузки малой интенсивности.

Кроме того, используют утреннюю гигиеническую гимнастику, самостоятельные занятия, массаж (поглаживание и растирание). ЛГ и утреннюю гигиеническую гимнастику проводят индивидуальным и малогрупповым методами.

Полупостельный, или палатный, режим

• улучшение функций сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем;
• дальнейшая адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

И.п. — сидя на стуле и стоя.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогично постельному режиму), постепенно включают упражнения для мышц и суставов плечевого пояса, конечностей и позвоночника. Используют гимнастические снаряды и предметы (палки, булавы, мячи, амортизаторы и др.). Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; 1:2. Для стимуляции экстракардиальных факторов кровообращения, влияния на дыхательную мускулатуру, улучшения отхождения мокроты проводят массаж мышц спины, конечностей, передней и боковых стенок грудной клетки.

Свободный режим

Задачи ЛФК:
• восстановление функции внешнего дыхания;
• дальнейшая адаптация сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем к возрастающей физической нагрузке;
• подготовка больного к бытовым и профессиональным нагрузкам.

И.п. — сидя, стоя; свободное передвижение.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп и суставов в сочетании с дыхательными упражнениями. Используют гимнастические снаряды и предметы. Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; 1:2. Физические нагрузки средней интенсивности.

Целесообразно использовать элементы спортивных игр, дозированную ходьбу в темпе от 60 до 90 шагов в минуту, велотренировки, тредмил, трудотерапию.

Если при велоэргометрической пробе толерантность к мышечной работе ниже 50 Вт, тренировки противопоказаны. Больные, имеющие толерантность к мышечной работе 75 Вт и выше, тренируются на велотренажере или тредмиле по следующей схеме: 5 мин — 25 Вт; 5 мин — 50 Вт; 5 мин — 25 Вт, скорость вращения педалей 60 об./мнн. После тренировки рекомендуется ходьба со скоростью 60 шагов в минуту. Цикл велотренировок продолжается не менее 2 нед.

При повышении толерантности к мышечной работе можно проводить повторный цикл тренировок (в поликлинических условиях) с увеличением каждой нагрузки на 15-25 Вт. Критерием адекватности нагрузки при тренировках является отсутствие признаков ее непереносимости. Эта величина не должна превышать подпороговую или соответствовать формуле: 180 — возраст (в годах). Например, у больного 40 лет физическая работоспособность 100 Вт. Во время тренировки ЧСС не должна превышать 140 в минуту, что соответствует нагрузке средней интенсивности. Период восстановления после тренировки не должен продолжаться более 5—7 мин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector